12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дегтярёва Лилия Васильевна19
6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности «В мире природы»











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
 программа естественно - научной направленности
 «В мире природы»





Возраст воспитанников 4-5 лет

Срок реализации 1 год

Составитель:
Дегтярёва Лилия Васильевна,

воспитатель І категории









2019 г.


Пояснительная записка

Актуальность

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Направленность

Программа имеет естественно – научную направленность.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Она включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Адресат программы

Программа ориентирована на детей 4-5 летнего возраста без предварительного отбора.

Цель программы - формирование у детей основ экологического сознания и экологической культуры.

Задачи:

Образовательные: обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности  живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни. Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;  животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.



Развивающие: развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь.


Воспитательные: воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и в поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.

Объём и срок освоения программы: 19 часов; программа рассчитана на 1 год обучения

Форма обучения - групповая

Режим занятий:

Средняя группа- 1 раз в две недели по 20 минут во вторую половину дня.

Количество детей- 12

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе дети могут:

Знать:

Элементарные правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Некоторые названия птиц своей местности.

Уметь:

Выполнять элементарные правила поведения на природе.

Устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора)

Иметь представление

О приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.



Учебный план

Наименование раздела, темы


Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1.

«Осень в природе»

6

2

4

Беседа, игра

2.

«Зима в природе»

5

3

2

Игра,

наблюдение

3.

«Весна в природе»

6

3

3

Беседа, наблюдение



Содержание учебного плана

Раздел «Осень в природе» (6 час.)

Задачи:

Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т.д)

Раздел «Зима в природе» (5 час.)

Задачи:

Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице. Учить рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу; оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представление детей о том, что в мороз вода превращается в лёд, сосульки; лёд и снег в тёплом помещении тает.

Привлекать детей к участию в зимних забавах: катание с горки, лепка поделок из снега.

Раздел «Весна в природе» (6 час).

Задачи:

Учить детей узнавать и называть времена года; выделять признаки весны: светит солнышко, на улице потеплело, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Формировать представление о работах, проводимых в весенний период в саду огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Привлекать детей к работе в цветниках.

Календарный учебный график


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма

контроля

1.

Первичная диагностика (1 ч.)

1.1.

Сентябрь

06

16.25

индивидуальная

1

Оценка индивидуального развития воспитанников

Детский сад

«Теремок»

Средняя группа

Беседа

Наблюдение

2.

Раздел «Осень в природе» (6 ч.)

2.1.

сентябрь

20

16.25

Беседа;

словесная

1

Что нам осень принесла?

Детский сад

«Теремок»

Огород детского сада

Беседа

Дидактическая игра

2.2.

октябрь

04

16.25

Игра;

игровая


1

У медведя во бору грибы, ягоды беру….

Детский сад

«Теремок»

Средняя группа

Дидактическая игра

2.3.

октябрь

18

16.25

Беседа;

словесная

1

Прохождение экологической тропы

Детский сад

«Теремок»

Участок детского сада

Беседа

2.4.

ноябрь

01

16.25

Беседа;

словесная

1

Осенние посиделки

Детский сад

«Теремок»

Средняя группа

Беседа

2.5.

ноябрь

15

16.25

Развлечение;

игровая

1

В гостях у птиц

Детский сад

«Теремок»

Средняя группа

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

2.6.

ноябрь

29

16.25

Беседа

Словесная

1

Скоро зима!

Детский сад

«Теремок»

Средняя группа

Беседа

3.

Раздел «Зима в природе» (5 ч.)

3.1




декабрь

13

16.25

Показ

Беседа;

Словесная


1

Дежурство в уголке природы

Детский сад

«Теремок»

Средняя группа

Индивидуальное поручение

3.2

январь

10

16.25

Показ и объяснение;

практическая

1

«Почему растаяла Снегурочка?»

Детский сад

«Теремок»

Средняя группа

Замораживание льда в формах

3.3

январь

24

16.25

Показ и объяснение;

практическая

1

«Стайка снегирей на ветках рябины»

Детский сад

«Теремок»

Средняя группа

Выставка детских работ «Снегири на ветках»

3.4

февраль

07

16.25

Беседа;

словесная

1

« В гости к деду Природоведу»

Детский сад

«Теремок»

Участок детского сада

Дидактическая игра

3.5

февраль

21

16.25

Показ и объяснение;

практическая

1

«Посадка лука»

Детский сад

«Теремок»

Средняя группа

Посадка лука в баночки

4.

Раздел «Весна в природе» (6 ч.)

4.1

март

06

16.25

Беседа

Словесная

1

«Мир комнатных растений»

Детский сад

«Теремок»

Средняя группа

Беседа

4.2

март

20

16.25

Беседа

Словесная

1

«В гости к хозяйке луга»

Детский сад

«Теремок»

Средняя группа

Подвижная игра

«На полянку шли, насекомых нашли»

4.3

апрель

03

16.25

Беседа;

словесная

1

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Детский сад

«Теремок»

Средняя группа

Беседа

4.4

апрель

17

16.25

Беседа;

практическая

1

«Кругом вода!»

Детский сад

«Теремок»

Участок детского сада

Опыт с водой

4.5

май

01

16.25

Показ и объяснение;

практическая

1

«Посадка рассады цветов»

Детский сад

«Теремок»

Средняя группа

Посадка семян

4.6

май

15

16.25

Итоговое развлечение,

игровая

1

«В мире природы»

Детский сад

«Теремок»

Участок детского сада

Игра


5.

Итоговая диагностика (1 ч.)

5.1

май

29

16.25

индивидуальная

1

Оценка индивидуального развития воспитанников

Детский сад

«Теремок»

Средняя группа

Беседа

наблюдение


Формы аттестации:

Диагностика образовательного процесса: наблюдение, беседа

Игра (дидактическая, сюжетно-ролевая)

Выставка творческих работ


Оценочные материалы

Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре (1 ч.), итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае (1 ч.)

Основные диагностические методы:

Беседа;

Формы проведения педагогической диагностики:

Индивидуальная;

Групповая.

Высокий уровень - ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего (3 балла)

Средний уровень - ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью  наводящих вопросов (2 балла)

Низкий уровень -  ребёнок не может ответить на поставленный вопрос (1 балл)

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.



Фамилия ребенка

Осень в природе

Зима в природе

Весна в природе

Балл

%

Балл

%

Балл

%

1








2








3








4








Методические материалы

Для реализации программы используются разные формы и методы работы с детьми: прогулки, беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры, чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций.

Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно:

- дидактические материалы (наглядные пособия, настольные игры, игрушки)

-справочно-информационные материалы по экологическому воспитанию детей:

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми.

Соломенникова О.А «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада»,

Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. ФГОС

Николаева С.Н. «Как приобщить ребёнка к природе»,

Основной вид занятий – первично-ознакомительный. Главный элемент ознакомительного занятия — наглядность. На первом месте находится словесный метод, чаще беседа, но обязательно проводимая совместно с использованием различных демонстрационных пособий (картинки, иллюстрации, фото). Эти наглядные средства обучения способствуют формированию отчетливых начальных представлений о природе. Часто компонентами таких занятий становится чтение художественной литературы, просмотр слайдов, презентаций. Важным элементом считается слово воспитателя. Благодаря ему обеспечивается доступное и последовательная подача содержания материала и от него зависит общий результат обучения.

Итогом работы обучения является открытые занятия,  развлечение.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы:

Наглядно-дидактические пособия:

1. «Деревья, цветы и кустарники»

2. «Домашние животные»

3. «Овощи и фрукты»

4. «Времена года»

5. «Дикие животные»

Оборудование и материалы:

1.Муляжи овощей и фруктов

2.Кукла Незнайка

3.Фигурки животных (дикие, домашние, птицы)

4.Игрушки (ёжик, зайчик, лиса, белочка, медвежонок)

5. Книги и иллюстрации о сезонных изменениях природы, иллюстрации с животными (дикие и домашние, их детеныши).

6.Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания

7. Материалы и инструменты для изобразительной деятельности: пластилин, доска, салфетки, гуашь, кисти, баночки, салфетки, цветная бумага, цветные карандаши, клей.

Технические средства обучения: компьютер, магнитофон.

Развивающая предметно пространственная среда: сектор ознакомления с окружающим миром

Комнатные растения и предметы ухода за ними;

Оборудование для экспериментирования.

Материалы для исследования: муляжи, реальные объекты, предметы.

Список литературы

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. / Т.М.Бондаренко - Издательство «Учитель», Воронеж, 2012.

2. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7 лет / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

3. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении/С.Н.Николаева- М.: Новая школа,1993. 64 с.

4.Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. /О.А.Соломенникова- М.:Мозаика- Синтез, 2009.48 л.

5.Соломенникова О.А.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова- М.: Мозаика- Синтез, 2010.80 л.

6.  Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. 5-6 лет. ФГОС/ О.А.Сломенникова-М.: Мозайка-Синтез 2014 г.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.