Статья «Подвижные казачьи игры как средство патриотического воспитания на занятиях физической культурой»
Подвижные казачьи игры как средство патриотического воспитания на занятиях физической культурой
Подвижные игры — естественная форма физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Радость движения сочетается в казачьих играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
Прежде чем перейти к казачьим подвижным играм как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста, проанализируем труды некоторых известных ученых педагогов, которые рассматривали в воспитании детей дошкольного возраста народные игры. К.Д. Ушинский считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. По мнению А.П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг у друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными. На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности. Е.А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма». На основе анализа национальных игр можно сделать вывод, что характер Донского народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирование личности. П.Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
Одним из первых П.Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию». В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми, что способствует формированию двигательных навыков, развитию и совершенствованию жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств.
Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный выбор игр и руководство ими приобретают решающее значение в воспитании у детей чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности, настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.
Разнообразие двигательных действий в подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреплению здоровья играющих. Необходимы углубленное изучение и научное описание всего богатства подвижных игр и вековых традиций их использования, внедрение особенно ценных подвижных игр в современную физкультурно-спортивную работу.
Правильное использование этого наследия в современной жизни людей содействует физическому и духовному воспитанию подрастающего поколения, а в конечном итоге — сближению и взаимообогащению национальных культур.
С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа игр наиболее целесообразных в воспитательном отношении. В процессе длительной практики определилось их содержание, были сформулированы правила. Создавались классификации народной игры, преследующие педагогические цели.
Таблица 1. Классификация русских народных подвижных игр
По характеру использования фольклорного подкрепления | По способу распределения на роль | С преимуществен-ным проявлением двигательных качеств | С преимуществен-ным проявлением психических качеств |
Народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества) Народные игры без речевого сопровождения | Игры с выбором водящего при помощи считалок Игры с делением на группы при помощи оговорок и жеребьевок | Игры на развитие ловкости и точности движений Игры на развитие быстроты реакции Игры на развитие меткости, глазомера Игры на развитие ритмичности и пластики движений Игры на ориентировку в пространстве и коллективе | Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания Игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти Игры на развитие творческого воображения Игры на развитие наглядно-образного мышления Игры на развитие связной речи |
Наряду с творческими играми, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности, выделялись так называемые организованные, подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Казачьих игр так много, что их разделили на три группы:
-игры без предметов часто сопровождавшиеся пением ;
-игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.);
-символические игры .
Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. С помощью зазывалок дети собирались для игры, что является важной особенностью и имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре.
Для определения водящего использовали жребий или считалку . «Считалка» – это, обычно, короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре. Считалки – это один из самых богатых, очень популярных, ярких и выразительных, самых распространённых и интересных видов детского творчества.
На каждом занятии по физическому развитию в дошкольном учреждении уделяется время для проведении казачьих подвижных игр, это позволяет совершенствовать физические способности детей, развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость.
Большая роль отводится совместной досуговой деятельности с родителями. Совместно с мамами проводятся в старших группах спортивный казачий праздник «Донская краса» посвященный международному женскому дню, «День матери», с папами отмечаем день защитника отечества «Казачата – ребята удалые ».
С традициями Донского казачества детей знакомят на Клубном часе, где им рассказывают о костюмах, кухне казаков, о литературных произведения и о традиционных казачьих играх.
Таким образом подвижная казачья игра является средством патриотического воспитания дошкольников, так как способствует формированию знаний о народной казачьей культуре, о содержании и правилах казачьих игр; развивают навыки поведения и качество личности присуще представителям казачества; формирует интерес к быту и традициям казаков, позитивное отношение к казачьей культуре проведения досуга; формирует чувство гордости за принадлежность к роду казачьему.