Экскурсия по городу «Пешком по железной дороге»
Пояснительная записка к презентации
Экскурсия по городу: пешком по железной дороге. Автор: Буреева Татьяна Владимировна, учитель географии, МАОУ «СОШ № 44» Миасский городской округ, 2020 |
Содержание.
Пояснительная записка.......................................................................................3
Описание экскурсии. .........................................................................................5
Список литературы...........................................................................................17
Квест..................................................................................................................18
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................22
1.Пояснительная записка. https://yadi.sk/i/jCfxdxn5IxogXQ
2.Экскурсия "Пешком по железной дороге" . https://yadi.sk/d/pJpoZxyu2PIGiw
3.Квест. https://yadi.sk/i/n7_j3vlhuHRNbw
4.Презентация к экскурсии https://yadi.sk/i/5esJVBevDhUQ3g
Вступительное слово.(СЛАЙД 1)
Каждый хоть раз в своей жизни совершал поездку на поезде. Это очень удобно, ведь за несколько дней можно пересечь всю Россию. Но вы задумывались, как строилась железная дорога в нашей стране, как выглядели первые поезда? Ещё меньше мы знаем, какую роль сыграла железной дороги в судьбе нашего города. В разное время было издано много книг о Миассе. Например, «Миасс – город в золотой долине» Морозова В.В.; Энциклопедический словарь «Миасс»; Фотоальбом «Миасс» и другие. В этих книгах довольно подробно дана характеристика истории, природы Миасса. Но вы не найдете там информацию о роли железной дороги.
Если к вам в гости приехал друг, то вы, скорее всего, расскажете о золотодобыче, озере Тургояк. Но чем еще вы его сможете удивить? В моду входят необычные экскурсии с возможностью виртуального знакомства или возможностью пройти квест. Покажите ее другу - ему будет интересно.
Я решила раскрыть эту тему и представить вам обычные и забытые факты о роли железнодорожного транспорта в судьбе Миасса. Поэтому тема актуальна и социально значима.
Описание этапов экскурсии. (СЛАЙД 2)
Железная дорога - это не только романтическое путешествие. Именно благодаря некоторым историческим событиям Миасс был успешен. Но, к сожалению, даже Вели́кий Сиби́рский Путь приводит не в светлое будущее а в тупик. До сих пор НЕИЗВЕСТНЫ многие факты
Мой опыт работы с картой. (СЛАЙД 3).
Для составления любой экскурсии необходимо сначала представить путь в уме. С появлением современных технологий можно наметить кратчайший путь, и дорогу для путешествий. Посмотрите, я сделала нашу экскурсию в программе «Конструктор карт Яндекса» на https://yandex.ru/map-constructor/ . После нашей экскурсии вы, ребята, сможете самостоятельно составить любой маршрут через любимые места.
(Рис.1, прил.1)
рис.1 Общая карта экскурсии.
Этапы экскурсии. (СЛАЙД 4) Этапы экскурсии и краткое ее описание вы видите на слайде.
Транссиб
Железнодорожные насыпи, Турксиб
Старый вокзал,
Ограбление почтового поезда.
Белочехи, битва у Моховой горы
Водонапорная башня, улица Вокзальная
Миасс-2, паровоз
Школа - интернат РЖД
Маршрут мотовоза
Комарово ЖД
Технологическая карта экскурсии:
А)Путь: 24,3 км.
А1.Пешком: 13,1 км.
А2.На транспорте: 11,2 км.
В)Время (примерно)
4 часа
C)Категория:
Дети 13-15 лет
D)Транспорт:
Автобус
Таблица 1. Подробный маршрут путешествия.
№ | Маршрут | Расстояние | Время | Транспорт |
1. | Миасс 1- остановка у Загса | 860 м. | 10 мин. | Пешком |
2. | Загс -Миасс 3 | 2 км. | 3 мин. | Автобус |
3. | Миасс 3 -остановка Рассвет | 2 км. | 26 мин. | Пешком |
4. | Ост. Рассвет -ост. Горбольница | 4,3 км. | 5 мин. | Автобус |
5. | Улица Вокзальная | 1 км. 390 м. | 16 мин. | Пешком |
6. | Ул. Вокзальная -школа РЖД | 2,5 км. | 30 мин. | Пешком |
7. | Школа РЖД -ост. Мебельная | 4,9 км. | 6 мин. | Автобус |
8. | Ост. Мебельная -Миасс 2 | 1,5 км. | 18 мин. | Пешком |
9. | Миасс 2 -Комарово | 4,8 км. | 60 мин. | Пешком |
ПУНКТ 1.Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб и Великий Сибирский путь - историческое название) (СЛАЙД 5)
Первая остановка ждет нас около памятного знака в честь 100- летия со дня открытия ТРАНСИБА - это самая длинная железная дорога в мире.
Железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9288,2 км, это самая длинная железная дорога в мире. Высшая точка пути: Яблоновый перевал (1019 м над уровнем моря). В 2002 году завершена полная электрификация. Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Миасса (Челябинская область) до Владивостока. Её длина около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен с 1891 по 1916 годы. [8]
13 апреля 1891 года начались работы на линии Златоуст-Миасс Самаро - Златоустовской железной дороги, проходившей в 4 верстах(4 км 262 м) от Миасского Завода. А 25 ноября 1892 года произошло официальное открытие железнодорожной линии от г. Златоуста до г. Челябинска. С этого дня началось ежедневное движение товарно-пассажирских поездов, прибывающих из Златоуста в Миасс. Посмотрите небольшой фильм, посвященный строительству Транссиба Показ фильма Путешествие по Транссибу в начале XX века. Архивные кадрыhttps://www.youtube.com/watch?v=oZ1IUevmYZw
Ребята, что вы заметили, посмотрев фильм? Правильно. ни одного упоминания г.Миасса. А ведь в 1991 году, к столетию этого события был поставлен памятный знак в виде камня и мемориальной доски. (Рис.2)
рис.2 Памятный знак, посвященный 100-летию начала строительства Транссиба.
Мои открытия. Нашла в архиве музея Железной дороги:
Дороговизна строительства заставила пойти на облегченные технические нормы прокладки пути. Уменьшалась ширина земляного полотна, почти вдвое уменьшалась толщина балластного слоя, а на прямых участках дороги между шпалами и вовсе нередко обходились без балласта, рельсы были легче (брались 18-фунтовые виды рельс вместо 21 фунта), то есть на 5 кг на 1 погонный метр легче, допускались более крутые, в сравнении с нормативными, подъемы и спуски, через малые реки навешивались деревянные мосты, станционные постройки ставились также облегченного типа, чаще всего без фундаментов. Все это рассчитывалось на небольшую пропускную способность дороги. Однако, как только нагрузки увеличились, а в военные годы многократно, пришлось срочно прокладывать вторые пути и поневоле устранять все «облегчения», не гарантирующие безопасность движения. Рельсы изготавливали на металлургических заводах Канады и США.
(СЛАЙД 6)
На первый взгляд. очень странно строить грандиозную дорогу, чтобы не рассчитывать на большую отдачу. Мы должны учитывать, что выпускаемые в то время в России паровозы могли развивать скорость не более 15-20 км/час. Рассчитывали только на американские паровозы, которые, несмотря на финансовые и политические трудности, правительство активно закупало в США. Например, паровозы марки Е (рис.3) могли развивать скорость до 55 км/час.
рис.3. Паровозы, курсирующие по Транссибу и Турксибу
(СЛАЙД 7)ПУНКТ 2. Железнодорожные насыпи, Турксиб.
Мои открытия:
Турксиб входит в список самых грандиозных строек Советского Союза, строительство началось в 1929г. Через Миасс дорога не проходила. Но в архивах можно найти документы, что геологическую разведку местности проводил академик Александр Ферсман, который основал Ильменский заповедник. Благодаря ему была впервые составлена схема строительства для разных грунтов. Экспедиция провела подробные геологические, гидрогеологические и сейсмические исследования по трассе будущей магистрали, чем оказали значительную помощь строителям. В результате изысканий определилась окончательная трасса Турксиба протяжением 1445 км – Семипалатинск – Аягуз – Актогай – Алма-Ата – Чокпар – Чу – Луговая. (Рис.4)
рис. 4 Карта - рисунок прокладки железной дороги Турксиб.
(СЛАЙД 8) Турксиб стал настолько грандиозной стройкой, что в 1929 году была выпущена книга и документальный фильм. Мы посмотрим небольшой фрагмент, который показывает, что строительство шло в чистом поле, в суровых условиях. Показ фильма ТУРКСИБ https://www.youtube.com/watch?v=_V_0G2jTenA (можно включить только с 1 по 4 минуты)(СЛАЙД 9)
Несмотря на пафосное заявление начальников, что строительство Турксиба велось экскаваторами. По архивным документам,основными специальностями были, нашим языком, землекопы. Они ценились и различались по качеству:
Тачечники - Человек с тачкой, перевозивший грунт;
Грабари - это люди, которые строили железнодорожные насыпи из почвы. Они работали в Казахстане, где зыбкую глину приходилось укреплять с помощью стеблей камыша;(Рис.5)
Таратаечники из Миасса работали в районе Иртыша на каменистых грунтах.
Костыльщики. Люди, вставляющие металлические распорки-костыли в рельс для соединения;
Сейчас таких профессий не существует.
рис.5 Грабари на строительстве Турксиба.
(СЛАЙД 10)
Давайте посмотрим точное местоположение мест, где они строили Турксиб. По воспоминаниям В.Ю. Бирюковой следует. что живя в этом селе, ребятишки постоянно бегали на речку ИЛИ купаться. Если посмотреть на карту, то река пересекает железную дорогу только в одном месте. В архиве Казахстана тоже предполагают. что это село осталось. С помощью космических снимков ГУГЛ, можно определить точные координаты существовавшего села Май - Тюбе и место у р. Иртыш. (Рис.6). Ни в одном источнике литературы, ни на одном сайте не указано, как данный населенный пункт связан с Турксибом.
рис.6 Расположение на карте мест, где работали грабари (Г) и таратаечники (Т).
(СЛАЙД 11)
Неизвестны до сих пор факты:
Почему в статьях про А.Ферсмана не указаны документы, схемы о проектировании Турксиба.
Почему никто из рабочих, в отличие от казахов, не представлен к наградам .
Почему в статье о миасских грабарях в архивных документах говорится, что их ценили как профессионалов, при этом нет ни одной фамилии. В музее железной дороги г. Челябинска мне предоставили 2 фотографии о работе таратаечников и грабарей на строительстве железной дороги в Златоусте и Челябинск - Екатеринбург.Но ни на одной фотографии не написано, как называется эта профессия.Опять мы не видим никакой информации о районе г. Миасса (рис.7)
Рис. 7. 1880 г. Недалеко от Златоуста (фото предоставлено Музеем жд в г. Челябинске)
(СЛАЙД 12)
ПУНКТ 3.Миасс Старый вокзал.
Старый вокзал Миасса уникален по своей архитектуре: его стены отделаны крупнозернистым миаскитом — видом гранита, месторождение которого находилось в долине реки Миасс. [9]
Сведений о постройке старого железнодорожного вокзала, его архитектуре и прочих подробностей не сохранилось. Можно лишь предположить, что построен он был по приходу в город рельсов Транссибирской магистрали на рубеже веков в 1904 году. [4].
Мои открытия:
Как мы увидели, в литературе указан год постройки 1904, но в 1894-1896 по маршруту строящейся магистрали проехал по заданию Всемирной транспортной комиссии художник и фотограф Уильям Генри Джексон, оставивший после себя более 25 тысяч различных фотоизображений. Он сфотографировал наш вокзал, значит, год постройки указан неправильно. (Рис.8) .
рис.8.Фото Старого вокзала в Миассе.1894 г.
В литературе и фильме широко рекламируется самостоятельное строительство Транссиба царским правительством. Но по крупицам в архивах нам удалось собрать информацию об американских капиталовложениях. Путешествие Джексона подтверждает это, другими словами он проверял строительство и возможность получать прибыль американскими финансистами и промышленниками.
В 1897 году в Миасский завод приехали участники VII Международного геологического конгресса из восьми европейских стран, а также из Японии и США, - всего 150 человек. Возглавил делегацию известный геолог, академик С.-Петербурской Академии наук Александр Петрович Карпинский. Для них была организована своеобразная железнодорожная экскурсия. Для маршрута был подготовлен специальный путеводитель, «одетый» в шагреневый переплет с иллюстрациями и великолепными геологическими картами. [5]
Мы видим, что первоначально строительство Транссиба сделало Миасс известным в мире городом. Удивительно, что конгресс прошел за 23 года до основания Миасского минералогического заповедника и музея. В следующий раз конгресс вернется в Россию только через 43 и 90 лет - в 1937 и 1984 году, но таких масштабных геологических экскурсий в шахты уже не будет.
(СЛАЙД 13)
ПУНКТ 5. Мятеж.
27 мая 1918 года начал мятеж, прорвавшийся через станцию Миасс в Златоуст эшелон вооруженных чехословаков. В книге "Миасс – город в золотой долине" сказано: « Рискуя жизнью, телеграфист комсомолец Алеша Дюкарев передал в Златоуст телеграмму: «Челябинске мятеж, белочехи обезоружили Красную гвардию, идут арес...». Телеграмма оборвалась, как и жизнь юного героя, убитого тут же у аппарата, белым офицером. [7]
Мои открытия.
Я удивилась, почему Алёша отправил в Златоуст такую странную телеграмму. Пользуясь азбукой Морзе (прил.6), я составила небольшое послание в прошлое. Я представила, что Алеша отправлял текст из Миасса в Златоуст.
В Миассе белочехи, спасайтесь.
.-- --...-....... -.....-..------........ ....--..-....-.----....-..-
Для того чтобы передать «В Миассе белочехи» понадобилось 1 минута 16 сек., на передачу всего предложения полностью понадобилось бы 1 мин. 55 сек.
По словам сотрудника Музея железной дороги в Челябинске. и архивным документам следует, что Алеша отправил телеграмму со станции Полетаево, а текст - это миф. И убит он не сразу, а был расстрелян позднее. Это было указано в его личном деле.
Красноармейцы и белые передвигалисьна паровозах марки - ЕС- 350.Это были американские паровозы, закупленные в 1915 году. Через 4 года все были уничтожены белыми. Остался только 1 восстановленный в Челябинске, стоит в парке им.А.С.Пушкина в виде памятника. На сайте Википедия фото выпущенных паровозов отсутствует. Это объясняется просто - эти паровозы специально делались для России. Выяснив скорость американского паровоза, рассчитала, за какое время доехал бы паровоз:
143 км-2 часа 40 мин - из Челябинска до Миасса;
42 км-1 час 16 мин - из Миасса до Златоуста.
Непонятно, как быстро передали сообщение телеграфисту Алеше, как быстро отправились белочехи в путь.
В литературе о Миассе вскользь указывается, что белые хотели прорваться в Сибирь к хлебу, а миассцы не допустили этого. Но не указано, какие последствия были, когда они сожгли 43 паровоза и поезда, груженные хлебом. Все радовались, что победили и тишина.
(СЛАЙД 14)
ПУНКТ 6.Водонапорная башня.
Для бесперебойной заправки водой паровозов служили водонапорные башни. У нас есть 2 действующие, год постройки неизвестен, данные о схемах в архиве засекречены. Сейчас снабжают Миасс 2 питьевой водой (рис.9) Ребята. а вы встречали в своей жизни водонапорные башни?
Рис.9. Фото водонапорных башен. Слева - более поздней постройки
(СЛАЙД 15)
ПУНКТ 9. Первый общественный транспорт и остановка Мотовозная.
Остановка Мотовозная. Название произошло во время войны. В Миасс был эвакуирован УралАЗ (тогда УралЗИС). Общественного транспорта не было, автобусы появились позже, и нужно было возить рабочих. Мотовоз представлял некое подобие поезда с автомобильным двигателем, к которому цеплялись упрощенные вагоны. Ходил по расписанию.
Миасский мотовоз описывается в книге Бориса Миронова «Война была еще вчера» [1].
«…Город был перенаселен. Нынешний центр, так называемый автозавод, только строился и являл собой построенный на скорую руку поселок, почти сплошь состоящий из бараков. Они были не в состоянии вместить всех работников автозавода, и потому огромное количество их, не считая коренного населения, проживало в старом городе. Здесь же размещались городские власти, культурные учреждения, почти все магазины, большой и шумный рынок. Короче говоря, здесь располагался центр города.
Трудящихся возили на работу на поезде. Точнее, на поездах. Конечная станция находилась на Второй Ильменской сразу же за Трудовым переулком. Сюда по утрам со всех концов старгорода устремлялись толпы работников. Они до отказа заполняли четыре вагона. На нижних полках сразу же начиналась игра в карты. На вторые и третьи багажные забирались желающие доспать. Поезд шел до станции Мотовозной, что совсем рядом с теперешним путепроводом. Здесь народ высыпал из вагонов и спешил к переходу через стальную союзную магистраль к остановке, где их уже дожидался второй мотовоз. Он доходил до самой проходной автозавода. Эти две сцепки назывались мотовозами, потому что по первости вагоны перемещались именно мотовозами. И только потом их заменили настоящими паровозами, а название так и осталось».
(СЛАЙД 16)
Заключение.
Трансиб и Турксиб широко рекламируются в городах, которые стали успешными благодаря строительству этих дорог.
Железная дорога отсекает Миасс «медного» и «золотого» веков от новых районов города, выросших в советское время: центрального автозаводского и северного Машгородка ракетостроителей. Начиная с экскурсии о рельсах и поездах, я не думала, что мой рассказ затронет жизнь замечательных людей, творивших историю, развивающих географию в прошлом и настоящем.
Результаты:
впервые обозначено на карте точное нахождение мест (села Май-Тобе), упомянутых в архиве, где работали грабари и таратаечники;
выяснена роль А.Ферсмана в строительстве Турксиба;
выяснено неофициальное название Миасса-" Ворота в Сибирь";
доказана огромная роль железной дороги в судьбе Миасса.
рассмотрена связь Транссиба и Турксиба.
Собраны неизвестные факты, сведения переданы в Миасский краеведческий музей.
Спасибо за внимание, а сейчас мы проделаем Квест: 130- летию Транссиба и100- летию гражданской войны в Челябинской области посвящается. Используя материалы виртуальной экскурсии выполните задания по группам.
Список литературы.
С. К. Крушинский. Повесть о Турксибе. — М., 1931.
Миронов Борис «Война была еще вчера» Челябинск «Цицеро» 2011-84 с.
Мой приветливый город Миасс: Сост. Наумова Г.М., Соколова З.А., Еремин В.Г., Бейна-рович О.О.; Под ред. Губко Г.В. – Миасс «Геотур», 1988. – 400 с., 122 цв. ил., 144 ил.
Морозов, В.В. Миасс - город в золотой долине / В.В. Морозов .- Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1983. - 192 с.
https://flackelf.livejournal.com/764330.html
https://www.gudok.ru/zdr/178/?page_print_=Y&ID=652673
https://nerzha.livejournal.com/17144.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Транссибирская_магистраль
http://xn----7sbba2bjhk7apaelc7k.xn--p1ai/?page_id=8312
https://www.youtube.com/watch?v=oZ1IUevmYZw- Транссиб
https://www.youtube.com/watch?v=_V_0G2jTenA-Турксиб
https://avidreaders.ru/book/shagrenevaya-kozha.html-отрывок книги "Шагреневая кожа"
Изображения, используемые при проведении экскурсии:
https://2gis.ru/chelyabinsk/gallery/geo/2111758110032562/photoId/2111062337718340 -Паровоз на Транссибе(Красный коммунар)
https://ru-railway.livejournal.com/1628362.html -паровоз Э-1441
https://amarok-man.livejournal.com/289099.html -акварельный рисунок Турксиб
https://chel.aif.ru/society/unikalnye_fotografii_chelyabinska_i_miassa_nashli_v_arhive_fotografa_iz_ssha -Здание железнодорожного вокзала Г.Миасса начала 20 века
https://www.wikiwand.com/fr/William_Henry_Jackson -фото Уильям Генри Джексон
http://rzd-expo.ru/history/istoriya_stroitelstva_turksiba/ -фото грабарей
https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2499-remontnye-raboty-na-zheleznoy-doroge-savickiy-opisanie-kartiny.html - «Ремонтные работы на железной дороге», Савицкий К.А.,
http://pochel.ru/c/article/5973-stantsiya-miass-mesto-rozhdeniya-transsibirskoj-magistrali/ - Здание железнодорожного вокзала Г.Миасса, современный вид
Квест:
130- летию Транссиба и
100- летию гражданской войны
в Челябинской области посвящается.
Используя материалы виртуальной экскурсии выполните задания по группам.(Задания выдаются постепенно. Дается время1-5 мин. Жюри можно выюрать из учениов, родителей,учителей)
1 Задание: - 5 баллов. Чем грабари отличаются от тарантаечников?
2 Задание: - 5 баллов. По иллюстрации из книги С. К. Крушинский. Повесть о Турксибе. — М., 1931. определите, люди какой профессии изображены
По картине «Ремонтные работы на железной дороге», Савицкий К.А. ,1894 г. определите, люди какой профессии изображены.-3 Задание. По карте рассчитайте расстояние между Миассом и Местами работы Тарантаечников и Грабарей в градусах по прямой. Используя атлас 7 и 8(9)классов, определите путь по существующим дорогам и предположите время в пути.-5 баллов
4 Задание. По книге Миронова Бориса «Война была еще вчера», Челябинск «Цицеро» ,2011-160 с. найдите среднюю скорость мотовоза, перевозившего людей на автомобильный завод. В ИНТЕРНЕТЕ НАЙДИТЕ СКОРОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МОТОВОЗА.-5 баллов
5 Задание. По книге Миронова Бориса «Война была еще вчера» Челябинск «Цицеро» 2011-160 с. нарисуйте мотовоз, который перевозил рабочих из Старого города на автозавод.-5 баллов
6. Задание. Составить телеграммы, на скорость, используя Азбуку Морзе.
Текст телеграмм:
«Челябинске мятеж, белочехи обезоружили Красную гвардию, идут арес...».
Белочехи выехали Челябинска, предупредите красноармейцев.-5 баллов
7 Задание. 10 баллов.
Приглашается по 1 человеку из команды. Помните, что участники геологического конгресса получили в подарок путеводитель по Транссибу, обтянутый шагреневой кожей ?
Прочитав отрывок из книги Оноре де Бальзака "Шагреневая кожа" 1831 г., участник должен за 1 минуту без слов изобразить, почему важна шагреневая кожа. Ему выдается кусок искусственной кожи для демонстрации (сомневаюсь, что вы найдете настоящую)
Отрывок: Главный герой романа – молодой человек Рафаэль де Валентен. Он беден. И хотя он образован, это не даёт ему возможности хорошо зарабатывать. Он живёт в мансарде бедной гостиницы и не знает, как свести концы с концами. В какой-то момент он решает покончить с собой. Он ждёт, когда наступит ночь, чтобы броситься в реку.
Идя по ночному городу, он заходит в лавку древних вещей, где видит шагреневую кожу. Эта вещь необычная, она имеет волшебные свойства. Кожа будет исполнять любое желание владельца, но взамен он должен отдавать время своей жизни. И после каждого загаданного желания кожа уменьшается в размерах, показывая, как сократилась жизнь владельца. Рафаэль не особенно верит в волшебство этой вещи и потому легко соглашается взять её. Только потом он понимает, что его желания действительно исполняются. Но стоят ли они того, чтобы отдавать за них годы своей жизни?
В это время команда по выданным картинкам пытается определить, из кожи каких животных (2 шт.) изготавливают шагреневую кожу. Дети сдают фото или картинки и начинается выступление.
Примеры: корова, кенгуру, лама, коза, лошадь, крокодил, лошадь, медведь, свинья, кролик, лось, змея.
Учитель говорит после выступления: Чего каждый человек хочет от жизни? Он хочет быть счастлив, но вот под счастьем каждый понимает что-то своё. Для кого-то это известность, для кого-то большое состояние, а для других возможность жить так, как захочется, позволять себе какие угодно вещи. Но есть ли смысл в такой жизни? И если нет, то в чём он тогда? Роман Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа» заставляет задуматься о смысле жизни, о её ценности и о том, чего многие не могут осознать. Как часто человек тратит себя на то, что на самом деле ничего не стоит, жаль только, что понимает он это лишь тогда, когда уже ничего не вернёшь назад. Роман немного мистический, философский, заставляющий подумать о том, что на самом деле важно, а что – лишь мелочи, хотя до сих пор изделия из натуральной кожи очень ценны.
На примере Миасса мы увидели, что события могут круто изменить жизнь репутацию. Я желаю вам, чтобы желания и возможности всегда совпадали.
Подведем итоги- оглашаем баллы. Все молодцы, но победила команда....
Итого количество баллов - 40
Ответы для жюри:
1 задание. Ответ: грабарь человек с лопатой и грабаркой (телега с ящиком), работает на почвенных и песчаных грунтах. Таратаечники , это тоже по сути землекопы, но стоящие выше грабарей, так как работали на более сложных грунтах- каменистых.
2 задание. Ответ:грабари (книга) и тачечники(картина)
3 задание. Ответ: от Миасса до Г=18 0, Миасс -Т=150
4 задание .Ответ: В книге Мотовоз представлял некое подобие поезда с автомобильным двигателем, к которому цеплялись упрощенные вагоны. Скорость 15 км в час.Современные мотовозы развивают Скорость на площадке в снаряженном состоянии:
режим поездной — 100 км/ч
режим маневровый — 50 км/ч
5 задание. .-- --...-....... -.....-..------........ ....--..-....-.----....-..-
7 задание. Ответ: Шагреневая кожа изготавливается из кожи козы, барана или лошади. Она очень мягкая, поэтому и была использована для переплета путеводителя.
Приложения.
Приложение 1.Примеры созданных мною карт экскурсии.
Приложение 2.Скан страницы архива Казахстана.
Приложение 3 Письмо - ответ научного сотрудника Музея железной дороги в Челябинске.
Приложение 4
Письмо – ответ из архива Казахстана
26