Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире природы» (для детей 4–5 лет)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно - научной направленности
«В мире природы»
Возраст воспитанников 4-5 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Дегтярёва Лилия Васильевна,
воспитатель І категории
2019 г.
Пояснительная записка
Актуальность
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Направленность
Программа имеет естественно – научную направленность.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Она включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Адресат программы
Программа ориентирована на детей 4-5 летнего возраста без предварительного отбора.
Цель программы - формирование у детей основ экологического сознания и экологической культуры.
Задачи:
Образовательные: обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни. Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
Развивающие: развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь.
Воспитательные: воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и в поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.
Объём и срок освоения программы: 19 часов; программа рассчитана на 1 год обучения
Форма обучения - групповая
Режим занятий:
Средняя группа- 1 раз в две недели по 20 минут во вторую половину дня.
Количество детей- 12
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе дети могут:
Знать:
Элементарные правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Некоторые названия птиц своей местности.
Уметь:
Выполнять элементарные правила поведения на природе.
Устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора)
Иметь представление
О приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
Учебный план
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | «Осень в природе» | 6 | 2 | 4 | Беседа, игра |
2. | «Зима в природе» | 5 | 3 | 2 | Игра, наблюдение |
3. | «Весна в природе» | 6 | 3 | 3 | Беседа, наблюдение |
Содержание учебного плана
Раздел «Осень в природе» (6 час.)
Задачи:
Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т.д)
Раздел «Зима в природе» (5 час.)
Задачи:
Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице. Учить рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу; оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
Расширять представление детей о том, что в мороз вода превращается в лёд, сосульки; лёд и снег в тёплом помещении тает.
Привлекать детей к участию в зимних забавах: катание с горки, лепка поделок из снега.
Раздел «Весна в природе» (6 час).
Задачи:
Учить детей узнавать и называть времена года; выделять признаки весны: светит солнышко, на улице потеплело, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
Формировать представление о работах, проводимых в весенний период в саду огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Привлекать детей к работе в цветниках.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
1. | Первичная диагностика (1 ч.) | ||||||||
1.1. | Сентябрь | 06 | 16.25 | индивидуальная | 1 | Оценка индивидуального развития воспитанников | Детский сад «Теремок» Средняя группа | Беседа Наблюдение | |
2. | Раздел «Осень в природе» (6 ч.) | ||||||||
2.1. | сентябрь | 20 | 16.25 | Беседа; словесная | 1 | Что нам осень принесла? | Детский сад «Теремок» Огород детского сада | Беседа Дидактическая игра | |
2.2. | октябрь | 04 | 16.25 | Игра; игровая | 1 | У медведя во бору грибы, ягоды беру…. | Детский сад «Теремок» Средняя группа | Дидактическая игра | |
2.3. | октябрь | 18 | 16.25 | Беседа; словесная | 1 | Прохождение экологической тропы | Детский сад «Теремок» Участок детского сада | Беседа | |
2.4. | ноябрь | 01 | 16.25 | Беседа; словесная | 1 | Осенние посиделки | Детский сад «Теремок» Средняя группа | Беседа | |
2.5. | ноябрь | 15 | 16.25 | Развлечение; игровая | 1 | В гостях у птиц | Детский сад «Теремок» Средняя группа | Дидактическая игра «Кто, где живёт?» | |
2.6. | ноябрь | 29 | 16.25 | Беседа Словесная | 1 | Скоро зима! | Детский сад «Теремок» Средняя группа | Беседа | |
3. | Раздел «Зима в природе» (5 ч.) | ||||||||
3.1 | декабрь | 13 | 16.25 | Показ Беседа; Словесная | 1 | Дежурство в уголке природы | Детский сад «Теремок» Средняя группа | Индивидуальное поручение | |
3.2 | январь | 10 | 16.25 | Показ и объяснение; практическая | 1 | «Почему растаяла Снегурочка?» | Детский сад «Теремок» Средняя группа | Замораживание льда в формах | |
3.3 | январь | 24 | 16.25 | Показ и объяснение; практическая | 1 | «Стайка снегирей на ветках рябины» | Детский сад «Теремок» Средняя группа | Выставка детских работ «Снегири на ветках» | |
3.4 | февраль | 07 | 16.25 | Беседа; словесная | 1 | « В гости к деду Природоведу» | Детский сад «Теремок» Участок детского сада | Дидактическая игра | |
3.5 | февраль | 21 | 16.25 | Показ и объяснение; практическая | 1 | «Посадка лука» | Детский сад «Теремок» Средняя группа | Посадка лука в баночки | |
4. | Раздел «Весна в природе» (6 ч.) | ||||||||
4.1 | март | 06 | 16.25 | Беседа Словесная | 1 | «Мир комнатных растений» | Детский сад «Теремок» Средняя группа | Беседа | |
4.2 | март | 20 | 16.25 | Беседа Словесная | 1 | «В гости к хозяйке луга» | Детский сад «Теремок» Средняя группа | Подвижная игра «На полянку шли, насекомых нашли» | |
4.3 | апрель | 03 | 16.25 | Беседа; словесная | 1 | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Детский сад «Теремок» Средняя группа | Беседа | |
4.4 | апрель | 17 | 16.25 | Беседа; практическая | 1 | «Кругом вода!» | Детский сад «Теремок» Участок детского сада | Опыт с водой | |
4.5 | май | 01 | 16.25 | Показ и объяснение; практическая | 1 | «Посадка рассады цветов» | Детский сад «Теремок» Средняя группа | Посадка семян | |
4.6 | май | 15 | 16.25 | Итоговое развлечение, игровая | 1 | «В мире природы» | Детский сад «Теремок» Участок детского сада | Игра | |
5. | Итоговая диагностика (1 ч.) | ||||||||
5.1 | май | 29 | 16.25 | индивидуальная | 1 | Оценка индивидуального развития воспитанников | Детский сад «Теремок» Средняя группа | Беседа наблюдение |
Формы аттестации:
Диагностика образовательного процесса: наблюдение, беседа
Игра (дидактическая, сюжетно-ролевая)
Выставка творческих работ
Оценочные материалы
Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре (1 ч.), итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае (1 ч.)
Основные диагностические методы:
Беседа;
Формы проведения педагогической диагностики:
Индивидуальная;
Групповая.
Высокий уровень - ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего (3 балла)
Средний уровень - ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов (2 балла)
Низкий уровень - ребёнок не может ответить на поставленный вопрос (1 балл)
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
№ | Фамилия ребенка | Осень в природе | Зима в природе | Весна в природе | |||
Балл | % | Балл | % | Балл | % | ||
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
Методические материалы
Для реализации программы используются разные формы и методы работы с детьми: прогулки, беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры, чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций.
Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно:
- дидактические материалы (наглядные пособия, настольные игры, игрушки)
-справочно-информационные материалы по экологическому воспитанию детей:
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми.
Соломенникова О.А «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада»,
Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. ФГОС
Николаева С.Н. «Как приобщить ребёнка к природе»,
Основной вид занятий – первично-ознакомительный. Главный элемент ознакомительного занятия — наглядность. На первом месте находится словесный метод, чаще беседа, но обязательно проводимая совместно с использованием различных демонстрационных пособий (картинки, иллюстрации, фото). Эти наглядные средства обучения способствуют формированию отчетливых начальных представлений о природе. Часто компонентами таких занятий становится чтение художественной литературы, просмотр слайдов, презентаций. Важным элементом считается слово воспитателя. Благодаря ему обеспечивается доступное и последовательная подача содержания материала и от него зависит общий результат обучения.
Итогом работы обучения является открытые занятия, развлечение.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы:
Наглядно-дидактические пособия:
1. «Деревья, цветы и кустарники»
2. «Домашние животные»
3. «Овощи и фрукты»
4. «Времена года»
5. «Дикие животные»
Оборудование и материалы:
1.Муляжи овощей и фруктов
2.Кукла Незнайка
3.Фигурки животных (дикие, домашние, птицы)
4.Игрушки (ёжик, зайчик, лиса, белочка, медвежонок)
5. Книги и иллюстрации о сезонных изменениях природы, иллюстрации с животными (дикие и домашние, их детеныши).
6.Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания
7. Материалы и инструменты для изобразительной деятельности: пластилин, доска, салфетки, гуашь, кисти, баночки, салфетки, цветная бумага, цветные карандаши, клей.
Технические средства обучения: компьютер, магнитофон.
Развивающая предметно пространственная среда: сектор ознакомления с окружающим миром
Комнатные растения и предметы ухода за ними;
Оборудование для экспериментирования.
Материалы для исследования: муляжи, реальные объекты, предметы.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. / Т.М.Бондаренко - Издательство «Учитель», Воронеж, 2012.
2. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7 лет / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
3. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении/С.Н.Николаева- М.: Новая школа,1993. 64 с.
4.Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. /О.А.Соломенникова- М.:Мозаика- Синтез, 2009.48 л.
5.Соломенникова О.А.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова- М.: Мозаика- Синтез, 2010.80 л.
6. Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. 5-6 лет. ФГОС/ О.А.Сломенникова-М.: Мозайка-Синтез 2014 г.