Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе на тему «Звук и буква "К"»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1101»
Дошкольное отделение
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе
на тему: «Звук и буква «К»
Подготовил: учитель-логопед
Косаргина Ольга Викторовна
2017-2018 учебный год
Тема: «Звук и буква К».
Цели занятия
Образовательные:
Познакомить детей со звуком и буквой «К».
Учить давать характеристику звуку; подбирать картинки на заданный звук.
Совершенствовать навыки звукового анализа слов типа: мак;
Учить соотносить звук со схематическим обозначением положения языка, с символом звука «К»;
Формировать семантическое поле слова клоун и развитие валентности слов;
Продолжать формировать понятия «слово», «согласный звук»;
Формировать навык нахождения места звука в слове
Коррекционно-развивающие:
1.Развивать фонематические процессы: учить выделять звук «К» из текста, предложений, слов.
2. Синтезировать распознанный на слух набор из 2-4 из гласных и согласных звуков, составлять цепочки из символов, отражая услышанное
3. Уточнить правильную артикуляцию звука «К»
4. Учить выделять звук «К» из текста, из слов
5. Закреплять правильное произнесение звука «К» в слогах, словах, предложениях
6. Закреплять навык деления слов на слоги
7. Уточнить, обогатить словарь 8. 8. Развивать общую и мелкую и артикуляционную моторику. 9. 9. Развивать слуховое, зрительное восприятие и память,
Воспитательные:
1.Воспитывать самоконтроль за речью, интерес к занятиям. 2. 2. Формировать модальность, умение сохранять активность, внимание на протяжении всего занятия
3. Воспитывать умение до конца выслушивать вопрос и давать полный ответ в виде предложения
4. Учить выслушивать ответы других детей, воспитывать контроль за услышанным, самоконтроль за речью
5. Стимулировать познавательную самостоятельность, желание активно, вдумчиво работать на занятии.
Оборудование: Плакат-карта (план местности со значками-топографическими обозначениями), демонстрационные карточки, на которых изображены схемы с полосками и кружками для анализа слов, полоски размером 3 х 9 см., разграниченные на три одинаковые клетки-секции, фишки, зрительный символ звука «К» на раздаточных карточках, демонстрационные и раздаточные предметные картинки в названиях которых присутствует звук К, игрушка из ткани «Язык-рукавичка», картинки лиц, мимикой изображающих различные оттенки эмоций, демонстрационная карточка с изображенной схемой работы губ и языка.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Внимание детей привлекается к плакату-карте (плану местности), на котором открыт и четко просматривается отрывок — начало дороги вдоль канавы (остальная часть изображенного плана закрыта тонкой бумагой, калькой).
— Отправимся по дорожке и откроем секреты. Путь покажется после ваших правильных ответов, после правильно выполненных заданий.
2. Гимнастика для мышц лица.
Иг ра «Покажи лицом». Демонстрация
яркой фотографии с изображением клубники.
— Покажите какая она ароматная, как вам хочется
ею полакомиться. Следующее изображение - кусок
кулебяки. — Покажите какой большой, толстый он.
—Как открыть рот, как откусить?
Другое изображение - конфета, которое затем убирают.
— Ах не досталось сладкого. Что чувствуем?
Грустно? Почему? Еще раз повторяем ту же мимику,
подражая предъявленным картинкам. Дети садятся.
3. Выделение звука из текста.
Открывается часть путь с изображением камня. — Послушайте! Надо услышать, какой звук
замечаем чаще других, слышим отчетливо?
— На краю поселка у лесной опушки стоит избушка. А живет в избушке Колобок- копченый бок. Колобок накопил сказок и умеет рассказывать. Катится Колобок по дорожке, кого ни встретит, сказку расскажет. Любят сказки Колобка и Кот-баюн, и Лягушка-квакушка, и Белка-хозяйка. — Какой звук слышится чаще других?
— Какой звук встречается чаще других?
4. Артикуляционная гимнастика. Закрепление визуально-кинестетических ощущений при произнесении. Знакомство с символом.
Открывается часть путь с изображением возвышенности, скалы.
— Сегодня мы познакомимся со звуком «К». Чтобы подняться нужно сделать
артикуляционную гимнастику: «Улыбка», «Трубочка» (Губки вытяни вперед), повторить, чередуя 4 раза, «Лопатка», «Горка», «Змейка» языком с опорой на кинестезии и зрительное восприятие движений гибким «Языком-рукавичкой». — Змейка выглянула из норки (вдох), спряталась глубоко в норку, закрыла воздух, но он выталкиватся К-К-К. Повтор 3 раза. И еще повтор индивидуально. Показ символа «Каблук».
5. Динамическая передышка. Открывается вид склона. — Игра «Эхо» (произнесение звука К в слогах), одновременно выполнение движений:
- Вот большое облако КО-КО-КО КО-КО-КО ( поднимание рук вверх);
- Сидит кукушка на суку КУ-КУ-КУ КУ-КУ-КУ (полуприседания);
- Дует сильный ветерок ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК (руки вытянуты вперед сомкнуты, повороты из стороны в сторону)
- Обломился сухой сук УК-УК-УК УК-УК-УК (ронять руки вниз из положения по сторонам ). 6. Знакомство со схематическим изображением работы губ, спинки и кончика языка. Открывается часть пути с изображением памятника на вершине. — Когда произносим звук «К» язык становится горкой, произносим коротко. Давайте посмотрим на рисунке-схеме работу языка.
К руг — положение губ: губы разомкнуты. Кончик языка отходит от нижних резцов, находится внизу (точка). Петля -это вид на язык спереди. Спинка языка поднимается для образования заднеязычного смычно-взрывного звука. Показ элементов схемы, подкрепляя движениями гибкого «Языка-рукавички». В левом углу изображен орех - звук твердый, глухой - нет колокольчика. Почему нет колокольчика? Почему звук «К» согласный?
Индивидуально повторение характеристики звука.
7. Закреплять правильного произнесение звука «К» в словах и предложениях. Открывается часть пути с изображением склона. Игра с демонстрационными картинками «Закончи предложение»:
— Кораблем управляет (капитан); Катя и Коля слепили (ком); Клава купила (коньки); Максим катается на (самокате); Конь бьет (копытом); Кот лакает (молоко).
8. Формирование навыка выделения звука в слове, нахождение места звука в слове. Открывается часть пути полянка. Игра «Найди место звука в слове». Каждый ребенок называет слово по своей индивидуальной картинке (паук, кофе, банка, тыква, молоко, танк), ставит фишку в нужную из 3-х клеток, в зависимости от позиции звука (начало, середина, конец). 9. Закрепление навыка выполнения звуковых диктантов, выкладыванием цепочек символов. Открывается часть пути с изображением кустов. — Вспомните какие мы знаем гласные звуки. — У каждого на столах символы знакомых звуков (маленький круг- «У», круг побольше - «А», узкий горизонтальный прямоугольник - «И», изображение туфельки с каблуком - «К»). Игра «Выложи как услышишь» : У-К, И-К-А, А-И-К-У, К-А-И-У....
10. Формирование навыка звукового анализа одно-двусложных слов. Открывается часть пути пасека. Показ картинки МАК. — Сколько слогов в слове мак? (выкладывание полосок на демонстрационном панно) Почему? Сколько звуков в слове? Где слышится звук «К»? Какой гласный звук? Какой первый звук? (выкладывание синих и красных кружков, под полосками, обозначающими слоги). — Такую схему мы составляли на прошлых занятиях. Индивидуальная работа: где «А»?, на каком месте «К»? Правильно? Также звуко-слоговой анализ слова УТКА. Произнесение хором и по-цепочке слов по набору демонстрационных картинок: бак, окна, кот, бык, Умка. — Найдите картинку (из набора демонстрационных) со словом похожим на первую схему, на вторую.
11. Знакомство с буквой «К». Формировать семантического поля слова клоун и развитие валентности слов. Автоматизация звука в словах, активизация и пополнение предметного и глагольного словаря. Открывается часть пути с изображением клена. Показ плоскостной фигуры буквы «К» в виде клоуна. — Чем буква отличается от звука? Написание в воздухе очертаний буквы. Игра «Чего-то не хватает». Проговаривание названий контурных цветных деталей. Каждый из детей, прикрепляет одну из деталей и произносит предложение о своем действии:
- Я одену клоуну на голову колпак.
- Я приколю к воротнику бабочку.
- Я приклею сбоку карман.
- Я обую ногу клоуна в башмак.
- Я прикреплю к рукаву кружева.
12. Итог занятия.
— Что нового вы сегодня узнали? Какой мы прошли путь? Повторение, называние объектов по указанным на карте-плане топографическим обозначениям (канава,камень, скала и тд.) Одобрение хорошо выполненных заданий.
Список используемой литературы:
1. Гвоздева А.Н. От первых слов до первого класса. Саратов 1981.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г, Г', X, X'. - М : Издательство ГНОМ и Д, 2001.
3. .Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.
4. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. - СПб.: ЛИТЕРА, 2005.
5. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. Пособие для учителей-логопедов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1969.
6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 2004.
7. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000.
Кияйкина Наталья Федоровна