Урок «Подготовка к сочинению-описанию картины С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»»

6
1
Материал опубликован 6 December 2017 в группе
 

Подготовка к сочинению-описанию картины

С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».


 

Цели урока:

Обучающая: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль картины в сочинении; научить отбирать и систематизировать материал для написания сочинения

Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность; 

Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе, искусству

Планируемые результаты:

Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формировать интерес к учению.

Метапредметные:

Предметные: создание осмысленного связного высказывания, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка

Регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, цветопись

Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий

Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.

Ход урока.

1. Организационный момент. 

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.

У нас с вами сегодня урок развития речи.

Учащиеся записывают дату урока.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Включаю видеофрагмент.

- Прекрасное может быть запечатлено по-разному. Как вы думаете, как именно?

- О каком памятнике культуры упоминается в видеофрагменте?

- Совершенно верно. Церковь Покрова на реке Нерль возведена Андреем Боголюбским. Легенда гласит, что князь скорбел о смерти любимого сына Изяслава, умершего от полученных в бою ран. В память о сыне в 1166 году он возвел эту церковь, которая поражает своей красотой и великолепием. Этот памятник архитектуры вдохновлял и вдохновляет людей на создание произведений искусства. Многие писатели и поэты восхищались им в своих произведениях

- Послушайте стихотворение поэтессы Элины Кийг: слайд (фото храма)

Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.

Белый, легкий, устремленный ввысь -
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье. 

- Художник Сергей Васильевич Герасимов, как и все люди творческие, обладал утонченной натурой, откликающейся на все удивительное и прекрасное. И, увидев однажды церковь Покрова на реке Нерль, он не мог ее светлый образ не увековечить на полотне. Церковь Покрова на Нерли никого не оставляет равнодушным. Был пленен ею и С. Герасимов. Слайд (картина).

3. Целеполагание

- Как вы думаете, с какой целью мы будем говорить о картине Герасимова?

- Сформулируйте цели нашего урока. (самостоятельно формулируют цели урока)

На уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию по картине.

- В ходе нашей работы вы заполняете «Рабочие листы», которые помогут вам при написании сочинения.

4. Беседа по картине.

- Какой тип речи вы можете использовать для написания сочинения? (Описание)

(в описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц, что оформляется в виде перечисления их признаков.)

- Какова структура текста описания?

1. Вступление

2. Основная часть (признаки предметов)

3. Вывод (отношение к предмету, явлению)

- Какие элементы композиции мы обычно выделяем, говоря о картине? (Передний план, задний план, центр, фон).

- Попробуйте составить план сочинения. Слайд (Проверка)

1. Вступление.

Художник С. В. Герасимов и его картина «Церковь Покрова на Нерли».

2. Основная часть. Описание картины.

а) центр картины

б) передний план

в) задний план

г) фон картины

3. Заключение.

Мое впечатление от картины.

- Перед вами карточка № 1. (О Герасимове).

 Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение.

Герасимов - русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России. Любовь к природе просматривается во многих его картинах. Картина Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» написана с любовью к природе и уважением к народной святыне.

- Подчеркните только те предложения, которые вы можете использовать в первой части вашей работы.

- Вновь обратимся к картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». Как художнику удалось передать красоту, совершенство на холсте? На этот вопрос вы должны будете ответить во второй части вашего сочинения.

-Что мы видим в центральной части картины? (Церковь, белокаменный храм, который сразу притягивает взгляд)

- Как вы думаете, почему художник расположил ее в центре? (Нет никакого сомнения в том, что именно она - композиционный и логический центр картины)

- Где расположена церковь? (Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река.

Холм, на котором она стоит, – рукотворный. В устье реки были засыпаны огромные валуны, которые стали островком посреди реки. Во время весеннего таяния снега и разлива реки храм величественно стоит, окруженный водой.

- Опишите церковь (Белокаменная, устремленная ввысь, светлая, величавая).

- Какие краски использует художник? Почему изображает храм светлым? (Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купола ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей)

- Сейчас вам предлагается задание по редактированию текста.

Карточка № 2

В центре картины С.В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Церковь стоит в окружении деревьев. Купол церкви, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания церкви — она изображена издали. Художник ставил цель изобразить церковь в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие, величие священного места, где была воздвигнута церковь.

— Какие ошибки встречаются в этом тексте? (Повторы)

- Действительно, в данном случае мы столкнулись с ошибкой, которая часть встречается в ваших работах – повтором. Повтор слов, неумение подобрать синоним может испортить даже неплохой текст.

- Как можно избежать повтора слова «церковь»? (подбор синонимов, замена слова местоимением…)

- Отредактируйте текст.

- А теперь проверим, смогли ли вы исправить ошибки. Проверка. Слайд

В центре картины С. В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Храм стоит в окружении деревьев. Купол его, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Художник ставил цель изобразить святыню в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие священного места, где была воздвигнута церковь.

- Какой вывод можно сделать? ( Надо умело использовать синонимические ряды в сочинениях)

- Подчеркните те слова, которые помогут вам при написании сочинения.

- Обратимся к переднему плану картины. Что мы видим?

Перед вами карточка № 3.

Используйте имена существительные и подберите к ним эпитеты, с помощью которых вы могли бы описать то, что видите.

Трава (зеленая, изумрудная, изумрудно-яркая, сочная, свежая, яркая, молоденькая, новая, луговая, сверкающая,)

Река (ярко-синяя, извилистая, змеистая)

Цветы (ярко-желтые, свежие, яркие, луговые, удивительные)

Приводят свои примеры.

Назовите оценочные эпитеты, которые выражают оценку предмета или явления.

Назовите цветовые эпитеты (выражают цветовую наполненность)

- Ещё одна деталь картины не может не привлечь внимания зрителей. Какая? (Люди на картине).

- Кого мы видим? (Мы видим группу людей на заднем плане, они идут от храма. А на переднем плане изображены мать с маленькой дочерью. Они гуляют по берегу реки, девочка собирает цветы).

- Совершенно очевидно, что всё это предусмотрено замыслом художника. На какие мысли вас это наводит? Зачем изображены здесь люди?

(Герасимов показывает, что красота вечна, она спасала и спасает людей от озлобления, от потери нравственности, вселяет в души любовь, надежду. Вот и мать привела свою дочку полюбоваться храмом)

- Что мы видим на заднем плане? Что изображено рядом с храмом?

Рядом и поодаль изображены деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба.)

- Отвлекает ли это внимание от храма? (Нет, наоборот, подчеркивает белизну и чистоту стен)

По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке.

- Расскажите, что является фоном для храма? (Большу́ю часть картины занимает небо.)

Возьмите карточку № 4.

Прочитайте задание.

Составьте словосочетания сущ.+ причастие, используя в качестве главного слова небо и облака

облака - гонимые, идущие, плывущие, странствующие, розовеющие, светлеющие, белеющие

небо - голубеющее, синеющее, светлеющее

Составьте предложение с причастным оборотом.

Облака, медленно плывущие по небу, кажутся воздушными.

Преобразуйте его в сложное предложение.

Облака, которые медленно плывут по небу, кажутся воздушными.

Сравните предложение с причастным оборотом со сложным предложением, которые вы записали.

- Что произошло, когда вы перестроили предложение с причастным оборотом в сложное предложение?

Причастный оборот придаёт динамику тексту (свойства глагола) и образность, яркость описания (свойства прилагательного).

- Совершенно верно. Причастия и причастные обороты в художественном тексте являются средством выразительности, экспрессии.

- Орфографическая работа.

Перед вами карточка № 5 Напишите слитно, раздельно или через дефис.

Ярко? синий; светло?синий; густо?жёлтый; бело?розовый; изумрудно?зелёный; матово?белый; небесно?голубой; молочно?белый; удивительно?яркий; ослепительно?белый; лимонно?жёлтый; светло?голубой; золотисто?желтый.

Какие слова пишутся через дефис, а какие вы написали раздельно. Почему?

Проверка. Слайд

- Подчеркните слова, которыми можно описать оттенки цветов, которые использует художник.

5. Обращение к дополнителным источникам.

- Сейчас предлагаю вам работу в парах.

Вы должны прочитать фрагмент из произведения известного писателя и исследователя русской культуры Евгения Осетрова. У ребят каждого ряда будут свои задания.

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

1 ряд

Как бы вы озаглавили текст? («Храм Покрова на Нерли”; “Связь времён на примере древнейшего памятника”.)

Какова тема текста? Мы считаем, что тема и название совпадают.

2 ряд

1.Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем? (Чтобы сделать текст ярче, эмоциональнее, автор использовал эпитеты: “благородные пропорции”, “луговое раздолье”, “духмяные травы”, “неоглядные просторы”; метафоры: “строение вписано”, “душевное спокойствие приходит”)

2. Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли? (Восторга, радости, гордости.)

3 ряд

Чьи слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?

Можно все заветное покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть. 

(Константин Бальмонт)

«Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости»…(Николай Рерих)

(Мы предлагаем взять слова Б.Чичибанина, т. к. они очень созвучны с текстом Осетрова и подчёркивают основную мысль текста: великие памятники архитектуры создавались с любовью, с верой в то, что они, будут памятью народа. Перед храмом Покрова и тот, и другой авторы испытывали волнение, восхищение, радость, гордость.)

2. Сформулируйте основную мысль текста (то главное, что хотел сказать автор этим текстом)

Памятники культуры, сама русская природа положительно влияют на человека, прекрасно преображают его, дают ощущение полноты жизни.

- Какие слова из данного фрагмента вы сможете использовать в вашем сочинении? Подчеркните их.

- Есть ли в тексте слова, значение которых вам непонятно? (Слайд)

куща (кущ) - (устаревшее) – тенистая роща, лесная заросль

духмяные (травы) - (диалектное) – душистые, ароматные, пахучие, благоухающие

лазоревые (цветы) - то же, что лазурный, голубой, светло-синий, бирюзовый

6. Творческая работа учащихся. Рефлексия.

-Остается не так много времени до конца урока, мы будем выполнять задания по вариантам.

Первый вариант - перед вами карточка. № 6 Отредактируйте текст.

- Отредактируйте предложения:

Покоем и умиротворением веет от картины С.Герасимова. С. Герасимов использует для своей картины яркие, солнечные краски. Яркие краски делают картину необыкновенно яркой. Тихая, но гордая, величественная в своей простоте и недоступности - именно такой предстает Россия на картине С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Второй вариантперед вами карточка № 6. Вставьте в предложения слова, выражающие ваше впечатление от картины Герасимова.

- Вставьте в предложения слова, выражающие ваше впечатление от картины Герасимова.

Сегодня я увидел(а) __________картину «Церковь Покрова на Нерли». Ее красота меня __________. Так и рвутся из самого сердца слова: «_____________!». Когда я смотрю на пейзаж  Герасимова


Подготовка к сочинению-описанию картины С.В. Герасимова
RAR / 70.08 Мб

, в душе просыпаются ________, _______ чувства.

7. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы готовились к сочинению. Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями. Опираясь на собранный материал, напишите сочинение на тему: «Описание картины С.В. Герасимова».

8. Видеофрагмент.

Наш урок закончен. Огромное спасибо за работу.

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

1 ряд

Как бы вы озаглавили текст?

Какова тема текста?

_____________________________________________________________________

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

2 ряд

Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем?

Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли?

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

3 ряд

Чьи слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?

Можно все заветное покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть. 

(Константин Бальмонт)

«Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости»…(Николай Рерих)

Сформулируйте основную мысль текста (то главное, что хотел сказать автор этим текстом)

 


 

 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Любовь Павловна, за глубокий, методически грамотный урок!

6 January 2018