Внеклассное мероприятие в 6 классе «День Земли»

6
0
Материал опубликован 11 November 2015

«День Земли»

Охранять природу – значит любить Родину. М.Пришвин

Цели:

  • Способствовать формированию основ экологической грамотности и чувства персональной ответственности у каждого школьника за судьбу как своей малой родины, локального места обитания, так и за судьбу России и планеты Земля в целом.
  • Формировать у детей экологическое мировоззрение, умение использовать межпредметные связи при обучении экологии.
  • Формировать основные природоохранительные умения и навыки, способность применять полученные теоретические знания на практике.
  • Развитие наблюдательности, внимания.

Подготовительная работа: Для проведения мероприятия выбирается жюри. Каждый класс выбирает команду из 4 человек с капитаном команды. Каждой команде дается домашнее задание:

  • Подготовить название команды, эмблему, девиз.
  • Повторить всё, что знаете о жизни растений, зверей, птиц и насекомых, а также вспомнить правила поведения в природе.

Оформление: Презентация

ХОД ПРАЗДНИКА

На фоне музыки «Странники» звучит стихотворение:

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

Учитель:

Здравствуйте ребята!

Наша с вами встреча посвящена особому дню в календаре – 22 апреля.

22 апреля планета людей отмечает День Земли. Нет, это не очередной праздник, “красная дата”, которую обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью! Этот день – напоминание. В третьем тысячелетии новой эры проблемы охраны природы становятся всё актуальнее.

День Земли впервые стали отмечать американцы в 1970 году, после того, как в 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта-Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода. Ныне он вошел во все календари мира.

Близится 22 апреля. Ластится солнце к Земле, как и тысячи лет назад, оживляя её. Но какая всё же густая тень лежит на ней сейчас. Забыли, забыли мы о том, что каждый из нас – каждый человек и всё человечество – кормится от Земли. Плохо ей – и нам нехорошо.

Экологическое движение – главное дело всех жителей планеты, оно не знает границ, оно объединяет людей, независимо от политических убеждений, религий, возраста и пола.

Итак, начинаем. Вашему вниманию представляем небольшую инсценировку в двух действиях.

Действие I. Благоустроенная квартира жилого дома. Действующие лица:

Мама

Папа

Ребёнок 1

Ребёнок 2

Мама: Ох, какая сегодня плохая экология, от неё у меня разболелась голова.

Папа: Да уж, - экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах всё время пишут, и по телевизору показывают. Надо её исправлять.

Ребёнок: Кто же такая, это экология, от которой у мамы болит голова, и что она такого сделала?

Ребёнок 2: Плохо себя вела или не убирала за собой? Громко кричала или капризничала?

Ребёнок 1: И если она такая плохая, зачем о ней пишут в газетах?

Ребёнок 2: Может, она похожа на домоправительницу Фрекен Бок, которую тоже показывали по телевизору и которую “низводил” Карлсон?

Ребёнок 1: И как её собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?

Ребёнок 2: Давай, спросим у мамы с папой, что такое экология. Может, быть они скажут.

Ребёнок 1: Мам!

Ребёнок 2: Пап!

Ребёнок 1, 2: Что такое экология?

Мама: Это когда вокруг всё плохо, нечем дышать, воду нельзя пить, а продукты – есть.

Ребёнок 1: Но тогда за что же наказывать эту таинственную экологию, в чём она виновата?

Мама: Экология ни в чём не виновата. Во всём, что случилось с природой, виноват человек.

Папа: Для того, чтобы понять, почему это произошло, давайте сначала выясним, что же такое “экология”.

Мама: И я думаю, что в этом нам смогут помочь ребята из кружка “Юный эколог” . Идём скорей.

Действие II. Отряд экологов:

Капитан

Эколог I

Эколог II

Эколог III

Эколог IV

Семья Кротиковых

Капитан: Раз, два

Экологи: Три, четыре

Капитан: Три, четыре

Экологи: Раз, два

Капитан: Кто шагает дружно в ряд?

Экологи: Наш экологов отряд.

Капитан: Наш девиз

Экологи: “Словом и делом в защиту природы”.

Капитан: Мы слышали, вам нужна помощь?

Эколог 1: Мы всегда рады помочь.

Эколог 2: Вы хотели узнать, что такое экология? Так вот. Что же такое экология? Слово это нерусское, это такая наука, такая же, как физика или математика. И уже, поэтому она не может быть плохой или хорошей. Наука либо есть, либо её нет.

Эколог 3: Любая наука что-то изучает, помогает нам познавать то, что нас окружает. Что же изучает экология? Об этом говорит первая часть слова “эко” (или “ойкос”), что означает дом. Получается, что экология – наука о доме.

Мама: Домоводство какое-то?! Как печь пирожки, варить компоты, убирать в квартире и тушить зайцев в собственном соку.

Эколог 4: Вы правы. В чём – то она и впрямь похожа на домоводство, а в чём-то совершенно не похожа.

Капитан: В книгах по домоводству написано, что в доме нужно как можно чаще убирать (даже если нам совершенно не хочется этого делать), разводить цветы, не сорить, желательно не ломать мебель, не сливать жирную воду в раковину, не топтать ценный ковёр, выносить мусор каждый день.

Ребёнок 2: Но если природа – тоже наш дом, то получается, что и здесь уместны некоторые правила домоводства.

Эколог 1: Да, например, нужно убирать за собой после отдыха в лесу, не сорить, беречь цветы, не ломать деревья, не смывать грязную воду в реки, не топтать траву.

Эколог 2: А вот по части рецептов экология совсем не похожа на домоводство.

Мама: Да-да. В книгах по этой домашней науке о зайцах и куропатках, можно прочитать только одно – как их тушить и под каким соусом лучше всего подавать этих бедняг к столу.

Эколог 3: Да, таких ужасов в книжках по экологии вы не найдёте, зато сможете узнать, почему заяц зимой белый, а летом серый (для приготовления блюд это абсолютно не важно), для чего у него зубы, уши, почему он косой, чем питается, где живёт и кто может его скушать (увы, волки готовы съесть зайцев и без всякого соуса, таков закон природы).

Эколог 4: В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Если развалились стены, упадёт крыша, от дома ничего не останется. А природа, тоже дом, но особый, наш настоящий.

Капитан: Необъятный, общий для всех людей дом. Дом, без которого нам не прожить?

Эколог 1: Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные – с другими животными, а всё вместе – с ласковым солнцем, землёй, водой. Нарушим эти связи – словно стены осядут в нашем доме, какое-то время он ещё постоит, но потом начнёт разрушаться.

Эколог 2: А чтобы этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. А помогает всё это узнать нам наука экология.

Учитель: Что такое экология.

Учащиеся: Экология – наука о доме.

Учитель: А наш дом – Земля, в котором мы живём, и не только мы одни. (клип «Живёт повсюду красота»).

А теперь мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши друзья-школьники. Уважаемые натуралисты, сегодня вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

Объявляются команды-участницы с предоставлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз.

Конкурс № 1. «Разминка» (Командам поочередно задаются вопросы,  если команда не даёт правильного ответа, то ответить могут болельщики класса. Если и у болельщиков нет правильного ответа, то вопрос передаётся учащимся других классов. Ответы на все вопросы оцениваются в 1 балл)

Вопросы первой команде

Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений и животных всего мира (Красная книга)

Какое растение содержит наибольшее количество йода? (Водоросли)

Цветок, название которого связано со звонком (Колокольчик)

Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень? (север)

Вопросы второй команде

Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов (Экология)

Ценное лекарственное растение, говорящее о том, как много у него листьев (Тысячелистник)

Цветок, название которого говорит о том, что у него хорошая память (Незабудка)

Верхний слой земли, в котором растут растения? (почва)

Вопросы третьей команде

Коллекция специально собранных и засушенных растений (Гербарий)

С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компаса)

Название плода некоторых растений, покрытых твёрдой скорлупой (Орех)

Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу? (человек)

Вопросы четвёртой команде

Как называется международная организация по защите окружающей среды? (Гринпис)

Как называется растительный мир Земли? (Флора)

3. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и не живой природы? (охрана)

Какое растение с нежными голубыми цветочками специально выращивают на полях, и он помогает нам одеваться (Лён)

Вопросы пятой команде

1. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве? (полезные ископаемые)
2. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света и воздуха? (растения)
3. Лекарственное растение, которое наверняка понравилось бы Мойдодыру (Чистотел)

4. Какой цветок считается атрибутом Морфея – бога сна и сновидений? (Мак)

Вопросы шестой команде

Распространенное вещество, встречающееся на земле в 3 состояниях? (вода)

Лекарственное растение, имеющее грозное для животных название (Зверобой)

Как называется умение находить стороны горизонта? (ориентирование)

Целебный цветок, носящий уменьшительно-ласкательный вариант мужского имени (Василёк)

Конкурс  №2. «Устами младенца» (Учитель зачитывает детские высказывания о наиболее распространенных отходах. Побеждает та команда, которая первой даст правильный ответ, оценивается от 1-5 баллов). Детские высказывания:

При попадании в водоёмы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают погибать.

В небольших количествах он очень полезен.

Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

Его необходимо компостировать.

Его производят обыкновенная корова. ( навоз)

У меня очень много игрушек сделано из неё.

Она бывает разноцветной, и ее трудно сломать.

Предметы, изготовленные из неё, мало весят.

Если её поджечь, то появится много едкого черного дыма.

Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. ( пластмасса)

Её изобрели китайцы.

У нас её получают из дерева.

Она легко горит.

Из неё получается очень много мусора.

На ней обычно рисуют или пишут (бумага)

Это получается, когда становится старым и ломается.

Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

Это можно сдать и получить деньги.

Это бывает цветным.

Из этого можно сделать что-то новое  (металлолом)

Конкурс №3 «Легенда». (3 балла  за правильный ответ)

Уж с давних пор нам всем известно,

Что с зарождения планеты.

Про все стихи слагают, песни,

Но выше всех была легенда.

 

Сейчас команды получат задание – легенды. Вы должны узнать  растение по описанию.

 

1. На дворе стояла суровая зима. В избушке, стоявшая в горах, жила семья. Отец семейства пошел по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг занемог мальчик и знахарка определила недуг, но для его лечения нужны были свежие цветы и листья. Отправилась тогда его сестра в поисках растений и увидела, что все кругом сковано льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать. Эти горячие и сердечные слезы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега и, наконец, выползли на поверхность. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой, и братишка был спасен. (подснежники)

2. Одна из легенд рассказывает, что Цветок влюбился в Весну, а когда она ушла, он так горько плакал, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слёзы. Это – красные плоды, которые появляются на стебле после цветения. Это лесной цветок, но сейчас его сажают в парках, на дачных участках и во дворе, возле дома. Кроме того, он известен с древности как ценное лекарственное растение, настойку из цветков которого используют для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и почек. (Ландыш)

3. По преданию эти цветы возникли из слез Евы, изгнанной вместе с Адамом из райского сада. Горько плакала прародительница рода человеческого и всюду, куда падали ее слезы, распускались эти цветы. Именно с этим цветком в руке явился в день Благовещения архангел Гавриил к Деве Марии, чтобы возвестить ее о рождении Сына, который будет великим и назовется Сыном Всевышнего. Этот цветок был на знаменах французских рыцарей. (Лилия)

4. Его название произошло от слова «дюльбаш» — турецкая чалма. В 17 веке эти цветы попали в Голландию. Их луковицы страшно дорого стоили. В Англии считали, что их цветы служат колыбельками для маленьких эльфов и деток фей, которых ветер качает и убаюкивает в этих цветочных люлечках. Легенда гласит, что именно в желтом бутоне этого цветка было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался, но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик и он сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон. (Тюльпан)

5. Богиня Флора, собираясь в путешествие, решила на время своего отсутствия выбрать помощника. Для этого она собрала совет, пригласив представителей всех цветов. Цветы пришли вовремя, только роза опаздывала. Но, когда она появилась, присутствующие были поражены ее великолепием и стали уговаривать остаться помощницей Флоры. Лишь один цветок возражал, так как считал, что он превосходит розу по всем качествам. Он пыжился, надувался, чтобы перещеголять розу если не красотой и запахом, то хотя бы величиной. Всех поразила несказанная дерзость его, и цветы избрали розу помощницей Флоры. Тогда он стал громко протестовать и так расшумелся, что Флора не выдержала: - Гордый, глупый цветок! - сказала она. - Оставайся за свое самодовольство всегда таким толстым и надувшимся, как сейчас. И пусть ни одна бабочка не коснется тебя поцелуем, ни одна пчела не возьмет из твоего венчика меду, ни одна девушка не приколет тебя к своей груди! Говорят, что только тогда он покраснел от стыда, отсюда и поговорка: "Покраснел, как …..» (пион)

6. Однажды, жила-была, прекрасная Мелинда. И за ней все время следил болотный царь. Глаза царя мерцали когда он смотрел на красивую девушку, и хотя он был страшен как черт, все же он стал мужем Мелинды, а заполучить красавицу ему помогла желтая кубышка, олицетворяющая издавна измену и коварство. Гуляя с подругами у болотистого озера, Мелинда залюбовалась золотистыми плавающими цветами, потянулась за одним из них, ступила на прибрежный пень, в котором затаился владыка трясины, и тот увлек на дно девушку. На месте ее гибели всплыли белоснежные цветы с желтой сердцевиной. Этими цветами оказались ….. (водяные кувшинки).

 

Клип «Не рвите цветы»

Конкурс №4 «Конкурс капитанов»

Каждому капитану по очереди дается по четыре подсказки. Если он ответил с 1 подсказки, получает 4 балла, если со 2 – 3, если с 3 — 2, если с 4 – 1 балл.  Если на вопрос ответил другой капитан, то получает 1 балл.

 

1. Оно может жить до 2000 тыс. лет.
2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
3. Из него делают бочки и паркет.
4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)

 

1. Оно всегда зеленое или голубое.
2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников. (Ель)

 

1.Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из него самые лучшие дрова.
3. Из его коры делают много полезных вещей.
4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)

 

1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
3. Про испуганного человека говорится, что он „дрожит, трясётся, как …лист.
4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина)

 

1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
2. Про нее сложено много песен.
3. Кора целебней ягоды.
4. У нее есть родственница с блестящими черными плодами – городовика. (Калина)

 

1.С его цветков лучший мед.
2. Из него делают ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков не заменим при простуде. (Липа)

Конкурс №5 «А мы поём…» Каждая команда через определенное время по очереди должна пропеть хотя бы по 4 строчки из песни, где упоминается, растения, цветы, деревья, животные. Кто больше песен споет, тот и побеждает.  (3 балла)

Конкурс  №6 «Защитники природы» А сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете  правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует.

1)       Я кузнечика словил, в банку с травкой посадил. Пусть покажет, как трещит, как усами шевелит. Можно ли ловить насекомых? (нельзя, они являются пищей для животных)

2)       Огонь траву с цветами вместе выжег, кусты спалил, в зелёный лес вошёл. Он, как испуганная стая белок рыжих, метался со ствола на ствол. Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

3)       Колкую, зелёную срубили топором, из лесу душистая к нам приходит в дом. Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

4)       Посадили деревце у себя во дворе, пусть растёт зелёное, лист резной, лист резной. Поливаем деревце часто, часто мы, чтоб оно со временем нам дало плоды. Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: берёзу, клён, акацию? Почему? ( они украшают окружающую среду, очищают воздух)

5)       Бережливым будь с водой! Шевельни опять рукой и, как только воду взял, хорошенько кран закрой! Почему нужно беречь воду? Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана? ( пресной воды на земле очень мало, а морскую воду нельзя использовать ни в быту, ни в промышленности. Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой – 100 л в сутки)

6)       Какой вред приносит дым из фабричных труб? ( кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы)

7)       О чём поют воробушки в последний день зимы? – Мы выжили! – Мы дожили! – Мы живы! Живы мы! Как можно помогать выжить зимой птицам? ( кормушки развешиваются по деревьям, и регулярно подсыпается корм)

8)       Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной? (птицы улетают с гнезда, птенцы погибают)

Учитель: Можно много ещё рассуждать, а не пора ли перейти к конкретным делам. И если хорошо подумать, это не так и сложно – конкретный вклад в заботу о Земле! А вы хотите жить в чистом городе? Что может сделать каждый из вас?

Убирать мусор и грязь со школьного двора и прилегающих территорий.

Посадить деревья.

Не сорить

Выходить на экологические субботники

Соблюдать чистоту

Благоустроить двор, то есть навести порядок в городе после долгой суровой зимы.

Дополните высказывания:

Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно … ( использовать много раз, сдать в магазин)

Не покупайте больше, чем может …(вам понадобиться)

Одежду, которую ты уже не носишь, можно…(отдать нуждающимся)

Не выбрасывай старые игрушки, книги, они могут…(кому-нибудь понадобиться)

Почини и исправь вещь вместо того, чтобы…(её выбрасывать)

Учитель: Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе –вода, птице – воздух, зверю - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит любить Родину. Так писал М.Пришвин.

Экологи:

1) Дерево, трава, цветы и птицы не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

2) Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живём.

Ты только посмотри вокруг: тут речка, там зелёный луг.

3) Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки,

Иначе этот мир останется лишь в книжке.

4)Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся.

5) Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Учитель: Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединило нас здесь. Все наши мечты – это мечты о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы.

Жюри подводят итоги

Учитель: А теперь слово предоставляется нашему жюри (жюри объявляет победителей). Наше мероприятие подошло к концу. Мы с вами очень интересно провели время, многое узнали. Расскажите об этом своим друзьям, знакомым, родственникам. Так пополнится наша семья людей, которым проблемы охраны природы небезразличны. До свидание, ребята, до новых встреч!


Литература:

  1. В гармонии с природой /Ред. – сост.Л.И.Жук – Мн.: Изд. ООО “Красико-Принт”, 2002
  2. Рыжова Н.А. “Не просто сказки…” Экологические рассказы, сказки и праздники – М.: Линка – Пресс, 2002
  3. Экологические спектакли /Ред. – сост.Л.И.Жук – Мн.: Изд. ООО “Красико-Принт”, 2002
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.