Классный час «Поговорим о дружбе и друзьях»
Классный час «Поговорим о дружбе и друзьях»
Цель: способствовать расширению знаний детей о дружбе, формированию нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Задачи:
1. образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах общения с друзьями.
2. развивающие: развитие уважительного отношения к окружающим, разностороннее развитие личности.
3. воспитательные: развитие нравственного воспитания; формирование терпимого сознания школьников друг к другу.
Оборудование: мультимедийный проектор, две большие коробки, заготовки пословиц из двух частей, карточки с чертами друга, заготовки для теста, сценарий сценки в 4 экз., заготовки ростков дружбы с лепестками.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;
Регулятивные УУД : саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, осуществлять прогнозирование, целеполагание как постановку учебной задачи, оценка деятельности;
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, составлять целое из частей, строить логические цепочки рассуждений;
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управлять поведением партнёра, учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работа в группах.
Ход классного часа:
Звучит песня о дружбе. На экране слайд 1.
Педагог: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о дружбе и наших друзьях. Один итальянский историк как-то сказал: «Нет ничего драгоценнее друзей; поэтому не теряйте случая приобретать их, когда только можете».
Чтобы час нашего общения прошел в доброжелательной обстановке, давайте произнесем маленькую, но очень важную клятву (слайд 2). Попрошу всех встать. Положите правую руку на сердце и, глядя мне и друг другу в глаза, повторяйте:
обещаю, что в этот час буду разговаривать с одноклассниками на равных
буду уважать мнение другого, буду слушать других, не перебивая
не повышать голоса и не кричать, не обзывать и не оскорблять других. Клянусь!
Садитесь. Ребята, поговорить о дружбе и друзьях – значит говорить обо всех нас. Мы все хотим иметь настоящего друга и чтобы нас считали верными, надежными друзьями. И это правильно. Прожить на свете без друзей нельзя. Дружба – это солнце, которое согревает нас, когда мы счастливы. И так важно, чтобы кто-то радовался вместе с нами. Как трудно было бы переносить наши несчастья без друга. Без тепла и света этого замечательного явления – дружбы – жизнь на этой планете была бы куда беднее и скуднее.
Педагог: Как вы понимаете слова «доброта» и «дружба»?
Ответы детей: Когда между людьми возникают такие отношения, что они не предают, умеют друг друга слушать, не обижают, делятся чем-то. Вот такие отношения будут называться «дружбой».
Педагог: Ребята, как вы думаете, кто, по-вашему мнению, считается настоящим другом?
Ответы детей: Настоящий друг также должен быть готовым прийти на помощь в трудную минуту. Друг должен быть верным, добрым, сильным, честным, щедрым. Друга характеризуется наличием таких качеств как искренность и открытость. Друг должен уметь сопереживать и сочувствовать своему другу, умение выслушать и проявить искренний интерес к делам своего друга. Кроме того, умение признавать свои ошибки, принимать советы и хранить секреты, быть готовым простить – все это качества настоящего друга.
Игра «Трио»
Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Трио», поэтому я приглашаю трех хороших друзей. Встаньте в один ряд и вставьте ноги в коробки (даю ребятам 2 картонные коробки) так, чтобы ноги стоящего в центре человека были в коробках соседей. Как только зазвучит музыка, вы должны тронуться в путь и таким образом дойти до конца класса.
Вопрос участникам: - Это же так трудно идти, будучи «прикованными» друг к другу, как же вам удалось это сделать быстро и хорошо?
Посмотрите, чтобы дойти быстро, чтобы никто не упал по пути, наши герои были рядом друг с другом плечом к плечу. А это еще раз подтверждает, что они верные, настоящие друзья.
Мы должны с вами признать, что у каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их! (читаю детям стих)(слайд 3)
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и в беде.
Грусть твоя его тревожит.
Ты грустишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Педагог: Ребят, а что значит дружить?
Ответы детей: Уважительно относиться к другу, доверять. Дружбе не помешает и наличие общих интересов и увлечений.
Педагог: Молодцы, ребята! Теперь вам стало все яснее, ведь каждый человек должен понимать, что друзья - это очень важно. Так как же надо «дружить»?
Ответы детей: Не предавать, не врать, не обижать, не ябедничать, не злиться, не бросать в беде, не грубить, не ссориться.
Педагог: Скажите, если мы с вами представим жизнь в виде дороги, то можно ли ее пройти без друзей? (Размышления ребят).
- Конечно же нет. Еще в XII веке великий грузинский поэт Шота Руставелли писал: «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг». У каждого народа есть легенды, пословицы и поговорки о дружбе. Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу».
Игра «Собери пословицу»
Ребятам выдаются слова пословицы по отдельности и предлагается расположить их в правильном порядке, чтобы получилась пословица.
Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Добрая шутка дружбы не рушит.
Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Дружи с теми, кто лучше тебя самого.
Любят того, кто не обидит никого.
Неверный друг - опасный враг.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
С хорошим другом - горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь.
Старый друг лучше новых двух.
Педагог: Как вы думаете, ребята, у человека может быть много друзей? (слушаем размышления ребят)
Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые. Но друг – это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ. Какие же черты должны быть присущи настоящему другу? (на столе разложены карточки с чертами друга. Ребятам предлагается из множества выбрать те, которые по их мнению характеризуют друга).
Прочитайте пожалуйста, что же вы выбрали (ребята зачитывают карточки).
Педагог: Сейчас вы, сами того не подозревая, воспользовались секретом, которым мудрый Лис поделился с Маленьким принцем, главным героем одноименного произведения французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Маленький принц в поисках друзей прилетел на Землю с крошечной планеты, где у него только и были, что три вулкана, достававшие ему до колена, которые он чистил каждый день, баобабы, которые он уничтожал, чтобы они не разрушили его планету, и роза, которую он поливал, оберегал и считал, что она самая лучшая и единственная во всей Вселенной. Но на земле он увидел огромный сад, полный роз, похожих на его цветок. Маленький принц почувствовал себя очень очень несчастным, ведь его красавица говорила, что подобных ей нет нигде. От обиды он заплакал. Но мудрый Лис ему объяснил, что его Роза для него действительно единственная в мире. «Поди взгляни на розы еще раз, а когда вернешься, я открою тебе один секрет». Маленький принц пошел взглянуть на розы. – Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. – Вы еще ничто. Вас никто не приручил. – Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы, но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас защищал и оберегал я каждый день». Когда Маленький принц вернулся к Лису, тот сказал, что секрет его очень прост: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Педагог: - А как вы понимаете секрет мудрого Лиса? (размышления ребят)
- Вы правы, не всегда можно увидеть ценное в человеке, это нужно почувствовать сердцем. Давайте мы с вами обратимся к карточкам с чертами друга, оставшимся на столе. Есть ли среди них такие, которые могут быть присущи вашему другу? (ученик выбирает карточки и зачитывает их)
- Обязательные ли эти качества для настоящего друга? А если нет, разрушается ли дружба? (слушаем ответы ребят)
Педагог: - Да, действительно, в дружбе большую роль играют не внешние, а внутренние качества человека, иногда которые даже не бросаются в глаза. Нужно их только рассмотреть. Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А вы умеете дружить?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам тест из юношеского журнала «Сool». На каждый вопрос – три варианта ответа, вам необходимо выбрать один из предложенных.
Тест: 1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех:
А. С кем у меня складываются отличные отношения.
В. На кого можно всегда положиться в трудную ситуацию.
С. Кто умеет многого добиваться в жизни.
2. Честно говоря, тебе очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья… А. Были классными и интересными личностями.
В. Помогали тебе, когда ты об этом попросишь.
С. Никогда не предавали тебя в трудную минуту.
3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была ба книга…
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни.
В. Про интересных людей и их приключения.
С. Детектив или фантастика.
4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?
А. Попытаюсь их утихомирить…
В. Отойду в сторону – это не мои проблемы.
С. Разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.
5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если больше доверяли друг другу?
А. Думаю, что да.
В. Я не уверен (а).
С. По-моему, счастье не в этом.
6. Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили (может быть, пока) твои друзья?
А. Сомневаюсь.
В. Мне такая мысль никогда в голову не приходила…
С. Однозначно да.
7. Ты знаешь, что у друга ( подруги ) случилась неприятность и он (а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…
А. Не стану дожидаться и позвоню сам (а).
В. Посочувствую по телефону.
С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.
Оценка результатов теста. Сложите вместе относящиеся к вам баллы. Сумма баллов покажет вам результат.
| а | б | с |
1 | 0 | 3 | 6 |
2 | 6 | 0 | 3 |
3 | 6 | 3 | 0 |
4 | 0 | 6 | 3 |
5 | 6 | 3 | 0 |
6 | 3 | 0 | 6 |
7 | 6 | 3 | 0 |
0–20 баллов: Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них не плохо… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.
21 – 33 балла: Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебе в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.
34 – 48 баллов: Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) даже отодвинуть свои интересы в сторону. Попытайся спуститься с небес на землю!
Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык "А я такой, что поделаешь. Принимайте все как есть”. Иногда очень полезно осознать, «какой я», и попробовать изменить себя.
Педагог: - А теперь давайте обратимся к тем чертам, карточки с перечислением которых остались лежать на столе, и вы их не выбрали ни сердцем, ни глазами (вызывается ученик и зачитывает надписи на карточках с отрицательными чертами человека).
- Может ли друг иметь такие качества? Конечно же, нет. Они помешают не только дружбе, но и любым человеческим отношениям. Давайте мы их уничтожим (ученик рвет карточки).
Педагог: - Если бы так легко было и в жизни бороться с отрицательными качествами, как это мы сделали сейчас, но в жизни все гораздо сложнее. Однако, если человек знает свои недостатки, то он сможет с ними бороться. Преодоление качеств, несовместимых с дружескими отношениями, очень важно, так как при этом человек постоянно совершенствуется и видит себя глазами друга.
- Ребята, посмотрите на тему нашего часа общения. Дружить, беречь дружбу – надо уметь (слайд 4). Это целая наука, которой нужно овладеть, если хочешь иметь друзей и сам быть настоящим другом. Давайте попробуем взглянуть на себя со стороны глазами дружбы.
Сценка из школьной жизни (приглашаются 4 ученика. Им даются роли-автора, Наташи, Кости, учительницы).
Итак, перемена. Следующий урок – литература (ребята читают по ролям полученный текст).
На перемене Наташа подбежала к Костику: «Костя! Ты мой друг! Выручай. Я не выучила басню Крылова «Стрекоза и муравей». Скажи учительнице, что и ты не выучил». Костя спешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок. Учительница вошла в класс, поприветствовала и первым вызвала к доске Костю, который с выражением прочитал басню. «Молодец! – похвалила учительница. – Пять!» А Наташа прошептала: «Как тебе не стыдно!» - и отвернулась к окну.
Педагог: - А теперь разделимся на две группы: участники одной группы получают такое задание: «Как бы вы оценили поведение Кости?». А участники второй группы должны ответить на вопрос: «Как вы оцените поступок Наташи?» (слушаем размышления ребят).
Педагог: Вот что сказано в стихотворении А. Дементьева (слайд 5):
Друг познается в удаче. Так же порой, как в беде,
Если он душу не прячет, Чувства не держит в узде.
Друг познается в удаче. Если удача твоя,
Друга не радует – значит, Друг твой лукав, как змея.
Или же горькая зависть разум затмила его,
И на успех твой позарясь, Он не простит ничего.
Он не простит.. но иначе скажет об этом тебе.
Друг познается в удаче больше порой, чем в беде.
А теперь давайте разыграем эту сценку еще раз так, как если бы действительно в участвовал настоящий друг. Как бы он поступил? (сценка зачитывается еще раз уже другими участниками, но без последних слов Наташи. Дети должны закончить сценку).
Рефлексия:
Педагог:- Вот и подходит к концу наш путь длиною всего-то в 40 минут. Знаете, мне показалось, что мы с вами стали чуточку ближе. Поэтому я хочу подарить вам ростки нашей дружбы (дарю детям бумажные ростки). Это еще совсем маленькие росточки, но на них уже появился первый лист. Это листочек доверия между нами. Мне кажется, что эти маленькие росточки вы можете взрастить. Прикрепите к росткам еще листочки (на партах заранее разложены заготовки) и подумайте, какие человеческие качества они будут олицетворять. Каким необходимо быть, чтобы с тобой захотели дружить? Напишите это на листочках (дети пишут).
Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, взаимоуважением и бескорыстием. Спасибо! (раздаю детям памятки с основными законами дружбы (слайд 6).
ПАМЯТКА
Основные законы дружбы:
1. Один за всех, и все за одного.
2. Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
4. Радуйтесь вместе с друзьями.
5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не
обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко.
7. Помогай другу в беде.
8. Умей с другом разделить радость.
9. Не смейся над недостатками друга.
10.Останови друга, если он делает что-то плохое.
11.Умей принять помощь, совет.
12.Не обманывай друга.
13.Не предавай друга.
14.Относись к другу как к себе.
15.Умей признавать свои ошибки.