12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Курбатова138
Работаю в школе-интернате с детьми с интеллектуальными нарушениями воспитателем
Россия, Марий Эл респ., Косолапово, Марий Эл , Мари-Турекский район

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»



Классный час

«Поговорим о совести»

t1676496673aa.jpg










Подготовила и провела:воспитатель 6 класса

                                                 Курбатова Татьяна Александровна.












2022-2023гг.



Цель: способствовать формированию представления у учащихся понятия «совести», как важнейшего морально-этического регулятора поведения человека.

Задачи:

1. Обучающая: формирование ценности «нравственность» через знакомство обучающихся с рассказами и притчей, значением слова «совесть», «стыд» ;

2.Развивающая: умение осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; развивать внимание посредством упражнения –исключения; мышление посредством ответов на вопросы, соединения пословиц.

3.Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к ценностям человека, к изучению внутреннего мира человека, нравственные качества человека через осознание чувства совести;понять,что значит жить по совести.

Оборудование: мультимедиа-проектор, словарь Ожегова ; карточки с пословицами, эмблемы, задания.

I. Организационный момент.

1.Отчёт дежурного о готовности класса к мероприятию.

- Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных воспитанников!

- А теперь улыбнитесь друг другу, и увидите, как весело, приятно и тепло станет нам всем.

- А, чтобы это занятие оставалось радостным и и приятным, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям.

- Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

II.Формулирование темы, цели, задач классного часа. Постановка проблемы.

Воспитатель :Для начала, предлагаю вам проанализировать одну ситуацию.

- Я вам расскажу сейчас одну историю.

В одном городе жил мальчик Витя.

Жил с мамой, папой и бабушкой. Мама с папой работали, а бабушка присматривала за Витей. И вот однажды бабушка заболела, и она попросила мальчика сходить в магазин, и купить хлеб и молоко.

По дороге в магазин Витя встретил друзей и заигрался. Поиграв, он побежал домой. Когда мальчик вошёл в комнату, то увидел бабушку, сидящую, на диване, а рядом на стульчике стоял стакан с холодным чаем и сухой кусочек хлеба. Бабушка посмотрела на внука, в глазах блестели слёзы, и вдруг он вспомнил об обещании бабушке сходить в магазин. Витя быстро вышел из дома, и пока шёл до магазина думал, почему же ему так тоскливо и тяжело на сердце (на душе)

- А как вы думаете? Так почему же мальчику было так тоскливо и тяжело на сердце?

(ОТВЕТЫ детей)

- Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?

( СОВЕСТЬ)

- Подумайте, о чём же мы сегодня будем говорить на мероприятии?

- Верно, «совесть» одно из ключевых понятий нашего классного часа.

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать на занятии?

- Что такое совесть?

- Нужна ли она человеку?

- Что значит поступать по совести?

- Какая совесть бывает чиста?

А как будет называться наше мероприятие мы сейчас узнаем, выполнив небольшое задание.

Задание: зачеркнуть в тексте все буквы А(индивидуальное задание каждому)

III.Основная часть

-Кто из вас знает, что же такое совесть? (ответы детей)

-Где она живёт, есть ли она у вас?

Стих о совести Павлова Вика

- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела -
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт -
Никого не подведёт.
Совесть - клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.

1.Работа со словарём.

Обратимся к словарю Ожегова.(читает Маша)

Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей:

приставки со - что значит - вместе,

корня - весть, что значит, знать, ведать.

Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

- Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

совестливый – поступающий по совести;

добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный


-Какое чувство по отношению к бабушке испытывал Витя?

-А теперь найдем значение слова «стыд»

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили)

- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

- А есть ли в их значении какое-то различие?(Ответы детей)

2.Проблемные ситуации

Проблемная ситуация. Как бы вы поступили?

1) Вы покупаете в магазине хлеб, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят рублей. Как вы поступите?(Дети высказываются по поводу ситуации)

2) Вы списали контрольную работу у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?(Дети высказываются по поводу ситуации.)

3) В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса. Кого из героев истории можно назвать совестливым человеком?

- Трудно ли в нашей жизни поступать по совести? Что надо делать, чтобы поступить правильно?

3.Физкультминутка «Как живёшь?»

4.Притча "Осколки в сердце"
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше.
Прошло тридцать лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло? Это был я. Прости меня, – сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце тридцать лет, – ответил слепой.

Вопросы:

-Почему так называется притча? Как бы ты назвал эту притчу?

-Почему он так поступил?

-Что не давало покоя человеку?

-Что он сделал? ​​​​​​​

4.Работа с пословицами.

Здесь даны 3 пословицы, но они перепутаны, нужно соединить логически.(работа в парах)

Валя, Саша- отдельные задания


Совесть без зубов,

у того подушка под головой не вертится.

У кого совесть чиста,

а от совести нет.

От человека утаишь,

а грызёт.

Каждый из вас слышал и употреблял выражения: «Люди с чистой совестью», «угрызение совести», «Спокойная совесть».

Ребята, кого же называют «человеком с чистой совестью»?(ответы детей)

Чистая совесть означает, к что человек не чувствует за собой никакого злого поступка, никакого действия, которое должно было бы бояться мнения других людей.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

-Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

-Было ли стыдно за свои поступки?

-Всегда ли вы поступали по совести?


Вывод: значит Совесть –

заставляет размышлять о своих поступках,

критически оценивать свои поступки,

напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,

игнорирует хитрые оправдания,

заставляет говорить о себе правду.

IV.Итог занятия

- На каждом шагу мы делаем выбор между злом и добром. Но люди иногда ошибаются. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слушать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

Стихи детей (Костя,Дима,Паша,Влада,Артур)

В своей совместной работе мы пытались выяснить «Кто такой совестливый человек?» Ответив на несколько вопросов, мы получим образ совестливого человека.

Ответы на вопросы(коллективная работа)

Он работает с душой - да.

Не пройдёт мимо чужой беды - да.

Всё делает по совести - да.

Он добр, честен, правдив - да .

Ищет оправдание своим поступкам - нет.

Ищет снисхождение, пощады к себе - нет.

- Итак, о каком же нравственном качестве мы сегодня говорили?

- Как вы поняли, что такое совесть?

- Запомните, ребята, именно на совестливых людях держится порядок и мир в нашем доме, нашей стране.

Я думаю, что каждый сегодня из нашего занятия сделал правильный вывод для себя. Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках.

Вы тоже уже много совершили ошибок, кого-то обидели.

Прислушайтесь к своей совести, подумайте и решите. Выбор за вами. Всем спасибо за занятие!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.