12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Козлова Диана Андреевна28 |
Площадь прямоугольника
Технологическая карта пробного урока математики ТЕМА «Площадь прямоугольника» (стр. учебника 60-61) | Цели урока: Содержательная: познакомить учащихся со способом вычисления площади прямоугольника Деятельностная: способствование формированию УУД УМК «Школа России» Технология обучения – проблемно-диалогическая Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ) | |
| Составила студентка 541 группы Козлова Диана Андреевна МОУ СОШ № 16 , класс 3«г», каб. № 15 Дата проведения урока 14.11.19. Смена 2 Номер урока 3 Начало урока в 15 часов 40 минут ФИО учителя школы: ФИО преподавателя-консультанта: Кузьчуткомова Ольга Витальевна Допущена к проведению урока: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя) ____________________, дата ________ (подпись учителя) | |
ФОРМУЛИРОВКА НОВОГО ЗНАНИЯ Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно найти его длину и ширину(в одинаковых единицах), а потом вычислить произведение полученных чисел (площадь будет выражена в соответствующих единицах площади.) | ||
АНАЛИЗ НОВОГО ЗНАНИЯ Как найти площадь прямоугольника? | ||
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ | ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1)формировать понимание математических знаний в собственной жизни и в жизни деятельности людей 2)осознание личностного смысла изучения математики 3)укреплять интерес к изучению математики. 4) Развивать умения определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные: 1) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения; 2)осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий 3) Создать условие для мотивации познавательной деятельности обучающихся 4) планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решени 2. познавательные: 1) развивать умение ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию 2) развивать умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; коммуникативные: 1) Развивать умение правильно выражать свои мысли 2) учить строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию. ПРЕДМЕТНЫЕ: связанные с актуализацией: а)умение устно выполнять вычисленя б)умение сравнивать площади фигур связанные с включением нового материала в систему знаний: а) умение решать задачи связанные с повторением материала, изученного ранее: а)умение находить площадь фигур с помощью квадратного сантиметра связанные с подготовкой к изучению материала следующих уроков: a) умеют решать задачи | ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
Формировать умение вычислять площадь прямоугольника Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу Формировать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Формировать умение строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию РАЗВИВАЮЩИЕ: 1) Способствовать развитию способности к оценке своей учебной деятельности. 2) Развивать умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу 3) Развивать умение составлять план действий для решения учебной задачи 4) Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 5) Развивать умение использовать знаково-символические средства для решения задач 6) Развивать умение вычислять площадь прямоугольника 7) формировать умения решать задачи по теме площадь прямоугольника ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать аккуратность, старательность, доброжелательное отношение в коллективе. Воспитывать познавательную инициативу в учебном сотрудничестве формировать интерес к новому формировать умения слушать и понимать речь других |
Оборудование. у учителя: 1) учебник 2) технологическая карта урока 3) презентация к уроку 4) проектор 5) доска у учащихся: 1) тетрадь, 2) учебник. 3) ручка Библиографический список: М. Моро Математика. 3 класс. В 1 ч. .[Текст]/ М. Моро- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014 – (Школа России) – стр.60 .Математика. Методические рекомендации. 3 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова]. — 3-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2017-172 с. (Школа России) | Оформление доски
Оформление работы в тетрадях учащихся (образец, вставка на клетчатой разлиновке) 2×3=6 см 2
3×4=12 см 2 12-6=6 (см2)
Ответ: на 6 см 2 площадь второго прямоугольника больше первого
9 см 9 ×2=18 (см2) 2 см Ответ:18 см2 |
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |
Этап. Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством высказывания М.В.Ломоносова Форма организации учебной деятельности: фронтальная Дидактические средства : слуховая Формы и методы контроля: | | ||
Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Здравствуйте. | ЛИЧНОСТНЫЕ: • осознание личностного смысла изучения математики Регулятивные: Создать условие для мотивации познавательной деятельности обучающихся. Коммуникативные учить строить речевое высказывание в устной форме | |
Меня зовут Диана Андреевна. Сегодня я у вас проведу урок математики. | | ||
Наш урок я хочу начать с высказывания М.В.Ломоносова, послушайте внимательно. Математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит. Как вы думаете, что он имел в виду? Действительно, это так. Без математики нельзя сделать ни шагу в жизни, поэтому изучение математики требует большого и упорного труда. И сегодня мы с вами постараемся углубить математические знания, узнать новое. В добрый путь за знаниями! | Слушают Математика учит мыслить логически, осознанно и ясно, она развивает мышление, память, внимание, учит обобщать. | ||
Этап. Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания – нахождение площади прямоугольника | |||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства: мультимедиа Формы и методы контроля проверка: устный опрос | ЛИЧНОСТНЫЕ: укреплять интерес к изучению математики. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: регулятивные : принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения; Коммуникативные:
Развивать умение правильно выражать свои мысли Предметные: Умение устно выполнять вычисления Умение сравнивать площади фигур | ||
Устный счет К 20 акое число стоит в конце цепочки?×5 -60 :8 +25 ×3 Вставь пропущенные слова Площадь-это то ______которое занимает_________ Квадратный сантиметр –это__________ квадрата стороной 1 см Молодцы, ребята! Вы справились с заданием! | 60 Место, фигура Площадь | ||
Задание 2. Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства: мультимедиа Формы и методы контроля: устный опрос | |||
Сторона квадрата 1 см и слишком маленькая площадь Сравни площади фигур. У какой фигуры самая большая площадь и самая маленькая.
A E
C D
F
Вы справились с заданием! Что сейчас увидим мы? Все углы мои прямы, Есть четыре стороны, Но не все они равны. Я четырехугольник Какой?(прямоугольник) Есть ли прямоугольники среди представленных фигур? Назовите | A-9 E-7 C-15 (большая) D-6(маленькая) F-12 -Да C,F | ||
Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы, построению плана достижения цели. | |||
Создание проблемной ситуации | ЛИЧНОСТНЫЕ: формировать понимание математических знаний в собственной жизни и в жизни деятельности людей МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения Познавательные: развивать умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; Коммуникативные: учить строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию. ПРЕДМЕТНЫЕ: умение находить периметр прямоугольника Умение вычислять площадь прямоугольника | ||
Задание. Форма организации учебной деятельности :фронтальная Дидактические средства: мультимедиа Формы и методы контроля :фронтальный | | ||
- Ребята, посмотрите на слайд на нем прямоугольник со сторонами 3 и 6 см 6 см 3 см Начертите этот прямоугольник в тетради найдите периметр прямоугольника -Смогли ли найти периметр прямоугольника? -Как нашли? -А теперь найдите площадь прямоугольника смогли ли вы выполнить задание? Если поделили на квадраты и ответили на вопрос, то нужно спросить ,а как можно быстро найти площадь, не считая количество квадратов со стороной 1 см? | -да P=6+3+6+3=18( см) Ответ 18 см периметр прямоугольника P=(6+3)×2=18 (см) -Нет -не знаем | ||
Побуждение к осознанию противоречия | |||
-Почему не выполнили задание? -Какое затруднение возникло? | -Возникли затруднения мы не знаем, как находить площадь прямоугольника | ||
| | ||
Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме цели и построению плана достижения цели | |||
Какой возникает вопрос? Значит, что мы с вами должны будем узнать на уроке? Значит, какая тема урока? Ребята, закончите предложения Сегодня на уроке мы Узнаем , как вычислять… Будем выполнять… Будем решать… | -Как найти площадь прямоугольника - Как находить площадь прямоугольника -площадь прямоугольника | ||
Этап. Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог. | |||
Вариант 1. методом побуждающего диалога | ЛИЧНОСТНЫЕ: формировать понимание математических знаний в собственной жизни и в жизни деятельности людей МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные: • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно; Познавательные: развивать умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; Коммуникативные: учить строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.
ПРЕДМЕТНЫЕ: Умение вычислять площадь прямоугольника | ||
| | ||
-Ребята, нам нужно найти площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 3 см. -Я вам дам подсказку, разделите прямоугольник на квадраты площадью 1 см2 . - Сколько полос с квадратами ? - Сколько квадратов в каждой полосе? - Сколько всего квадратов уложилось прямоугольнике? -То есть чему равна площадь прямоугольника? Как можно по- другому найти площадь прямоугольника? кто может предложить? Всего 3 полоски, по 6 квадратов в каждой полоске. П о длине прямоугольника уложилось 6 квадратов площадью 1 см2 .Площадь такой полоски 6 см2 по ширине прямоугольника 3 см . Такая полоска уложится в нем 3 раза. Значит, во всем прямоугольнике уложится сколько? Каким действием мы можем найти площадь в квадратных сантиметрах, если квадратов по 6 3 раза. - Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника | -3 -6 -18 18 см2 18 -умножением 6×3=18 см2 Площадь прямоугольника равна: длину умножить на ширину) (чтобы найти площадь надо длину умножить на ширину или наоборот) | ||
Промежуточная рефлексия | | ||
Какую проблему мы ставили перед собой? | - Узнать, как найти площадь прямоугольника | ||
Этап. Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме | |||
Выражение решения Форма организации учебной деятельности: фронтальная Дидактические средства: учебник Формы и методы контроля: устный опрос | ЛИЧНОСТНЫЕ: укреплять интерес к изучению математики. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные: • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно;. Познавательные: развивать умение ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию Коммуникативные: Развивать умение правильно выражать свои мысли | ||
Задание | |||
| | ||
Реализация продукта Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства: учебник Формы и методы контроля устный опрос | |||
| | ||
Ребята, прочитайте правило в учебнике на странице 60 Мы сделали такой же вывод, как и авторы учебника? Площадь прямоугольника обозначают буквой S. (вывесить на доску) Также есть формула для нахождения площади прямоугольника S=a×b(вывесить на доску) a-длина прямоугольника b-ширина прямоугольника | да | ||
Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.) | |||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности работа у доски и в тетрадях. Фронтальная. Дидактические средства учебник Формы и методы контроля выборочный опрос. | ЛИЧНОСТНЫЕ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные: Познавательные: • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно; Развивать навык читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение. Коммуникативные: Учить строить речевые высказывания в устной и письменной форме ,использовать математическую терминологию. ПРЕДМЕТНЫЕ: Умение вычислять площадь прямоугольника | ||
Начертите в тетрадях прямоугольник, длина которого 9см, а ширина - 2см. Найдите его площадь. Выполняется задание с комментированием. Начертите в тетрадях прямоугольник, длина которого 9см, а ширина - 2см. Найдите его площадь. Выполняется задание с комментированием. Ребята, откройте № 2 странице 60 в учебнике, - Прочитайте задание. Как поняли задание? Кто желает выполнить задание у доски с комментированием? (выходит ученик и выполняет задание с проговариванием возле доски), а остальные выполняйте в тетради. Так как мы с вами уже знаем формулу нахождения площади давайте с вами ей воспользуемся. Площадь первого прямоугольника обозначим S1,а площадь второго прямоугольника S2 Записываем в тетради. S1=3×2=6 см2 S2=4×3=12 см2 12-6=6 см2 Ответ: на 6 см2 S2 больше S1 Как нашли площадь первого прямоугольника? Как нашли площадь второго прямоугольника? Площадь, какого прямоугольника больше? На сколько? Как узнали ? | 1)Найдём площадь первого прямоугольника , на рисунке показана линейка, по которой видно, что длина прямоугольника =3 см, а ширина 2 см. Зная правило , мы можем найти площадь прямоугольника 3∙2= 6 см² Площадь первого прямоугольника равна 6 см² 2)Найдём площадь второго прямоугольника. На рисунке показано, что один отрезок= 1 см, посчитаем скольким отрезкам является длина =4, т.к. 1 отрезок= 1 см, значит 4 отрезка=4 см. Таким же образом находим ширину прямоугольника= 3отрезка, следовательно, 3 см Вычисляем площадь прямоугольника: 4∙3=12 см² Нам нужно найти на сколько квадратных сантиметров один прямоугольник больше другого. Мы знаем, что площадь 1 прямоугольника= 6 см², а площадь второго =12 см², нам нужно из большего вычесть меньшее 12-6= на 6 (см²)больше | ||
Задание 2. Форма организации учебной деятельности индивидуальная Дидактические средства учебник Формы и методы контроля словесная | | ||
А сейчас с вами выполним № 3 на странице 61(возле доски с комментированием),остальные в тетради Прочитайте задание. Записываем в тетради. 1)9×2=18 см2 Ответ:18 см2 площадь прямоугольника 2)6×3=18 см2 | 1)Вычисли площадь прямоугольника, длины сторон которого 9 см и 2 см. 2)Какими еще могут быть длины сторон прямоугольника с этой площадью? 1)9×2=18 см2 Ответ:18 см2 площадь прямоугольника 2)6×3=18 см2 | ||
7 Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. | |||
А сейчас самостоятельно в тетрадях выполните номер 1 на странице 60 в учебнике Давайте проверим, какие площади у вас получились. | 6×2=12 см2 2×3=6 см2 | ||
8Этап. Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного ранее, подготовка к изучению тем последующих уроков Цель. Организовать закрепление нового материала в системе с ранее изученным материалом. Примерный план этапа: выполнение заданий, в которых новое знание является промежуточной операцией, используются новые знания в нетиповых ситуациях. выполнение заданий по темам, изученным ранее, не связанным с темой данного урока; выполнение заданий, готовящих обучающихся к усвоению тем последующих уроков. |
Откройте учебник и прочитайте задачу под № 7 Из 24 м ситца сшили 8 одинаковых халатов. Сколько таких халатов можно сшить из 15 м ситца? | ЛИЧНОСТНЫЕ: укреплять интерес к изучению математики. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные: • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно; Познавательные: развивать умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; Коммуникативные: развивать умение строить высказывания в устной форме Развивать умение правильно выражать свои мысли ПРЕДМЕТНЫЕ: анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные: • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно; Познавательные: развивать умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; Коммуникативные: развивать умение строить высказывания в устной форме Развивать умение правильно выражать свои мысли ПРЕДМЕТНЫЕ: составлять план решения задачи в два-три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем и в коллективной деятельности Познавательные: развивать умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; Коммуникативные: развивать умение строить высказывания в устной форме Развивать умение правильно выражать свои мысли ПРЕДМЕТНЫЕ: решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др., задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз. | |||||||||
Анализ текста задачи -О чем говорится в задаче? -Что нам известно? -Что нам нужно найти? -Как можно оформить задачу? -Кто хочет выйти к доске и составить таблицу к задаче? -Как будут называться столбцы в задаче? -Куда запишем 24?8?15? Куда запишем знак вопроса? Что известно про расход на 1 изделие? | -О халатах -Из 24 м ситца сшили 8 одинаковых халатов. -Сколько халатов можно сшить из 15 м ситца -таблица
| |||||||||
Этап . Поиск решения задачи От данных к вопросу Зная, что из 24 м ситца сшили 8 одинаковых халатов , что мы можем найти? Зная, что всего 15 м ситца, и узнав, сколько ткани, используется на 1 халат, что мы можем найти? | -Сколько ткани используется на 1 халат -сколько халатов можно сшить из 15 м ситца | |||||||||
-Что найдем первым действием? -Каким действием? -Почему? -Что найдем вторым действием? -Каким действием? -Почему? | -сколько ткани используется на 1 халат -Делением -Чтобы найти , сколько ткани расходуется на 1 халат ,нужно разделить общее количество ткани ситца на количество изделий. -сколько халатов сошьют из 15 ситца -Делением -Чтобы узнать, сколько халатов сошьют из 15 м ситца ,нужно разделить общее количество ткани на количество ткан расходуемое на 1 халат | |||||||||
Этап . Решение задачи Кто хочет выйти к доске и показать нам, как решить эту задачу? Остальные работают в тетрадях. Сравнивают полученный ответ. | Решение: 1) 24:8=3 (м) ткани расходуется на 1 халат 2) 15:3 = 5 (х) можно сшить из 15 м ткани Ответ: 15 халатов | |||||||||
Этап .Проверка решения задачи Давайте проверим, верно ли мы решили задачу при помощи подстановки данных. -Что мы получим, если 5 прибавим к 3? -Это совпадает с данными задачи? -Какой вывод можем сделать? | -8 -Да -Задача решена верно | |||||||||
-Поднимите зеленый квадратик те, кто справились сами. -Поднимите красный квадратик те, кто работали с доской? | ||||||||||
Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. | ||||||||||
фиксирование нового содержания | ЛИЧНОСТНЫЕ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Развивать умения определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий Познавательные: Коммуникативные: развивать умение строить высказывания в устной форме ПРЕДМЕТНЫЕ: Умение вычислять площадь прямоугольника | |||||||||
-Что нового мы узнали на уроке? -Как нужно ее находить? | Мы узнали, как находить площадь прямоугольника Найти длину и ширину, а потом вычислить произведение полученных чисел. | |||||||||
рефлексия процесса учебной деятельности | ||||||||||
Поднимите зеленый квадрат те , у кого не возникло трудностей при выполнении заданий | Поднимают | |||||||||
Поднимите красный квадрат те, у кого возникли трудности при выполнении заданий? | поднимают | |||||||||
планирование цели дальнейшей деятельности | ||||||||||
Что нужно делать дальше? | Тренироваться больше. | |||||||||
Дача домашнего задания (обязательного и по выбору учащихся) | ||||||||||
Да, тренироваться, а именно поэтому , ребята, запишите домашнюю работу в свои дневники, номер 4 на странице 61 в учебнике | -записывают | ЛИЧНОСТНЫЕ: укреплять интерес к изучению математики. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: развивать умение ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию Коммуникативные: развивать умение строить высказывания в устной форме ПРЕДМЕТНЫЕ: Умение вычислять площадь прямоугольника | ||||||||
Урок окончен .До свидания! | |