Методическая разработка урока математики в 5 классе на тему «Площадь. Площадь прямоугольника»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Шабанова Елена Викторовна
МБОУ "Гимназия №1 имени Н.И.Борцова" г.Лебедянь Липецкой области
Образовательная область: математика
Возрастная группа: 5 класс
Тема: "Площадь. Площадь прямоугольника"
Тип урока: открытие нового знания
Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон.
Цель урока: развитие учебных знаний о единицах измерения площади, о площади, о площади прямоугольника, прививать любовь к изучению геометрии.
Формирование УУД:
Личностные УД: самоопределение, смыслообразование.
Познавательные УУД: целеполагание; постановка и формулирование проблемы; обобщение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознание и произвольное построение речевого высказывания;
Регулятивные УУД:выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимание необходимости их проверки
Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений использование критериев для обоснования своего суждения; разрешение конфликтов.
Основные понятия: единицы измерения площади, площадь фигуры, единичный квадрат, площадь прямоугольника, площадь квадрата, свойства площади
Дидактические материалы: рабочие карточки для составления плана открытия нового знания, для работы в группе.
Оборудование: конверт "мерки" с набором различных геометрических фигур, среди которых обязательно есть квадрат со стороной 1 см, произвольный прямоугольник и квадрат
Краткая аннотация к работе:урок открытия нового знания, на котором реализуется системно-деятельностный подход на основе технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон
Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе решения задачи применять формулу площади прямоугольника, квадрата, составлять алгоритм действий, рассуждать и делать выводы.
личностные: умение работать в парах, группе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
метапредметные: умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; умение работать с учебным математическим текстом, умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач.
Логическая основа урока
1. Новое знание.
Понятие площади фигуры. Свойства площади. Формула площади прямоугольника и квадрата.
2. Задание на пробное действие.
Сравните площади фигур
3. Фиксация затруднения.
«Я пока не могу вычислить площадь фигуры».
«Я пока не могу обосновать, правильно ли я вычислил площадь».
" Я не могу сказать, что такое площадь"
4. Фиксация причины затруднения.
«Я не знаю. что такое площадь и как ее найти».
5. Цель деятельности.
Сформулировать понятие площади, рассмотреть ее свойства, сформулировать теорему о площади прямоугольника и квадрата
6. Фиксация нового знания.
1. Площадь и ее свойства. |
2. Площадь прямоугольника, квадрата |
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности, а также по установке тематических рамок и создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Использование высказывания на уроке: «Тот, кто хочет много знать, должен сам все постигать».
-Какое слово главное?
-Как оно связано с нашим уроком?
- Сегодня у нас урок открытие нового знания. Вы узнаете что-то новое. Как вы будете действовать на уроке? (Во-первых, определю, что я не знаю, во-вторых, сам найду способ получить знания).
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-Какие геометрические фигуры вам знакомы?
-Что такое периметр?
-Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5см и 3см.
-Постройте прямоугольник, периметр которого равен 10см.
-Какое слово лишнее: сантиметр, метр, дециметр, килограмм, сантиметр? (единицы измерения длины)
-А какие единицы измерения площади вы знаете?
Выполнение пробного действия.
- С какой целью я вам предложу выполнение пробного действия? (Чтобы мы поняли, что пока не знаем).
Задание:
сравните площади фигур
Фиксация затруднения
- Поднимите руки те, у кого не получилось? С чем ваше затруднение? (Я не знаю, что такое площадь или Я не умею находить площадь фигур)
3. Выявление места и причины затруднения.
- При выполнении пробного задания у вас возникло затруднение. Какое?
Одни не знают что такое площадь, другие не имеют эталона знаний, чтобы объяснить правильность своих действий.
Учащиеся проговаривают вслух:
«Я не знаю что такое площадь».
«У меня не эталона, чтобы обосновать верность своих рассуждений"
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-Назовите тему нашего урока. (Тема фиксируется на доске)
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
- Как будем действовать для её достижения?
- Предлагаю составить план открытия нового знания.
Давайте, составим план работы.
Учащиеся предлагают шаги плана открытия новых знаний. Полученный в ходе подводящего диалога план может быть следующим:
1)Узнать, что такое площадь.
Выработать алгоритм нахождения площади фигуры, в том числе прямоугольника и квадрата.
Обобщить полученные знания.
Решать задачи по эталону
- Какие средства мы для этого будем использовать? (практическая работа, учебник).
5. Реализация построенного проекта.
-Вы бывали на площади? А на Красной площади? Что же такое площадь? (ограниченное пространство, где можно ходить; что-то внутри границы)
Итак, площадь - величина той части плоскости, которую занимает многоугольник.
- Посмотрите, я беру лист А4 и провожу рукой по его поверхности. Эту внутреннюю область фигуры называют площадью
- Ребята, покажите площадь фигур, изображённых на доске.
- Молодцы! А теперь давайте покажем площади различных предметов в окружающей обстановке класса. (Учитель поочерёдно вызывает ребят показать площади поверхности учебника, тетради, доски).
– Давайте вспомним, как измеряются любые величины?
(Выбирается мерка и устанавливается, сколько раз она содержится в измеряемой величине).
- Предлагаю вам выполнить практическую работу по инструкции
1. Возьмите конверт с надписью "мерки". В нем вы найдете меры разных геометрических форм. Ваша задача состоит в том, чтобы исследовать, какими мерами лучше, удобнее пользоваться для измерения площади нашей фигуры
Происходит фронтальное обсуждение результатов самостоятельной работы и фиксация вывода.
Вывод: Квадрат – самая удобная единица (мера) площади.
– Квадратами очень удобно замащивать плоские участки, а скажем кругами такого не сделаешь без дыр и наложений. Часто математики вместо слов “нахождение площади” говорят “квадрирование”
-Единицы измерения площади вам знакомы с начальной школы. Скажите, какой может быть сторона квадрата, который мы будем использовать в качестве мерки? В каких единицах в этом случае будет выражена площадь?
-Среди предложенных в конверте "мерки" выберите квадрат со стороной 1 см и измерьте им площади фигур.(Работа в группах: 2 группы вычислять площадь 1 фигуры, 2 - второй, 2- третьей)
-Давайте сравним результаты. (У всех получилось 7 см2)
- Сравните фигуры 1 и 2. (Они равны)
-Какой вывод сделаем? (Равные фигуры имеют равные площади). Это первое свойство площади фигуры.
-А если будут равны площади, будут ли равны фигуры?
- Смогли ли вы преодолеть затруднение?
- Что вы теперь умеете делать? (Измерять площадь различных фигур)
- Какой следующий шаг на уроке? (Обосновать формулу нахождения площади прямоугольника.)
2. -Итак, мы с вами увидели, что площадь фигуры равна сумме площадей фигур, из которых она составлена - это 2 свойство площади фигуры. Давайте вычислим площадь прямоугольника, который лежит у вас на столах, используя это свойство. (Работа в парах, алгоритм работы на столе)
а) Измерьте длину и ширину прямоугольника. Запишите числа в тетрадь
б) На сколько единичных квадратов можно разделить наш прямоугольник.
в) Как можно получить это число, зная длину и ширину?
г) Сделайте вывод: площадь прямоугольника равна....
- Какой вывод вы сделали?
-Что такое квадрат?
- Как запишем формулу для площади квадрата?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
№565, 566
7.Физкультминутка.
Звучит новогодняя музыка, учащиеся показывают как крадется Дед Мороз, а к его приходу мы поставили вот такую высокую елку, вешали шары на елку; а еще мы любим зимние забавы - играем в снежки. А на празднике у нас будет лететь серпантин
8. Самостоятельная работа с самопроверкой
1) Вычислите площадь прямоугольника, соседние стороны которого равны 12 см и 26 см
2) Вычислите площадь квадрата со стороной 13 м.
9. Включение в систему знаний и повторение.
№567, 569, 578, 584
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Что нового вы узнали?
− Какую цель вы ставили на уроке?
− Достигли вы цели? Обоснуйте.
− Проанализируйте свою работу и заполните карточки.
Учащимся раздаются карточки с высказываниями, которые они дополняют:
1. Я знаю, что такое площадь(да/нет) ________.
2. Я смогу вычислить площадь прямоугольника, квадрата(да/нет) ________.
3. При работе на уроке у меня не возникало затруднений (да/нет) ___________________.
4. В самостоятельной работе у меня не было затруднений (да/нет) ___________________.
5. При работе на уроке у меня возникали затруднения (перечислить какие)
___________________________________________________________________.
6. В самостоятельной работе у меня возникли затруднения (перечислить какие) ___________________________________________________________________
7. Мне необходимо поработать над ___________________________________________________.
Домашнее задание: Параграф 21, №573, 579, 596(1).