12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Татьяна Курбатова138 Работаю в школе-интернате с детьми с интеллектуальными нарушениями воспитателем Россия, Марий Эл респ., Косолапово, Марий Эл , Мари-Турекский район |
Поговорим о совести
ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
Классный час
«Поговорим о совести»
Подготовила и провела:воспитатель 6 класса
Курбатова Татьяна Александровна.
2022-2023гг.
Цель: способствовать формированию представления у учащихся понятия «совести», как важнейшего морально-этического регулятора поведения человека.
Задачи:
1. Обучающая: формирование ценности «нравственность» через знакомство обучающихся с рассказами и притчей, значением слова «совесть», «стыд» ;
2.Развивающая: умение осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; развивать внимание посредством упражнения –исключения; мышление посредством ответов на вопросы, соединения пословиц.
3.Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к ценностям человека, к изучению внутреннего мира человека, нравственные качества человека через осознание чувства совести;понять,что значит жить по совести.
Оборудование: мультимедиа-проектор, словарь Ожегова ; карточки с пословицами, эмблемы, задания.
I. Организационный момент.
1.Отчёт дежурного о готовности класса к мероприятию.
- Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных воспитанников!
- А теперь улыбнитесь друг другу, и увидите, как весело, приятно и тепло станет нам всем.
- А, чтобы это занятие оставалось радостным и и приятным, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям.
- Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
II.Формулирование темы, цели, задач классного часа. Постановка проблемы.
Воспитатель :Для начала, предлагаю вам проанализировать одну ситуацию.
- Я вам расскажу сейчас одну историю.
В одном городе жил мальчик Витя.
Жил с мамой, папой и бабушкой. Мама с папой работали, а бабушка присматривала за Витей. И вот однажды бабушка заболела, и она попросила мальчика сходить в магазин, и купить хлеб и молоко.
По дороге в магазин Витя встретил друзей и заигрался. Поиграв, он побежал домой. Когда мальчик вошёл в комнату, то увидел бабушку, сидящую, на диване, а рядом на стульчике стоял стакан с холодным чаем и сухой кусочек хлеба. Бабушка посмотрела на внука, в глазах блестели слёзы, и вдруг он вспомнил об обещании бабушке сходить в магазин. Витя быстро вышел из дома, и пока шёл до магазина думал, почему же ему так тоскливо и тяжело на сердце (на душе)
- А как вы думаете? Так почему же мальчику было так тоскливо и тяжело на сердце?
(ОТВЕТЫ детей)
- Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?
( СОВЕСТЬ)
- Подумайте, о чём же мы сегодня будем говорить на мероприятии?
- Верно, «совесть» одно из ключевых понятий нашего классного часа.
- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать на занятии?
- Что такое совесть?
- Нужна ли она человеку?
- Что значит поступать по совести?
- Какая совесть бывает чиста?
А как будет называться наше мероприятие мы сейчас узнаем, выполнив небольшое задание.
Задание: зачеркнуть в тексте все буквы А(индивидуальное задание каждому)
III.Основная часть
-Кто из вас знает, что же такое совесть? (ответы детей)
-Где она живёт, есть ли она у вас?
Стих о совести Павлова Вика
- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела -
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт -
Никого не подведёт.
Совесть - клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.
1.Работа со словарём.
Обратимся к словарю Ожегова.(читает Маша)
Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей:
приставки со - что значит - вместе,
корня - весть, что значит, знать, ведать.
Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.
- Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)
совестливый – поступающий по совести;
добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный
-Какое чувство по отношению к бабушке испытывал Витя?
-А теперь найдем значение слова «стыд»
(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили)
- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?
- А есть ли в их значении какое-то различие?(Ответы детей)
2.Проблемные ситуации
Проблемная ситуация. Как бы вы поступили?
1) Вы покупаете в магазине хлеб, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят рублей. Как вы поступите?(Дети высказываются по поводу ситуации)
2) Вы списали контрольную работу у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?(Дети высказываются по поводу ситуации.)
3) В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса. Кого из героев истории можно назвать совестливым человеком?
- Трудно ли в нашей жизни поступать по совести? Что надо делать, чтобы поступить правильно?
3.Физкультминутка «Как живёшь?»
4.Притча "Осколки в сердце"
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше.
Прошло тридцать лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло? Это был я. Прости меня, – сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце тридцать лет, – ответил слепой.
Вопросы:
-Почему так называется притча? Как бы ты назвал эту притчу?
-Почему он так поступил?
-Что не давало покоя человеку?
-Что он сделал?
4.Работа с пословицами.
Здесь даны 3 пословицы, но они перепутаны, нужно соединить логически.(работа в парах)
Валя, Саша- отдельные задания
Совесть без зубов, | у того подушка под головой не вертится. |
У кого совесть чиста, | а от совести нет. |
От человека утаишь, | а грызёт. |
Каждый из вас слышал и употреблял выражения: «Люди с чистой совестью», «угрызение совести», «Спокойная совесть».
Ребята, кого же называют «человеком с чистой совестью»?(ответы детей)
Чистая совесть означает, к что человек не чувствует за собой никакого злого поступка, никакого действия, которое должно было бы бояться мнения других людей.
Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.
-Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
-Было ли стыдно за свои поступки?
-Всегда ли вы поступали по совести?
Вывод: значит Совесть –
заставляет размышлять о своих поступках,
критически оценивать свои поступки,
напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,
игнорирует хитрые оправдания,
заставляет говорить о себе правду.
IV.Итог занятия
- На каждом шагу мы делаем выбор между злом и добром. Но люди иногда ошибаются. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слушать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
Стихи детей (Костя,Дима,Паша,Влада,Артур)
В своей совместной работе мы пытались выяснить «Кто такой совестливый человек?» Ответив на несколько вопросов, мы получим образ совестливого человека.
Ответы на вопросы(коллективная работа)
Он работает с душой - да.
Не пройдёт мимо чужой беды - да.
Всё делает по совести - да.
Он добр, честен, правдив - да .
Ищет оправдание своим поступкам - нет.
Ищет снисхождение, пощады к себе - нет.
- Итак, о каком же нравственном качестве мы сегодня говорили?
- Как вы поняли, что такое совесть?
- Запомните, ребята, именно на совестливых людях держится порядок и мир в нашем доме, нашей стране.
Я думаю, что каждый сегодня из нашего занятия сделал правильный вывод для себя. Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках.
Вы тоже уже много совершили ошибок, кого-то обидели.
Прислушайтесь к своей совести, подумайте и решите. Выбор за вами. Всем спасибо за занятие!