12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана946
Учитель географии и биологии
Россия, Иркутская обл., Нижнеудинский район п.Замзор

Учитель: Краснопевцева С.М.

Тема: Почвы и земельные ресурсы.

Цель:

1.Показать научный подвиг и значение работ В.В.Докучаева.

2. Сформировать знания о почвах, как особом природном теле.

3. Раскрыть значение почв в природе и жизни людей.

4. Продолжить формирование экологического мышления, чувства ответственного отношения к почвам, как к уникальному и бесценному дару природы, развивать стремление участвовать в мероприятиях по охране почвы.

Средства обучения:

Карта «Почвы России», атласы по географии, стенд «Земля-любовь моя», таблицы «Основные типы почв», гербарий злаковых растений ( рожь, лён, ячмень, пшеница и т.д.), пословицы, портрет В.В.Докучаева, стол с булочками, каравай, рушник.

Тип урока: познавательная экскурсия-практикум.

Ход урока:

Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Звучит музыка Френкеля «Русское поле»

Сегодня у нас необычный урок. Урок экскурсия. Он посвящён великому русскому ученому, основателю почвоведения В.В.Докучаеву. Мы не только подробно познакомимся с его работами, но и, используя эти данные, научимся характеризовать почвы. По ходу урока составим краткий конспект в виде таблицы.

Проверка домашнего задания.

Итак ,представьте ,что мы с вами находимся в музее почв. Перед вами иллюстрация к сказке о дождевом черве по имени Кузя. После чтения сказки я вам задам вопросы по рядам. В результате самый внимательный ряд окажется победителем.

Фронтальный опрос:

Что такое почва

Как называется самая плодородная почва

Что это за тёмный слой, из которого при горении выделяется неприятный запах

Из чего состоит почва

Какие живые организмы обитают в почве

В какой почве жил Кузя раньше

Какие удобрения вносят в дерново-подзолистую почву

Какое растение хорошо растёт в чернозёмной почве

Подведение итогов.

Изучение новой темы

Теперь перейдём к следующему экспонату. Это портрет В.В.Докучаева. О нём нам расскажет экскурсовод……………..

Откройте тетради, запишите число, тему урока. Перед вами таблица.

Внимательно посмотрите на почвенную карту в атласе. Назовите, какие есть почвы в нашей стране.

Используя иллюстрацию «Почвенно-климатическая зональность по Докучаеву» назовите основные типы почв.

Рассказ учителя о типах почв, их характеристика

Тудрово-глеевая , ей соответствует зона тундр. Она проморожена, деструктирована. Запишите.

-Можно ли заниматься земледелием на такой почве. Почему.

Дерново-подзолистая- зона тайги.

Откройте учебник на странице 121. Найдите абзац «Почвы подзолистого типа…»

Прочитайте, и ответе на вопросы:

Какие растения растут под пологом леса в тайге.

Какой климат в этой природной зоне.

За счёт чего образуются питательные вещества в почве.

Итог: Питательных веществ в почве мало, да и те вымываются, поэтому гумусовый слой здесь 15-20 см. В.В. Докучаев пишет об этих почвах «Они пылевидные в сухую погоду и тяжёлые глины- в дожди. Почвы требуют ежегодного внесения удобрений и дают хорошие урожаи ржи и льна.

Запишите это в таблицу.

Следующая зона-зона широколиственных лесов. В широколиственных лесах увеличивается поступление растительных остатков, возрастают летние температуры, сквозное промывание происходит весной. В этих условиях возрастает накопление гумуса и образуются серые лесные почвы. На такой почве произрастают ячмень, овёс, рожь.

-Почему эти почвы плодороднее.

Разнотравно- типчаково-ковыльные степи. Здесь чернозёмные почвы. О них нам расскажет………………..

( Заслушивание сообщения о чернозёме)

-Что происходит каждый год с огромной массой травянистой растительности в степи.

Посмотрите на рис. 83 на странице 119.

-Какая почва изображена на почвенном профиле. ( каштановая)

Каштановая почва преобладает в зоне типчаково-полынных степей. Климат более сухой. Здесь произрастает яровая пшеница.

Серые и бурые почвы, солонцы характерны для пустынь и полупустынь.

Самостоятельная работа.

Прочитайте абзац на стр.121 со слов «В Прикаспийской низменности….».

Заполните последнюю строку самостоятельно.

- Что можно сказать о плодородии таких почв.

-При каких условиях здесь возможно земледелие

Итак таблица заполнена, подведём итог нашей работе.

-От каких факторов зависит плодородие почвы.

Есть ещё один фактор, который влияет на плодородие почв. Это деятельность человека.

-В чём проявляется деятельность человека на почву.

-Можно ли подойти к этому вопросу однозначно.

Теперь мы перешли к выставке «Земля- любовь моя»

Ученик: Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок свято дело- вырастить хлеб.

Выходит учащаяся в национальном русском костюме и с караваем на рушнике и читает стихотворение:

***

Каравай земли и неба

На твоём столе-

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растёт под небом света

Строен и высок

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.

-Объясните как вы понимаете пословицу:

«Земля- матушка, а хлеб-батюшка.» (Ответы ребят)

Докучаев научно доказал, что «земля живая», а раз она живая, значит её можно убить.

Он уже более ста лет назад увидел негативное влияние человека на почвы и выявил деградации земли.

Запишите в тетради причины деградации земли по Докучаеву:

Истощение земли возделыванием одних и тех же культур.

Снижение плодородия почвы из-за сева с/ х культур без учёта свойств почвы.

Нарушение структуры почвы неправильной вспашкой и боронованием.

Сведение лесов.

Распашка берегов рек.

Докучаев не только выявил причины падения плодородия почвы, но разработал и внедрил методы защиты почв. Перечислим их.

1.Насаждение лесополос в степи.

2. Укрепление оврагов, посадка лесов.

3.Устройство лесов, платин.

4. Регулирование стока рек.

5. Снегозадержание.

6. Расчистка ключей и колодцев.

Таким образом, проводя экологические мероприятия, вы являетесь продолжителями дела Докучаева.

Закрепление и обобщение пройденного материала

Каково значение работ Докучаева?

В чем суть теории почвенно-климатической зональности по Докучаеву?

Назовите причины деградации и методы защиты почв.

Итог

На этом наша экскурсия завершена. Если понравилась она вам то поднимите руки.

Дома: параграф 19 с.120-125 в. 1,2.

На контурную карту нанести типы почв

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.