Публикация «Почему я стал учителем?»
- А почему бы и… да?
У этого вопроса есть своя история.
Начать хотелось бы с самой обыкновенной пермской комнаты. В углу комнаты стол. На столе ноутбук, блокнот, ручка, книга Бёрджесса. За столом сидит, покачиваясь на стуле, задумчивый молодой человек 25 лет с хмурым лицом и морщинкой на лбу, которая подкрадывается в минуты наивысшей серьезности, взгляд направлен в стену и гипнотизирует плакат на стене «С днем рождения, Павел Сергеевич! Ваш первый отряд». На подоконнике какая-то мохнатая шапка…Весной? Ага, это кошка.
В комнате он находится не один, на диване расположились две его давние приятельницы, знает он их с тех пор как начал что-то помнить, а может быть и раньше. Первая приятельница, с мягкими чертами лица, в платье теплых тонов и большими карими глазами, вторая одета в деловой костюм белого цвета, густые волосы переливались каштановой палитрой. В жизни не видел столько оттенков этого цвета.
- Расскажи, о чем ты думаешь? – спросила девушка в платье.
- Зачем я делаю это? С чего я взял, что кому-то будет интересен мой рассказ?
- А что, есть причина не попробовать? – удивилась она.
- Ты права, попробовать стоит. Но с чего ты взяла, что выберут именно меня?
- Я этого не говорила. Но я уверена, что ты должен попробовать. Вспомни, почему ты вообще стал учителем?
Как вы уже успели догадаться, этот молодой человек и есть ваш скромный повествователь и писать уже можно от первого лица. Позвольте пригласить вас на мои качели, на которых я пронесусь по своей памяти.
В тот день я как обычно отправился в магазин по поручениям мамы. В кармане у меня была тысячная купюра, в памяти строгий наказ: «Всю сдачу принесешь, лишнее не трать». Стоя в очереди, я обратил внимание на девочку с мамой, стоящими передо мной. Девочка, лет шести или семи, переминаясь с ноги на ногу, с блеском в голубых глазках спрашивает: «Мам, можно я помогу тебе?» на что мать отвечает: «Давай, только аккуратно». Девочка тут же начинает перекладывать продукты из тележки на ленту, взгляд с беззаботного превратился в сосредоточенный, ответственность, упавшая на ее маленькие плечи она несла уверенно. Но тут пакет с пшеном рвется, сосредоточенный взгляд вмиг становится растерянным, девочка начинает собирать пшено по одной штучке в свою маленькую ладошку. «Как обычно, ничего тебе доверить нельзя, руки тебе клеем намазать надо, чтобы не валилось ничего», - разорялась мать. Кассир отказался дать новую пачку, на что последовало незамедлительное: «Я еще товар не оплатила! Я вообще у вас могу все банки поразбивать и ничего мне за это не будет!». Девочка в этот момент начала тихонько плакать, но продолжала собирать пшено, ей как обычно ничего доверить нельзя, руки у нее не держат ничего. Так мама сказала. В нетерпении я вмешался: «Я заплачу за новую пачку! Пусть только эта маленькая поможет мне убрать покупки в пакет, а то у меня рука болит. Мать врезается в мой уверенный взгляд. И, будто бы опомнившись, говорит: «Да, Анечка, помоги мальчику, у него рука болит». Девочка начинает ловко перекладывать продукты с ленты в пакет. «Какая у вас способная дочь!», - говорю я и подмигиваю. «Да, она у меня еще умеет пыль протирать и стирку запускать!», - отвечает ее мама. Молодая помощница уже справилась с моими покупками и поспешила добавить: «А еще я умею рис варить!». «А еще и рис варить!» - подтвердила ее мать.
Мы вышли из магазина и пошли в разные стороны. Я обернулся и наблюдал, как девочка помогала нести маме пакет, рассказывая о каком-то явлении, которое они сегодня изучали в школе на биологии.
В тот день я понял, как важно зародить в человеке ту искру, которая зажжет свечу под названием «ответственность». Сколько еще таких свечей в детях? А сколько детей нуждается в той самой искре? Может быть у меня получится…
Спустя время я понял, что самый главный вопрос – как сохранить этот огонь?
- Да, я помню тот день, я была там – глядя в окно, мечтательно произнесла девушка в платье.
- Что? – опомнился я от воспоминаний – Мы с тобой еще не были знакомы.
Девушка перевела на меня свои глубокие карие глаза и с легкой ухмылкой, как бы напевая, ответила:
- Мы с тобой знакомы до-ольше, чем ты думаешь! Ведь именно я навела тебя на эти вопросы.
Я не стал отвечать на такое заявление.
- Ну, а что же теперь, а? Так и будешь сидеть и отскребать вдохновение со стен своей комнаты? – поинтересовалась девушка в костюме.
- Почему бы и нет? – попытался улыбнуться я, но получилась неловкая ухмылка, тут же рассыпавшаяся от ее мягкого взгляда.
- Странная фраза – ее взгляд как будто соскользнул с меня на потолок – Ты часто ее произносишь, тем самым бросая себе вызов. Только кто делает вызов со словами «нет»?
- А что мне говорить? Почему бы и да? – развел я руками.
- Почему бы и нет – смеясь одними глазами, сказала она.
«Почему бы и да».
Первый вызов я бросил себе еще во время первой летней практики в лагере. Для меня это вылилось в небывалое волнение. В то время от меня не отходили две мои приятельницы, в их поддержке я нуждался как никогда.
Паша теперь Павел Сергеевич, «Папа и мама» для своего отряда на двадцать один день.
Время в лагере напоминало мне вязание крючком, где я со своими методами тот самый крючок, а дети – разноцветные шерстяные нити из которых должен получиться прекрасный узор.
Меня вдохновляли ученые – энциклопедисты. Вопросы о литературе чередовались с вопросами о математике, физике. Почему батарею всегда ставят под окном при строительстве? Почему не на потолке или не над окном? Ведь будь она над окном, никому не приходилось бы обжигаться об нее. Почему под окном? «Думайте шире» - говорил я. Что такое добро? «Думайте шире».
На один из моих вопросов я получил ответ, который перевернул мое представление о моем предмете. Вопрос был таков: «Что объединяет физику и литературу? Две разные науки, казалось бы, но думайте шире». Спустя несколько минут интеллектуальных поисков, мне ответили: «В физике – числа и переменные, формулы и аксиомы, в литературе – слова, художественные средства, рифмы, душевные переживания. В обеих науках эти элементы складываются в комбинацию, и получается что-то прекрасное».
«А что если нет никаких границ между предметами?» - пулей просвистело у меня в голове. Толпа мыслей окружила меня.
«Почему бы и да?» - послышался сквозь толпу голос моей подруги в платье.
- Это были мои первые шаги – бесцельно листая блокнот, как бы обращаясь к нему, сказал я.
- Только не говори, что на том твоя звезда вдохновения погасла, едва только вспыхнув, так и не осветив педагогический небосклон! – театрально вставила девушка в костюме.
- Смешно – парировал я.
- Я и не смеюсь. Что было дальше?
Второй вызов. Школа. Настоящие ученики. Многое поменялось с летней практики. Остались неизменными несколько вещей: мои приятельницы все еще со мной, я все еще Павел Сергеевич, я все еще крючок, думать нужно шире, почему бы и да.
За время моей работы в школе я усиленно стирал те границы между предметами. Нет такого понятия гуманитарий и технарь. Ребенок понимает уравнения лучше, чем художественный текст? Без проблем. Отношения героя к природе – это произведение, его действия – это множитель, его переживания – множимое. Любимый предмет физика? Ну давай превратим анализ лирического произведения в теорему и докажем ее. Зачем нужны рамки?
Опыт у меня еще скромный, многие идеи в разработках, но из них обязательно получится тот самый узор, сплетенный крючком – вашим скромным повествователем.
«Почему бы и да?»
- Мало тебе этих аргументов? – Нетерпеливо вставила девушка в платье.
- Стоит попробовать – Одухотворился я.
- Думай шире – Наставительно произнесла девушка в костюме.
Приятельниц моих звали Надежда и Вера. Они всегда со мной.
Идеи, которые требуют развития, горизонт познания, который неминуемо расширится, пламя от детских свечей в душе, которое надо поддерживать- это и есть причины, по которым я должен участвовать в этой программе.
Третий вызов?
Почему бы и… да?
У этого вопроса есть своя история.
Начать хотелось бы со своей комнаты…