Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе на тему «Звук и буква "К"»

2
1
Материал опубликован 8 September 2019

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1101»

Дошкольное отделение









Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе


на тему: «Звук и буква «К»













Подготовил: учитель-логопед

Косаргина Ольга Викторовна
















2017-2018 учебный год


Тема: «Звук и буква К».

Цели занятия

Образовательные:

    Познакомить детей со звуком и буквой «К».

    Учить  давать  характеристику  звуку;  подбирать картинки  на  заданный  звук.

    Совершенствовать навыки звукового анализа слов типа: мак;

    Учить соотносить звук со схематическим обозначением положения языка, с символом звука «К»;

    Формировать семантическое поле слова клоун и развитие валентности слов;

    Продолжать формировать понятия  «слово»,  «согласный  звук»;

    Формировать навык нахождения места звука в слове

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать фонематические процессы: учить выделять звук «К» из текста, предложений, слов.

2. Синтезировать распознанный на слух набор из 2-4 из гласных и согласных звуков, составлять цепочки из символов, отражая услышанное

3. Уточнить правильную артикуляцию звука «К»

4. Учить выделять звук «К» из текста, из слов

5. Закреплять правильное произнесение звука «К» в слогах, словах, предложениях

6. Закреплять навык деления слов на слоги

7. Уточнить, обогатить словарь 8. 8. Развивать общую и мелкую и артикуляционную моторику. 9. 9. Развивать слуховое, зрительное восприятие и память,

Воспитательные:

1.Воспитывать самоконтроль за речью, интерес к занятиям. 2. 2. Формировать модальность, умение сохранять активность, внимание на протяжении всего занятия

3. Воспитывать  умение до  конца выслушивать  вопрос  и  давать  полный ответ  в   виде предложения

4. Учить выслушивать ответы других детей, воспитывать контроль за услышанным, самоконтроль за речью

5. Стимулировать познавательную самостоятельность, желание активно, вдумчиво работать на занятии.

Оборудование: Плакат-карта (план местности со значками-топографическими обозначениями), демонстрационные карточки, на которых изображены схемы с полосками и кружками для анализа слов, полоски размером 3 х 9 см., разграниченные на три одинаковые клетки-секции, фишки, зрительный символ звука «К» на раздаточных карточках, демонстрационные и раздаточные предметные картинки в названиях которых присутствует звук К, игрушка из ткани «Язык-рукавичка», картинки лиц, мимикой изображающих различные оттенки эмоций, демонстрационная карточка с изображенной схемой работы губ и языка.


Ход занятия.

1. Организационный момент.

Внимание детей привлекается к плакату-карте (плану местности), на котором открыт и четко просматривается отрывок — начало дороги вдоль канавы (остальная часть изображенного плана закрыта тонкой бумагой, калькой).

— Отправимся по дорожке и откроем секреты. Путь покажется после ваших правильных ответов, после правильно выполненных заданий.

2. Гимнастика для мышц лица.

Иг ра «Покажи лицом». Демонстрация

яркой фотографии с изображением клубники.

Покажите какая она ароматная, как вам хочется

ею полакомиться. Следующее изображение - кусок

кулебяки. — Покажите какой большой, толстый он.

Как открыть рот, как откусить?

Другое изображение - конфета, которое затем убирают.

Ах не досталось сладкого. Что чувствуем?

Грустно? Почему? Еще раз повторяем ту же мимику,

подражая предъявленным картинкам. Дети садятся.

3. Выделение звука из текста.

Открывается часть путь с изображением камня. — Послушайте! Надо услышать, какой звук

замечаем чаще других, слышим отчетливо?

На краю поселка у лесной опушки стоит избушка. А живет в избушке Колобок- копченый бок. Колобок накопил сказок и умеет рассказывать. Катится Колобок по дорожке, кого ни встретит, сказку расскажет. Любят сказки Колобка и Кот-баюн, и Лягушка-квакушка, и Белка-хозяйка. — Какой звук слышится чаще других?

Какой звук встречается чаще других?

4. Артикуляционная гимнастика. Закрепление визуально-кинестетических ощущений при произнесении. Знакомство с символом.

Открывается часть путь с изображением возвышенности, скалы.

Сегодня мы познакомимся со звуком «К». Чтобы подняться нужно сделать

артикуляционную гимнастику: «Улыбка», «Трубочка» (Губки вытяни вперед), повторить, чередуя 4 раза, «Лопатка», «Горка», «Змейка» языком с опорой на кинестезии и зрительное восприятие движений гибким «Языком-рукавичкой». — Змейка выглянула из норки (вдох), спряталась глубоко в норку, закрыла воздух, но он выталкиватся К-К-К. Повтор 3 раза. И еще повтор индивидуально. Показ символа «Каблук».

5. Динамическая передышка. Открывается вид склона. — Игра «Эхо» (произнесение звука К в слогах), одновременно выполнение движений:

- Вот большое облако КО-КО-КО КО-КО-КО ( поднимание рук вверх);

- Сидит кукушка на суку КУ-КУ-КУ КУ-КУ-КУ (полуприседания);

- Дует сильный ветерок ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК (руки вытянуты вперед сомкнуты, повороты из стороны в сторону)

- Обломился сухой сук УК-УК-УК УК-УК-УК (ронять руки вниз из положения по сторонам ). 6. Знакомство со схематическим изображением работы губ, спинки и кончика языка. Открывается часть пути с изображением памятника на вершине. Когда произносим звук «К» язык становится горкой, произносим коротко. Давайте посмотрим на рисунке-схеме работу языка.

К руг — положение губ: губы разомкнуты. Кончик языка отходит от нижних резцов, находится внизу (точка). Петля -это вид на язык спереди. Спинка языка поднимается для образования заднеязычного смычно-взрывного звука. Показ элементов схемы, подкрепляя движениями гибкого «Языка-рукавички». В левом углу изображен орех - звук твердый, глухой - нет колокольчика. Почему нет колокольчика? Почему звук «К» согласный?

Индивидуально повторение характеристики звука.

7. Закреплять правильного произнесение звука «К» в словах и предложениях. Открывается часть пути с изображением склона. Игра с демонстрационными картинками «Закончи предложение»:

Кораблем управляет (капитан); Катя и Коля слепили (ком); Клава купила (коньки); Максим катается на (самокате); Конь бьет (копытом); Кот лакает (молоко).

8. Формирование навыка выделения звука в слове, нахождение места звука в слове. Открывается часть пути полянка. Игра «Найди место звука в слове». Каждый ребенок называет слово по своей индивидуальной картинке (паук, кофе, банка, тыква, молоко, танк), ставит фишку в нужную из 3-х клеток, в зависимости от позиции звука (начало, середина, конец). 9. Закрепление навыка выполнения звуковых диктантов, выкладыванием цепочек символов. Открывается часть пути с изображением кустов. — Вспомните какие мы знаем гласные звуки. — У каждого на столах символы знакомых звуков (маленький круг- «У», круг побольше - «А», узкий горизонтальный прямоугольник - «И», изображение туфельки с каблуком - «К»). Игра «Выложи как услышишь» : У-К, И-К-А, А-И-К-У, К-А-И-У....

10. Формирование навыка звукового анализа одно-двусложных слов. Открывается часть пути пасека. Показ картинки МАК. Сколько слогов в слове мак? (выкладывание полосок на демонстрационном панно) Почему? Сколько звуков в слове? Где слышится звук «К»? Какой гласный звук? Какой первый звук? (выкладывание синих и красных кружков, под полосками, обозначающими слоги). — Такую схему мы составляли на прошлых занятиях. Индивидуальная работа: где «А»?, на каком месте «К»? Правильно? Также звуко-слоговой анализ слова УТКА. Произнесение хором и по-цепочке слов по набору демонстрационных картинок: бак, окна, кот, бык, Умка. — Найдите картинку (из набора демонстрационных) со словом похожим на первую схему, на вторую.

11. Знакомство с буквой «К». Формировать семантического поля слова клоун и развитие валентности слов. Автоматизация звука в словах, активизация и пополнение предметного и глагольного словаря. Открывается часть пути с изображением клена. Показ плоскостной фигуры буквы «К» в виде клоуна. Чем буква отличается от звука? Написание в воздухе очертаний буквы. Игра «Чего-то не хватает». Проговаривание названий контурных цветных деталей. Каждый из детей, прикрепляет одну из деталей и произносит предложение о своем действии:

- Я одену клоуну на голову колпак.

- Я приколю к воротнику бабочку.

- Я приклею сбоку карман.

- Я обую ногу клоуна в башмак.

- Я прикреплю к рукаву кружева.

12. Итог занятия.

Что нового вы сегодня узнали? Какой мы прошли путь? Повторение, называние объектов по указанным на карте-плане топографическим обозначениям (канава,камень, скала и тд.) Одобрение хорошо выполненных заданий.

Список используемой литературы:

1. Гвоздева А.Н. От первых слов до первого класса. Саратов 1981.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г, Г', X, X'. - М : Издательство ГНОМ и Д, 2001.

3. .Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.

4. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. - СПб.: ЛИТЕРА, 2005.

5. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. Пособие для учителей-логопедов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1969.

6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 2004.

7. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Полезный и нужный ресурс! Спасибо!

8 September 2019