Карельский лес
JPG / 99.44 Кб
/data/files/z1607368714.jpg (Карельский лес)«По тропинке лесной»
Актуальность : Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой.
Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха.
И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей.
После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей.
Статистические данные говорят о том, что из – за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров.
Анализ результатов диагностики показал, что наши малыши не умеют устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями в живой природе, не умеют различать ёль и сосну, затрудняются в умении называть характерные изменения в природе в различное время года.
Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.
Задачи:
Формировать представления детей о лесе , уточнить представления детей о строении деревьев, развивать умение сравнивать и узнавать деревья по внешнему виду, продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений, воспитывать бережное, заботливое отношение к лесу. Ознакомление с некоторыми свойствами дерева.
Материал: слайды с пейзажами леса; аудиозапись звуков леса; корзинка с еловыми и сосновыми шишками ,деревянные брусочки, предметы, сделанные из дерева: ложка, карандаш, матрешка, стул; емкость с водой.
Участники проекта :
дети старшей группы, педагоги, родители.
Вид проекта : информационно - познавательный, творческий. Ожидаемый результат :
Воспитанник,имеющий элементарные представления о лесе, его обитателях;
Понимающий, что необходимо сохранять леса;
Знающий правила поведения в природе;
Имеющий представления о последствиях неправильного отношения к лесу;
Проявляющий бережное отношение к лесу;
Проявляющий эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту природы, леса;
Проявляющий интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, леса.
Этапы реализации проекта .
информационно-подготовительный
Обсуждение задач проекта с участниками проекта .
Обновление предметно - развивающей среды, необходимой для реализации проекта .
Планирование мероприятий по данному проекту .
Социально – личностное развитие :
1. Вместе с ребенком совершайте прогулки по лесу. При этом обращайте внимание на деревья, растения, культуру поведения.
2. На прогулке обращайте внимание детей, что нужно бережно относиться к природе (не ломать ветки, не мусорить в лесу и т. д.) . 3. Играйте в дидактические игры «Можно - нельзя» , «Правильно - неправильно» , направленные на формирование правильного поведения в лесу.
Познавательно – речевое развитие :
1. Читайте дома детям литературные произведения о лесе. Например, К. Ушинский «Спор деревьев» ,А. Лопатина «Липкины дары» , «Жизнь дерева» , «Зеленая страна» , Е. Пермяк «Русские сказки о природе» и др.
2. Загадывайте детям загадки о деревьях, лесных обитателях.
3. Составляйте вместе с ребенком описательные загадки о деревьях, животных леса.
4. Рассматривайте иллюстрации с растениями, животными леса.
5. Расскажите о профессии лесника.
6. Побеседуйте с ребенком о лесе, о том, какие деревья растут в лесу (лиственные и хвойные, какой бывает лес (лиственный, хвойный и смешанный, объясните, какую пользу он приносит, чем он ценен и важен для человека, кто живет в лесу (животные и птицы) .
7. Играйте в дидактические игры. Например, д/и «С какого дерева лист» , д/и «Назови дерево» , «Кто это» .
Художественно – эстетическое развитие :
1. Вместе с ребенком выполняйте аппликации по теме «Лес» .
2. Совместно с ребенком изготавливайте поделки из природного материала.
3. Можно вместе с ребенком нарисовать картинку на тему «Лес - наше богатство » .
Физическое развитие :
Развивать двигательную активность детей через подвижные игры «Беги к дереву» , «Лиса и зайцы» .
Ход занятия
Орг. момент. Загадываю загадку
Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в ... (лес)!
Предлагаю вам отправится в лес.
- Давайте вспомним как нужно вести себя в лесу? (Ветки не ломать, цветы не рвать,не шуметь, а то лес испугается, и вы не узнаете его тайны.)
Вот мы и в лесу (слайды с видами леса).
- Что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес? (Свежесть, запах хвои и листвы, тишину, пение птиц, жужжание насекомых…)
Мимические упражнения
« Красивый карельский лес» Покажите, как вы удивлены, увидев много красивых и высоких деревьев.
Отгадайте, какие деревья растут в хвойном лесу?
У нее одежки колки —
Всё иголки да иголки.
Звери шутят: «Дядя Еж
На нее слегка похож!»
(Елка)
Расскажем про елку
Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)
Ели — елки — елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.)
Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)
На елках — птичьи голоса, (Руки в стороны.)
Внизу на елочках — роса. (Руки — вниз, присели.)
Игра " Много чего?"
К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.
Ель – много елей.
Сосна – много сосен.
Хвоя – много хвои.
Шишка – много шишек.
Древесина – много древесины.
Ветка – много веток.
Дерево – много деревьев.
Корень – много корней.
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке.
(Сосна)
Хвойными называются деревья, у которых листья имеют форму игл. Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя».
Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев.
Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, в то время как все наши лиственные деревья остаются на самое холодное время года с голыми ветками.
Семена у них образуются в больших деревянистых шишках.
Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна.
Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Обратите внимание на этот указатель: что он обозначает? Дальше тропинка приведёт нас в лес, где растут только одни ели. В каком мы лесу? (Это ельник.) Почему в нём так темно и сыро? (Мало солнечного света проникает через большие еловые ветки.)
Ребята, много ли растений мы найдём в таком лесу? Нет, т.к. большинство растений любит солнечный свет. Но есть растения, которые любят влагу и прячутся под ёлочками. Это мох, грибы, папоротник.
Показываю еловые и сосновые шишки.
Физкультминутка «Соберём шишки»
Игра "Посчитай от 1 до 10" шишка.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
• Много шишек на соснах и елях — к доброму году: и рожь, и жито — все придет.
Пройдём по тропинке дальше. В каком лесу мы теперь? Слайд соснового бора.
Какие деревья здесь растут? (Сосны). Как называется такой лес? (Сосновый лес, сосновый бор.) Какой запах в этом лесу? (Запах чистоты, смолы, мха.) Как вам дышится в таком лесу? (Легко и здорово.) Считается, что этот воздух лечебный.
Рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
- Чем они похожи?
Зеленая ветка сосны и ели зеленая ветка. В иглы сосны и ели иглы.
«Даже елки мы сначала
От сосны НЕ отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елки.
А когда на ветку ели
Мы ближе посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна ».
- Так чем же отличается сосновая ветвь от еловой?
Правильно, иголочками.
По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойные.
- Какие хвоинки у сосны? Длинные, мягкие, светлые.
- А у ели?- Короткие, колючие, темные.
- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
Хвоинки сосны растут парами, а еловые хвоинки - по одной.
- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
- Какие шишки у ели?
- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
- Что вы расскажете о сосновые шишки?
- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
Какие опасности могут подстерегать лес? Кто (что) может навредить лесу? (Пожар, насекомые-вредители, браконьеры-охотники и браконьеры-лесорубы.)
Для чего люди рубят лес? (Людям нужны дрова для отопления своего дома, брёвна для строительства домов, лодок. Для строительства кораблей раньше использовали самые красивые высокие и стройные сосны. Они так и назывались – корабельные. Сейчас корабли делают из металла, а дома чаще строят из кирпича и бетона.)
Опыт «Деревянный брусочек».
В коробке лежат бруски дерева. Предлагаю детям взять по брусочку и определить, какие они.
Дети совершают разные действия с брусочками: гладят (гладкие), пробуют переломить (прочные), опускают в воду (плавают, не тонут), держат в руке (легкие).Затем предлагаю найти предметы, сделанные из дерева.
Вывод. Дерево твердое (не ломается), легкое (при погружении в воду не тонет, плавает).
Что сегодня люди умеют делать из дерева? (Мебель, бумагу, игрушки, поделки и др.) Чем ещё важен лес для человека? (Очищает воздух, много даров – грибов, ягод…)
Что мы можем сделать, чтобы сберечь лес? (Чтобы сберечь хоть немного леса, мы должны бережнее относиться к мебели; экономить бумагу, собирать макулатуру для переработки бумаги и т.д.)
Ребята, а вы знаете какие-либо пословицы о лесе? - ответы детей.
«Лес-богатство и красота, береги свои леса»
«Враг природы тот, кто леса не бережет»
«Многие леса-не губи, мало леса береги, нет леса - посади»
Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.
«Мне нравится только то,
Мир лесной кто бережет
Тот, кто ветвей не сломит,
Тот, кто птичку не испугает,
Мухомор сбивать не станет,
И костер НЕ разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину ».
УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ - ВЕДЬ МЫ - частичка ее!
Придумайте и нарисуйте картинку на тему «Лес - наше богатство".
Итог занятия: как бы ни было хорошо на лесной тропинке, нам надо возвращаться. Что вам запомнилось из этой прогулки? Что понравилось? (Ответы детей.)