Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Забавное шитьё» (Для детей 7-9 лет)

7
0
Материал опубликован 8 June 2023

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 65»

муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики



Принято

Решением методического

Объединения МАОУ «СОШ№65»

Протокол № От . . 2022г.


Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №65»

____________________ Н.А. Маслова

приказ № ____ от _________________










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Забавное шитьё»



Направленность: художественная

Уровень программы: стартовый

Возраст учащихся: 7 -9 лет

Срок реализации: 1 год






Авторы - составители программы:

Хмельникова Алевтина Анатольевна

педагог дополнительного образования








г. Чебоксары, 2022

Содержание

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»


Пояснительная записка

3

Цель и задачи программы

4

Учебный план

4

Содержание программы

5

Планируемые результаты

6

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


Календарный учебный график

7

Условия реализации программы

9

Формы аттестации

9

Оценочные материалы

10

Методические материалы

10

Список литературы

11

















































Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

Данная программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовой базы для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на 2019-2020 уч. год:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Положение о разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики (принято решением педсовета от 25.05.18г.);

Устав МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары.

Актуальность программы обусловлена практической значимостью. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам, для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд. То есть обучающиеся учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества. Так же актуальность программы определяется запросом со стороны родителей и детей.

Новизна. Новизна и отличительная особенность программы «Забавное шитьё» состоит в ненавязчивом подходе обучения шитью и вышивке. Создавая мягкие игрушки и сувениры, обучающиеся непосредственно осваивают основы рукоделия

Срок реализации программы – 1 год, 36 часов.

Уровень стартовый, возраст 7-9 лет. Стартовый уровень предполагает знакомство и использование основных видов декоративно-прикладного творчества. Срок реализации – 1 год, форма обучения - очная.

Направленность. Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентированна на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.

Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеллектуального типа. В этой системе одно из заметных мест может занять дополнительная образовательная программа «Забавное шитьё».

Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу – 36 часов

Наполняемость учебных групп: 1 года обучения – 15 учащихся



Цель и задачи программы

Цель программыобучить учащихся основным навыкам ручной вышивки и шитья.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с различными материалами, осваивая их свойства;

- обучить правилам безопасного использования инструментов и приспособлений;

- обучить основам вышивки и шитья;

- предоставить знания, позволяющие продолжить образование в области декоративно-прикладного искусства и развивать свой творческий потенциал.

Личностные:

- формировать у ребенка уверенность в своих силах, стремление к саморазвитию;

- воспитывать целеустремленность, аккуратность;

- развивать потребности к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться поставленной цели.

Метапредметные:

- прививать интерес к культуре родного края, к истокам народного творчества.


Учебный план

Возраст 7-9 лет, стартовый уровень

Срок реализации – 1 год, количество часов – 36 часов

п/п


Тема

Форма занятия

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

Беседа

1

-

1

Опрос

Выставка

2

Мягкая игрушка


Беседа, практическая работа

1,5

1,5

3

Опрос

Выставка

3

Декор из пуговиц


Беседа, практическая работа

1

3

4

Опрос

Выставка

4

Вышивка пайетками


Беседа, практическая работа

0,5

3,5

4

Опрос

Выставка

5

Пришивная аппликация

Беседа, практическая работа

0,5

3,5

4

Опрос

Выставка

6

Текстильная кукла


Беседа, практическая работа

0,5

3,5

4

Опрос

Выставка

7

Вышивка крестом

Беседа, практическая работа

0,5

3,5

4

Опрос

Выставка

8

Декоративные швы

Беседа, практическая работа

2

2

4

Опрос

Выставка

9

Вышивка лентами


Беседа, практическая работа

2

2

4

Опрос

Выставка

10

Вышивка бисером


Беседа, практическая работа

0,5

2,5

3

Опрос

Выставка

11

Аттестация

Практическая работа


1

1

Самостоятельная работа


Итого:

36 ч.





Содержание программы

Возраст 7-9 лет, стартовый уровень

Срок реализации – 1 год, количество часов – 36 ч.

Тема 1. Вводное занятие. Теоретическое занятие. Знакомство с содержанием работы в группе. Демонстрация выставочных работ. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Мягкая игрушка. Теоретическое занятие. История возникновения мягкой игруши. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Правила раскроя деталей игрушки. Способы закрепления нити на ткани. Швы, используемые для изготовления игрушки: шов «вперед» иголку, шов «назад» иголку, шов «узелок», петельный шов. Приемы соединения и набивки деталей. Особенности изготовления плоских, полуобъёмных и объёмных игрушек.

Практическое занятие. Работа с шаблоном, раскрой деталей игрушки. Упражнения по закреплению нити на ткани. Выполнение швов «вперед» иголку, «назад» иголку, шва «узелок», петельного шва. Обработка срезов деталей, набивка и их соединение.

Тема 3. Декор из пуговиц. Теоретическое занятие. История возникновения пуговицы. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Классификация пуговиц. Способы пришивания пуговиц.

Практическое занятие. Упражнения по пришиванию пуговиц. Составление композиции. Соединение пуговиц с панно. Оформление изделия.

Тема 4. Вышивка пайетками. Теоретическое занятие. Способы закрепления пайеток.

Практическое занятие. Подготовка схемы и материалов для игрушки. Изготовление игрушки и декорирование ее пайетками.

Тема 5. Пришивная аппликация. Теоретическое занятие. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Знакомство с ниточным способом закрепления аппликации. Швы, используемые для соединения деталей.

Практическое занятие. Составление схемы, лекал. Подбор материалов изделия, перевод рисунка на ткань. Соединение деталей с основой, оформление изделия.

Тема 6. Текстильная кукла. Теоретическое занятие. История возникновения куклы. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Правила раскроя деталей куклы. Швы, используемые для изготовления игрушки: шов «вперед» иголку, шов «назад» иголку, шов «узелок», петельный шов. Приемы соединения и набивки деталей.

Практическое занятие. Работа по шаблону, раскрой деталей игрушки. Обработка срезов деталей, набивка и их соединение.

Тема 7. Вышивка крестом. Теоретическое занятие. История возникновения вышивки. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Знакомство с русским (одиночным) крестом; с положением иглы при выполнении полукрестиков; с закреплением нити на канве с четным количеством нитей; особенности выполнения горизонтальных рядов креста.

Практическое занятие. Упражнения по закреплению нитей на канве с четным и нечетным количеством нитей мулине, выполнение горизонтальных рядов крестиков. Выбор схемы для миниатюры, материалов. Определение начала вышивки (расчет клеток на канве). Выполнение вышивки для открытки в технике русского креста. Оформление изделия.

Тема 8. Декоративные швы. Теоретическое занятие. Знакомство с декоративными швами, их названиями и технологическими приёмами их выполнения.

Практическое занятие. Упражнения по выполнению стебельчатого шва, шва петелька с прикрепом. Изготовление изделия с применением изученных швов.

Тема 9. Вышивка лентами. Теоретическое занятие. Рассказ об истории вышивки лентами. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Знакомство со швами: «вытянутый стежок с завитком», «узелок», «роза паутинка», цветок из присборенной ленты.

Практическое занятие. Упражнения по закреплению ленты на ткани. Выполнение шов: «вытянутый стежок с завитком», «узелок», «роза паутинка», цветок из присборенной ленты. Оформление изделия.

Тема 10. Вышивка бисером. Теоретическое занятие. Рассказ об истории вышивки бисером. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, области применения шва. Технология закрепления бисера по свободному контуру.

Практическое занятие. Упражнения по закреплению бисера разными способами. Изготовление изделия с применением изученных швов.

Тема 11. Аттестация.  Практическое занятие. Проверка уровня усвоения материала, в форме самостоятельной работы.



Планируемые результаты

Предметные результаты. К концу обучения учебной программы учащийся должен обладать следующими компетенциями:

- технологию изготовления мягких игрушек, текстильных кукол, пришивных аппликаций, панно из пуговиц, технологию в технике вышивки лентами, крестом, пайетками.


обучающиеся будут знать правила организации рабочего места;

 правила безопасности труда при работе с ножницами, иглой, утюгом;

основные инструменты необходимые для работы в разных видах рукоделия;

название материалов и их видов, область их применения;  

количество и размер деталей, их формы, способы их соединения;

порядок выполнения технологических операций;

требования к качеству и красоте;           

технологию изготовления изделий в разных техниках.

обучающиеся будут уметь подготовить рабочее место;

называть, правильно держать и совершать рабочие движения, соблюдая правила безопасной работы;

называть и различать материалы и их виды, определять их свойства;

выполнять обработку материалов, соблюдая правила и требования к качеству на каждом этапе;

экономно производить разметку материалов;

подбирать материалы по цвету и фактуре;  

следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

работать с готовыми выкройками, шаблонами;

владеть приемами кроя;

изготовлять мягкие игрушки, текстильные куклы, пришивные аппликации, панно из пуговиц, вышивать лентами, крестом, пайетками;

наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения.

           Личностные результаты:

бережное отношение к ресурсам,

трудолюбие, гуманность, порядочность;

умение работать в команде;

чувство ответственности, дисциплины;

умение уважать чужое мнение.

Метапредметные результаты:

сформировано умение осуществлять исследовательскую деятельность;

развиты общественная активность, стремление к самообучению, саморазвитию.


Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график на стартовый уровень, возраст 7-9 лет,

Срок реализации – 1 год, количество часов – 36, 1 час в неделю

Месяц


Тема

Форма проведения занятий

Количество часов

Место проведения

Форма аттестации/

контроля



Теория

Практика

Всего

Сентябрь

Вводное занятие. Техника безопасности.

Беседа

1

-

1

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

Мягкая игрушка

Шов «вперед иголку»

Беседа, практическая работа

0,5


0,5


1

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

Шов «назад иголку»

Беседа, практическая работа

0,5


0,5


1

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

Петельный шов

Беседа, практическая работа

0,5


0,5


1

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

4




Декор из пуговиц


Октябрь

Пуговицы на ножке

Беседа, практическая работа

0,5


1,5


2

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

Сквозные пуговицы

Беседа, практическая работа

0,5


1,5


2

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

4




Вышивка пайетками


Ноябрь

Закрепление пайеток бисером

Беседа, практическая работа

0,5


3,5


4

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

4



Декабрь

Пришивная аппликация

Из фетра и лоскутков

Беседа, практическая работа

0,5


3,5


4

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

4




Текстильная кукла


Январь

Лоскутная кукла

Беседа, практическая работа

0,5


3,5


4

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

4



Февраль

Вышивка крестом


Русский крест

Беседа, практическая работа

0,5


3,5


4

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

4




Декоративные швы

Март

Петелька с прикрепкой

Беседа, практическая работа

1

1

2

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

Стебельчатый шов

Беседа, практическая работа

1

1

2

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

4




Вышивка лентами


Апрель

Шов «узелок»

Беседа, практическая работа

0,5


0,5


1

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

Шов «вытянутый стежок с завитком»

Беседа, практическая работа

0,5


0,5


1

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

Шов «роза паутинка»

Клуб «Калинка»

0,5


0,5


1

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

Цветок из присборенной ленты

Клуб «Калинка»

0,5


0,5


1

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

4




Вышивка бисером


Май

Монастырский шов

Беседа, практическая работа

0,5


2,5


3

Клуб «Калинка»

Опрос

Выставка

Аттестация

Практическая работа


1

1

Клуб «Калинка»

Самостоятельная работа

4



Итого 36




2.2. Условия реализации программы

Для качественного проведения занятий в кабинете необходимо иметь:

хорошо освещенный и проветриваемый кабинет;

методическую и дополнительную литературу;

ресурсы Интернет;

образцы практических работ, изделий, эскизов;

журналы, книги, фотографии, буклеты, таблицы, рисунки;

инструменты, приспособления для ручных, утюжильных работ;

инструменты и материалы для работ с тканью, природными материалами, соленым тестом, бумагой и т.д.

пяльцы для вышивки;

клеи «Момент», ПВА;

бумага, кисти, краски, проволока тонкая, линейка металлическая, циркуль

Информационное обеспечение программы

В информационное обеспечение программы входят дидактические и методические материалы:

Аудио-, видео-, фото- , интернет источники на электронных носителях по темам, реализуемым в рамках данной программы.

таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, раздаточный материал, специальная литература, мультимедийные материалы по темам реализуемой программы

Кадровое обеспечение программы

В реализации программы занят один педагог, руководитель объединения «Мастерская фантазий» Хмельникова Алевтина Анатольевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

2.3. Формы аттестации

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения.

Для определения результативности обучения, учащиеся в течение года выполняют изделия к отчетной выставке, участвуют в опросе после изучения новой темы, в конце учебного года проходят аттестацию в форме самостоятельной работы.

Выставка - это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или творческий сюрприз. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.

Самостоятельная работа - форма итогового контроля/аттестации, которая проводится с целью, определения уровня усвоения содержания образовательной программы. Для учащихся выдается карточка-задание, которая состоит из одного практического задания. Ученику необходимо самостоятельно продумать схему или эскиз, подобрать материалы и выполнить работу.

Опрос  – проверка результатов обучения после прохождения темы.

2.4. Оценочные материалы

Оценка уровня усвоения программы проводится по следующим критериям:

«отлично» - изделие выполнено по всем правилам, с творческим подходом и фантазией;

«хорошо» - изделие выполнено по всем правилам, но без личного, творческого подхода, по стандартному шаблону;

«удовлетворительно» - при выполнении допущены мелкие технические неточности, не хватает аккуратности и фантазии;

«неудовлетворительно» - при выполнении допущены грубые технические ошибки, работа выполнена не аккуратно.


2.5. Методические материалы

Эффективность учебного процесса во многом зависит от тщательно продуманной организации занятия в творческом объединении, этому способствует хорошо подобранные методические материалы.

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, чаще всего, сочетая их.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы организации учебного занятия. На занятиях часто используются такие формы организации как: встреча с интересными людьми, выставка, защита проектов, игра, конкурс, открытое занятие, праздник, практическое занятие, творческая мастерская, экскурсия.

Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология разноуровневого обучения, дистанционного обучения, технология проектной деятельности.

Алгоритм учебного занятия.

Учебные занятия состоят из последовательных этапов: организационный момент, актуализация знаний, подготовительный – совместное открытие, основной – самостоятельного применения, контрольного задания, итоговых вопросов, рефлексивного (самоанализ), информационного - задания на дом.

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме проверочных занятий.


2.6. Список литературы

1. Поделки из бисера для любимой мамочки/ А.Р. Магина. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 31, (1) с.: ил. - (Подарок своими руками).

2. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 192с., 16с. ил.: ил.

3. Поделки из бисера для любимой мамочки/ А.Р. Магина. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 31, (1) с.: ил. - (Подарок своими руками).

4. Тряпичные куклы/авт.-сост. Т.М.Ткачук. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008. – 32с.: ил. - (Подарок своими руками).

Полная иллюстрированная энциклопедия вышивки. АСТ, Астрель, Харвест, 2009.

5. Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 г.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации