Статья «Работа с печатным учебником на уроке технологии в школе VIII вида»
РАБОТА С ПЕЧАТНЫМ УЧЕБНИКОМ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ в ШКОЛЕ VIII вида
Учебная книга рассматривается в дидактике как целостная педагогическая система. Это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции- информационную, систематизирующую, закрепления и самоконтроля, самообразования, интегрирующую, мотивационную и т.д. Однако опыт преподавания показывает, что в нашем «компьютерном мире» учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. Не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники.
Научить умственно отсталых школьников самостоятельно приобретать знания из книги сложная и важная задача.
В процессе обучения во вспомогательной школе работе с книгой, в первую очередь с учебником и учебной книгой, уделяется значительное место и используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний.
Учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. Умение использовать печатный материал в качестве источника познавательной информации, способствует общему развитию учащихся, оказывает положительное влияние на содержание их знаний.
Работа с учебником является сложным видом умственной деятельности учащихся, состоящей из осознания или поставленной задачи логического осмысления читаемого, установления причинно-следственных зависимостей, анализа смысловой структуры текста.
Работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускорять процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.
В соответствии с современными требованиями учебники должны выполнять такие функции, как информационную, рассчитанную на просвещенческий эффект, трансформирующую, связанную с переработкой и преобразованием знаний; систематизирующую – обеспечивающую строгую последовательность изложения учебного материала; функцию закрепления и самоконтроля при усвоении знаний;
Стимулирования учебно-познавательных мотивов и потребности в познании;
Интегрирующую – способствующую наиболее полному и эффективному использованию всех средств обучений; развивающе-воспитательную функцию.
Эти функции могут быть реализованы при условии соответствующего аппарата и содержания учебника, а так же разнообразной и целенаправленной работы с ним в процессе обучения школьников разным учебным предметом школьного курса.
Специалисты в области теории учебника выделяют в его структуре следующие взаимосвязанные единицы:
- текстовый материал:
основные, пояснительные, дополнительные тексты, которые несут главную дидактическую нагрузку
- внетекстовые элементы:
вопросы, задания, таблицы, описание чертежей, т.е. то, что направляет мыслительную деятельность учеников, содействует формированию навыков самостоятельной работы с книгой.
- иллюстративный материал:
рисунки, карты, схемы - то, что стимулирует познавательные возможности детей
- аппарат ориентировки учебника:
введение, оглавление, рубрикации, цветовые и шрифтовые выделения т.е. то, что целенаправленно ориентирует школьников в содержании и структуре книги, создавая исходные условия для работы с ней. Большинство учеников вспомогательной школы не понимают назначения аппарата ориентировки учебника и не пользуются им при поиске нужного материала.
Типичными ошибками для учащихся вспомогательной школы при работе с учебником являются следующие:
Не могут найти нужную страницу
Путают № страниц и № параграфов или рисунков.
Перелистывая страницы, забывают задание, уподобляют внешне сходное; «соскальзывают с задания» если встречается более яркий, привлекающий внимание материал.
Часто путают названия статей и разделов.
Причина этих ошибок кроется в таком свойстве познавательной сферы умственно отсталого, как уподобление внешне сходного материала.
Для максимально продуктивной работы с учебным материалом, необходимо научить ребёнка определённому алгоритму действий, то есть работе с учебником по плану.
План работы со статьей учебника:
Подготовка учащихся к чтению содержания статьи (беседа по систематизации прошлого опыта и подведения к новому материалу)
Словарная работа
Объяснение значения, артикуляция, запись на доске
Постановка цели
Перед учащимися ставится задача – что они должны усвоить из предлагаемой статьи. Это может быть в ф-ме конкретно поставленного вопроса ли решено проблемно, эвристически
А) почему конец иглы должен быть острым
Б) что произойдет если конец иглы будет тупым, с заусенцами
Чтение статьи по частям различными учащимися, составление плана прочитанного
Работа с иллюстративным материалом относящимся к статье
Обсуждение рисунка, эскиза, схемы, чертежа, отдельные параграфы
Отдельные спец уроки интегрированные в курс трудового обучения
Рассказ, о почитанном,по плану.
(На уроке труда ест своя специфика: параграф перессказывается довольно редко. Излагается план работы, поэтапно ход работы)
Ответы на вопросы в конце статьи
Дополнительный материал
Кроме того, при использовании материалов учебника на уроках профессионального трудового обучения перед учителем возникает ряд задач: научить учащихся понимать прочитанное, отбирать наиболее существенную информацию, запомнить её.
Использование работы с учебником по приведенной схеме дисциплинирует учащихся, приучает их внимательно читать и изучать материал по учебнику, обдумывать каждое слово и выражение, осмысливать технико-технологические термины, наиболее важные правила, выделять главные мысли в тексте, вести контроль прочитанного.
Решение задач в такой последовательности облегчает понимание нового материала. Попытки запоминания текста, без предварительного его осмысления, осложняет его понимание.
Работа с заголовком и текстом учебника на уроке- дидактически оправданный прием формирования положительного кругозора учащихся на уроках профессионально-трудового обучения.
1.Работа с заголовком.
Обсуждение заголовка с использованием ранее полученных знаний до чтения текста и дальнейшее сопоставление его с текстом. Прочитав заголовок и обсудив, его учащийся должен:
сформулировать свое представление, о чем идет речь в тексте,
вспомнить и рассказать ,, что он уже знает на эту тему,
поставить вопросы, на которые, по его мнению, в тексте буду даны ответы и попытаться ответить на них, не читая текста.
2. Работа с текстом.
Читая текст, учащийся ставит перед собой задачу сначала уяснить материал, выделить его главную мысль. Но опыт показывает, что значительная часть учащихся не понимет текста учебника. Дело заключается в том, что учащимся трудно отделить понятое от не понятого, основное от второстепенного.
Поэтому для улучшения понимания текста учебника целесообразно применять коллективное чтение учебника вслух. С обсуждением новых терминов и наиболее сложных и непонятных мест.
После осмысления текста и выявление его главной мысли и цели учащиеся приступают к самостоятельному чтению текста учебника.
Читая текст учебника, учащийся должен:
по ходу чтения ставить к тексту вопросы , и давать ответы в соответствии с текстом
уяснять значение каждого слова, словосочетания и предложения с целью размежевания понятного и непонятного,
выявлять новые, неизвестные слова и термины, находить объяснения им в тексте учебника
найти в тексте ключевые слова, словосочетания, предложения и отдельные их части и при их помощи уяснить основную мысль, объединяющую группу предложений в единое целое,
обдумать и найти в какой части текста изложена главная мысль, какие слова её разъясняют, а какие дополняют.
3.Работа по запоминанию текста.
Особо важное значение имеет правильное понимание и прочное усвоение прочитанного.
Самоконтроль – заключительный этап работы с текстом.
Сюда относится составление плана , ответы на вопросы, помещенные в конце текста, разбор схем, чертежей, таблиц отражающих наиболее существенные моменты текса; пересказ текста.
Особая форма с учебником – во время подготовки к экзаменам.
Для ответа на вопросы экзаменационных билетов, учащиеся самостоятельно не могут найти необходимый материал, обобщить его , сгруппировать или вычленить главное . На помощь приходит приём работы с деформированным текстом, когда ученик только вставляет пропущенные в тексте, скопированном из учебника отсутствующую часть предложения, понятие, термин и т.д…
Учебник, является одним из средств организации учебной деятельности.
И если мы, независимо от предмета, вооружим детей умением им пользоваться , то дадим еще один инструмент для познания окружающего..