Внеклассное мероприятие в 6 классе «Под одним небом!»
1.Информационная карта идеи социально-значимого мероприятия/события
2. Цель проведения мероприятия:
создание и укрепление в гимназии толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
3. Задачи проведения мероприятия:
1.Воспитание толерантности через систему образования
2.Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодёжной среде
3.Содействие национально-культурному взаимодействию в гимназии.
4.Выявление и преодоление негативных тенденций, тормозящих устойчивое социальное и культурное развитие среди учащихся, находящих свое проявление в фактах:
-межэтнической и межконфессиональной враждебности и нетерпимости;
- агрессии и насилия на межэтнической основе;
- распространения негативных этнических и конфессиональных стереотипов;
- ксенофобии;
- политического экстремизма на националистической почве.
5. Формирование у учащихся позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей посредством:
- утверждения основ гражданской идентичности;
- воспитания культуры толерантности и межнационального согласия;
- достижения необходимого уровня правовой культуры как основы толерантного сознания и поведения;
- формирования мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу
4. Описание идеи социально-значимого мероприятия:
В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев. Особенную актуальность приобрел вопрос толерантности – терпимости к людям, относящихся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что все чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие ее становлению. Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам. Перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
В настоящее время, гимназия является многонациональным «государством» (Приложение 2). Межкультурное мероприятие направлено на практическое овладение ценностями, нормами, правилами представителей другой культуры. Четко выделяются две приоритетные задачи: познакомить обучаемых с межкультурными различиями в межличностных отношениях, что требует участия в проигрывании ситуаций, которые протекают по-разному в разных культурах; сделать возможным перенос полученных знаний на новые ситуации, что достижимо, если обучаемый знакомится с самыми характерными особенностями другой для него культуры.
Для того, чтобы заинтересовать учащихся в проводимом мероприятии и замотивировать их на работу, необходимо создать позитивный настрой в группе. Для достижения этого рекомендуется начать с рассказа притчи, сказки.
1.Притча «Мальчик и гвозди»
Жил-был один вспыльчивый и несдержанный мальчик. Родители очень переживали, что он ни с кем не ладит из-за своего нрава. Однажды отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в ворота.
В первый день в воротах было несколько десятков гвоздей. Это было малоприятное занятие, да еще и руки были все в ссадинах. Через неделю он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в ворота гвоздей становилось все меньше. Мальчик понял, что легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.
Наконец настал день, когда он ни разу не потерял самообладания и не забил ни одного гвоздя. Он с радостью поведал своему отцу об этом. Отец выслушал его, похвалил, и дал новое задание: каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он должен вытащить из ворот по одному гвоздю.
Прошли дни, и сын сообщил отцу, что в воротах не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку, подвел к воротам и сказал:
- Посмотри, сколько в воротах дыр – следов забитых тобой гвоздей. Ворота никогда не будут такими, как раньше. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, обижаешь его, унижаешь, у него в душе остаются такие же шрамы, как следы от гвоздей. И неважно, сколько раз ты потом извинишься – шрамы останутся.
2. Знакомство с группой.
Упражнение «Никто не знает, что я…»
Цель: лучше узнать членов группы, подчеркнуть индивидуальность каждого.
Инструкция: Вы все уже достаточно хорошо знаете друг друга, так как общаетесь между собой. Но у каждого человека есть такие особенности, о которых мало к то знает, и которые отличают их от остальных. Поэтому вам предлагается упражнение, в котором каждый из вас должен по очереди продолжить предложение «Никто не знает, что я…». называть необходимо качества характера или факты биографии, являющиеся достоверными и правдивыми.
3. Выработка правил работы в группе.
Участие в групповой работе оказывает сильное воздействие на формирование личности подростка. В связи с этим уже на первом занятии необходимо принять этические правила групповой работы, которые способствовали бы созданию комфортной и безопасной обстановки в группе, и придерживаться их на протяжении всего тренинга. Ниже приводятся базовые правила, однако группа может дополнить список своими правилами (например: не опаздывать, говорить по очереди и т. д.).
Правило первое - «Правило доверия» - для того, чтобы мы с вами работали с отдачей в группе, мы должны доверять друг другу.
Правило второе - «Здесь и теперь» - Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, боясь показаться смешными. Наша основная задача – превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый из нас смог бы увидеть себя со стороны. О том, что волнует каждого, то, что происходит с нами, мы обсуждаем здесь и теперь.
Правило третье - «Искренность и откровенность» - во время работы в группе мы говорим только то, что чувствуем и думаем и только правду. Если нет желания говорить искренне, мы молчим. Естественно, никто не обижается на участников. Мы испытываем только чувства признательности и благодарности за искренность и откровенность.
Правило четвертое - «Тайна группы!» - все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы.
Правило пятое - «Никакой критики!» - Во время занятий никакой критики! Каждый должен подчеркивать только положительные качества. Каждому члену группы как минимум одно хорошее и доброе слово!
Правило шестое - «Оценка действий!» - при обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а его действия. Не говорим: «ты мне не нравишься», а говорим: «ты не правильно поступил!»
Правило седьмое - «Общаемся со всеми!» - У каждого из нас есть определенные симпатии и антипатии. Кто – то нравится больше, кто – то меньше. Во время занятий мы стараемся общаться со всеми без исключения.
Правило восьмое - «Добровольное участие в группе» - Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях (и ведущий будет стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы). Любой участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении ведущему и всем участникам.
Правило девятое - «Уважение к говорящему!» - Мы молчим и не перебиваем друг друга.
Ход мероприятия:
"Солнце светит для тех, кто..."
Цель: Эта игра способствует развитию чувства сплоченности детей разных национальностей.
Этапы игры:
1. Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.
2. Цель стоящего в центре - снова получить стул, на который можно сесть.
3. Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.
4. Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: "Солнце светит для каждого, кто..." Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: "Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы". Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. ("Солнце светит для каждого, кто... любит проводить отпуск на море... терпеть не может курильщиков... питается по-вегетариански...") Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях.
5. Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, которая потом может быть переработана Вами.
Обсуждение игры:
- Что стало для меня неожиданностью?
- Чувствую ли я, что нашел достаточно "родственных душ"?
- Радует ли меня, что между нами так много общего?
Упражнение «Волшебное озеро».
Цель: развитие чувства собственного достоинства.
Для упражнения понадобится шкатулка, В которую ведущий заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.
Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Инструкция: Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает шкатулку, должен будет открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того, как в шкатулку заглянет каждый, ведущий задает вопросы участникам:
- Как вы понимаете значение слова « уникальный»?
- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
Ведущий: Мы выявили, что каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна - единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других, какие мы есть, то есть относиться к себе и к другим с терпимостью.
Упражнение «История своего имени»
Цель: выявление особенности этнических культур, к которым принадлежат участники группы.
Ведущий обсуждает с группой следующие вопросы.
Что означают наши имена?
Знаем ли мы их историческое происхождение?
Как родители выбирают имена для своих детей?
Носит ли (носил ли в прошлом) кто-нибудь из других членов семьи это же имя?
Нравятся или не нравятся нам наши имена? Почему?
Отмечают ли в семьях праздники, связанные не с днем рождения, а с именами членов семьи?
Ведущий предлагает желающим рассказать всей группе историю своего имени. Он должен подчеркнуть следующее: участник сам выбирает для него удобную форму изложения, вопросы желающие могут задать только после окончания рассказа.
Советы ведущему:
После завершения рассказов об имени, целесообразно поблагодарить всех выступающих.
Упражнение завершается привлечением внимания ребят к этнокультурным различиям (или сходствам) в рассказах о своих именах. Вероятно, обнаружатся различия в степени осведомленности представителей разных культур о значении своих имен, его происхождении, о том, кто еще в семье носит такое же имя и почему. Важно обсудить этот вопрос и создать у не выступающих участников мотивацию интереса к истории своего имени, а следовательно, - истории своей семьи и культуре своего народа.
Если тренинговая группа по составу монокультурная, рекомендуется обсудить имена, используемые в других культурах. В случае если участники не располагают такой информацией, ведущий должен сам привести несколько примеров.
Упражнение «Национальное блюдо»
Цель: формирование этнокультурной сензитивности.
Группа делится на команды по этнокультурному признаку. Каждой команде предлагается вспомнить несколько блюд национальной кухни.
Затем команды делятся на подгруппы по 3–4 человека. Каждой подгруппе поручается разработка конкретного рассказа от имени национального блюда.
Ведущему следует подчеркнуть, что рассказ следует вести от первого лица. Например, “Я появляюсь на столах людей в особенные праздники”; “Меня готовят в специальной посуде, которую смазывают маслом, чтобы я не подгорел” и т.п.
Важно замотивировать школьников на создание оригинальных рассказов с большим количеством подробностей.
План рассказа может включать следующие позиции:
название блюда на национальном языке,
состав,
происхождение,
процедура приготовления,
создатели (возраст, семейная роль, пол),
оформление,
отношение к блюду разных людей,
место в меню,
вкусовые качества,
сочетание с другими блюдами и т.п.
На подготовку выступления дается 10–15 минут. Разрешается разыгрывание сценки “самопрезентации блюда”.
Затем, ведущий объясняет, как будет проходить представление блюда.
Группа встает и рассаживается полукругом. На импровизированную сцену выходит вся этнокультурная команда. Представители команды называют несколько блюд национальной кухни и объясняют, какие из блюд были выбраны для рассказов. Желательно выбор блюда обосновать: самое вкусное, самое важное в праздник, традиционное и т.п. Каждая команда представляет “свое” национальное блюдо.
Участники команды по очереди представляют рассказ от имени блюда. Презентация блюда включает: блюдо должно быть нарисовано на листе бумаги; используются народные пословицы, поговорки, загадки, частушки, песни, танцы.
После выступления группам могут быть заданы вопросы. На вопросы могут отвечать не только авторы рассказа, но и представители всей этнокультурной команды.
В обсуждении ведущему следует остановиться на следующих вопросах.
Что нового узнали участники о национальном блюде?
Как блюдо отражает традиции, характер народа?
Что общего и отличного есть в представленных блюдах?
Какое блюдо хочется попробовать и приготовить самому? В конце обсуждения ведущий предлагает членам группы выразить главное впечатление от упражнения.
Заключение.
Упражнение «Чемодан»
Цель: создание положительной обратной связи участников тренинга по завершении работы.
Инструкция: «Наша работа подходит к концу. Мы расстаемся. Однако, перед тем, как разъехаться, мы соберем чемодан. Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан для каждого будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как мы занимались проблемой межэтнической толерантности, то туда мы «положим» те качества, которые каждому из нас помогают в общении с другими и те, что мешают.
Собирая чемодан, мы будем придерживаться некоторых правил:
1. В чемодан надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.
2. Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия группы.
3. Положить можно только те качества, которые проявились в ходе работы.
4. Положить в чемодан можно только те качества, которые поддаются коррекции.
5. Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди.
После сбора чемодана можно перейти к обсуждению, ведущий выдает печатную продукцию (Приложение 1).
5. Предполагаемый результат:
по итогам реализации мероприятия «Под одним небом!» учащиеся
должны:
1.Овладеть навыками толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ; интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов;
2.Уметь укреплять атмосферу межэтнического согласия и толерантности;
3. Должны давать себе установку осознания важности развития межэтнических отношений, профилактики экстремизма в молодежной среде.
иметь представление о понятиях:
1. Толерантность, альтруизм;
2.Право, свобода, обязанность, ответственность.
3. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция ООН о правах ребёнка.
Приложение 1
Приложение 2
Всего обучающихся | Национальная принадлежность | Количественный состав |
1123 | Русские | 944 |
Украинцы | 6 | |
Башкиры | 12 | |
Чуваши | 2 | |
Узбеки | 4 | |
Азербайджанцы | 29 | |
Дагестанцы | 4 | |
Таджики | 22 | |
Татары | 73 | |
Казахи | 1 | |
Ханты | 8 | |
Манси | 12 | |
Ненцы | 2 | |
Армяне | 2 | |
Литовцы | 1 | |
Киргизы | 1 |
Приложение 3
Глоссарий
Альтруизм – (франц. altruisme, от лат. alter — другой), нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека.
Всеобщая декларация прав человека- рекомендованный для всех стран - членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А от 10 декабря 1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.
Достоинство – уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория.
Конвенция ООН о правах ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.
Право — это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их.
Свобода — это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.).
Обязанность – это то, что человек должен выполнять обязательно, по всей строгости.
Ответственность — характер взаимоотношений между личностью, группой, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Толерантность – 1) это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. 3) это терпимость к людям, непохожим на нас, это понимание больных, слабых, бедных и угнетенных. 4) уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. 5) это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека. 6) это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.