ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ С ОВЗ К ТВОРЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ НА ГВЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

18
8
Материал опубликован 8 June в группе


Известно, что учитель русского языка, желая оказать помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, должен не только учитывать индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности детей, но и создавать специальные условия для их обучения, способствовать развитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Нередко нам приходится работать с учащимися, которые имеют нарушения в развитии устной и письменной речи. Но выпускники девятого класса не могут получить аттестат об основном общем образовании, не выдержав экзамен по русскому языку.

На государственном выпускном экзамене по русскому языку в 9 классе обучающиеся с ОВЗ, выбравшие форму экзамена в виде изложения, кроме написания самого изложения (сжатого или подробного), также должны аргументированно ответить на вопрос по прослушанному тексту. Ответ на вопрос предполагает элементы рассуждения с опорой на жизненный и читательский опыт выпускника и считается творческим заданием.

Подробнее хотелось бы рассказать о системе подготовки ко второй части экзаменационной работы (творческому заданию). Почему? Тексты для изложения для учащихся с ЗПР подбираются повествовательного характера, с ясным содержанием, понятным сюжетом, не содержат сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. При этом обучающиеся трижды слушают живое чтение текста, после этого текст изложения выдаётся каждому ученику для чтения на 40 минут, и только потом выпускники пишут по нему изложение. Как правило, при такой организации ученики не испытывают больших затруднений при написании изложения.

Для написания же любого сочинения (в том числе творческого задания) учащиеся должны уметь создавать связный текст в соответствии с заданной темой, последовательно излагать мысли, подбирать убедительные аргументы.

Готовя к ГВЭ по русскому языку, обязательно знакомлю детей с критериями оценки экзаменационной работы, в том числе творческого задания, потому что очень важно, чтобы обучающиеся понимали, что от них требуется. Для этого в самом начале подготовительной работы мы изучаем критерии оценивания (можно «Критерии оценки творческого задания» выдать каждому, лучше в упрощённом варианте (памятку)). Позже учащиеся сами могут определить, насколько их сочинение соответствует требованиям.

Критерии оценки творческого задания

Баллы



КТ1


Соответствие сочинения формулировке задания


Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос

1

Экзаменуемый не даёт ответа на вопрос

* Такая работа по критериям КТ1–КТ3 оценивается 0 баллов

0




КТ2

Отражение собственного мнения экзаменуемого


Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме

1

Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано,

или

экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей заданному вопросу

0



КТ3

Аргументация экзаменуемым собственного мнения


Экзаменуемый аргументировал собственное мнение (привёл не менее одного аргумента)

1

Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение

0


Максимальное количество баллов за выполнение творческого

задания по критериям КТ1–КТ3

3


Памятка

Прочитай своё сочинение и проверь:

Ответил ли ты на прямой вопрос?

Выразил ли ты своё мнение?

Привёл ли примеры, чтобы аргументировать своё мнение?

В самом начале подготовки к написанию творческого задания я предлагаю учащимся план, благодаря которому работа выпускника сможет соответствовать всем требованиям, заявленным в критериях оценивания творческого задания.

План сочинения

1. Прямой ответ на поставленный вопрос.

2. Собственное мнение, рассуждение по вопросу. Примеры.

3. Вывод, заключение.

Придерживаясь этого плана, девятиклассники в рамках подготовки к ГВЭ пишут все творческие задания в течение учебного года.

Начиная работать над вступлением к сочинению, учимся выдвигать тезис. Обучающиеся не видят трудности, чтобы найти в вопросе для творческого задания ключевое слово. Но детям с ЗПР часто сложно дать определение ключевого слова и выдвинуть тезис. Многие понимают, а сформулировать и записать определение не получается. Есть и те, кто, имея языковой барьер, иногда даже не понимает, что означает слово.

Чтобы выполнить творческое задание, выпускник должен обладать достаточно богатым жизненным опытом. Но ребята, которые учатся в классах по адаптированной образовательной программе, читают мало (или не читают вообще), нередко ограничены в общении с окружающими, часто обладают бедным словарным запасом.

Готовясь к занятиям, я часто создаю кроссворды, куда включаю понятия, которые встречаются в творческих заданиях на ГВЭ (причем одни и те же понятия повторяются из кроссворда в кроссворд, только сетка кроссворда меняется). Как правило, со временем ребята запоминают определения. Использование на уроках такого занимательного приёма создаёт атмосферу увлечённости, делает интересным самый скучный материал и облегчает запоминание и усвоение.

При создании учебных кроссвордов пользуюсь сервисом Кроссген.


t1717836357aa.png

Кроме того, на уроках учащиеся составляют кластеры к предложенному слову, подбирают ассоциации, синонимы, антонимы, составляют словосочетания.

t1717836357ab.jpg

После проделанной работы учащимся легче сформулировать своё определение понятия, тезис и записать его.

Отдельно нужно вспомнить и об аргументации собственного мнения.

Примерные темы творческого задания:

В каких поступках проявляется смелость человека?

В чём проявляется эгоизм человека?

Как вы понимаете выражение «голос совести»?

Как вы понимаете выражение «лебединая верность»?


К аргументированному ответу на вопрос начинаемся готовиться уже в пятом классе, в том числе на уроках литературы. Стараюсь, реализуя воспитательный потенциал уроков, формулировать вопросы по изучаемым произведениям так же, как сформулированы вопросы для творческого задания на ГВЭ. Ученики привыкают к рассуждениям на разные темы, и это становится реальной помощью при подготовке к экзамену в выпускном классе. Это только кажется, что детям с ЗПР сложно принимать активное участие в дискуссиях на уроках. Напротив, ребята очень любят спорить на разные (казалось бы, отвлечённые) темы. Пусть их суждения не всегда совершенны, но это их мнение, они учатся думать и высказывать свои соображения по любому поводу. Главное на этом этапе – заставить задуматься, и прекрасно, если получится высказаться.

Это лишь некоторые темы для обсуждений (из моей рабочей программы по литературе для 5 – 9 классов):

Можно ли унижать людей, если они ниже тебя по положению?

Следую ли я принципу «делу — время, потехе — час», когда готовлю домашние задания?

Что значит «уважительно относиться к людям иной национальной принадлежности»?

Можно ли нарушать данные обещания?

Великая Отечественная война моими глазами. А смог бы я…?

Как часто я проявляю инициативу, или Я живу по принципу: «Моя хата с краю…»?

Что сейчас может сделать имя человека бессмертным?

К кому я обращаюсь, если мне плохо?

Могу ли я пойти против всех?

Печорин. Смог бы я с ним подружиться?

Общение в наше время. Социальные сети или реальные встречи?


Естественно, что только устными ответами в дискуссиях невозможно подготовить учащихся с ЗПР к письменной работе. Поэтому при изучении художественных произведений довольно часто предлагаю детям написать несколько предложений.

В. П. Астафьев «Васюткино озеро»

Можно ли сдаваться, если оказался в трудной ситуации? Напиши об этом 5-6 предложений в тетрадь.

В.И. Белов «Скворцы»

Люди с ограниченными возможностями. Тяжело ли им? Напиши об этом 5-6 предложений в тетрадь.

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

Умею ли я извиняться? Напиши об этом 5-6 предложений в тетрадь.

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

Как должны относиться друг к другу дети в школе? Напиши об этом 5-6 предложений в тетрадь.

Л. Андреев «Кусака»

Можно ли вымещать зло на тех, кто не может тебе ответить? Напиши об этом 5-6 предложений в тетрадь.

Основной метод обучения детей с ОВЗ на уроках - коммуникативный. Нужно стараться использовать приёмы, которые опираются на живое общение с учеником, на формирование языковой компетенции.

Для обучения аргументированному ответу на вопрос использую на уроках следующие упражнения:

Конструирование текста по опорным словам

Определите содержание будущего текста по опорным словам: лес, пожар, костёр, искры, гибель, звери.

Пример текста

Часто лесные пожары возникают по вине людей. Взрослые разводят костры в лесу и забывают их потушить. Искры от непогашенных костров вызывают возгорание. От пожара гибнут растения, звери и птицы. Берегите лес от пожара!


Исключение лишней части текста

Долго боролась зима с осенью, но в ноябре снег покрыл землю, и наступила настоящая зима.

Жутко завывает в поле холодный, резкий ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест, потому что всё скрылось под снегом. Мороз сковал льдом речку.

Оделся в шубку и огромный дуб. Дождевые капли падали на землю тяжело шлепались о листья. Они повисали на траве на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце. Ивы, берёзки, рябинки утонули в дремучих сугробах.


Восстановление недостающей части текста

Однажды поднялся сильный ветер. Полетел листочек. Он летел очень долго. Он поднялся высоко над лесами. …

Так и закончилась жизнь листочка на дереве и началась новая – в моей книжке, куда я его положил!


Лексическое редактирование.

Упражнения применяю довольно часто. Они развивают логическое мышление, заставляют думать.

Введение в текст речевых элементов.

1) Вставить вместо пропусков обособленные определения, выраженные причастными оборотами.

30 апреля 1945 года знамя Победы, ________ , убедило, что конец войне близок. А долгожданная победа пришла 9 мая 1945 года, когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии, ________ . Наш народ, __________, выиграл Великую Отечественную войну.

Для справки:

разрушивший наши города и сёла

вынесший на своих плечах бремя военного лихолетья

поднятый над Рейхстагом нашими солдатами-разведчиками Егоровым и Кантария

«Реставрация» - задание на восстановление деформированного текста. 

Вставьте пропущенные слова в текст изложения. В случае затруднений можете воспользоваться словами для справок.

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека (что сделать?) __________ другого делать то, что тот по (чьей?) ________ воле не сделал бы. Люди покорные обычно (что делают?) _________, но, выйдя из повиновения, они нередко сами превращаются (в кого?) _________.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт (что?) ________. Ведь на равных (что делать?) _________ он не умеет. Командиры и сами (какие?) _________ люди, и плодят (что?) _________.

Командовать и управлять людьми – это (какие?) ________ вещи. Тот, кто управляет, умеет брать на себя (что?) ___________.

Слова для справок:

Тиран, ответственность, одиночество, несчастье.

Свой, несчастный, разный. 

Заставить, страдать, общаться


Устранение из текста лишних слов (словосочетаний) – один из эффективных способов усиления активности речи. Цель упражнения «Чужое слово» - найти в тексте слово, которое не соответствует смыслу, и объяснить, какое слово должно быть и почему.

Образец задания:

Устранив из текста неуместные слова, вы прочитаете отрывок из повести Анатолия Алексина «А тем временем где-то».

Она подошла ко мне совсем близко и стала молча, внимательно смотреть мне в голубое небо лицо, как это делают дорогие вещи люди, страдающие близорукостью. В их откровенном разглядывании не ощущаешь ничего бестактного или бесцеремонного.

   Тут и я получше рассмотрел мою книгу её. Она и правда была близорука: очки с толстыми стёклами, казавшиеся мне мужскими, не вполне помогали проверить тетради ей – она прищуривала глаза. Трудно было определить, сколько ей лет: лицо было бледное, утомлённое, но что-то, какая-то деталь внешности упрямо молодила её. Потом уж я громко сказал понял, что это была толстая тёмная коса, как бы венчавшая её голову тугим кольцом.


К упражнениям, направленным на развитие рассуждения, можно отнести и такие, как: «Найди верные высказывания», «Это правда или нет?», «Четвёртое лишнее».

Упражнение «Четвёртый лишний» формирует умение ясно выражать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания (т.е. коммуникативные УУД).

При изучении темы «Правописание приставок на З- и С-» предлагаю учащимся выбрать один правильный вариант ответа и обосновать свой выбор.​​​​​​​

Задание № 1

1) бе..брежный простор; 

2) бе..звёздная ночь;

3) ранний ра..свет; 

4) бе..облачный день

Задание № 2

1) бе..сердечный поступок;

2) холодный ра..чёт,

3) и..бежать опасности;

4) и..полнить долг


Цель упражнения «Рассуждалки» - находить соответствующие доказательству речевые средства, которые наиболее верно передают мысль. Учащимся предлагается подумать и рассказать, какой, например, должен быть урок, чтобы он всем понравился, или о чём должен быть рассказ, чтобы его все прочитали.

Возможные темы для упражнения:

Если бы у меня была волшебная палочка…

Если бы я хотел, чтобы обо мне все узнали…

Если бы у меня появилась шапка-невидимка…


Цель упражнения «Выбери верную пословицу» - объяснить, можно ли употреблять данную пословицу в предложенной ситуации. Необходимо также придумать несколько жизненных ситуаций, в которых была бы уместна эта народная мудрость.

Учит детей рассуждать и упражнение «Что было дальше?» После изучения какого-либо произведения на уроке литературы задаю вопрос: «Как вы думаете, что было с героем после того, как мы с ним расстались?» Бывает, что прогнозы детей очень интересны, ребята учатся представлять последствия событий.

Я рассказала о том, какие упражнения использую на уроках, пытаясь научить детей с ЗПР рассуждать. Кроме этого, в течение учебного года учащиеся 9 класса ведут дневник аргументов, в который записывают нравственные понятия и аргументы, их характеризующие.

Всё же, как показывает практика, без шаблона творческого задания и речевых клише к нему очень сложно подготовить выпускников к ГВЭ. Очень часто критикуют этот незатейливый способ подготовки к письменному экзамену, но он по-прежнему остаётся достаточно результативной формой подготовки, в особенности для учащихся с ОВЗ. Шаблон хорош тем, что он подготовлен учителем с учётом требований, предъявляемых к творческому заданию.

Лучше шаблон распечатать и выдать каждому ученику. Обязательно показать, как правильно с ним работать. Не нужно убирать шаблон с парты учащегося при написании сочинения, пусть он им пользуется как наглядным пособием, хотя в четвёртой четверти желательно эту подсказку убрать.

Сегодня на экзамене я прослушал(а) текст (кого?) _______________ (имя и фамилию автора возьми в конце текста). Он рассказывает о том, как_____________  (закончи это предложение). Этот текст заставил меня задуматься над вопросом: «___________________________ ?» (перепиши вопрос точь-в-точь, как он звучит в задании).

По моему мнению, _______________  (ответь на вопрос задания, как считаешь нужным). Я так считаю, потому что__________  (закончи предложение).

Свой ответ я могу подтвердить примером из жизни. Однажды я видел(а) такой случай ________________________ (расскажи об похожем случае, напиши 4 - 5 предложений)

Получается, что я прав(а) ___________________ (перепиши 1-ое предложение 2-го абзаца своего сочинения без слов «по моему мнению»).


Для того чтобы научить обучающихся с ОВЗ составлять связный текст, необходимо большое количество текстов для тренировки. Обучение детей с задержкой психического развития предполагает многократность повторения одних и тех же действий на протяжении длительного времени. Некоторые навыки нужно прививать и отрабатывать годами, доводя до автоматизма.

В завершение хочется добавить, что сегодня недостаточно методической литературы по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к ГВЭ. Надеюсь, что мой небольшой опыт будет чем-то полезен учителям, работающим с данной категорией детей.



Использованные ресурсы:

1.http://www.old.fipi.ru/sites/default/files/document/1582809688/spec_ru_pism_gve-9_2020.pdf

2. https://znanio.ru/media/lektsiya-metodika-provedeniya-sochinenij-2673674

3. https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html

4. Материалы с сайта https://урок.рф/lk ( https://урок.рф/user/122871 )




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за продолжение полезной серии работ!

8 June

Спасибо большое за внимание, Марина Юрьевна!

8 June

Юлия Васильевна, спасибо за практический материал, в копилку!

8 June

Ирина Владимировна, большое спасибо! Рада, если кому-то работа окажется полезной)

8 June

Актуально! Полезно! Практически значимо! Спасибо за качественный ресурс, Юлия Васильевна!

8 June

Елена Владимировна, благодарю Вас за добрые слова!)

8 June

Юлия Васильевна, спасибо, и для тех, у кого нет ОВЗ, тоже будет отлично!

8 June

Ценю Ваше внимание, Вера Сергеевна! Спасибо большое!

8 June

Сборник методических разработок и педагогических идей