Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Пластилинография» для детей 5-7 лет
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр технического творчества»
Принята на заседании методического совета от___________ Протокол № | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБ УДО «ЦТТ» _________ М.А. Литвинцева _______________________________ |
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа
«Пластилинография»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель: Магарламова Ольга Викторовна,
педагог дополнительного образования
г. Бородино 2021 год
Характеристика программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – «Пластилинография»
Направленность программы – социально – педагогическая
Возраст учащихся – 5 – 7 лет
Срок реализации – 1 год
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 академических часа
Особенность состава – постоянный
Форма обучения – очная
Особенность организации образовательного процесса – традиционная
По степени авторства – модифицированная
По уровню освоения - базовый
Нормативная база
1.Федеральный закон от 29.12 2012 № 273 «Об образовании в РФ»
2.Распроряженя Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развитии дополнительного образования детей»
3.Постановления Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы, образовательных организаций дополнительного образования детей»
4.Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Программа основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку, игровых принципах построения занятий, а также совместной деятельности взрослого и ребенка. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей. В процессе занятий осуществляется всестороннее развитие детей.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно
отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для
всестороннего развития школьников, способствует эстетическому и
нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что
рисовать можно как с помощью красок, карандашей, фломастеров, так и
используя нетрадиционную художественную технику – пластилинографию.
Сама техника универсальна, она позволяет быстро достичь желаемого
результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его
более разнообразным, увлекательным и интересным.
Пластилинография позволяет решать не только практические задачи,
но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне
развивать личность ребенка. Дети не только получают знания, умения,
навыки, но и одновременно закрепляют информацию, полученную на
занятиях по экологии, рисованию, знакомятся с миром
разных предметов в процессе использования нетрадиционного материала
(бросового), что способствует расширению возможности изобразительной
деятельности детей.
Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в социально – педагогической деятельности.
Пластилинография (или пластилиновая живопись) — это новая интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин с применением нетрадиционных техник и материалов.
Чем чаще ребенок моделирует, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.
Педагогическая целесообразность программы
На занятиях пластилинографией у детей развиваются психические
процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие,
пространственная ориентация, сенсорная координация, то есть те школьно-
значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а
также творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою
работу и доводить ее до конца. В процессе занятий воспитывается культура
общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность,
уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, умение
работать в сотворчестве. Чем глубже познается этот вид изобразительного
творчества, тем больше радости приносит он практикующим.
Педагогическая целесообразность заключается в особой ценности
использования этой технологии для развития мелкой моторики у детей
младшего школьного возраста. Пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы служат ладошки и пальчики ребенка. При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев. Совокупность этих факторов позволяет рекомендовать эту технику не только как развивающую, но и как коррекционную – для проведения реабилитационных занятий с детьми после травмы или с дефектом речи.
Программа разработана с учетом следующих принципов:
1.Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Адресность программы:
Программа предназначена для детей школьного возраста возраста 7-9 лет.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Форма занятий – групповая. Наполняемость в группах составляет 12 человек.
Занятия проводятся:
2 раза в неделю по 2 академических часа (структура проведения занятия определяется в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН: - для детей 5-7 лет), 144 часа в учебный год.
Форма обучения – очная
Формы обучения:
-практическое занятие;
-беседа;
-выставка
На учебных занятиях доминирует самостоятельная практическая работа.
При работе с детьми используются развивающие педагогические технологии, позволяющие добиться положительной динамики в обучении и воспитании.
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей.
Традиционные технологии обучения являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулирует развитие речи учащихся. Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающегося обучения.
Личностно – ориентированные технологии направлены на организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально – активные черты обучающихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Методы обучения:
Словесный (беседа, объяснение, рассказ), наглядный (показ работ, схем, показ приемов работ), практический (практическое выполнение трудовых заданий).
Среди методов воспитательного воздействия используются поощрения, совместная рефлексия, позитивная обратная связь.
1.2. Цель и задачи:
Цель: - создание условий для творческого развития учащихся, его самореализации и социальной адаптации средствами рисунка пластилином.
Задачи программы:
-способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
-формировать и развивать навыки ручного труда;
-воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
-воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира;
-формировать умение рисовать пластилином предметы конструктивным и комбинаторным способами.
-формировать технические умения и навыки работы с разнообразным пластилином для лепки.
1.3.Содержание программы:
Учебный план 1-й год обучения, занятия 2 раза в неделю по 2 часа
№ | Название разделов | Общее кол-во часов | Кол-во теоретических часов | Кол-во практических часов | Форма аттестации |
1. | Знакомство с пластилинографией. | 2 | 1 | 1 | Тест |
2. | Мозаичная пластилинография (выкладывание работ пластилиновыми шариками) | 47 | 14 | 33 | Контрольное занятие |
3. | Контурная пластилинография (выкладывание работ пластилиновыми колбасками) | 46 | 14 | 32 | Контрольное занятие |
4. | Обратная аппликация. | 25 | 8 | 17 | Контрольное занятие |
5. | Декорирование с помощью пластилина. | 24 | 6 | 18 | Контрольное занятие |
| ИТОГО: | 144 | 44 | 100 | |
Содержание учебного плана
«Знакомство с пластилинографией» (2 часа):
Теория 1 час) - знакомство обучающихся с техникой безопасности в объединении, с правилами работы с пластилином, основными техниками работы.
Практика (1 час) – выполнение основных фигур, знакомство с разными техниками работы с пластилином.
Форма контроля – тест
Мозаичная пластилинография (выкладывание работ пластилиновыми шариками» (47 часов):
Теория (14 часов) – знакомство обучающихся с такой техникой пластилинографии, как выкладывание пластилиновыми шариками.
Практика (33 часа) – работа по формированию навыков работы в технике выкладывание пластилиновыми шариками. Создание выразительного образа посредством цвета и объема.
Форма контроля – контрольное занятие.
Контурная пластилинография (выкладывание работ пластилиновыми колбасками» (46 часов):
Теория (14 часов) – знакомство обучающихся с такой техникой пластилинографии, как выкладывание пластилиновыми колбасками, особенностями их изготовления.
Практика (32 часа) – работа по формированию навыков работы в технике выкладывание пластилиновыми колбасками: скатывание длинных колбасок, деление их стекой на равные части, перекручивание пластилиновых колбасок в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
Форма контроля – контрольное занятие.
«Обратная аппликация» (25 часов):
Теория (8 часов) – знакомство обучающихся с такой техникой обратной аппликации, правилами работы в данной технике.
Практика (17 часов) – работа по формированию навыков в технике обратной аппликации, проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи. Итоговой задачей является самостоятельно выполнение работы. Создание выразительного сюжета в полу объёме использование нетрадиционной техники рисования пластилином.
Форма контроля – контрольное занятие.
«Декорирование с помощью пластилина» (24 часа):
Теория (6 часов) – Создание композиции из отдельных деталей.
Практика (18 часов) – Совершенствование формообразующих движений рук в работе с пластилином. Изготовление поделок с использованием пластилина, как средства декорирования.
Форма контроля – контрольное занятие.
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата проведения занятия | Тема занятия | Кол-во часов | | Форма занятия | Форма контроля | примечание | |||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
теория | практика | | ||||||||||||||||||
1. | | Знакомство с пластилинографией | 1 | 1 | | | | | ||||||||||||
| | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Знакомство с основными фигурами. | 1 | 1 | теория | тест | | | ||||||||||||
| | | | | | | ||||||||||||||
| | | | | | | ||||||||||||||
2. | | Мозаичная пластилиногрвфия (выкладывание работ пластилиновыми шариками). | 14 | 33 | | Контрольное занятие | | | ||||||||||||
| | Знакомство с техникой. | 1 | 1 | теория | | | | ||||||||||||
| Изделие «Листья» | 2 | 6 | практика | | | | |||||||||||||
| Изделие «Грибы» | 2 | 5 | практика | | | | |||||||||||||
| Изделие «Транспорт» | 2 | 5 | практика | | | | |||||||||||||
| Изделие «Игрушки » | 2 | 5 | практика | | | | |||||||||||||
| Изделие« Животный мир» | 2 | 6 | практика | | | | |||||||||||||
| Изделие «Растительный мир» | 2 | 4 | практика | | | | |||||||||||||
| Контрольное занятие | 1 | 1 | практика | | | | |||||||||||||
3. | | Контурная пластилинография (выкладывание работ пластилиновыми колбаскам). | 14 | 32 | | Контрольное занятие | | | ||||||||||||
| | Знакомство с техникой. | 1 | 1 | теория | | | | ||||||||||||
| Изделие «Снеговик» | 2 | 5 | практика | | | | |||||||||||||
| Изделие «Ёлка» | 2 | 5 | практика | | | | |||||||||||||
| Изделие «Дед Мороз» | 2 | 5 | практика | | | | |||||||||||||
| Изделие «Шар на ёлку» | 2 | 5 | практика | | | | |||||||||||||
| Изделие «Барашки» | 2 | 6 | практика | | | | |||||||||||||
| Изделие «Улитка» | 2 | 4 | практика | | | | |||||||||||||
| Контрольное занятие | 1 | 1 | практика | | | | |||||||||||||
4. | | Обратная аппликация. | 8 | 17 | | Контрольное занятие | | | ||||||||||||
| | Знакомство с техникой. | 1,5 | 0,5 | теория | | | | ||||||||||||
| Изделие «Мультипликационные герои» | 1 | 4 | практика | | | | |||||||||||||
| Изделие «Розы» | 1 | 2 | практика | | | | |||||||||||||
| Изделие «Любимой мамочке» | 1,5 | 3,5 | практика | | | | |||||||||||||
| Изделие «С днем Победы» | 1 | 4 | практика | | | | |||||||||||||
| Выполнение изделия на свободную тему | 1 | 2 | практика | | | | |||||||||||||
| Контрольное занятие | 1 | 1 | практика | | | | |||||||||||||
5. | | Декорирование с помощью пластилина. | 6 | 18 | | Контрольное занятие | | | ||||||||||||
| | Знакомство с техникой. | 1 | 1 | теория | | | | ||||||||||||
| Декорирование бутылки | 1.5 | 5,5 | практика | | | | |||||||||||||
| Декорирование тарелки | 1,5 | 5,5 | практика | | | | |||||||||||||
| Декорирование карандашницы | 1 | 5 | практика | | | | |||||||||||||
| Контрольное занятие, выставка работ | 1 | 1 | практика | | | | |||||||||||||
| ИТОГО: | | 44 | 100 | | | | |
1.4. Планируемые результаты
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети приобретают знания, умения, навыки, личностные качества компетенций (личностных, предметных, метапредметных результатов).
Личностные:
развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
умение организовать рабочее место.
бережное отношение к инструментам, материалам.
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.
ознакомление с художественными терминами и понятиями.
Предметные:
овладение основами художественной грамоты
знание цветов и используемых материалов
умение передавать форму, величину изображения.
Метапредметные:
приобретение навыка работы в паре, группе
Раздел №2 Комплекс организационно – педагогических условий
2.1.Форма аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- журнал посещаемости
-таблица оценивания образовательных результатов
- контрольное занятие в конце 1 полугодия
-итоговое занятие в конце учебного года
Формы предоставления и демонстрации образовательных результатов:
-выставка работ на уровне МБ УДО «ЦТТ»
-защита работ на уровне детского объединения
-представление работ на выставках детского творчества (городского, краевого)
-участие в выставках различного уровня
Методы отслеживания результативности:
-педагогическое наблюдение
-сравнение с образцом выполняемых работ
-педагогический анализ результатов участия обучающихся в выставках
2.2. Календарно учебный график на 2020 – 2021 учебный год
Учебный период | Количество учебных недель | Дата начала учебного года | Каникулы | |
Продол жительность | Организация деятельности по отдельному расписанию и плану | |||
1 полугодие | _ недель | сентября | | |
2 полугодие | _недель | _января | | |
Продолжительность учебного года - с ________
2.3. Условия реализации программы
Основное оборудование: одежда, доска, нож (стек), материал (пластилин), оргалит или пластиковые крышки для основы. Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
Дополнительное оборудование: заостренные спички или зубочистки, бисер, декоративные элементы для оформления, мягкая чистая тряпка (для чистки рук и стека по окончании занятий).
2.4. Оценочные материалы
Оценки
| низкий | средний | высокий | ||||||
Оцениваемые параметры | |||||||||
Уровень теоретических знаний | |||||||||
| Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. | Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы. | Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. | ||||||
Уровень практических навыков и умений | |||||||||
Работа с материалом и инструментами, техника безопасности. | Требуется постоянный контроль со стороны педагога за выполнением правил техники безопасности. | Требуется периодическое напоминание о том, как работать с инструментами. | Четко и безопасно работает с материалом и инструментами. | ||||||
Способность изготовления заданной работы | Не может изготовить работу по образцу без помощи педагога | Может изготовить работу при подсказках педагога | Способен самостоятельно изготовить работу по образцу | ||||||
Степень самостоятельности получения и изготовления работы | Требуется постоянное пояснения педагога при изготовлении работы | Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям | Самостоятельно выполняет работу | ||||||
Качество выполнения работ | |||||||||
| Низкое качество работ | Работы получаются удовлетворительного качества, требуют доработки | Работа получается хорошего качества, требует незначительной доработки |
2.5. Методические материалы
При разработке программы учитывались принципы построения образовательной программы, а именно:
-принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;
-принцип системности и последовательности в практическом овладении основами мастерства;
-принцип доступности;
-принцип наглядности;
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Учебно – методическое обеспечение программы:
Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80с.
Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей.- «Издательство Скрипторий 2003», 2010.-80с.
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анамалистическая живопись.-М,: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.- 88 с.
Пластилиновые фигурки животных.- М.: Эксмо; Донецк СКИФ, 2010. – 64с.: ил.- (Азбука рукоделия).
2.6. Дистанционный блок – составляется, если есть периоды отмены учебных занятий для обучающихся по санитарно – эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. Задания для дистанционного обучения из учебно – тематического плана, обучающее видео, мастер – классы по теме.
2.7.Список литературы:
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).