Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Пластилинография» для детей 5-7 лет

4
0
Материал опубликован 6 April 2021

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр технического творчества»






Принята на заседании

методического совета

от___________

Протокол №



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБ УДО «ЦТТ»

_________ М.А. Литвинцева

_______________________________










Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа


«Пластилинография»



Возраст обучающихся: 5-7 лет


Срок реализации: 1 год






Автор составитель: Магарламова Ольга Викторовна,

педагог дополнительного образования







г. Бородино 2021 год

Характеристика программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – «Пластилинография»

Направленность программы – социально – педагогическая

Возраст учащихся – 5 – 7 лет

Срок реализации – 1 год

Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 академических часа

Особенность состава – постоянный

Форма обучения – очная

Особенность организации образовательного процесса – традиционная

По степени авторства – модифицированная

По уровню освоения - базовый



Нормативная база

1.Федеральный закон от 29.12 2012 № 273 «Об образовании в РФ»

2.Распроряженя Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развитии дополнительного образования детей»

3.Постановления Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы, образовательных организаций дополнительного образования детей»

4.Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

5.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».












Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы


1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.

Программа основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку, игровых принципах построения занятий, а также совместной деятельности взрослого и ребенка. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей. В процессе занятий осуществляется всестороннее развитие детей.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно

отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для

всестороннего развития школьников, способствует эстетическому и

нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что

рисовать можно как с помощью красок, карандашей, фломастеров, так и

используя нетрадиционную художественную технику – пластилинографию.

Сама техника универсальна, она позволяет быстро достичь желаемого

результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его

более разнообразным, увлекательным и интересным.

Пластилинография позволяет решать не только практические задачи,

но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне

развивать личность ребенка. Дети не только получают знания, умения,

навыки, но и одновременно закрепляют информацию, полученную на

занятиях по экологии, рисованию, знакомятся с миром

разных предметов в процессе использования нетрадиционного материала

(бросового), что способствует расширению возможности изобразительной

деятельности детей.

Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в социально – педагогической деятельности.

Пластилинография (или пластилиновая живопись) — это новая интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин с применением нетрадиционных техник и материалов.

Чем чаще ребенок моделирует, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.

Педагогическая целесообразность программы

На занятиях пластилинографией у детей развиваются психические

процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие,

пространственная ориентация, сенсорная координация, то есть те школьно-

значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а

также творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою

работу и доводить ее до конца. В процессе занятий воспитывается культура

общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность,

уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, умение

работать в сотворчестве. Чем глубже познается этот вид изобразительного

творчества, тем больше радости приносит он практикующим.

Педагогическая целесообразность заключается в особой ценности

использования этой технологии для развития мелкой моторики у детей

младшего школьного возраста. Пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы служат ладошки и пальчики ребенка. При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев. Совокупность этих факторов позволяет рекомендовать эту технику не только как развивающую, но и как коррекционную – для проведения реабилитационных занятий с детьми после травмы или с дефектом речи.

Программа разработана с учетом следующих принципов:

1.Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности - индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.



Адресность программы:

Программа предназначена для детей школьного возраста возраста 7-9 лет.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Форма занятий – групповая. Наполняемость в группах составляет 12 человек.

Занятия проводятся:

2 раза в неделю по 2 академических часа (структура проведения занятия определяется в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН: - для детей 5-7 лет), 144 часа в учебный год.

Форма обучения – очная


Формы обучения:

-практическое занятие;

-беседа;

-выставка

На учебных занятиях доминирует самостоятельная практическая работа.

При работе с детьми используются развивающие педагогические технологии, позволяющие добиться положительной динамики в обучении и воспитании.

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей.

Традиционные технологии обучения являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулирует развитие речи учащихся. Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающегося обучения.

Личностно – ориентированные технологии направлены на организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально – активные черты обучающихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Методы обучения:

Словесный (беседа, объяснение, рассказ), наглядный (показ работ, схем, показ приемов работ), практический (практическое выполнение трудовых заданий).

Среди методов воспитательного воздействия используются поощрения, совместная рефлексия, позитивная обратная связь.


1.2. Цель и задачи:

Цель: - создание условий для творческого развития учащихся, его самореализации и социальной адаптации средствами рисунка пластилином.

Задачи программы:

-способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;

-формировать и развивать навыки ручного труда;

-воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

-воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира;

-формировать умение рисовать пластилином предметы конструктивным и комбинаторным способами.

-формировать технические умения и навыки работы с разнообразным пластилином для лепки.


1.3.Содержание программы:

Учебный план 1-й год обучения, занятия 2 раза в неделю по 2 часа



Название разделов

Общее кол-во часов

Кол-во теоретических часов

Кол-во практических часов

Форма аттестации

1.

Знакомство с пластилинографией.

2

1

1

Тест

2.

Мозаичная пластилинография  (выкладывание работ пластилиновыми шариками)

47

14

33

Контрольное занятие

3.

Контурная пластилинография  (выкладывание работ пластилиновыми колбасками)

46

14

32

Контрольное занятие

4.

Обратная аппликация.

25

8

17

Контрольное занятие

5.

Декорирование с помощью пластилина.

24

6

18

Контрольное занятие


ИТОГО:

144

44

100




Содержание учебного плана


«Знакомство с пластилинографией» (2 часа):

Теория 1 час) - знакомство обучающихся с техникой безопасности в объединении, с правилами работы с пластилином, основными техниками работы.

Практика (1 час) – выполнение основных фигур, знакомство с разными техниками работы с пластилином.

Форма контроля – тест


Мозаичная пластилинография  (выкладывание работ пластилиновыми шариками» (47 часов):

Теория (14 часов) – знакомство обучающихся с такой техникой пластилинографии, как выкладывание пластилиновыми шариками.

Практика (33 часа) – работа по формированию навыков работы в технике выкладывание пластилиновыми шариками. Создание выразительного образа посредством цвета и объема.

Форма контроля – контрольное занятие.


Контурная пластилинография  (выкладывание работ пластилиновыми колбасками» (46 часов):

Теория (14 часов) – знакомство обучающихся с такой техникой пластилинографии, как выкладывание пластилиновыми колбасками, особенностями их изготовления.

Практика (32 часа) – работа по формированию навыков работы в технике выкладывание пластилиновыми колбасками: скатывание длинных колбасок, деление их стекой на равные части, перекручивание пластилиновых колбасок в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.

Форма контроля – контрольное занятие.


«Обратная аппликация» (25 часов):

Теория (8 часов) – знакомство обучающихся с такой техникой обратной аппликации, правилами работы в данной технике.

Практика (17 часов) – работа по формированию навыков в технике обратной аппликации, проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи. Итоговой задачей является самостоятельно выполнение работы. Создание выразительного сюжета в полу объёме использование нетрадиционной техники рисования пластилином.

Форма контроля – контрольное занятие.


«Декорирование с помощью пластилина» (24 часа):

Теория (6 часов) – Создание композиции из отдельных деталей.

Практика (18 часов) – Совершенствование формообразующих движений рук в работе с пластилином. Изготовление поделок с использованием пластилина, как средства декорирования.

Форма контроля – контрольное занятие.



Календарно – тематическое планирование



Дата проведения занятия

Тема занятия

Кол-во часов


Форма занятия

Форма контроля

примечание


теория

практика


1.


Знакомство с пластилинографией

1

1







Вводное занятие.

Инструменты и материалы.

Знакомство с основными фигурами.

1

1

теория

тест

















2.


Мозаичная пластилиногрвфия (выкладывание работ пластилиновыми шариками).

14

33


Контрольное занятие





Знакомство с техникой.

1

1

теория





Изделие «Листья»

2

6

практика





Изделие «Грибы»

2

5

практика





Изделие «Транспорт»

2

5

практика





Изделие «Игрушки »

2

5

практика





Изделие« Животный мир»

2

6

практика





Изделие «Растительный мир»

2

4

практика





Контрольное занятие

1

1

практика




3.


Контурная пластилинография (выкладывание работ пластилиновыми колбаскам).

14

32


Контрольное занятие





Знакомство с техникой.

1

1

теория





Изделие «Снеговик»

2

5

практика





Изделие «Ёлка»

2

5

практика





Изделие «Дед Мороз»

2

5

практика





Изделие «Шар на ёлку»

2

5

практика





Изделие «Барашки»

2

6

практика





Изделие «Улитка»

2

4

практика





Контрольное занятие

1

1

практика




4.


Обратная аппликация.

8

17


Контрольное занятие





Знакомство с техникой.

1,5

0,5

теория





Изделие «Мультипликационные герои»

1

4

практика





Изделие «Розы»

1

2

практика





Изделие «Любимой мамочке»

1,5

3,5

практика





Изделие «С днем Победы»

1

4

практика





Выполнение изделия на свободную тему

1

2

практика





Контрольное занятие

1

1

практика




5.


Декорирование с помощью пластилина.

6

18


Контрольное занятие











Знакомство с техникой.

1

1

теория





Декорирование бутылки

1.5

5,5

практика





Декорирование тарелки







1,5







5,5

практика





Декорирование карандашницы







1







5

практика





Контрольное занятие, выставка работ

1

1

практика





ИТОГО:


44

100







1.4. Планируемые результаты

Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети приобретают знания, умения, навыки, личностные качества компетенций (личностных, предметных, метапредметных результатов).


Личностные:

развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания

умение организовать рабочее место.

бережное отношение к инструментам, материалам.

развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.

ознакомление с художественными терминами и понятиями.


Предметные:


овладение основами художественной грамоты

знание цветов и используемых материалов

умение передавать форму, величину изображения.


Метапредметные:


приобретение навыка работы в паре, группе

Раздел №2 Комплекс организационно – педагогических условий


2.1.Форма аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

- журнал посещаемости

-таблица оценивания образовательных результатов

- контрольное занятие в конце 1 полугодия

-итоговое занятие в конце учебного года

Формы предоставления и демонстрации образовательных результатов:

-выставка работ на уровне МБ УДО «ЦТТ»

-защита работ на уровне детского объединения

-представление работ на выставках детского творчества (городского, краевого)

-участие в выставках различного уровня

Методы отслеживания результативности:

-педагогическое наблюдение

-сравнение с образцом выполняемых работ

-педагогический анализ результатов участия обучающихся в выставках



2.2. Календарно учебный график на 2020 – 2021 учебный год

Учебный

период


Количество учебных недель

Дата начала учебного года

Каникулы

Продол

жительность

Организация деятельности по отдельному расписанию и плану

1 полугодие

_ недель

сентября



2 полугодие

_недель

_января





Продолжительность учебного года - с ________


2.3. Условия реализации программы

Основное оборудование: одежда, доска, нож (стек), материал (пластилин), оргалит или пластиковые крышки для основы. Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.


Дополнительное оборудование: заостренные спички или зубочистки, бисер, декоративные элементы для оформления, мягкая чистая тряпка (для чистки рук и стека по окончании занятий).



2.4. Оценочные материалы

Оценки


низкий

средний

высокий

Оцениваемые параметры


Уровень теоретических знаний


Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.

Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

Уровень практических навыков и умений

Работа с материалом и инструментами, техника безопасности.

Требуется постоянный контроль со стороны педагога за выполнением правил техники безопасности.

Требуется периодическое напоминание о том, как работать с инструментами.

Четко и безопасно работает с материалом и инструментами.

Способность изготовления заданной работы

Не может изготовить работу по образцу без помощи педагога

Может изготовить работу при подсказках педагога

Способен самостоятельно изготовить работу по образцу

Степень самостоятельности получения и изготовления работы

Требуется постоянное пояснения педагога при изготовлении работы

Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям

Самостоятельно выполняет работу






Качество выполнения работ


Низкое качество работ

Работы получаются удовлетворительного качества, требуют доработки

Работа получается хорошего качества, требует незначительной доработки



2.5. Методические материалы

При разработке программы учитывались принципы построения образовательной программы, а именно:

-принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;

-принцип системности и последовательности в практическом овладении основами мастерства;

-принцип доступности;

-принцип наглядности;

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.


 Учебно – методическое обеспечение программы:

Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80с.

Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей.- «Издательство Скрипторий 2003», 2010.-80с.

Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анамалистическая живопись.-М,: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.- 88 с.

Пластилиновые фигурки животных.- М.: Эксмо; Донецк СКИФ, 2010. – 64с.: ил.- (Азбука рукоделия).

2.6. Дистанционный блок – составляется, если есть периоды отмены учебных занятий для обучающихся по санитарно – эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. Задания для дистанционного обучения из учебно – тематического плана, обучающее видео, мастер – классы по теме.

2.7.Список литературы:

Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.

Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.

Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.

Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14

Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации