Урок-экскурсия по географии в 8 классе «Почвы и земельные ресурсы»
Учитель: Краснопевцева С.М.
Тема: Почвы и земельные ресурсы.
Цель:
1.Показать научный подвиг и значение работ В.В.Докучаева.
2. Сформировать знания о почвах, как особом природном теле.
3. Раскрыть значение почв в природе и жизни людей.
4. Продолжить формирование экологического мышления, чувства ответственного отношения к почвам, как к уникальному и бесценному дару природы, развивать стремление участвовать в мероприятиях по охране почвы.
Средства обучения:
Карта «Почвы России», атласы по географии, стенд «Земля-любовь моя», таблицы «Основные типы почв», гербарий злаковых растений ( рожь, лён, ячмень, пшеница и т.д.), пословицы, портрет В.В.Докучаева, стол с булочками, каравай, рушник.
Тип урока: познавательная экскурсия-практикум.
Ход урока:
Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Звучит музыка Френкеля «Русское поле»
Сегодня у нас необычный урок. Урок экскурсия. Он посвящён великому русскому ученому, основателю почвоведения В.В.Докучаеву. Мы не только подробно познакомимся с его работами, но и, используя эти данные, научимся характеризовать почвы. По ходу урока составим краткий конспект в виде таблицы.
Проверка домашнего задания.
Итак ,представьте ,что мы с вами находимся в музее почв. Перед вами иллюстрация к сказке о дождевом черве по имени Кузя. После чтения сказки я вам задам вопросы по рядам. В результате самый внимательный ряд окажется победителем.
Фронтальный опрос:
Что такое почва
Как называется самая плодородная почва
Что это за тёмный слой, из которого при горении выделяется неприятный запах
Из чего состоит почва
Какие живые организмы обитают в почве
В какой почве жил Кузя раньше
Какие удобрения вносят в дерново-подзолистую почву
Какое растение хорошо растёт в чернозёмной почве
Подведение итогов.
Изучение новой темы
Теперь перейдём к следующему экспонату. Это портрет В.В.Докучаева. О нём нам расскажет экскурсовод……………..
Откройте тетради, запишите число, тему урока. Перед вами таблица.
Внимательно посмотрите на почвенную карту в атласе. Назовите, какие есть почвы в нашей стране.
Используя иллюстрацию «Почвенно-климатическая зональность по Докучаеву» назовите основные типы почв.
Рассказ учителя о типах почв, их характеристика
Тудрово-глеевая , ей соответствует зона тундр. Она проморожена, деструктирована. Запишите.
-Можно ли заниматься земледелием на такой почве. Почему.
Дерново-подзолистая- зона тайги.
Откройте учебник на странице 121. Найдите абзац «Почвы подзолистого типа…»
Прочитайте, и ответе на вопросы:
Какие растения растут под пологом леса в тайге.
Какой климат в этой природной зоне.
За счёт чего образуются питательные вещества в почве.
Итог: Питательных веществ в почве мало, да и те вымываются, поэтому гумусовый слой здесь 15-20 см. В.В. Докучаев пишет об этих почвах «Они пылевидные в сухую погоду и тяжёлые глины- в дожди. Почвы требуют ежегодного внесения удобрений и дают хорошие урожаи ржи и льна.
Запишите это в таблицу.
Следующая зона-зона широколиственных лесов. В широколиственных лесах увеличивается поступление растительных остатков, возрастают летние температуры, сквозное промывание происходит весной. В этих условиях возрастает накопление гумуса и образуются серые лесные почвы. На такой почве произрастают ячмень, овёс, рожь.
-Почему эти почвы плодороднее.
Разнотравно- типчаково-ковыльные степи. Здесь чернозёмные почвы. О них нам расскажет………………..
( Заслушивание сообщения о чернозёме)
-Что происходит каждый год с огромной массой травянистой растительности в степи.
Посмотрите на рис. 83 на странице 119.
-Какая почва изображена на почвенном профиле. ( каштановая)
Каштановая почва преобладает в зоне типчаково-полынных степей. Климат более сухой. Здесь произрастает яровая пшеница.
Серые и бурые почвы, солонцы характерны для пустынь и полупустынь.
Самостоятельная работа.
Прочитайте абзац на стр.121 со слов «В Прикаспийской низменности….».
Заполните последнюю строку самостоятельно.
- Что можно сказать о плодородии таких почв.
-При каких условиях здесь возможно земледелие
Итак таблица заполнена, подведём итог нашей работе.
-От каких факторов зависит плодородие почвы.
Есть ещё один фактор, который влияет на плодородие почв. Это деятельность человека.
-В чём проявляется деятельность человека на почву.
-Можно ли подойти к этому вопросу однозначно.
Теперь мы перешли к выставке «Земля- любовь моя»
Ученик: Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок свято дело- вырастить хлеб.
Выходит учащаяся в национальном русском костюме и с караваем на рушнике и читает стихотворение:
***
Каравай земли и неба
На твоём столе-
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растёт под небом света
Строен и высок
Словно Родина бессмертный
Хлебный колосок.
-Объясните как вы понимаете пословицу:
«Земля- матушка, а хлеб-батюшка.» (Ответы ребят)
Докучаев научно доказал, что «земля живая», а раз она живая, значит её можно убить.
Он уже более ста лет назад увидел негативное влияние человека на почвы и выявил деградации земли.
Запишите в тетради причины деградации земли по Докучаеву:
Истощение земли возделыванием одних и тех же культур.
Снижение плодородия почвы из-за сева с/ х культур без учёта свойств почвы.
Нарушение структуры почвы неправильной вспашкой и боронованием.
Сведение лесов.
Распашка берегов рек.
Докучаев не только выявил причины падения плодородия почвы, но разработал и внедрил методы защиты почв. Перечислим их.
1.Насаждение лесополос в степи.
2. Укрепление оврагов, посадка лесов.
3.Устройство лесов, платин.
4. Регулирование стока рек.
5. Снегозадержание.
6. Расчистка ключей и колодцев.
Таким образом, проводя экологические мероприятия, вы являетесь продолжителями дела Докучаева.
Закрепление и обобщение пройденного материала
Каково значение работ Докучаева?
В чем суть теории почвенно-климатической зональности по Докучаеву?
Назовите причины деградации и методы защиты почв.
Итог
На этом наша экскурсия завершена. Если понравилась она вам то поднимите руки.
Дома: параграф 19 с.120-125 в. 1,2.
На контурную карту нанести типы почв