12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тихомирова Екатерина Витальевна7851
Учитель-логопед высшей категории, педагогический стаж 23 год.
Россия, Ивановская обл., Иваново
19

Занятие «Звук (И), буква И»



Старшая группа (6-8 лет).

ЗВУК (И), БУКВА И

Тихомирова Екатерина Витальевна,

высшая квалификационная категория,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 157»

Презентация к уроку

Цель применения ИКТ в НОД: повышение уровня мотивации познавательно-практической деятельности; внесение разнообразия в образовательную деятельность, использование современной формы подачи и закрепления информации детям.

Цель НОД: формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте посредством знакомства со звуком (И), буквой И.

Задачи НОД:

Задачи приоритетной образовательной области:

«Речевое развитие»

Совершенствовать фонематические и графические компетенции детей через игру.

Сформировать представление о звуке (И), букве И, через игру, познавательно-исследовательскую деятельность и взаимодействие со взрослым.

Расширять словарь детей через взаимодействие со взрослым и сверстниками, посредством введения в речь детей предложений сложной грамматической конструкции.

Формировать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь через игру.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Познавательное развитие»

Развивать любознательность и познавательную мотивацию через познавательно-исследовательскую деятельность.

Совершенствовать познавательные процессы: внимание, память, мышление посредством игр.

Совершенствовать представления о пространственных отношениях через игровое упражнение «Лабиринт».

«Социально-коммуникативное развитие»

Создавать условия для общения и взаимодействия ребенка со сверстниками посредством организации работы в парах, умения слушать и слышать друг друга, договариваться.

Развивать эмоциональную отзывчивость посредством коммуникативной деятельности.

«Физическое развитие»

Способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, направленной на развитие подвижности артикуляционного аппарата; общей и мелкой моторик;.

Создавать условия для совершенствования координации речи с движениями через организацию двигательной деятельности (физкультминутка, смена деятельности, дидактические игры).

Способствовать снижению утомляемости детей во время занятия через игровые упражнения на снятие мышечного тонуса.

«Художественно-эстетическое развитие»

Упражнять в создании графических образов буквы И посредством экспериментирования с различными материалами.

Предварительная работа:

Групповые и индивидуальные занятия по подготовке детей к обучению грамоте.

Знакомства с терминами: «звуки», «буквы», «гласные звуки», «согласные звуки».

Планируемые результаты НОД: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Предпосылки УУД: коммуникативныеумение слушать и отвечать на вопрос, участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям, выделять существенные признаки; регулятивные – умение осуществлять действие по словесной инструкции взрослого и заданному правилу.

Используемое оборудование для педагога: мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук; презентация, картинки с буквами, магнитный мольберт, магнитофон.

Используемое оборудование для детей:

индивидуальные настольные зеркала;

коробка с картинками: кукла, мяч, машинка, пирамидка, кубики, ножницы, пила, молоток, топор, клещи;

конверты с разрезным картинкам: иволга- 2 части, ива, ирга – 4 части, изумруд -6 частей (по количеству детей);

звуковые дорожки (по количеству детей);

разнообразный материал для выкладывания графических образов буквы И;

буквы для игры «Отгадай на ощупь»;

кубики с буквами и слогами;

карточки с словами «МАК», «СОК»;

магниты-смайлики.

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность детей

Этап 1. Мотивация детей к образовательной деятельности (2 минуты)

Цель этапа: привлечение внимания детей, переход от свободной игры к организованной деятельности

 

Логопед входит в группу и приносит коробку с картинками. Здоровается с детьми и просит помочь ему, разложить картинки на две группы.

Картинки: кукла, мяч, машинка, пирамидка, кубики, ножницы, пила, молоток, топор, клещи.

Здороваются. Заинтересовываются, подходят к логопеду.

Контролирует выполнение задания, помогает детям испытывающим трудности.

Садятся на ковёр, пытаются распределить картинки на две группы.

Логопед благодарит детей за помощь и предлагает назвать каждую группу картинок назвать одним словом.

Подбирают обобщающие слова: «игрушки», «инструменты».

Предлагает найти общее между словами « и-и-игрушки» и «и-и-инструменты». (Слова произносит, выделяя первый звук).

Если дети затрудняются, задаёт наводящие

вопросы.

Поощряет детей.

Дети пытаются найти общее между двумя словами. Рассуждают. Делают выводы.(«И там, и тут мы слышим И», «Слова начинаются на один звук»)

Целеполагание, постановка задач занятия

Цель: создание мотивации и планирование деятельности

Побуждает детей самостоятельно определить цель занятия:

- «Попробуйте догадаться, с каким звуком, и с какой буквой мы будем знакомиться сегодня на занятии».

Слушают. Отвечают на вопрос.

Активно рассуждают, формулируют цель занятия. («Мы будем знакомиться с буквой И»).

-«А чему ещё мы будем учиться сегодня на занятии?»

Логопед показывает детям план-схему.

(План-схема ранее применялась на занятиях, дети с ней знакомы. Приложение № 1.)

Опираясь на план - схему занятия рассуждают о том, что будут делать на занятии. («Мы будем делать зарядку для язычка», «Играть», «Учиться читать»).

Приглашает детей занять места за столами.

Рассаживаются за столы стоящие полукругом.

Этап 2. Основная часть. (16 минут)

Звук (И).

Цель этапа: закрепление понятий «звуки», «буквы», «гласные звуки»;

знакомство со звуком (И), буквой И;

формирование навыка чтения слогов и слов с буквой И.

Артикуляционная и фонетическая гимнастика

Цель: тренировка артикуляционного аппарата;

Повторение ранее изученных звуков и букв.

Предлагает посмотреть на экран.

(Слайд № 2.)

-«Посмотрите на экран и скажите, что вы видите».

Смотрят на экран, видят лабиринт.

Сообщает, что на занятии будут двигаться в соответствии со стрелками лабиринта. И если успешно его пройдут, то научатся определять место звука (И) в слове, узнают новую букву, научатся читать с этой буквой новые слоги и слова.

Предлагает посмотреть на первый этап лабиринта и отгадать, что нужно делать.

Пытаются решить проблему, предлагают варианты действий, высказывают предположения. («Мы будем делать зарядку для язычка»).

 

Артикуляционно – фонетическая гимнастика.

Показывает поочередно картинки с буквами:

У

А

О

С

М

Берут настольные зеркала, ставят их перед собой.

По картинке называют букву, и произносят звук на плавном длительном выдохе, четко артикулируя.

У – губы вытянуты вперёд трубочкой;

А – рот широко открыт;

О – губы округлены и слегка вытянуты вперед;

С – губы улыбаются;

М – губы сомкнуты.

Просит произнести звук (И) и дать артикуляционную характеристику этого звука.

Выполняют задание, исследуют при помощи зеркала положение органов артикуляции при произнесении звука (И).

Рассуждают и пытаются рассказать о положении губ, языка в момент произнесения звук (И).

Звуковой анализ слов

Цель: формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Предлагает детям определить (И) – звук гласный или согласный и обосновать свой ответ.

Активно рассуждают, доказывают, что (И) – гласный звук.

Возвращает внимание детей к экрану. Просит назвать, куда нужно дальше двигаться по лабиринту. И назвать следующий этап.

Определяют направление по лабиринту.

Называют очередной этап - «Игры со звуками».

Просит детей придумать слова на звук (И).

Поощряет. Подбадривает.

Придумывают и называют слова на звук (И).

- «А какие ещё слова есть на звук (И) вы узнаете собрав картинки.

Возьмите конверт № 1. (Приложение №2.)

Достаньте детали и соберите картинку».

Дети собирают разрезную картинку из 4 частей и видят птичку.

- «Это – иволга». Предлагает детям посмотреть на экран. (Слайд № 3, видеоролик)

Рассказывает об иволге.

 Существует поверье, что эта птица предсказывает дождь. В народе ее ласково называют иволга. В легенде говорится, что когда все звери и птицы трудились над углублением озера, иволга летала рядом и посмеивалась над ними. Когда же работы закончились, и озеро наполнилось водой, иволгу к нему не стали подпускать. С тех пор иволга избегает водоемов и ждет дождя, чтобы напиться дождевой водой. А чтобы дождь пошел поскорее, она призывает его своим пением.

Смотрят на экран, слушают рассказ логопеда, запись пения иволги.

-«Возьмите конверт №2». (Приложение №2.)

Поощряет детей, помогает в случае необходимости.

Дети собирают разрезную картинку из 6 частей и видят дерево.

- «Это дерево - ива». (Слайд № 4, видеоролик)

Смотрят и слушают видеоролик с рассказом об иве.

 

Показывает звуковые дорожки и спрашивает детей, что это значит.

Дети объясняют назначение звуковой дорожки.

Предлагает поиграть в игру «Отгадай, где прячется звук (И)».

Поощряет правильные ответы, контролирует правильность выполнения задания.

Упражняются в определении места звука (И) в слове.

 

Возвращает внимание детей к экрану.

(Слайд № 5.)

Просит назвать, куда нужно дальше двигаться по лабиринту. И назвать следующий этап.

Определяют направление по лабиринту и называют следующий этап – физкультминутка.

Динамическая пауза. Физкультминутка

Цель: профилактика утомления детей, координирование речи с движениями.

 

Индюки по травке ходят,    

Индюшат с собою водят.  

Громко индюки кричат -  

Защищают индюшат.

В небе ястреб появился,  

Над семьею закружился,

Индюшат схватить готов,  

Да боится индюков.

Встают на свободное пространство.

Дети вместе с учителем – логопедом под музыку выполняют упражнения.

Ходьба на месте.

Ходьба в приседе.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед.

И.п. – о.с. Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо.

И.п. – о.с. Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед.

Упражнения на развитие психических процессов

Цель: формирование произвольного внимания, логического мышления, совершенствование воображения, наглядно - образного мышления.

Логопед предлагает детям присесть на ковер и посмотреть на экран. Просит назвать, куда нужно дальше двигаться по лабиринту. И назвать следующий этап.

Определяют направление по лабиринту и называют следующий этап – запутанные картинки.

 

Игра «Запутанные картинки».

(Слайд №6)

Определите, что изображено на запутанных картинках.

(индюк, индеец, иголка, коньки) возможны два обоснования выбора: по первой букве и числу имен существительных .

Дети пытаются распознать изображения.

(«Индюк, индеец, иголка, коньки»).

Подумайте и скажите, что лишнее и почему.

Дети находят лишнюю картинку (коньки), объясняют свой выбор.

Знакомство с буквой И.

Цель: познакомить с графическим образом буквы, учить узнавать его в разных видах.

Предлагает посмотреть на букву, которой обозначается звук (И). (Выставляется карточка с изображением буквы «И»).

Побуждает детей подумать и сказать, на что похожа буква И.

(Слайд № 7)

Фантазируют, высказывают своё мнение. («Буква И похожа на ворота, горку, лабиринт»).

Практическая деятельность, работа в парах.

Дидактическая игра «Собери букву».

Цель: Закрепление графического образа буквы И.

Развитие мелкой моторики.

Предлагает поиграть в игру «Отгадай букву на ощупь».

Дети поочередно на ощупь определяют буквы.

 

Предлагает детям перейти к столу, где приготовлен различный материал для выкладывания графического образа буквы И.

Советует детям разделиться на пары.

Переходят к круглому столу и встают вокруг него. Делятся на пары.

Побуждает детей выложить букву И.

Музыкальное сопровождение (Приложение № 3, звуковой файл)

Помогает детям, испытывающим трудности.

Под музыку выкладывают графические образы буквы. И из разных материалов по желанию.

(пуговицы, счетные палочки, камушки марблс, шнурки).

Чтение слогов и слов.

Цель: формирование навыка чтения слогов и слов с буквой И.

Просит назвать, куда нужно дальше двигаться по лабиринту. И назвать следующий этап.

(Слайд № 8)

Действуют в соответствии с инструкцией.

Предлагает вернуться на ковер. Высыпает перед детьми кубики, на которых написаны слоги: ИМ, ИС, ИА, УИ, МИ, СИ.

Выкладывает кубики в ряд и громко читает.

Садятся на ковер. Рассматривают кубики, слушают логопеда.

Предлагает детям хором ещё раз прочитать.

Читают вместе с логопедом, хором.

 

Раздает каждому ребёнку кубик и просит, прочитать слог, который на нём написан.

Дети по очереди читают.

 

Выкладывает перед детьми кубики в два ряда со слогами: ИС, ИМ (первый ряд);

СИ, МИ (второй ряд).

Интересуется у детей, чем отличаются слоги первого ряда от второго.

Ответы, предположения детей.

Приходят к выводу, что если И стоит после согласного, она его смягчает.

Практическая самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа.

Цель: отработка навыка звуко-буквенного анализа слова.

Предлагает детям распределиться по парам, прочитать слова на карточках и собрать из кубиков слова, написанные на карточках. (СОК, МАК).

Поощряет детей за правильно выполненное задания .

Слушают, запоминают алгоритм выполнения задания.

Разбиваются на пары, читают слова на карточках, выкладывают эти слова из кубиков.

-«А теперь к каждому слову добавьте кубик с буквой И. Прочитайте, что получилось?»

- «Что случилось со словами».

Выполняют предложенные задания.

Отвечают на вопросы логопеда.

Предлагает, с полученными, словам составить предложения.

Составляют предложения со словам: «СОКИ», «МАКИ».

.

Обобщение и систематизация новых знаний

Цель: получение информации об успешности выполнения поставленной цели, а также об эмоциональном состоянии детей по итогам НОД.

Просит назвать, куда нужно дальше двигаться по лабиринту. И назвать следующий этап.

- «Назовем этот этап «Викторина».

-«Отвечайте на вопросы».

Дети догадываются, что нужно отвечать на вопросы.

Назовите гласные звуки.

Назовите согласные звуки.

Сосчитайте сколько звуков в слове «МАКИ».

Назови 5 слов на звук (И).

Где в слове «КОНЬКИ» находится звук (И).

Составь из кубиков слово «СОКИ».

Составь из счетных палочек букву И.

Дети отвечают на вопросы, выполняют задания.

Этап 3. Итоговый ( 4 минуты).

Цель этапа: организация рефлексии и обратной связи с детьми, подведение итогов.

Подведения итогов НОД

Побуждает детей вспомнить, какая была цель на занятии. Интересуется мнением детей по поводу достижения поставленной цели.

Предлагает перечислить, какие задания помогли им узнать звук и букву И, научиться читать слоги и слова с этой буквой.

Отвечают на вопросы учителя-логопеда.

Рассказывают о своих впечатлениях, высказывают свое мнение, делают выводы.

Предлагает отгадать ребус. (Зашифровано слово «ирис» ).

(Слайд № 9)

Отгадывают ребус, получают слово «ирис».

Угощает детей ирисками. Благодарит за работу на занятии.

Получают сладости.

Рефлексия

Ребята, вам понравилось играть? Мне тоже. Какие задания вам запомнились?

Какое задание было сложным?

А мне было сложно отгадать запутанные картинки, без вашей помощи я бы не справилась!

Мы вместе преодолели все сложности.

А какое настроение у вас после занятия?

Да!

Отгадывать буквы на ощупь.

Искать, где прячется буква И.

Чтение.

Всё было легко.

 

Предлагает выбрать смайлик соответствующий настроению.

При помощи смайликов выложить букву И.

(Смайлики на магнитах, на магнитном мольберте намечена буква И).

Выбирают смайлик и прикрепляют его к мольберту так, чтобы в итоге получилась буква И.

Информационные ресурсы

Официальный сайт Министерства образования и науки. – http://www.ed.gov.ru

ЛогоПункт: коррекция нарушения речи. – http://www.logopunkt.ru/board.php

Психологос – энциклопедия практической психологии. - http://www.psychologos.ru

https://infourok.ru

Дефектолог.ру: материалы для родителей http://www.defectolog.ru 

Логопедия : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд. перераб. и доп. — М. : Владос, 2008. — 703 с.

Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда/ -  М.: Владос, 2005. – 75с.

Шашкина  Гульнара Рустэмовна. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М. : Академия, 2003. — 240 с..

https://www.youtube.com/watch?v=iJCRPDUV7mg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Дементьева Ирина Михайловна, 07.08.17 в 08:11 3Ответить Пожаловаться
Технологическая карта логопедического занятия разработана в соответствии с ФГОС. Прослеживается чёткое соответствие материала теме и цели занятия, которое построено логично и последовательно. Дети самостоятельно определяют цель занятия. Выбранные методы и приёмы соответствуют возрасту детей. Педагогом удачно выбраны игровые приёмы, которые прослеживаются на всех моментах занятия. Максимально учитываются способности детей, варьируются задания и их дозировка. На протяжении всей деятельности логопед привлекает внимание детей, стимулирует речемыслительную деятельность посредством указаний, создания проблемной ситуации, применения наглядных опор, работы с планом-схемой, видеоматериала. Смена видов деятельности позволяет сохранять здоровьесберегающий режим, предотвращает утомляемость детей. Речевой материал подобран интересный, разнообразный, благодаря чему реализовывался принцип развития. Музыкальная динамическая пауза направлена на развитие крупной моторики, расслабление различных групп мышц, координацию речи в процессе выполнения физических упражнений. Логопед на высоком уровне владеет методикой, знанием ФГОС. ИКТ-компетентность также на высоком уровне. На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Цель достигнута. Желаю дальнейших успехов
Филаткова Евгения, 17.08.17 в 22:14 3Ответить Пожаловаться
Здорово! Отличный конспект!!!
Исаева Эльвира Габдразаковна, 21.04.18 в 08:17 1Ответить Пожаловаться
Прекрасное занятие, есть чему поучиться. Спасибо, успехов в работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.