12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Скворцова Галина Аркадьевна1079
Россия, Татарстан респ., С.Новое Ильмово

Предмет: География.

Класс: 8 класс.

Тема урока: Почвенные ресурсы России.

Тип урока: когнитивный, проблемный.

Цели урока:

Составление учащимися системного образа земельных и почвенных ресурсов России.

Формирование у учащихся представления о состоянии почвенных ресурсов.

Усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.

Задачи урока:

Повторить и закрепить знания о почвах России;

Дать характеристику земельных и почвенных ресурсов страны;

Сформировать представление о мелиорации;

Продолжить формировать убеждение о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам;

Главная проблема урока: Оценка почвенно-ресурсного потенциала страны.

Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке:

Аналитическая деятельность:

анализ тематических карт;

анализ статистического материала;

систематизация материала, его структурирование.

Ход урока.

1. Организационный этап урока1 мин. Слайд 1.

2. Фронтальный опрос по теме «Образование почвы и их разнообразие». 5 минут

1)Вопросы устного опроса.

— Что такое почва?

— Назовите типы почв?Слайд 2

--- Органическое вещество почвы? (Гумус)

— Кого называют отцом почвоведения? (Докучаев)

— Назовите почвообразующие факторы?Слайд3.

3.Объяснение структуры урока; постановка целей урока; определение проблемы; ввод учащихся в проблемную ситуацию.

Мы с вами рассмотрели типы и разнообразие почв. А почва это что? Это ресурс, это богатство страны. Как говорил Докучаев.

И какой будет тема сегодняшнего урока?Почвенные ресурсы России

Исходя из темы давайте сформулируем задачи :

- Повторить и закрепить знания о почвах России;

- Дать характеристику земельных и почвенных ресурсов страны;

- Сформировать представление о мелиорации;

- Продолжить формировать убеждение о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам;

4. Объяснение новой темы.

А) Характеристика понятий: земельные и почвенные ресурсы. У нас ресурсы бывают – водные , лесные , минеральные. Что входит в земельные ресурсы?

Земельные ресурсы – это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, пастбища, поля. Все земельные ресурсы страны составляют её земельный фонд.Слайд.

Общая площадь земельного фонда России равна 1 709,6 млн га (12,9% суши земного шара ). Из них сельскохозяйственные угодья составляют 13 % (222,3 млн га) от общей площади, в том числе пашня — 7,7 (132);

сенокосы — 1,5 (26,8);

пастбища — 3,7 % (62,5 млн га).

Воронежские черноземы приняты в качестве мирового эталона плодородия почв.

— Если сопоставить, пусть даже ориентировочно, рассчитанную величину национального богатства с численностью населения нашей страны, то Россия займет первую строку в рейтинге самых богатых стран мира. По этому показателю мы богаче США в 2 раза, Германии — в 6 раз, Японии — в 22 раза.

Россия очень богата природными ресурсами: полезными ископаемые, лесными ресурсами. Но одно из главных достояний нашего народа – это российская земля.

Если мы вычтем из земельного фонда страны территории, лишенные почвенного покрова (млн га: находящиеся под водой — 70,9, под строениями и сооружениями  7,5, дорогами и прогонами — 5,4, нарушенные и находящиеся в стадии восстановления — 2), то получится около 1 623,8 млн га (16 238 000 км2). Это и есть почвенный фонд Российской Федерации, куда входят сельскохозяйственные угодья, леса, болота и оленьи пастбища.

Т.е почвенные ресурсы – это часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве

Б) Работа с картами учебника: Основные направления использования земельных ресурсов.

Задание: Как используются почвенные ресурсы:

Ответ:

— Почвы тундры? (Оленьи пастбища)

— Почвы полупустыни? (Пастбища верблюдов и овец)

— Почвы степей? (Сельскохозяйственные культуры)

Около 63 % почвенного фонда России находится под таежной и хвойно-лиственной лесной растительностью, 14 % — в условиях тундры. Таким образом, 80% земельного массива России лежит на территории с низким теплообеспечением; 8% занимают болота, требующие осушения; 7% – пески и каменистые почвы. В мягких термических условиях широколиственных лесов, лесостепей, степей развивается около 10,7 % площадей, благоприятных для земледелия.нынешняя площадь пашни составляет 7,7 %.

В) Охрана почв.

1) Беседа с учащимися

Вопросы беседы: мы говорим что почва это ресурс – какой ресурс исчерпаемый, возобновимый? Как нужно охранять почву и от чего?

Что угрожает почве? (Запись в тетради). Что такое эрозия почвы. Виды эрозии.

Большая распаханность почвы является причиной водной и ветровой эрозии, в результате чего теряется главное богатство почвы - гумус, а следовательно и плодородие. Водная эрозия смывает сотни миллионов тонн плодородной почвы, образует рытвины, борозды, овраги. Тысячи гектаров теряют плодородие, за счет роста оврагов площадь пашни сокращается ежегодно на 100 тыс. га. Опасна ветровая эрозия. Её результат - пыльные бури, выдувающие чернозем значительно или полностью. Они особенно часты в степных районах страны, на С.Кавказе, в Заволжье, на Ю.Урале. Значительная часть почв утратила своё плодородие на 30 - 60%.

Водная эрозия заключается в смыве плодородного слоя талыми водами, ливнями.

Ветровая эрозия – это выдувание почвы

Какие мероприятия проводятся против эрозии. А как называется это мероприятие?

Работа с учебником.МЕЛИОРАЦИЯ - совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.

— обработка поперек склонов (чтобы стоковые, талые воды не размывали плодородную часть почвы);

— террасирование (устройство систем ступенчатых террас, предохраняющих склонов от размыва

— безотвальная обработка почвы (при такой обработке стебли растения остается на поверхности, предохраняя почву от развевания ветром во время пыльных бурь;

— полезащитные полосы (древесные растения, кустарники защищают поля тоже во время пыльных бурь).

— мероприятия по повышению плодородия почв.

Орошение (где недостаточность или скудная влажность).

Осушение. (где избыточное увлажнение к > 1)

Внесение удобрений органических (навоз, торф).

Известкование (где кислые почвы).

Минеральные удобрения (пестицид).

Севооборот (1 год клевер, пшеницу, овес, картофель).

Снегозадержание.

Обработка почвы (новые современные техники).

Выкорчевывание кустарников (для расширения пахотных земель)

Работа с картой – закрепление. Вопросы на карточках

​ Определите, какие виды мелиорации проводятся:

на юге Русской равнины –

на северо-западе Русской равнины -

​ В какой природной зоне необходимо известкование почвы –

Где строить оросительные каналы(поливать) -

Итак, мы увидели что – применяемые виды мелиорации на территории России разные. А что дает нам сохранение и улучшение почвенного покрова - повышение урожайности.

А как мы в действительности относимся к драгоценнейшему дару природы? Слишком многое свидетельствует, что отношение это — откровенно потребительское, как к неистощимому ресурсу. А ведь почва — главный природный ресурс, величайшее, ничем не заменимое богатство народа, золотой фонд нации. Это достояние, предназначенное природой всем поколениям, ныне живущим и последующим, и вопросы охраны почв должны решаться на государственном уровне.

Рефлексия .Решили ли мы задачи которые ставили в начале урока.

С помощью реплик на доске мы подведем итоги урока:

Я узнала …

Мне понравилось …

Я смогла …

Оценивание.

5. Домашнее задание. §17 читать, пересказывать.

Подготовить сообщение о почвах нашей республики.


Работа с картой – закрепление. Вопросы на карточках

​ Определите, какие виды мелиорации проводятся:

на юге Русской равнины – ________________________________________________________________________________________________________________________

на северо-западе Русской равнины – ________________________________________________________________________________________________________________________


 В какой природной зоне необходимо известкование почвы – ________________________________________________________________________________________________________________________


Где строить оросительные каналы(поливать) - ________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с картой – закрепление. Вопросы на карточках

​ Определите, какие виды мелиорации проводятся:

на юге Русской равнины – ________________________________________________________________________________________________________________________


 

на северо-западе Русской равнины – ________________________________________________________________________________________________________________________


 

​ В какой природной зоне необходимо известкование почвы – ________________________________________________________________________________________________________________________


 

Где строить оросительные каналы(поливать) - ________________________________________________________________________________________________________________________

 

Самоанализ урока
 

Самоанализ урока географии по теме «Почвенные ресурсы России».

Цель урока:

Составление учащимися системного образа земельных и почвенных ресурсов России.

Формирование у учащихся представления о состоянии почвенных ресурсов.

Усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.

Задачи урока:

Повторить и закрепить знания о почвах России;

Дать характеристику земельных и почвенных ресурсов страны;

Сформировать представление о мелиорации;

Продолжить формировать убеждение о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам;

ТИП УРОКА: комбинированный.

ФОРМА УРОКА Изучение новой темы, ИКТ и самостоятельности.

Оборудование: атласы, учебники, мультемедийная презентация, административно- территориальная карта России.

Место данного урока в теме, разделе, курсе. Связь с предыдущими, с последующими уроками, темами раздела.

Данный урок является частью раздела «Почвы России» На изучение данного экономического района отводится 2 часа (этот урок первый)

Данный урок имеет особенность, которая заключается в возможности учащихся самостоятельно давать общую характеристику ресурсам, опираясь на уже имеющиеся умения, полученные на предшествующих темах

Специфика урока была выбрана с учетом особенностей данного класса.

В классе обучается 8 учащихся. Учебные возможности детей в классе неровные.

Все учебные этапы были взаимосвязаны, после каждого действия шло промежуточное закрепление материала.

Вся работа сопровождалась мультемедийной презентацией.

Рациональность структуры урока.Структура урока включает в себя следующие этапы:

-организационный момент, повторение

-изучение нового материала,

-закрепление,

-рефлексия,

-выставление оценок,

-домашнее задание.

Н этапе орг. момент учащиеся настраиваются на работу, вступительное слово создает доброжелательную атмосферу.

Усвоение нового материала запланировано через самостоятельное разрешение интеллектуального затруднения, так как класс способен логически мыслить, анализировать.

Рефлексия осуществлялась в виде ответов учащихся

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.

Во время урока использовались следующие средства обучения:

• слово учителя (в форме рассказа, беседы, диалоговое общение, объяснения);

• карты (настенная, в атласах);

• контурные карты;

• текст учебника, доп.материал, диаграммы, таблицы.

• презентация

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, логически связанной с темой урока, смене видов деятельности.

СХЕМА

Виды мелиораций:

- снежные

Снегонакопление снегозадержание осушение

- водные

орошение обводнение борьба с суховеями

- климатические

противоураганные меры известкование почв

- химические

внесение удобрений

применение гербицидов и пестицидов

борьба с водной эрозией


 

- земельные

борьба с ветровой эрозией

рекультивация (восстановление почв)

очистка от валунов

создание лесополос

- фитомелиорации

водоохранные мероприятия задержание песка Охрана почв

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.