Технологическая карта урока математики «Площадь. Формулы площади прямоугольника» (5 класс)
Технологическая карта урока
Автор: Киселева Наталья Александровна, учитель математики и информатики, МБОУ Верхнесоленовская СОШ
Класс: 5
Предмет: математика
Тема урока: Площадь. Формула площади прямоугольника.
Цель урока: показать практическое применение формулы площади прямоугольника
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме игры
Метод обучения: проблемно-эвристический
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||
Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | ||||
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствие учащихся, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. - Здравствуйте! Присаживайтесь. Сегодня у нас урок необычный, а проведем мы его в форме деловой игры. - Итак…. Представьте себе… мы являемся представителями фирмы «Юные строители», и я (ставлю табличку « Директор фирмы «Юные строители») | Включаются в деловой ритм урока. | | Самоопределение | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Целеполагание |
Актуализация и мотивация | Актуализация опорных знаний и способов действий. Обеспечение мотивации учения детьми. | - Уважаемые коллеги, (приложение 1 , слайд 1) к нам поступил срочный заказ от директора школы МБОУ Верхнесоленовская СОШ, Вандюк Ольги Григорьевны. Заказ заключается в том, чтобы провести ремонтные работы учебных классов. - Я уже съездила на объект и составила план-схему учебных кабинетов. - Предлагаю познакомиться поближе с объектами, которые нам предстоит отремонтировать. (приложение 1, слайд 2) - Посмотрите внимательно на вопросы, которые напечатаны на обратной стороне фотографий. - Что нужно вспомнить и уметь для этого? (Приложение 1, слайд 3, 4)
Используя эти формулы решим эти задачи. ((работаем с заданиями , разработанные в приложении LarningApps.org https://learningapps.org/display?v=p5rjx5vjk17) 1) Найдите периметр прямоугольника, если ширина равна 2 см, а длина 7 см. 2) Найдите периметр квадрата со стороной 10 дм. 3) Найдите площадь прямоугольника с длиной 15 м, а шириной 4 м. 4) Найдите площадь квадрата со стороной 8 см. - Верно. Молодцы. - А на какую геометрическую фигуру похожи учебные кабинеты? - Какая формула нам нужна будет? (размещаю ее на доске) Эта и будет тема нашего урока. У каждого из вас на столах лежат маршрутные листы (приложение 2), вы в них будете работать на протяжении всего урока. (объясняю детям каким образом в них работать на каждом этапе урока) . Запишите в них дату, тему урока, а цели вы сформулируете самостоятельно, но чуть позже. | Устно решают задачи, используя формулы нахождения периметра и площади квадрата, формулы нахождения периметра и площади прямоугольника. - Формулы - Быстро считать. - Ученики читают и вместе решают - 18 см - 40 дм - 60 м2 - 64 см2 - На прямоугольник - Формула нахождения площади прямоугольника Учащиеся записывают ФИО, дату, тему урока | Структурирование знаний, логический анализ объектов с целью выделения признаков. | Самоопределение | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. |
Целеполагание. | Принятие целей урока | - А, чтобы наша фирма побыстрее справилась с заказом, каждая строительная бригада будет работать с одним учебным кабинетом, а так как их 4, то и бригад у нас будет 4. - Посмотрите на цвет своего маршрутного листа. Сгруппируйтесь по этим цветам. (Каждой группе выдаю папки с документами (Приложение3). -Коллеги, в каждом кабинете находится компьютеры с необходимыми папками, в которых вы найдете: файл с планом учебного кабинета, прайс-лист цен строительных материалов, прейскурант цен на стоимость услуг. (Приложение 4). Вы составляете смету на ремонт учебного кабинета, в своих группах обсудите и запишите цели урока, которые необходимо достичь. Через 15 минут всех вас жду с вашими сметами в своем кабинете, мы их объединим и посмотрим на какую сумму вышла общая смета на ремонт учебных кабинетов. Не забываем заполнять маршрутные листы. - Дорогие коллеги! Желаю Вам успехов в достижении поставленных целей! | Формируются 4 группы в зависимости от цвета маршрутных листов, например: жёлтые – первая бригада, сиреневые – вторая бригада и т.д., т.е. группы формируются случайным образом. - Спасибо! (дети расходятся по кабинетам и работают в группах) | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации. | Смыслообразование | Планирование учебного сотрудничества с сверстниками. | Целеполагание |
Первичное применение и закрепление | Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для работы. | Составляю сметы, для того, чтобы на этапе «Организация первичного контроля», дети сравнили свои полученные результаты с моими. | Учащиеся работают в группах, решают задачи, заполняют сметы и маршрутные листы. | Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач | Самоопределение | Планирование учебного сотрудничества с сверстниками, управление поведения партнеров. | Контроль, коррекция |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний, выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | - Я тоже прикинула сметы, давайте посмотрим, что у нас вышло (дети анализируют правильность составления своих смет, корректируют либо самостоятельно в группах или при помощи сверстников, учителя), (приложение 1, слайд 5). - Молодцы, все сметы сошлись, теперь давайте составим общую смету (вместе выполняем задание), (приложение 1, слайд 6) - Данную смету я сегодня предоставлю директору Ольге Григорьевне и я уверена, что мы выиграем тендер. | Учащиеся корректируют сметы и составляют общую. | Умение структури-ровать зна-ния, выбор наиболее эффектив-ных спосо-бов реше-ния задач | Самоопредление | Планирование учебного сотрудничества с сверстниками и с учителем, управление поведения партнеров. | Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Подведение итогов урока | Подведение итогов работы бригад. Дать качественную оценку работы класса в целом, отдельных учащихся. | - Ребят, пришло время подвести наши итоги. - Все ли у вас получилось? - Если нет, то, что, по вашему мнению вам помешало выполнению задач? Почему? - | Учащиеся делятся своими мнениями. | | | | Оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | - Уважаемые коллеги, ко мне пришло письмо с просьбой оказать благотворительную помощь. Все заработанные вами деньги пойдут в фонд защиты природы. Каждый из вас решает какую сумму он может внести. Перед вами задания на карточках с указанной ценой. Чем дороже задание, тем оно сложнее. (Приложение 5) (дети выбирают и решают их дома) | Учащиеся выбирают карточки. | | Самооценивание, включая осознание своих возможностей. | | |
Рефлексия | Инициировать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и со сверстниками. | - В ваших маршрутных листа есть «Лестница успеха», проанализируйте свою работу на уроке и поставьте и поставьте себя (можно нарисовать просто смайлик) на одну из ступенек «Лестницы успеха» (Приложение 6) - А теперь возьмите смайлики-магниты и прикрепите их уже на плакате. - Я просмотрю ваши маршрутные листы и на следующем нашем совещании познакомлю с результатами. (дети сдают маршрутные листы) - Молодцы! Всем спасибо за работу. Завтра всех жду на своих рабочих местах. | Учащиеся анализируют свою работу на уроке, ставят свои смайлики на определенную ступеньку «Лестницы успеха», заполняют этап урока «Рефлексия» и сдают маршрутные листы. | Рефлексия | | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | |
Приложение 2
Мой маршрутный лист
Фамилия, имя______________________________________________________________
Дата__________ __________________________________________________________
(Запишите здесь Классная работа)
Формула, которую буду использовать для решения задач_________________________
Тема урока_____________________________________________________________
Здесь я сформулирую цель(и) урока, которые буду достигать в течение урока_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1 Ремонтные работы учебного кабинета
Бригада №___________
Смета на сумму_________________________
Задание 2 Общая смета на ремонт всех кабинетов
Материалы | Количество | Общая стоимость (стоимость материалов + стоимость услуги) |
Банка краски для пола |
|
|
Плинтус 3 м. |
|
|
Банка водоэмульсионной краски |
|
|
|
| ИТОГО: |
Лестница успеха
У меня все получилось! Готов помочь другим!
Хорошо, но могу лучше!
Мне нужно ещё повторить
Приложение 6