Статья «Подвижные казачьи игры как средство патриотического воспитания на занятиях физической культурой»

1
0
Материал опубликован 8 November 2019

Подвижные казачьи игры как средство патриотического воспитания на занятиях физической культурой

Подвижные игры — естественная форма физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Радость движения сочетается в казачьих играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Прежде чем перейти к казачьим подвижным играм как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста, проанализируем труды некоторых известных ученых педагогов, которые рассматривали в воспитании детей дошкольного возраста народные игры. К.Д. Ушинский считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. По мнению А.П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг у друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.  На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности. Е.А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма». На основе анализа национальных игр можно сделать вывод, что характер Донского народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них.

Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирование личности. П.Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

Одним из первых П.Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию». В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми, что способствует формированию двигательных навыков, развитию и совершенствованию жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств.

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный выбор игр и руководство ими приобретают решающее значение в воспитании у детей чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности, настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.

Разнообразие двигательных действий в подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреплению здоровья играющих. Необходимы углубленное изучение и научное описание всего богатства подвижных игр и вековых традиций их использования, внедрение особенно ценных подвижных игр в современную физкультурно-спортивную работу.

Правильное использование этого наследия в современной жизни людей содействует физическому и духовному воспитанию подрастающего поколения, а в конечном итоге — сближению и взаимообогащению национальных культур.

С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа игр наиболее целесообразных в воспитательном отношении. В процессе длительной практики определилось их содержание, были сформулированы правила. Создавались классификации народной игры, преследующие педагогические цели.

Таблица 1. Классификация русских народных подвижных игр

По характеру использования фольклорного подкрепления

По способу распределения на роль

С преимуществен-ным проявлением двигательных качеств

С преимуществен-ным проявлением психических качеств

Народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества)

Народные игры без речевого сопровождения

Игры с выбором водящего при помощи считалок

Игры с делением на группы при помощи оговорок и жеребьевок

Игры на развитие ловкости и точности движений

Игры на развитие быстроты реакции

Игры на развитие меткости, глазомера

Игры на развитие ритмичности и пластики движений

Игры на ориентировку в пространстве и коллективе

Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания

Игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти

Игры на развитие творческого воображения

Игры на развитие наглядно-образного мышления

Игры на развитие связной речи



Наряду с творческими играми, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности, выделялись так называемые организованные, подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Казачьих игр так много, что их разделили на три группы:

-игры без предметов часто сопровождавшиеся пением ;

-игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.);

-символические игры . 

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. С помощью зазывалок дети собирались для игры, что является важной особенностью и имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре.

Для определения  водящего использовали жребий или считалку . «Считалка» – это, обычно, короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре. Считалки – это один из самых богатых, очень популярных, ярких и выразительных, самых распространённых и интересных видов детского творчества.

На каждом занятии по физическому развитию в дошкольном учреждении уделяется время для проведении казачьих подвижных игр, это позволяет совершенствовать физические способности детей, развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость.

Большая роль отводится совместной досуговой деятельности с родителями. Совместно с мамами проводятся в старших группах спортивный казачий праздник «Донская краса» посвященный международному женскому дню, «День матери», с папами отмечаем день защитника отечества «Казачата – ребята удалые ». 

С традициями Донского казачества детей знакомят на Клубном часе, где им рассказывают о костюмах, кухне казаков, о литературных произведения и о традиционных казачьих играх. 

Таким образом подвижная казачья игра является средством патриотического воспитания дошкольников, так как способствует формированию знаний о народной казачьей культуре, о содержании и правилах казачьих игр; развивают навыки поведения и качество личности присуще представителям казачества; формирует интерес к быту и традициям казаков, позитивное отношение к казачьей культуре проведения досуга; формирует чувство гордости за принадлежность к роду казачьему.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.