Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бадминтон» (7–10 лет)
Администрация Ленинского района МО «Город Саратов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №89»
Ленинского района г. Саратова
(МОУ «Гимназия №89»)
Принята на заседании «Утверждаю»
Педагогического совета Директор МОУ «Гимназия №89»
Протокол №1 _________________Т.В.Астахова
от «31» августа 2021г. Приказ № 308 «01» сентября 2021г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Физкультурно-спортивной направленности
«Бадминтон»
Срок реализации программы 1 год
Возраст 7-10 лет
Автор составитель программы:
Галактионова Ольга Анатольевна
тренер-преподаватель.
Саратов,2021г.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основании следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Министерства обрнауки РФ от 18.11.15 N 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 № 196»;
Постановление от 28.01.202 1 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН I.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказ министерства образования Саратовской области от 14.02.2020 № 323 «О внесении изменений в приказ министерства образования Саратовской области от 21.05.2019 № 1077»;
Распоряжение Правительства Саратовской области от 13.07.2021 № 193—Пр. О региональном плане мероприятий по реализации в 2021 — 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Устав MOУ «Гимназии № 89» Ленинского района города Саратова.
Программа относится к программам физкультурно-спортивной направленности.
Бадминтон считается одной из самых древних из известных на сегодняшний день игр, так как он произошёл от игры в волан, в которую играли ещё Древней Греции, Индии, Японии, Китае и даже в ряде стран Африки. Суть игры заключалась в перекидывании ракетками специального волана. Школа отечественного бадминтона имеет богатую историю и замечательные традиции. Бадминтон – это прекрасное средство для физического развития любого человека, независимо от возраста. Он дает возможность раскрыться индивидуальным особенностям личности, благоприятно воздействуя на развитие таких двигательных качеств, как быстрота, сила, выносливость.
Бадминтон – командный и личный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным бадминтонистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является адаптированной программой по бадминтону для общеобразовательных школ. Повышение количества двигательных единиц детей осуществляется организацией в режиме дня качественного учебно-тренировочного процесса.
Актуальность программы.
Программа для современных детей, ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления.
В процессе освоения данной программы обучающиеся формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
Педагогическая целесообразность программы:
бадминтон, как и многие другие виды спорта, требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному. Программа позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Бадминтон позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.
1.2. Цель и задачи рабочей программы:
Цель программы:
Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий бадминтоном.
Популяризация бадминтона, приобщение к систематическим занятиям физической культуры и спортом, повышение двигательной активности и уровня физической подготовленности учащихся с целью сохранения и укрепления здоровья.
Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта бадминтон;
Обучить правилам игры, технике, тактике, правилам судейства и организации проведения соревнований;
Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;
Развивающие:
способствовать физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;
целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка;
расширение спортивного кругозора детей;
Воспитывающие:
прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.
1.3. Планируемые результаты:
Предметные результаты
К концу обучения учащийся должен знать:
-Историю появления бадминтона, развитие бадминтона в нашей стране;
- Правила техники безопасности на занятии;
- Правила игры «Бадминтон»;
- Терминологию «Бадминтона»;
- Нормы личной гигиены.
Должны уметь:
- Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма во время игры в бадминтон;
- Правильно двигаться по полю во время игры;
- Выполнять по правилам удар по волану;
- Владеть индивидуальной тактикой;
- Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости.
- Выполнять групповые тактические взаимодействия с партнером по команде.
Должны демонстрировать:
- Владением техникой: подачи волана;
- Применять индивидуальные действия в игре, как в нападении, так и в защите;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности;
- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- умение анализировать и доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях и вне занятий.
Личностные результаты:
- отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данной программы, а именно:
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование умения использовать знания об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
1.4. Содержание программы
Учебный план
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Форма аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Теоретическая подготовка - 2часа | ||||
1.1. | Инструктаж по ТБ во время занятий. | 1 | 1 | | Очно/дистанционно |
1.2. | Ознакомление учащихся с размерами площадки, с правилами игры на счет. | 1 | 1 | | |
2. | Техническая подготовка - 32 часа | ||||
2.1. | Жонглирование воланом на различной высоте с перемещением. | 5 | 1 | 4 | Очно/дистанционно |
2.2. | Изучение основных подач в бадминтоне (высоко-далекая, короткая и плоская подача). | 4 | - | 4 | |
2.3. | Совершенствование основных типов подач в бадминтоне. | 3 | - | 3 | |
2.4. | Обучение техники приема подачи. | 5 | - | 5 | |
2.5. | Изучение основных ударов в бадминтоне (удары сверху открытой и закрытой стороной, удары слева и справа). | 6 | 1 | 5 | |
2.6 | Совершенствование основных ударов в бадминтоне. | 4 | - | 4 | |
2.7. | Обучение техники выполнения атакующего удара (смеша). | 5 | 1 | 4 | |
3. | Тактическая подготовка - 26 часов | ||||
3.1. | Обучение индивидуальным тактическим действиям при выполнении подач. | 7 | 1 | 6 | |
3.2. | Проведение одиночных встреч. | 7 | - | 7 | |
3.3. | Совершенствование техники ударов. | 4 | 1 | 3 | |
3.4. | Совершенствование техники передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой, подач. | 8 | 1 | 7 | |
4. | Учебно-тренировочная подготовка - 6 часов | ||||
4.1. | Совершенствование тактических действий в игре. | 6 | - | 6 | |
| Итого: | 72 | | | |
Содержание учебного плана
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Раздел «Знания о физической культуре». Теория. (Очно/дистанционно)
Личная гигиена школьника. Режим дня. Реакция организма на различные физические нагрузки. Роль обязательных занятий физической культурой и
спортом в жизни человека. Правила игры и ведения счета. Мера безопасности на занятиях физической культурой и спортом. История и развитие бадминтона.
Оборудование и инвентарь.
Раздел: «Способы двигательной деятельности». (Очно/дистанционно)Правильное перемещение по площадке.
Обучение различным способам хватов ракетки.
Имитация упражнений без ракетки и без волана; с ракеткой и без волана; с ракеткой и подвесным воланом.
Обучение основной стойке при подаче, при приеме подачи, при ударах.
Жонглирование воланом.
Обучение подаче.
Обучение ударам.
Обучение замаху при ударах.
Наблюдение за воланом и за противником во время игры.
Ознакомление с простыми тактическими комбинациями на 2–3 удара.
Специальную физическую подготовку следует проводить исходя из конкретных условий, упражнения и комплексы подбирать применительно к особенностям игры, полета волана и связанных с этим перемещений на площадке. В первую очередь следует развивать гибкость – это важнейшее условие для успешного развития остальных специфических качеств юного бадминтониста, – выполняя упражнения для увеличения подвижности плечевого пояса, суставов ног, гибкости туловища.
Формы аттестации и их периодичность:
1 . Мониторинг (постоянного наблюдения за процессом в образовании)
2. Технические приемы и передачи волана через сетку
3. Оценка качества (учебные и контрольные нормативы)
4. Товарищеские игры и соревнования.
Основной показатель работы секции по бадминтону - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно - качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде контрольных упражнений. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно- тренировочного цикла 2 раза в год.
В конце учебного года все учащиеся групп сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа подготовки. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях, как более высокая ступень -учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.
Формы контроля при реализации программы:
входной по выявлению начального уровня общей физической подготовленности учащихся;
текущий:
- (по итогам проведения занятий) в форме доклада, зачета, контрольного занятия;
- (по итогам освоения разделов) в форме турниров, товарищеских встреч различного уровня по баскетбольной подготовке, контрольное тестирование по нормативам
итоговый (по итогам освоения программы) сдача нормативов.
Формы отслеживания и фиксации результатов представляются в виде: результатов контрольных нормативов, протоколов соревнований и т.п.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Методическое обеспечение дополнительно общеразвивающей программы
Обучение проводится и реализуется в очной форме с
использованием электронных (дистанционных) технологий. Для реализации программы используются следующие методические материалы: учебно - тематический план, методическая литература для педагогов дополнительного образования и обучающихся, ресурсы информационных сетей.
Формы взаимодействия субъектов образовательного процесса в случае электронного обучения с применением дистанционных технологий
предусматривается взаимодействие с педагогом, обучающимися, родителями – помощниками в техническом обеспечении образовательного процесса.
Для решения образовательных задач используются разнообразные методы, приёмы и педагогические технологии обучения.
Методы по преимущественному источнику получения знаний:
словесные (объяснение, рассказ, беседа, консультация);
наглядные (демонстрация, иллюстрация, презентации);
практические (упражнения, игры, творческие и проблемные задания, практическая работа).
Методы по характеру мыслительной и познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративные;
проблемно-поисковые;
программированные;
проектные и проектно-конструкторские.
Приемы: показ способов и действий; вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); указание (целостное и дробное); пояснение; объяснение; педагогическая оценка; введение элементов
соревнования; создание игровой ситуации, работа в дистанционной оболочке WhatsApp, Viber.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативные технологии, технология индивидуального обучения, технологи группового обучения, технология
дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, технология педагогической мастерской, электронные (дистанционные) технологии, здоровьесберегающие технологии.
2.2.Условия реализации программы
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал с бадминтонной разметкой площадки, бадминтонной сеткой.
Спортивный инвентарь:
ракетки для бадминтона.
воланы для бадминтона.
перекладина для подтягивания.
скакалки.
бадминтонная сетка.
гимнастические маты.
гантели.
гимнастические скамейки.
шведская стенка.
Дидактические материалы:
- картотека упражнения по бадминтону
- схемы и плакаты освоения технических приемов в бадминтоне
- правила игры в бадминтон
- правила судейства в бадминтон
- положение о соревнованиях по бадминтону
- разработка инструктажа по технике безопасности
- разработки общеразвивающих упражнений и подвижных игр.
Информационное обеспечение:
учебная литература
учебные видеофильмы и аппаратура для их просмотра
компьютер с выходом в Интернет.
Кадровое обеспечение:
Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляет педагог Галактионова Ольга Анатольевна, с высшим образованием, первой квалификационной категории.
Календарный учебный план
№ п./п. | Наименование темы | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
Теоретическая подготовка – 2 часа | ||||
1. | Инструктаж по ТБ во время занятий. | 1 | | |
2. | Ознакомление учащихся с размерами площадки, с правилами игры на счет. | 1 | | |
Техническая подготовка – 39часов | ||||
3. | Изучение способов хвата ракетки, передвижения по площадке, основных стоек игрока. | 2 | | |
4. | Изучение техники передвижения по площадке, основных стоек игрока. | 2 | | |
5. | Круговая тренировка, общефизическая подготовка. | 2 | | |
6. | Жонглирование воланом на разной высоте с перемещением. | 4 | | |
7. | Изучение техники передвижения по площадке. | 2 | | |
8. | Ознакомление с основными типами подач в бадминтоне. | 2 | | |
9. | Обучение техники выполнения высоко-далекой подачи. | 2 | | |
10. | Круговая тренировка, общефизическая подготовка. | 2 | | |
11. | Проведение одиночных встреч до 5,11,21 очков. | 2 | | |
12. | Обучение техники выполнения короткой подачи. | 2 | | |
13. | Обучение техники приема подачи. | 2 | | |
14. | Жонглирование воланом на разной высоте с перемещением. | 2 | | |
15. | Закрепление техники передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой. | 5 | | |
16. | Совершенствование техники передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой, подач. | 2 | | |
17. | Контроль техники упражнений с ракеткой - «восьмерок», махов. | 2 | | |
18. | Контроль скорости одиночного движения. | 2 | | |
19 | Совершенствование техники приема подачи и выполнения подачи. | 2 | | |
Тактическая подготовка-25часов | ||||
20. | Сдача контрольных нормативов. | 2 | | |
21. | Совершенствование техники подачи волана в парах. | 2 | | |
22. | Обучение индивидуальным тактическим действиям при выполнении подач. | 3 | | |
23. | Проведение одиночных встреч до 5,11,21 очков. | 2 | | |
24. | Обучение технике выполнения высоко-далеких ударов. | 2 | | |
25. | Жонглирование воланом на разной высоте с перемещением. | 2 | | |
26. | Тактика парной игры. | 4 | | |
27. | Изучение приема подачи. | 2 | | |
28. | Обучение технике выполнения удара сверху открытой стороной ракетки. | 2 | | |
29. | Совершенствование имитации техники выполнения ударов справа, слева. | 2 | | |
30. | Обучение техники выполнения атакующего удара (смеш). | 2 | | |
Тренировочная подготовка- 6часов | ||||
31. | Совершенствование тактических действий в игре. | 6 | | |
32. | | | | |
Оценочные материалы
Для индивидуального развития ребенка имеет огромное значение отслеживание, динамики развития его достижения:
самонаблюдение и самоконтроль на занятиях по бадминтону.
ведение дневника самонаблюдения, за динамикой физического развития и физической подготовленности.
измерение частоты сердечных сокращений во время занятий.
оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
правила самостоятельного тестирования физических качеств в бадминтоне.
оценка основных технических приемов игры (стойки, подачи,
удары, передвижение по корту).
способы выявления и устранения ошибок в бадминтоне.
В связи с этим программа предусматривает следующую систему отслеживания результатов:
журнал текущего учёта и контроля;
школьные соревнования;
сдача нормативов;
Темы программы | Примерные контрольные вопросы |
Вводное занятие | 1. Правила техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях «Баскетбол» 2. Правила поведения в спортивном зале. 3. Правила поведения и режим дня. 4. Что такое рациональное питание. |
Основы знаний о физической культуре и спорте | 1. История появления баскетбола как игры. 2. Развитие баскетбола в России. 3. Влияние физической: культуры на организм чeлoвeкa. 4. Самоконтроль. Режим дня во время соревнований. |
Общая физическая подготовка | Правила техники безопасности на занятиях игры в баскетбол. Понятия физические качества. Что такое ОФП. Сдача нормативов по ОФП. |
Специальная физическая подготовка | Сдача нормативов |
Техническая подготовка | Классификация приемов техники игры в баскетбол. Методические приемы и средства обучения технике игры в баскетбол. |
Тактическая подготовка | 1. Приемы удержания соперника 2. Тактические действия при игре в зашите и нападении. 3. Тактические действия в игре с сильным соперником. |
Морально-волевая и психологическая подготовка | 1.Приемы снятия нервно- психологического напряжения при подготовке к соревнованиям. 2.Приемы самостоятельного восстановления нервно— психологической работоспособности после тренировок. |
Игровая подготовка | Правила техники безопасности при игре в баскетбол. Основные правила игры баскетбол. Товарищеские игры. |
Контрольные и календарные игры. | Правила техники безопасности при игре в баскетбол. Правила техники безопасности на соревнованиях. Основные правила игры баскетбол. Контрольные и календарные игры. |
Для диагностики целевых показателей реализации программы используются:
- методика Т.В. Орловой «Какое у тебя здоровье?». Для изучения
сформированности ценностного отношения к здоровью у учащихся;
- методика Н.П. Капустина «Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов» (диагностика поведенческого компонента); Примерные контрольные вопросы по темам программы «Спортивные игры»
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки на начальном этапе (юноши и девушки)
№ п/п | Вид испытаний (тесты) | Возраст 7-11 | ||
| Юноши | Уд. | Хор. | Отл. |
1. | Бег на 20 м (с) | 4,5 | 4,2 | 4,0 |
2. | Прыжок в длину с места (см) | 130 | 140 | 160 |
3. | Выпрыгивание вверх с вытянутой вверх рукой (отметка мелом), см | 24 | 27 | 30 |
4. | Скоростное ведение мяча 20 м, с | 11 | 10,5 | 10 |
| Девушки | уд | хор | отл |
1. | Бег на 20 м (с) | 4,7 | 4,5 | 4,3 |
2. | Прыжок в длину с места (см) | 115 | 125 | 135 |
3. | Выпрыгивание вверх с вытянутой вверх рукой (отметка мелом), см | 20 | 24 | 27 |
4. | Скоростное ведение мяча 20 м, с | 11,4 | 11,2 | 11 |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки в конце года (юноши)
№ п/п | Вид испытаний (тесты) | Возраст 7-11 |
Физическая подготовленность | ||
1. | Прыжок в длину с места (см) | 180 |
2. | Выпрыгивание вверх с вытянутой вверх рукой (отметка мелом), см | 35 |
3. | Скоростное ведение мяча 20 м, с | 10,0 |
4. | Бег на 20 м (с) . • | 4,0 |
5. | Челночный бег 40 с на 28м (см) | 183 |
6. | Бег 600м, мин, с | l,55 |
| | Техническая подготовка |
7. | Передвижения в защитной стойке, с | 9,0 |
8. | Скоростное ведение, с учетом попадания, с | 1 4,2 |
9. | Передача мяча, с попадания | 13,8 |
10. | Дистанционные броски % | 40 |
31. | Штрафные броски, % | 48 |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки в конце года (девушки)
№ п/п | Вид испытаний (тесты) | Возраст 7—11 |
Физическая подготовленность | ||
| Прыжок в длину с места (см) | 160 |
2. | Выпрыгивание вверх с вытянутой вверх рукой (отметка мелом), см | 30 |
3. | Скоростное ведение мяча 20 м, с | 10,7 |
4. | Бег на 20 м (с) | 4,3 |
5. | Челночный бег 40 с на 28м (см) | 168 |
6. | Бег 600м, мин, с | 2,10 |
| | Техническая подготовка |
7. | Передвижения в защитной стойке, с | 9,6 |
8. | Скоростное ведение, с учетом попадания, с | 1 4,8 |
9. | Передача мяча, с попадания | 14,2 |
10. | Дистанционные броски % | 40 |
ll. | Штрафные броски, % | 45 |
9. Список литературы для педагога и учащихся
Для педагога:
1.Айрапетьянц Л.Р., Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика тренировки). Ташкент: Издво Ибн— Сины, 2001 . - 156 с.
2.Анискина С.Н. Методика обучения тактике игры в баскетбол: Метод,
разработки для студентов ГЦОЛИФКа. М., 1991 . - 38
3. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол « Полымя» 2006.
Би К., Нортон К. Упражнения в баскетболе — М., ФиС 2002
4. Банников А.М. Основы индивидуальной игры в баскетбол в нападении
// Олимпийское движение и современность. Сборник докладов научно- практической конференции, посвященной 100-летию MOK
(8-10 декабря 1994 г., г. Карачаевск). Краснодар, 2005. - С. 86-88.
5. Белов С.А. Секреты баскетбола. М.: Физкультура и спорт, 2002.
6. Ватутин А.В. Вам и не снилось. // Планета Баскетбол. 1999.-№3-4.- С. 2-6.
7. Ватутин А.В. Стратегия и тактика // Планета Баскетбол. 2000.№ 28
С.29
8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической и подготовки спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1988-331 с.
9. Волков JI.B. Теория и методика детского и юношеского спорта. Олимпийская литература, 2002. 294 с.
10. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. М.: Агентство « ФАНР» 1997.—C. 173—174
11. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. —М.: ФАНР-ПРЕСС, 2002. 352 с.
12.Дергач А.А, Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера-М.,ФиС,2 001
13.3имин А.М. Первые шаги в баскетболе — М., ФкиС, 2003
14.Исаев А.А Олимпийцы среди нас М., Молодая гвардия, 2001
15.Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол: Начальный этап обучения. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 136 с.
16.Пинхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений - М., ФиС, 2003
17. Простов А.И. Баскетбол — М., ФиС, 2005
18.Пуни А.У. Психологические основы волевой подготовки в спорте - Л.,
Филина В.П. Тренировка юных спортсменов - М., ФиС, 2007
19.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания
- М.,ФиС, 2002
20.Фомин Н.А., Филин В.П. Основы юношеского спорта. М., ФиС, 2007
Для учащихся:
1.Адашкявичене Э И. Баскетбол для дошкольников - М. Просвещение, 1983
2.Азарова И.В., Лысаковский И.Т. Баскетбол для детей 8 – ll лет - М. ФиС 2001 г.
3.Броски по кольцу. Мастера советуют - Физкультура в школе, 1990
4.Баскетбол для детей от 3-x .нет - Издательство Китай, 2003
5.Влияние игры на организм человека - Издательство Аркаим Урал ЛТД, 2005
6.Гомельский А.Я. С мячом по странам М. Просвещение, 1960
7.Гомельскии А.Я. Будни баскетболиста - М. Просвещение, 1964
8.Дрюэт Д. Баскетбол для начинающих - Издательство ACT , 2002
9.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста - М. Просвещение, 1980
10.Лаврова С. Баскетбол - Издательство Урал, 2005
11.Яхонтов Е.Р. Мяч летит в кольцо - СПБ, ФиС, 1987
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Айрапетьянц Л.Р., Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика тренировки). Ташкент: Изд-во Ибн-Сины,200 1-156c.
2. Библиотека авторефератов и диссертации по педагогике http://naukapedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-struktura-i-soderzhanie-podgotovkibasketbolistok-15-16-let-k-sorevnovaniyam-po-stritbolu#ixzz2mQt0xmW
3.Анискина С.Н. Методика обучения тактике игры в баскетбол: Метод, разработки для студентов ГЦОЛИФКа.М.,2001-38с.
4.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике
5.Банников А.М.Основы индивидуальной игры в баскетбол в нападении// Олимпийское движение и современность. Сборник докладов научно-практической конференции, посвященной 100-летию МОК (8-10 декабря 1994г., г. Карачаевск)Краснодар,2005.С.86-88.
6. Библиотека авторефератов и диссертации по педагогике http://naukapedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-struktura-i-soderzhanie-podgotovkibasketbolistok-15-16-let-k-sorevnovaniyam-po-stritbolu#ixzz2mQtkxd3w
7.Белов С.А. Секреты баскетбола М.: Физкультура и спорт,2002-72с.
8. Библиотека авторефератов и диссертации по педагогике http://naukapedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-struktura-i-soderzhanie-podgotovkibasketbolistok-15-16-let-k-sorevnovaniyam-po-stritbolu#ixzz2mQtyVpc8
9.Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта.-Киев: Олимпийская литература,2002.294 с.
10.Библиотека авторефератов и диссертации по педагогике http://naukapedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-struktura-i-soderzhanie-podgotovkibasketbolistok-15-16-let-k-sorevnovaniyam-po-stritbolu#ixzz2mQuK9J2a
11. Библиотека авторефератов и диссертации по педагогике http://naukapedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-struktura-i-soderzhanie-podgotovkibasketbolistok-15-16-let-k-sorevnovaniyam-po-stritbolu#ixzz2mQuThnxv
12.Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол: Начальный этап обучения. М.: Физкультура и спорт, 2002.-136с.
13. 8. Библиотека авторефератов и диссертации по педагогике http://naukapedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-struktura-i-soderzhanie-podgotovkibasketbolistok-15-16-let-k-sorevnovaniyam-po-stritbolu#ixzz2mQuOnKx