12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ивашкин Владимир Алексеевич29
5

Почему я стал учителем.

Эссе «Я – учитель!».

Автор:

Ивашкин В.А. учитель математики

МОУ-ООШ села Вяжля

Аткарского района Саратовской области,

февраль 2018 года.

Он строит дом отнюдь не на песке, 
Фундамент верный заложить стремится. 
И что сегодня пишет на доске, 
В дела мирские завтра превратится.

Болтачева Н. Учителю

Каждый пытается втечение жизни размышлять о правильности выбранной профессии. Много раз и я думал над данным вопросом.… Почему я стал учителем? Хочу поделиться мыслями по этому поводу.

Когда переходил с мамой на другой берег реки по железным настилам брода, к моей босой ноге присосалась пиявка. И хотя мне было всего три года, мне не было больно, неприятно только. Ведь можно было избежать подобного, если перенести на руках ребенка… и кто вас учил так с детьми обращаться?

Я родился в семье механизатора и агронома. Отец осваивал технику, а мать пыталась привить сначала мне, а потом моему брату и моей сестре, какие-то жизненные навыки. Детский сад не посещал вследствие отдаленности его от места проживания, потому рос на глазах бабушек, тетушек и сестер. Заметьте, в списке воспитателей нет ни одного мужчины, что повлияло на мой нрав и характер. Конечно, хотелось мужского общества, вот и убегал из дома на улицу к друзьям, когда выдавался удачный момент. Почему-то моим родителям не особо был приятен факт отсутствия несовершеннолетнего ребенка под их контролем и опекой, и они всячески старались избавить меня от привычки покидать родное гнездо без, на то их отеческого, благословения. В целом мое дошкольное детство прошло безмятежно, в полной гармонии и согласии с природой . Первое и, как оказалось, самое главное государственное учреждение в моей жизни я стал посещать под руководством двоюродной сестры моего деда, а по совместительству учителя математики нашей школы. Школа была в отдалении от дома, что-то около трех километров. Знания давались без особого труда, родители не сидели со мной за домашней работой, а школу посещали лишь для того, чтобы выслушать благодарности за прилежное воспитание сына. За время первых лет учебы моей разъехались все друзья и их родственники. Из большой и многолюдной деревни Старая Вяжля превратилась в «семь дворов». Я стал самым старшим и рослым из подростков. Вот и был заводилой. Организованной ватагой бродили по заброшенным садам и дворам, на чердаках пустых сараев устраивали «посиделки» дотемна с рассказами, страшилками и играми.

Где-то к классу восьмому стали проявляться разные наклонности творческого характера. То подойду с альбомом и карандашом в руках к портрету на стене и стану его копию создавать. То «рифма» какая в голову забредет, так давай ее скорей на бумагу переносить. То включишь магнитофон с записями любимых музыкантов, и ну их пародировать. А, когда идешь со школы, так и песни петь начнешь, благо путь далек и времени хватает. Много талантов, все хочется попробовать, во всем достичь определенных высот. Жизни не хватит. Но выбрать что-то одно и довести его до совершенства, значит убить остальные. А вдруг там лучше получится, вдруг выбором ошибся. Что же делать?..

В размышлениях прошли мои отрочество и юность. Где применить свои способности? Какие специальности дадут возможность проявить свои таланты в полной мере?

Я б в художники пошел. Пусть меня научат.

Рисовать карандашом эскизы – это моё, это я могу. А вот краску на холст уложить, смешивать основные цвета и создавать волшебную гамму – не было возможности узнать, смогу ли?

Я б в артисты пошел. Пусть меня научат.

Вроде голос есть, мелодию вывожу, а вот слухом бог не наделил. Пытался играть на гитаре, на баяне. Учил ноты, запоминал аккорды, но мелодию на слух воспроизвести не смог.

Я б в поэты пошел. Пусть меня научат.

Рифмы меня с детства забавляли. Сначала рифмовал отдельные слова, потом предложения. Без всякого смысла, просто для рифмы. Нравится так.

Мой отец работал от зари до зари. Летом в поле, зимой на коровнике. Носил фуфайку и кирзовые сапоги. Мама часто говорила: «Вот посмотри в чем ходит твой отец и посмотри, что носит Виктор Федорович. Всегда опрятно одет, в костюме и при галстуке». Виктор Федорович был УЧИТЕЛЕМ!

И тут меня осенило. А, ведь и, правда. Все то, что мне хотелось воплотить в жизни, все мои способности и таланты, все это можно реализовать, освоив профессию учителя. С детьми общий язык всегда можно найти…

Предаваясь воспоминаниям о выборе профессии сейчас, уже с высоты своего жизненного опыта, я вижу тот риск, которому я мог подвергнуть не только себя, но и тех, кто доверил мне свое образование. Заложить в детские умы базовые знания по выбранному предмету – это не вся задача, что стоит перед учителем. Наполнить их души чувствами и эмоциями, разглядеть искру таланта и развить его, воспитать человека добропорядочного, нравственного и справедливого – вот истинная цель настоящего педагога! Не навреди! Это клятва не только людей, лечащих тело человека, принцип медицинской этики. Это основа любой морали. В большей степени это девиз человека, который «заполняет» души людей и, в частности, души детей! Одна древняя притча гласит:

Однажды несколько человек нарочно громко осуждали мудрого человека, когда тот проходил по их кварталу. 
Тот все слышал, но ответил им улыбкой и желал здравствовать. 
Некто спросил его: 
— Ты улыбался и желал этим людям здоровья, неужели ты не испытывал к ним злости? 
На что мужчина ответил: 
— Когда я прихожу на рынок, я могу тратить только то, что есть у меня в кошельке. Так же и при общении с людьми – я могу тратить только то, чем наполнена моя душа

Я так рассуждаю сейчас, а тогда…

Тогда я пытался реализовать свои небескорыстные планы. Учитель обладает возможностью проявить себя, раскрыть свои способности перед аудиторией. Все!!!

Работая в школе учителем математики, кроме своего предмета, я занимался написанием сценариев к праздничным мероприятиям, к кукольным спектаклям, писал стихотворения по поводам и без поводов, оформлял стенды, переделывал песни,… в общем, все, о чем мечтал, претворял и воплощал. С годами мои амбиции стали отступать на второй план. Я начал понимать, что на первое место нужно ставить не свой потенциал, а его положительное влияние на качество образования. Говорят, что хороший учитель должен любить свою профессию, а настоящий учитель должен еще любить детей. Слово «должен» не сочетается со словом «любить». Детей надо уважать и относиться к ним как к равным, быть с ними на одной волне. Учитель не тот, кто выучился и получил профессию, а тот, кто, не смотря на трудности, не бросил свою работу, остался на посту. Профессия учителя – одна из тысячи, которая, не смотря на время, не смотря на моду, остается нужной, востребованной и, так будет всегда. Вы скажете, что в наше время развития информационных передовых технологий, любой человек может самостоятельно найти и выучить любой материал, любой предмет, любую науку. Да! Но общение с живым человеком, обсуждение вопросов в диалоге и спорах с компетентным собеседником не сравнится с полученными виртуальными знаниями от бездушной машины. Роль учителя всегда останется первостепенной в обучении детей, не смотря на изменение его функциональности новыми стандартами.

Плох тот учитель, кто не воспитал ученика, превзошедшего его самого. А, если Жизнь наградила таким учеником, можно считать, что не зря преодолевал трудности, не зря выбрал эту профессию. Значит, он достиг тех целей, которые изначально поставила перед ним судьба, позволившая сделать витальный выбор в пользу педагогики.

А общение с детьми.

Все дети разные. Они могут разочаровывать педагога, но могут и радовать своими успехами. Как приятно, когда ученики грамотно пишут, интересно рассказывают, создают проекты, занимаются научной деятельностью, прекрасно играют в драматическом кружке и мастерят поделки на уроках труда. Постоянное общение с ребятами помогает понять их внутренний мир, заставляет быть активным, современным, помогает самосовершенствоваться.

Не наполняется ли гордостью сердце педагога, когда он слышит, как хвалят его учеников? Когда он видит в прессе заметки о достижении в той или иной области тех людей, что когда-то сидели за партой в классе, где он преподавал им науку жизни? Да, разве ж может быть что-то важнее и главнее для учителя, чем видеть, как поднимается по жизни и становится НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ тот ребенок, кому на протяжении стольких лет он отдавал без остатка свои знания, свой опыт, свою душу?

Итак.… За неполные двадцать лет работы учителем в сельской школе, были у меня и разочарования, были и победы. Иной раз хотелось все бросить и уйти, заняться чем-то более спокойным и доходным. Было так, что и уходил по семейным обстоятельствам, но снова возвращался назад. Та атмосфера, что царит в школе, тот азарт, что живет в глазах детей, затягивают и не отпускают. Школа – это особый мир, живущий по законам души. В ней нет места фальши, ведь дети очень тонко чувствуют ложь, их нелегко обмануть.

Возможно, выбор профессии – это не самостоятельное решение человека. Возможно, выбор уже предопределен свыше и, сколько ты не старайся, все же твое место там, где на «Роду» написано. Возможно! Посвятив себя детям, живя их жизнью, сам в душе остаешься ребенком и, не смотря на годы, все так же молод и открыт душой.

Я не жалею о том, что стал учителем. Если бы предложили мне все начать сначала, поменять свою жизнь, я бы изменил в ней отдельные моменты, но ни за что не стал бы менять профессию. Видимо профессия учителя – это мое предназначение!









Опубликовано


Комментарии (1)

Голдина Лилия Вильевна, 31.08.20 в 18:43 1Ответить Пожаловаться
Да, Владимир Алексеевич, вы правы:"Та атмосфера, что царит в школе, тот азарт, что живет в глазах детей, затягивают и не отпускают."
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.