Урок «Минеральные ресурсы» для уроков географии в 8 классе
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема : Минеральные ресурсы России
Место урока: 8 класс, 4урок в теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые».
Цель урока: Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Оборудование:
1. Настенные карты: Физическая карта Евразия, контурная карта полушарий;
2. Компьютер с мультимедийным проектором;
3. презентации
4. Коллекция полезных ископаемых с раздаточным материалом;
5. Учебник «География России. Природа 8 класс» Баринова И.И
6. Карточки индивидуальных заданий;
Планируемые результаты.
Предметные:
1. Давать определение терминов, понятий по тематике урока;
2. Классифицировать полезные ископаемые;
3. Приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной и хозяйственной деятельности человека;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1. Находить достоверные сведения в источниках географической информации;
2. Анализировать и обобщать тематическую информацию;
3. Осуществлять поиск информации для решения учебных задач по теме урока.
1. Коммуникативные УУД:
1) Организовывать работу в паре и группе;
2) Активно участвовать в работе, излагать свое мнение, прислушиваясь к мнению одноклассников .
2. Личностные УУД:
1) Аргументировано оценивать свою работу и работу одноклассников;
2) Уметь исправлять ошибки;
3. Регулятивные УУД:
1)Определять самостоятельно цель и тему урока;
2) Выдвигать гипотезы предположения;
3) Устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные результаты:
1)Осознание целостности мира;
2)Понимание значения полезных ископаемых в жизни человека, их многообразие и вариативность использования;
Ход урока
1.Организационный момент (1-2 минуты)
2.Повторение : письменный проверочный тест ( учитель раздает листочки с вопросами, в тетрадях ученики пишут ответы) (приложение 1)
( Обмениваются тетрадями , проверяют , Оценивают:0 ошибок-«5»-
1 ошибка- «4»
2 –«3»
3 и больше–«2»
Ответы: осадочный чехол, платформа, щит, плита, интрузия
3.Мотивация ( показ презентации (слайд 1-12)
минеральные ресурсы
PPT / 61.45 Мб
4.Целеполагание: Как вы думаете, почему я показала вам эту презентацию? (ребята отвечают) Да, мы сегодня будем изучать минеральные ресурсы.(слайд13) Записываем в тетради тему нашего урока «Минеральные ресурсы России» Каждый в своей тетради запишет цель урока, которую он ставит перед собой.
5.Изучение новой темы
Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве. Минеральные ресурсы – это совокупность запасов полезных ископаемых в недрах Земли, пригодных для использования в различных отраслях хозяйства. Минералы могут образовываться как эндогенным путём, так и экзогенным. Минералы экзогенного происхождения образуются из магмы путём её кристаллизации в процессе остывания – внутри земной коры, или на её поверхности – если магма в виде лавы изливается при вулканических процессах. Минералы экзогенного происхождения образуются на земной поверхности – на суше или в водных бассейнах. Отличаясь друг от друга по химическому составу, минералы весьма разнообразны по своим физическим свойствам и внешнему виду. Они обычно представляют собой кристаллы разной формы. Минералы могут быть твёрдыми в разной степени (например, гипс и гранат); жидкими (вода, нефть) и газообразными (природный газ). Всего из земной коры человек добывает более 200 видов ископаемых. Россия – самая большая по площади страна. Эта страна является одной из самых богатых в мире по показателю количества минеральных ресурсов. В ней открыто более 20 тысяч месторождений полезных ископаемых .
Как вы понимаете термины месторождение полезных ископаемых, бассейн.? Работаем с учебником , читаем.Делаем в тетради схему Полезные ископаемые
6.Физкультминутка
(Продолжение изучения новой темы)По ходу объяснения учитель демонстрирует образцы полезных ископаемых и показывает на карте, где их добывают:
Железные руды - Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения. Никелевые руды - Кольский полуостров, район Норильска. Медные руды - Урал, Забайкалье. Полиметаллические руды (свинец, цинк) - Алтай, Северный Кавказ, Приморский край. Алюминиевые руды - Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область. Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березниковское месторождения). Поваренная соль - Поволжье (озеро Баскунчак).Нефть - Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин. Газ - север Западной Сибири.Каменный уголь - Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.Бурый уголь - Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.Алмазы - Якутия, Архангельская область.
Рассказывает о минералах Урала (музей в г.Златоуст в горном парке Бажова) , показывает презентацию( слайд 1-15 ).
полезные ископаемые
PPT / 82.38 Мб
Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника, ( слайд 1-6)
экология
PPT / 25.16 Мб
7.Первичное закрепление
Тест (приложение 2
(Ответы : 1.Полезные ископаемые 2. Месторождение 3. Бассейн 4. Рекультивация 5. Террикон) ( Обмениваются тетрадями , проверяют , Оценивают:0 ошибок-«5»1- «4»
2– «3»
3 и больше -"2".8.Рефлексия
!!! – Мне на уроке было интересно .Я все понял(а);
?! - Я испытываю некоторые затруднения;
? - У меня сегодня ничего не получилось. Нужно срочно обратиться за помощью к учителю.
- свое
9.Итог Выставляется средняя оценка за урок=(проверка д\з+ первичное закрепление+ самооценка (как я поработал на уроке)): 3
10.Домашнее задание параграф 7,вопросы и задания,обозначить на контурной карте месторождения полезных ископаемых.
Приложение 1
проверочный тест
1. Верхний слой платформы, состоящий из известняков, глины, песчаников
2.Древний устойчивый участок земной коры
3. Выход на поверхность фундамента платформы
4. Молодая платформа
5.Внедрение магмы в слой осадочных пород
Приложение 2
тест
1.Минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве
2.Скопление полезных ископаемых.
3.Группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого
4.Комплекс мер по экологическому и экономическому восстановлению земель
5.Отвал, искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной разработке полезных ископаемых,