Публикации «Приемный ребенок стал родным»
Приемный ребенок стал родным
Лучший способ сделать ребенка хорошим — это сделать его счастливым (Оскар Уайльд)
Составители:
педагог-психолог Г(О)БУ Центр «СемьЯ» Каверина Ольга Сергеевна
социальный педагог Г(О)БУ Центр «СемьЯ» Осипова Татьяна Михайловна
г. Липецк. 2020 г
Первые дни появления в замещающей семье ребенка, оставшегося без попечения родителей, всегда очень эмоционально насыщен для всех членов семьи. Может случиться, что вначале ребёнок будет враждебно настроен, ощущать замешательство, испытывать эмоциональный стресс. Для таких детей нужны четкие ориентиры того, что происходит в семье, правила жизни семьи.
В процессе работы специалистов Г(О)БУ Центр «СемьЯ» с замещающими семьями обращается внимание на возрастные кризисы приемных детей, на отношения приемного ребенка с окружением семьи, умение замещающих родителей справляться с конфликтными ситуациями, их готовность перестраиваться, усваивая новые представления о воспитании.
Залог успеха работы с семьей – это, во-первых, способность приемных родителей сопереживать, понять, почувствовать приемного ребенка, во-вторых – открытость родителя, готовность принять помощь специалистов Центра.
Можно назвать типичные ошибки приемных родителей в воспитании детей-сирот – это противопоставление ими кровных детей и приемных, предъявление завышенных требований им без учета предыдущего негативного опыта детей и полученных душевных травм. Заранее нельзя сказать, как проявится травма. У каждого ребенка своя тяжелая история и своя индивидуальная реакция. Чтобы в этот период справиться с проблемами, приемным родителям нужны и знания, и помощь специалистов.
Еще одной типичной ошибкой приемных родителей является то, что они ждут от детей благодарности, привязанности к ним, но ничего подобного они не получают. Это связано с тем, что ребенку еще нужно время, чтобы убедиться, что новая семья его не предаст, как когда-то предали кровные родственники, поэтому он испытывает своих приемных родителей на прочность, на любовь. Для приемных родителей важно иметь большое терпение и уважение по отношению к чувствам и поступкам приемных детей.
Причиной вторичного сиротства этих детей было непонимание членами семьи и приемного ребенка мотивов и действий друг друга, неумение или нежелание понять потребности другого, что способствовало отдалению подростка от приемных родителей. Потребность подростка в понимании, принятии, сочувствии, разделении с ним его переживаний, в эмоциональном тепле, полностью не удовлетворялись. Приемные родители хотели воспитать идеального ребенка, ограничиваясь только жестким контролем, не проявляя при этом эмоционального тепла, любви и принятия подростка таким, каков он есть с его достоинствами и недостатками.
Часто обиду у подростка вызывает и сравнение его с неблагополучными родителями и родственниками.
Возможно, что конфликт между замещающими родителями и подростком появляется тогда, когда родители переходят границы своей власти и иногда ею злоупотребляют, желают руководить, советовать, рекомендовать.
Имеет место нарушение личностных границ друг друга, отсутствие личностного пространства, что мы наблюдаем иногда при посещении семей.
Назовем главные проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители в воспитании детей-сирот и причины их негативного поведения:
1. Хроническое непослушаниеРебенок вообще не выполняет самые элементарные просьбы и указания родителей, и, естественно, это ужасно раздражает взрослых.
Почему?Объясняется это тем, что у ребенка нет нормальной модели отношений, когда родитель главный, он защищает ребенка, заботится о нем. В своей кровной семье ребенок имел другую модель, другую систему координат – от взрослых исходила не любовь и забота, а игнорирование его потребностей.
2. Немотивированная агрессия к окружающимРебенок без повода проявляет агрессию к родителям, братьям и сестрам, животным, воспитателям, учителям, одноклассникам – ко всем, с кем он контактирует. Обычно это очень пугает, и, естественно, у людей возникают мысли о неадекватности ребенка.
Почему?Как правило, агрессия – это привычная защитная реакция ребенка на внешние воздействия. Он защищался так от взрослых, потому что у него есть опыт выживания в агрессивной среде. Когда ребенок сильно травмирован, то агрессия – это выплеск боли и страха.
3. «Умственная отсталость» или «задержка развития» детейЧасто бывает, когда ребенок из детского дома не знает, не умеет или не понимает большую часть совершенно элементарных вещей, которые для его «домашних» сверстников совершенно естественны.
Почему?Это просто наследие прошлой жизни, а не органическое поражение головного мозга. В кровной семье ребенком никто не занимался. И приемный родитель должен быть к этому готов.
4. Побеги из дома
Побеги – серьезная проблема: родители беспокоятся и за ребенка, и за себя, так как несут ответственность перед законом, но, к сожалению, для приемных детей это довольно типичная история.
Почему?Часто повзрослевший ребенок попадает в семью после длительного пребывания в детдоме, и в семье у него возникает синдром обманутых ожиданий.
И когда дома начинается обычная будничная жизнь, приемные родители накладывают какие-то рутинные обязательства – ходить в школу, делать уроки, помогать по дому, у ребенка случается отвержение, разочарование, вплоть до побега из дома в опеку или детдом со словами «Верните меня обратно».
5. Воровство
Воровство – это тоже очень частая история у детей-сирот, и причин такого поведения может быть очень много, в каждом случае надо разбираться индивидуально. Но воровство – это в любом случае не проявление плохой генетики, на что обычно указывают неподготовленные люди.
Почему?
Самое очевидное и частое объяснение просто – ребенок не знаком с понятием собственности. Дети не понимают, что есть мои вещи, а есть не мои. И, к сожалению, привить это понятие быстро невозможно.
Объясняется это тем, что, попав в семью, ребенок не утрачивает сиротскую тревожность: если один раз взрослые люди его предали, то почему это не может случиться и во второй раз? И ребенок постоянно провоцирует родителей: «А такого меня не сдашь обратно? А такого меня будешь любить?»
Но это все – провокация от тревожности, от внутренней неуверенности в том, что тебя можно любить просто так, а не потому что ты ведешь себя определенным образом.
Хотелось бы пожелать, чтобы все специалисты, которые работают с такой категорией детей, старались принимать их такими, какие они есть, находили индивидуальный подход к ним, проявляя терпение и понимание.
«Самое прекрасное зрелище на свете — вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».
Конфуций
Педагог-психолог Каверина О.С.
Социальный педагог Осипова Т.М.