Программа к уроку ИЗО в 5 классе «Смотрю на мир глазами художника»
Пояснительная записка
Программа «Смотрю на мир глазами художника» разработана для 5-9 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего образования, с рекомендациями Примерной программы художественно- эстетического направления Е.И.Коротеевой. Данная программа тесно связана с программой по изобразительному искусству Б.Н.Неменского, а так же с программами по технологии Н.И.Рогоцевой, «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Горяева Н.А., Островская О.В. (М.:Просвещение,2013)
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций,); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Содержание программы состоит в том, что в процессе обучения, учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Основная цель программы. способствовать самовыражению и развитию личности посредством творческой и академической живописи для всестороннего развития и удовлетворения потребностей учащихся, формирования общей культуры школьника и развития мотивации личности к познанию и творчеству.
Основные задачи:
создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности учащихся;
создание условий для самоутверждения и самореализации личности, возможности проявить «себя» растущему человеку и пережить ситуацию успеха;
развитие познавательных интересов, творческих способностей и творческой активности;
привить ребёнку радость творчества через изобразительную деятельность, работу с живописными материалами, техниками, развивать его фантазию;
повышение мотивации учащихся к обучению силой воздействия живописи через художественно-эстетическое образование.
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования.
Воспитательные задачи:
Прививать интерес к культуре, к истокам народного творчества
Воспитать нравственные качества детей
Формировать чувство самоконтроля
Развивающие задачи:
развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства,
Режим занятий:
5 класс-35 часов
6 класс-35 часов
7 класс- 35 часов
8 класс-35 часов
9 класс 35 часов
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут, 1 раз в неделю
Программа учитывает традиции художественного образования и современные инновационные методы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественно – творческие задания, художественно – эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру. Программа построена на принципах тематической целостности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.
Содержание программы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на органическое соединение изобразительного творчества и художественных технологий. Программа структурно строится как теоретико–практическая система, которая допускает вариативность в зависимости от образовательно – технологических возможностей школы. Обучение через деятельность является основным принципом на уроках изобразительного искусства. Курс способствует формированию предметных знаний и умений для решения мотивированными школьниками учебно–познавательных и учебно–практических задач, расширяющих и углубляющих понимание опорного материала.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
1) Уровневый подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
2) Формирование ИКТ – компетентности обучающихся повышают эффективность приобретения ключевых навыков и коммуникаций.
3) Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит обучающимся проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин.
4) Колористическое восприятие художественных произведений учит понимать красоту цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.
На уровне содержания предметной линии курса создаются условия для формирования:
понимания эмоционального и ценностного смысла визуально – пространственной формы;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоциональной оценки;
интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры;
уважения к созидательному труду, к обучению;
ценностного отношения к культурно-историческому наследию народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества;
овладения основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами;
потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;
самореализации и развития;
нравственных чувств, этического сознания;
ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.
По окончании занятий учащиеся должны знать:
приобретают навыки работы живописными материалами, изучают их свойства, возможность и эстетические качества.
развитие навыков последовательного ведения живописной работы помогают раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах.
художественные и эстетические свойства цвета, их основные закономерности, создание цветового строя способствуют передаче цветовых отношений в условиях пространственно-воздушной среды в живописных творческих работах.
навыки в использовании основных техник и материалов формируют умение изображать объекты предметного мира пространства и фигуры человека.
Планируемые и личностные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывая культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
- умение анализировать произведения искусства;
- понимание особенности образного языка;
- создавать с натуры и по воображению образы живописными материалами;
- эмоциональное восприятие образов природы, отраженных в картине;
- первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;
- усвоение принципа построения изображения и пространственно-временного развития;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;
- понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к курсу «Живопись» через освоение роли автора своих художественных работ;
- ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;
- мотивации к коллективной творческой работе; представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;
- личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
Критерии оценивания по окончанию учебного года
конкурс рисунков,
итоговая выставка рисунков,
проект,
викторина
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» (5-9 класс)
Для изучения программы «Смотрю на мир глазами художника» в 5-9 классах должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-образовательном процессе):
-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- компьютер
-проектор, др.)
-вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
-художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса
Печатные пособия, иллюстративные материалы
Содержание курса внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника»
1. Живопись
Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Второй год обучения. Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.
Четвёртый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
2. Графика
Первый год обучения.
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
Третий год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.
Четвёртый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
3. Скульптура
Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
Четвёртый год обучения. Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
4. Аппликация
Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами
и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.
5. Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).
Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.
6. Работа с природными материалами
Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
Третий год обучения. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся
определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
Четвёртый год обучения. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.
1 год обучения (5 класс)
Учащиеся должны понимать:
понимать учебную задачу;
понимать особенности художественного замысла и его воплощения;
осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;
воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе;
соотносить свои действия с планируемыми результатами;
организовывать совместную деятельность и совместное сотрудничество.
Учащиеся научатся:
использовать варианты выполнения работы;
понимать содержание художественных произведений;
читать простое схематическое изображение;
соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
создавать художественный образ в разных видах и жанрах визуально – пространственных искусств;
работать различными живописными художественными материалами;
развивать индивидуальные творческие способности, формирующие интерес к творческой деятельности.
2 год обучения (6 класс)
Учащиеся должны понимать:
допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;
участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;
использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;
вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания;
ответственно и осознанно относится к собственным поступкам.
Учащиеся научатся:
владеть живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;
понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;
принимать условность и субъективность художественного образа;
сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.
3 год обучения (7 класс)
Учащиеся должны знать:
о процессе работы художника над созданием станковых произведений;
о месте станкового искусства в познании жизни;
о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;
о произведениях агитационно-массового искусства;
о произведениях выдающихся мастеров
о выдающихся произведениях современного искусства.
Учащиеся должны уметь:
связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
выполнять элементы оформления альбома или книги;
отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве
4 год обучения (8 класс)
Учащиеся должны знать:
как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.
5 год обучения (9 класс)
Учащиеся должны:
освоить элементарную азбуку фотографирования;
уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятий |
5кл |
6кл |
7кл |
8кл |
9кл |
Итого |
Теория |
Практика |
1 |
Природа - главный художник (основы рисунка, графика) |
9ч |
8ч |
7ч |
3ч |
10ч |
37ч |
17ч |
20ч |
2 |
Искусство в человеке (виды изобразительного искусства) |
9ч |
8ч |
11ч |
13ч |
8ч |
49ч |
14ч |
35ч |
3 |
Человек в искусстве (портретный жанр) |
8ч |
10ч |
10ч |
14ч |
7ч |
49ч |
9ч |
40ч |
4 |
Декоративно – прикладное творчество |
9ч |
9ч |
7ч |
5ч |
10ч |
40ч |
20ч |
20ч |
Итого: |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
175ч |
60кч |
115ч |
Учебно-тематическое планирование 5 класс
№ Урока |
Тема занятий |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||
1 |
До свидания, лето |
||
2 |
«Отгадки к загадкам» Выполняют блиц-рисунок на озвученные загадки, |
||
3 |
Будь осторожен с огнем |
||
4 |
Осенние листья |
||
5 |
Осень пришла |
||
6 |
Сказочный ковш |
||
7 |
Деревянный дом |
||
8 |
Иллюстрация к народной сказке. |
||
9 |
"Транспорт в будущем" Выполняют эскиз |
||
10 |
Геометрические тела |
||
11 |
Сказочная архитектура |
||
12 |
«Прялка" Рисуют с картины |
||
13 |
Фигура человека |
||
14 |
Русские богатыри |
||
15 |
Эскизы карнавальных костюмов |
||
16 |
Новогодняя открытка |
||
17 |
Зимние забавы |
||
18 |
Такие разные машины |
||
19 |
Городская улица |
||
20 |
Значок |
||
21 |
Две птицы |
||
22 |
Коробка с конфетами |
||
23 |
Весна идет |
||
24 |
Весенний букет |
||
25 |
Моя семья |
||
26 |
Ассоциативное рисование |
||
27 |
Необычная планета |
||
28 |
Мой мультфильм |
||
29 |
Пасхальное яйцо |
||
30 |
Кто на чем путешествует |
||
31 |
Роспись посуды |
||
32 |
Мечтаем о лете |
||
33 |
«Ковер» Рисунок-фантазия |
||
34 |
Сказочная птица |
||
35 |
Итоговая работа |
||
Итого: |
35 часов |
Учебно-тематическое планирование 6 класс.
№ Урока |
Тема занятий |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||
1 |
Лето прошло |
||
2 |
Пейзажи в различное время суток |
||
3 |
Плакат о гимназии |
||
4 |
Осенние листья сложной формы |
||
5 |
Оконный наличник |
||
6 |
Дом в угловом положении |
||
7 |
Осень за городом |
||
8 |
В городе будущего |
||
9 |
Мои друзья |
||
10 |
Подводный мир |
||
11 |
Фигура человека в движении |
||
12 |
Спортивный плакат |
||
13 |
В зоопарке |
||
14 |
Фантастический зверь |
||
15 |
Орнамент |
||
16 |
Новогодняя стенгазета |
||
17 |
Зимние игры |
||
18 |
Иллюстрация к былине |
||
19 |
Флакон и упаковка |
||
20 |
Старинные корабли |
||
21 |
Праздничный натюрморт |
||
22 |
Интерьер русской избы |
||
23 |
А у нас во дворе |
||
24 |
Гимназия в будущем |
||
25 |
Стилизация формы |
||
26 |
Иллюстрация к сказкам |
||
27 |
Рекламный плакат |
||
28 |
Наступает лето |
||
29 |
Цирковая афиша |
||
30 |
В цирке |
||
31 |
Рекламный плакат |
||
32 |
Необычное путешествие |
||
33 |
Музыкальные инструменты |
||
34 |
Игрушки |
||
35 |
Итоговая работа |
||
Итого: |
35 часов |
Учебно-тематическое планирование 7 класс
№ Урока |
Тема занятий |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||
1 |
Где я был, что я видел |
||
2 |
Пейзаж с фигурой человека |
||
3 |
Экологический плакат |
||
4 |
Композиция из осенних листьев |
||
5 |
Осенние заботы |
||
6 |
Предметы быта |
||
7 |
Архитектурные детали |
||
8 |
Старый город |
||
9 |
Город в будущем |
||
10 |
Деревья разный пород |
||
11 |
Матрешки |
||
12 |
Портрет дорого человека |
||
13 |
Аквариумные рыбки |
||
14 |
Сцены из нашей жизни» |
||
15 |
Новогодняя площадь |
||
16 |
«Зимний спорт» |
||
17 |
Обложка книги |
||
18 |
Перспектива комнаты |
||
19 |
Перспектива улицы |
||
20 |
Интерьер |
||
21 |
Упаковочная бумага |
||
22 |
Жостовский поднос |
||
23 |
Эмблема учебного кабинета |
||
24 |
Весна в городе |
||
25 |
Мир моих увлечений |
||
26 |
Дизайн обуви |
||
27 |
Занавес в квартире |
||
28 |
Моя скульптура |
||
29 |
Человек и животное |
||
30 |
Инициал |
||
31 |
Натюрморт в графике |
||
32 |
Декоративный натюрморт |
||
33 |
Эскиз витража |
||
34 |
Витраж |
||
35 |
Итоговая работа |
||
Итого |
35 часов |
Учебно-тематическое планирование 8 класс
№ Урока |
Тема занятий |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||
1 |
Основы композиции в искусстве |
||
2 |
Прямые линии и организация пространства. |
||
3 |
Свободные формы: линии и пятна. |
||
4 |
Искусство шрифта. |
||
5 |
Текст и изображение как элементы композиции. |
||
6 |
Многообразие форм полиграфического дизайна |
||
7 |
Объект и пространство |
||
8 |
Архитектура -композиционная организация пространства. |
||
9 |
Конструкция: часть и целое. |
||
10 |
Важнейшие архитектурные элементы здания |
||
11 |
Вещь: красота и целесообразность. |
||
12 |
Роль и значение материала в конструкции. |
||
13 |
Цвет в архитектуре и дизайне. |
||
14 |
Город сквозь времена и страны. |
||
15 |
Город сегодня и завтра. |
||
16 |
Живое пространство города |
||
17 |
Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. |
||
18 |
Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера. |
||
19 |
Природа и архитектура. |
||
20 |
Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. |
||
21 |
Мой дом – мой образ жизни. |
||
22 |
Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. |
||
23 |
Дизайн и архитектура моего сада. |
||
24 |
Организация архитектурно -ландшафтного пространства |
||
25 |
Функционально- архитектурная планировка своего дома |
||
26 |
Дизайн вещно - пространственной среды жилища. |
||
27 |
Дизайн и архитектура |
||
28 |
Мода, культура и ты |
||
29 |
Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды |
||
30 |
Мой костюм – мой облик. |
||
31 |
Дизайн современной одежды. |
||
32 |
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна |
||
33 |
Имидж: лик или личина? |
||
34 |
Сфера имидж - дизайна |
||
35 |
Моделируя себя - моделируешь мир. |
||
Итого |
35 часов |
Учебно-тематическое планирование 9 класс
№ Урока |
Тема занятий |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||
1 |
Синтетические искусства и изображение |
||
2 |
Роль и место изображения в синтетических искусствах. |
||
3 |
Театр и экран |
||
4 |
Две грани изобразительной образности |
||
5 |
Сценография |
||
6 |
Театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества. |
||
7 |
Сценография как искусство и производство |
||
8 |
Изобразительные средства актерского перевоплощения |
||
9 |
Костюм, грим и маска.. |
||
10 |
Театр |
||
11 |
Театр кукол |
||
12 |
Театрализованный показ проделанной работы. |
||
13 |
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру |
||
14 |
Эстафета искусств. |
||
15 |
Фотография- расширение изобразительных возможностей. |
||
16 |
Грамота фотографирования и операторского мастерства. |
||
17 |
Всеобщность законов композиции. |
||
18 |
Выбор места, объекта и ракурса съемки. |
||
19 |
Художественно- изобразительная природа творчества оператора. |
||
20 |
Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии. |
||
21 |
Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. |
||
22 |
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. |
||
23 |
Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж. |
||
24 |
Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка. |
||
25 |
Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм. |
||
26 |
Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры. |
||
27 |
Драматургическая роль звука и музыки в фильме. |
||
28 |
Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм. |
||
29 |
О природе художественного творчества. |
||
30 |
Связи искусства с жизнью каждого человека |
||
31 |
Искусство среди нас |
||
32 |
Каждый народ Земли- художник |
||
33 |
Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры |
||
34 |
Синтетические искусства. Их виды и язык. |
||
35 |
Современные проблемы пластических искусств. |
||
Итого: |
36 часов |
Атанов В.С. Акварельная живопись на пленэре. – М.; 2006
Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М.; 1990
Волков Ю.А. Работа над живописным этюдом - М.;1984
Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С- Пб.; Питер, 2006
Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – С-Пб.; Питер, 2006
Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984
Выготский А.С. Психология искусства. - М.; 1997
Живопись. Учебное пособие для вузов - М.; 2004
Зайцев Е.А. Наука о цвете и живописи. - М.; 1986
Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.; 2004
Кальнинг А.К. Акварельная живопись - М.; 1986
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.; 1998
Кумбз. П.Пастельная живопись - М.; Кристина, 2002
Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.; 2008
Меерович М.И. Технология творческого мышления. - М.; 1989
Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности. - М.; 2004
Ньютон У. Акварельная живопись. - М.; Кристина, 2002
Огородников Ю.А. Особенности воздействия искусства на человека. -М.; 1992
Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита - М.; 1980
Унковский А.А. Цвет в живописи - М.; 1983
Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М.; 2001