12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белова Ольга806
Россия, Карелия респ., Петрозаводск

Карельский лес
JPG / 99.44 Кб

/data/files/z1607368714.jpg (Карельский лес)«По тропинке лесной»

Актуальность : Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой.

Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха.

И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей.

После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей.

Статистические данные говорят о том, что из – за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров.

Анализ результатов диагностики показал, что наши малыши не умеют устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями в живой природе, не умеют различать ёль и сосну, затрудняются в умении называть характерные изменения в природе в различное время года.

Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Задачи:

Формировать представления детей о лесе , уточнить представления детей о строении деревьев, развивать умение сравнивать и узнавать деревья по внешнему виду, продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений, воспитывать бережное, заботливое отношение к лесу. Ознакомление с некоторыми свойствами дерева.

Материал: слайды с пейзажами леса; аудиозапись звуков леса; корзинка с еловыми и сосновыми шишками ,деревянные брусочки, предметы, сделанные из дерева: ложка, карандаш, матрешка, стул; емкость с водой.

Участники проекта :

дети старшей группы, педагоги, родители.

Вид проекта : информационно - познавательный, творческий. Ожидаемый результат :

Воспитанник,имеющий элементарные представления о лесе, его обитателях;

Понимающий, что необходимо сохранять леса;

Знающий правила поведения в природе;

Имеющий представления о последствиях неправильного отношения к лесу;

Проявляющий бережное отношение к лесу;

Проявляющий эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту природы, леса;

Проявляющий интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, леса.

Этапы реализации проекта .

информационно-подготовительный

Обсуждение задач проекта с участниками проекта .

Обновление предметно - развивающей среды, необходимой для реализации проекта .

Планирование мероприятий по данному проекту .

Социально – личностное развитие :

1. Вместе с ребенком совершайте прогулки по лесу. При этом обращайте внимание на деревья, растения, культуру поведения.

2. На прогулке обращайте внимание детей, что нужно бережно относиться к природе (не ломать ветки, не мусорить в лесу и т. д.) . 3. Играйте в дидактические игры «Можно - нельзя» , «Правильно - неправильно» , направленные на формирование правильного поведения в лесу.

Познавательно – речевое развитие :

1. Читайте дома детям литературные произведения о лесе. Например, К. Ушинский «Спор деревьев» ,А. Лопатина «Липкины дары» , «Жизнь дерева» , «Зеленая страна» , Е. Пермяк «Русские сказки о природе» и др.

2. Загадывайте детям загадки о деревьях, лесных обитателях.

3. Составляйте вместе с ребенком описательные загадки о деревьях, животных леса.

4. Рассматривайте иллюстрации с растениями, животными леса.

5. Расскажите о профессии лесника.

6. Побеседуйте с ребенком о лесе, о том, какие деревья растут в лесу (лиственные и хвойные, какой бывает лес (лиственный, хвойный и смешанный, объясните, какую пользу он приносит, чем он ценен и важен для человека, кто живет в лесу (животные и птицы) .

7. Играйте в дидактические игры. Например, д/и «С какого дерева лист» , д/и «Назови дерево» , «Кто это» .

Художественно – эстетическое развитие :

1. Вместе с ребенком выполняйте аппликации по теме «Лес» .

2. Совместно с ребенком изготавливайте поделки из природного материала.

3. Можно вместе с ребенком нарисовать картинку на тему «Лес - наше богатство » .

Физическое развитие :

Развивать двигательную активность детей через подвижные игры «Беги к дереву» , «Лиса и зайцы» .

Ход занятия

Орг. момент. Загадываю загадку

Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулки в ... (лес)!

Предлагаю вам отправится в лес.

- Давайте вспомним как нужно вести себя в лесу? (Ветки не ломать, цветы не рвать,не шуметь, а то лес испугается, и вы не узнаете его тайны.)

Вот мы и в лесу (слайды с видами леса).

- Что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес? (Свежесть, запах хвои и листвы, тишину, пение птиц, жужжание насекомых…)

Мимические упражнения

« Красивый карельский лес» Покажите, как вы удивлены, увидев много красивых и высоких деревьев.

Отгадайте, какие деревья растут в хвойном лесу?

У нее одежки колки —

Всё иголки да иголки.

Звери шутят: «Дядя Еж

На нее слегка похож!»

(Елка)

Расскажем про елку

Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)

Ели — елки — елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.)

Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)

На елках — птичьи голоса, (Руки в стороны.)

Внизу на елочках — роса. (Руки — вниз, присели.)

Игра " Много чего?"

К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.

Ель – много елей.

Сосна – много сосен.

Хвоя – много хвои.

Шишка – много шишек.

Древесина – много древесины.

Ветка – много веток.

Дерево – много деревьев.

Корень – много корней.

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке.

(Сосна)

Хвойными называются деревья, у которых листья имеют форму игл. Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя».

Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев.

Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, в то время как все наши лиственные деревья остаются на самое холодное время года с голыми ветками.

Семена у них образуются в больших деревянистых шишках.

Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна.

Звучит аудиозапись «Звуки леса».

Обратите внимание на этот указатель: что он обозначает? Дальше тропинка приведёт нас в лес, где растут только одни ели. В каком мы лесу? (Это ельник.) Почему в нём так темно и сыро? (Мало солнечного света проникает через большие еловые ветки.)

Ребята, много ли растений мы найдём в таком лесу? Нет, т.к. большинство растений любит солнечный свет. Но есть растения, которые любят влагу и прячутся под ёлочками. Это мох, грибы, папоротник.

Показываю еловые и сосновые шишки.

Физкультминутка «Соберём шишки»

Игра "Посчитай от 1 до 10" шишка.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Много шишек на соснах и елях — к доброму году: и рожь, и жито — все придет.



Пройдём по тропинке дальше. В каком лесу мы теперь? Слайд соснового бора.

Какие деревья здесь растут? (Сосны). Как называется такой лес? (Сосновый лес, сосновый бор.) Какой запах в этом лесу? (Запах чистоты, смолы, мха.) Как вам дышится в таком лесу? (Легко и здорово.) Считается, что этот воздух лечебный.

Рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

- Чем они похожи?

Зеленая ветка сосны и ели зеленая ветка. В иглы сосны и ели иглы.

«Даже елки мы сначала

От сосны НЕ отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елки.

А когда на ветку ели

Мы ближе посмотрели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна ».

- Так чем же отличается сосновая ветвь от еловой?

Правильно, иголочками.

По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойные.

- Какие хвоинки у сосны? Длинные, мягкие, светлые.

- А у ели?- Короткие, колючие, темные.

- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

Хвоинки сосны растут парами, а еловые хвоинки - по одной.

- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

- Какие шишки у ели?

- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

- Что вы расскажете о сосновые шишки?

- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

Какие опасности могут подстерегать лес? Кто (что) может навредить лесу? (Пожар, насекомые-вредители, браконьеры-охотники и браконьеры-лесорубы.)

Для чего люди рубят лес? (Людям нужны дрова для отопления своего дома, брёвна для строительства домов, лодок. Для строительства кораблей раньше использовали самые красивые высокие и стройные сосны. Они так и назывались – корабельные. Сейчас корабли делают из металла, а дома чаще строят из кирпича и бетона.)

Опыт «Деревянный брусочек».

В коробке лежат бруски дерева. Предлагаю детям взять по брусочку и определить, какие они.

Дети совершают разные действия с брусочками: гладят (гладкие), пробуют переломить (прочные), опускают в воду (плавают, не тонут), держат в руке (легкие).Затем предлагаю найти предметы, сделанные из дерева.

Вывод. Дерево твердое (не ломается), легкое (при погружении в воду не тонет, плавает).

Что сегодня люди умеют делать из дерева? (Мебель, бумагу, игрушки, поделки и др.) Чем ещё важен лес для человека? (Очищает воздух, много даров – грибов, ягод…)

Что мы можем сделать, чтобы сберечь лес? (Чтобы сберечь хоть немного леса, мы должны бережнее относиться к мебели; экономить бумагу, собирать макулатуру для переработки бумаги и т.д.)

Ребята, а вы знаете какие-либо пословицы о лесе? - ответы детей.

«Лес-богатство и красота, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Многие леса-не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

«Мне нравится только то,

Мир лесной кто бережет

Тот, кто ветвей не сломит,

Тот, кто птичку не испугает,

Мухомор сбивать не станет,

И костер НЕ разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину ».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ - ВЕДЬ МЫ - частичка ее!

Придумайте и нарисуйте картинку на тему «Лес - наше богатство".

Итог занятия: как бы ни было хорошо на лесной тропинке, нам надо возвращаться. Что вам запомнилось из этой прогулки? Что понравилось? (Ответы детей.)













































































































































































z1607368714.jpg
Карельский лес



















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.