12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрушенко Наталья Николаевна1489
Я работаю учителем русского языка и литературы в филиале МБОУ СОШ с. Тербуны в д.Васильевка Липецкой области Тербунского района. В 1983 году окончила Елецкий Государственный педагогический институт по специальности "Русский язык и литература".
Россия, Липецкая обл., Тербунский район, д.Васильевка

Подвиг литературы

История человечества - это история боль­ших и малых войн. Почти 70 лет отделяет нас от времен Великой Отечественной вой­ны. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем дальше, тем все живее и величественнее развернутся они в человеческой памяти, и не раз еще сердца людей захотят пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда вся страна встала на защиту своего Отечества. Может быть, через много лет об этой войне совсем забудут. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судь­бу своих детей и своей страны.

Вспоминая о войне, говорят о подвиге солдата, офицера, маршала, целых батальонов, полков, дивизий, армий. И это, конечно, справедливо, но нельзя забывать о тех, кто поставлял в эти грозные годы «ду­шевные боеприпасы», нельзя забывать о подвиге, который вместе со своим народом, со своей страной совершила в эти годы наша литература.

Разящую силу слова писателей вынуждены были признать даже наши враги. Так, статья А. Толстого «Фашисты ответят за свои злодеяния» вызвала у Геббельса прилив бешенства, и берлинское радио подняло истошный вой в адрес его автора, а И. Эренбургу, популярнейшему публицисту тех лет, фашистами была обещана виселица.

Но не могли молчать, и не молчали музы литературы, когда гремели пушки Великой Отечественной войны!

Трудно переоценить значение того, что делала тогда литерату­ра. Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить. А самым популярным жанром была поэзия. Есть свидетельства фронтовиков о том, какую роль она играла в их военных судьбах. Стихотворение К. Симонова «Жди меня», опубликованное в феврале 1942 года, сразу завоевало сердце наших солдат. Его вырезали из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых бойцов. Помогал на войне «святой и грешный русский чудо-человек» Василий Теркин А. Твардовского. Каждому фронтовику известно, как тревожили и согревали слова стихотворения «В землянке» поэта А. Суркова .

Поэты писали и о самой войне, ее тяготах, военных сражениях, трагедии отступления, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах, передавали трагедию многих семей. Много стихов посвящено образу родины. В одних стихотворениях страна изображалась от «краю и до края», в других отчизна воспевалась через любимый город или малую родину поэта. Картины родной природы соседствовали с картинами боев и тем самым уси­ливали патриотическое и лирическое звучание стихотворения.

Однако лирика военных лет не просто отражала или рисовала какие-либо реальные картины и события, проходившие перед гла­зами поэтов, многие из которых были участниками боевых дейст­вий, военными корреспондентами, но и давала представле­ние об особенностях сознания человека, защищающего отечество или приближающего своим трудом и всей жизнью победу в глубо­ком тылу.

До Великой Отечественной войны в Советском Союзе насчи­тывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны - 417. На фронтах войны погибло 48 поэтов. Самому старшему - Са­муилу Росину - было 49 лет, самым младшим - Всеволоду Багриц­кому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому - едва исполни­лось 20.

Безгранично любя жизнь, эти самые обыкновенные, негероиче­ские люди, тем не менее, в течение четырех долгих лет ежедневно рисковали ею, самоотверженно шли на подвиг, на смерть, чтобы только приблизить победу.

Во время Великой Отечественной войны со своими стихами вы­ступали поэты разных поколений — и маститые лирики, пришед­шие в литературу еще в дореволюционные годы, и поэты, ставшие известными в 20—30-е годы, и молодые фронтовики. Среди них имена А. Ахматовой, Н. Тихонова, М. Исаковского, И. Сельвинского, А. Прокофьева, М. Дудина, В. Инбер, П. Антокольского, Ю. Друниной. Многие из их стихотворений стали популярными песнями времен Отечественной войны и последующих десятилетий. Часто поют их и сегодня.

Тема войны — особая тема в русской литературе XX века. В произведениях современных авторов о войне оживает то су­ровое героическое время. Но обращены они к нашим дням и к бу­дущему. Каждым своим образом, каждой фразой напоминают нам о том, каким должен быть человек, напоминают о его ценностях, о его достоинстве, о его праве на счастье, о тех нравственных прин­ципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.

Любовь к Родине, верность гражданскому долгу, коллективизм, чувство товарищества - вот основные черты, присущие героям ли­тературы о войне. Они глубоко осознают и общий смысл борьбы, и свою личную ответственность за судьбу страны, сознательно идут на подвиг, на самопожертвование. Жизнь и борьба во имя Родины неразделимы для них, героизм - не минутная вспышка, а норма по­ведения, мировоззрения. Таких людей нельзя победить. Убить можно, а победить нельзя. Поэтому они уходят в бессмертие.

В произведениях о войне описаны разные формы проявления подвига, который может совершаться не только на поле боя и не только с помощью оружия. Но главный критерий героизма литература усматривает в нравст­венном величии человека, в силе его непокорного духа. В критике было немало споров о том, образ какого героя наиболее соответст­вует характеру народного подвига и способен сильнее повлиять на ум и сердце читателя, став примером для подражания. Одни гово­рят: «Образ героя, подвиги которого изумляют своей яркостью». Другие утверждают: «Нет, наиболее реалистичен герой подвига «обычного», даже всечасного, с чем чаще приходилось встречаться в дни войны; подобные подвиги, - подчеркивают они, - вершили люди не исключительных возможностей и судеб, а массы, и в дос­тупности деяний такого героя миллионам заключено его воздейст­вие на современного читателя».

Но народный героизм не имеет границ. Лите­ратура создает и героев подвига изумляющего, и подвига обычно­го, рядового. Но непременно подвига.

Пусть в жизни не каждому было дано сравниться с героями, но каждый истинный патриот свершил то, что было в его силах, а если требовалось, то и сверх сил.

Задача нашего поколения - сберечь память о подвигах героев и передать следующим поколениям. Зная печальные страницы нашей истории, не допустить повторения войны.

Петрушенко Н.Н., учитель русского языка и литературы

филиала МБОУ СОШ с.Тербуны в д.Васильевка

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.