Урок информатики в 9 классе: Поиск, сортировка и визуализация информации в среде табличного редактора
Клевцова Е.В., МБОУ – Питлярская СОШ «Образовательный центр»
Событийно-блочное погружение
Предмет: Информатика
Класс: 9
В нашей школе в 2021 году отмечается юбилей – 90 лет со дня основания. С 1 сентября проводятся различные мероприятия – конкурсы, классные часы, акции добрых дел, открытые уроки. В связи с этим значимым событием в календарно-тематическом планировании курса информатики 9 класса внесены изменения.
Сохранить историю – воспитать будущее.
Раздел | Тема урока | Элементы событийно-блочного погружения «Юбилей школы» | Количество часов |
Информационное моделирование. Информационные технологии | Табличное моделирование. Базы данных. Электронные таблицы. Диаграммы. Визуализация информации. | Выпускники школы. Инфографика. | 1-2 |
Компьютерная графика. Создание и редактирование графических файлов. Графический редактор. | Фотоальбом выпускников школы. Сканирование и обработка фотографий. Фотомонтаж. Художественная обработка, реставрация фото для музея. | 2 | |
Текстовый редактор. Publisher. Визуализация информации. | Выпускники школы. Подготовка буклета к юбилею. Школьная газета | 2 | |
Мультимедийная презентация Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Дизайн. Анимация. Гиперссылки | Видеоролик «История школы. Выпускники школы». Мини-сайт. | 2 |
Технологическая карта урока информатики в 9 классе
«Поиск информации в базе данных. Наглядное представление информации средствами деловой графики»
Модуль | Информационное моделирование. Информационные технологии | |
Урок | Табличное моделирование. Базы данных. Электронные таблицы. Диаграммы. Визуализация информации. Поиск информации в базе данных. Наглядное представление информации средствами деловой графики | |
Элементы событийно-блочного погружения | Работа с Базой Данных «Выпускники школы», подготовка инфографики – буклета к 90-летнему юбилею школы. | |
Цели урока Создание условий формирования представления о возможностях автоматизации поиска и сортировки информации, о типах диаграмм, условий формирования практических навыков создания диаграмм в электронных таблицах. | Достижение личностных результатов: показать необходимость знаний курса для жизни человека; познакомить с применением информационных технологий в повседневной жизни; развитие общекультурной патриотической и гражданской компетенций через активизацию познания и опыта деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; Достижение метапредметных результатов: развить навыки работы с разными видами информации; развить навык планирования работы и организации рабочего места; развитие познавательных УУД через совершенствование умений анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать материал; развитие коммуникативных УУД при организации учебного сотрудничества; формирование умений работать с информацией в различных видах, умений преобразовывать информацию; развитие регулятивной компетенции через систему заданий на планирование деятельности, на оценку результативности деятельности на уроке. Достижение предметных результатов освоение приемов работы поиска, сортировки, визуального представления информации средствами Электронной таблицы; развитие умений обработки информации в среде табличного процессора; освоение приемов работы с функцией «мастер диаграмм» при выполнении заданий. | |
Тип урока | Урок "открытия нового знания" (ОНЗ) | |
Формы работы | Фронтальная, работа в группах или в парах, индивидуальная работа, компьютерный практикум. | |
Проблемный вопрос | Как организовать быстрый поиск информации в большом массиве данных? Где и зачем могут понадобиться графики и диаграммы? Зачем нужны диаграммы и графики? | |
Опорные понятия, термины | Фильтр, сортировка, график, круговая, столбчатая, лепестковая диаграммы, диаграммы с группировкой, с накоплением. | |
Планируемый результат | Предметные умения: - уметь различать типы диаграмм, строить и использовать диаграммы; - знать возможности программы "Электронные таблицы". Метапредметные: - умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы; - умение создавать, применять продукты деятельности в разных предметных областях; - развитие ИКТ-компетенции. | УУД Личностные: - формирование ответственного отношения к учению; - самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих возможностях); - смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); - привлечение личного жизненного опыта. Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного; - организация своей учебной деятельности (умение учиться); - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты, адекватно воспринимать оценку своей деятельности. Познавательные (общеучебные): - умение структурировать знание; - поиск и выделение необходимой информации; - анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для анализа, синтеза, сравнения; - выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: - согласование усилий по достижению общей цели; - умение договариваться, находить общее решение; - навыки сотрудничества, планирование деятельности с учетом позиции собеседника или партнера по деятельности. |
Формы контроля | Фронтальный опрос, выполнение практической работы | |
Межпредметные связи | Математика, история, обществознание | |
Оборудование и ресурсы | Компьютеры, мобильный класс, проектор, интерактивная, презентация, карточки, программа "Электронные таблицы", учебник. | |
Здоровьесберегающие технологии | Динамическая пауза (игра "Тик-так") |
Ход урока
Этапы | Ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный этап 2. Этап мотивации | 1. Игра «Собери пазл и расскажи» 2. Блиц-опрос: 2.1. лента времени | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу); - актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (надо); - устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу). | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Предлагает выполнить задание по карточке 1: Проверяет результат на доске и организует обсуждение темы урока - проблемного вопроса "Зачем нужны графики и диаграммы?" | В группах или в парах осуществляют поиск информации, анализируют, выполняют задание и демонстрируют результат на доске. Предлагают и согласовывают тему урока. | Познавательные: Осуществляют актуализацию жизненного опыта, Коммуникативные: Организуют сотрудничество, слушают, вступают в диалог. Регулятивные: Оценивают предложенные варианты темы, выбирают. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Этап актуализации и пробного учебного действия | 2.2. Мини-викторина. Инфографика «Школа сегодня». Информация о школе в разной форме (Карточка 1 -текст, Карточка 2 - таблица, Карточка 3 - диаграмма) | Подготавливает мышление уч-ся и организует осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий; - акцентирует внимание на значимости темы. | Игра - викторина. Группы получают карточки в которых данные о школе представлены в разной форме (текст, таблица, диаграмма). Учащиеся должны быстро ответить на вопросы викторины: - Сколько учеников в школе сегодня? - Сколько классов? - Сколько мальчиков? - Сколько девочек? - В каком классе самое большое количество учеников? - В каком классе учится меньше всего учеников? - Ученики каких классов будут учиться в школе во время празднования 100-летнего юбилея? Проблемная ситуация: Как вы думаете, почему всё время выигрывала команда №3 (команда с карточкой – диаграммой)? Почему? Давайте посмотрим ваши карточки. В чем различие? Так ли важно, в какой форме представлена информация? Давайте вернёмся к нашему вопросу: какой способ представления информации самый удобный? Бытрый поиск информации зависит от формы представления. Диаграммы и графики помогают визуализировать информацию. | Работают по карточке. В группах или в парах осуществляют поиск информации и отвечают на вопросы учителя. Обсуждают результат викторины. Записывают дату и тему урока | Познавательные: - Воспроизводят и фиксируют знания, умения, навыки достаточные для построения нового способа действий; - актуализируют мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение) и познавательные процессы (память, внимание). Коммуникативные: Участвуют в поиске информации. обсуждают Регулятивные: Фиксируют затруднения в выполнении действий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Этап освоения новых знаний. Продуктивная деятельность | Презентация "Поиск и визуализация информации в среде электронных таблиц. Фильтр, сортировка, диаграммы" Карточка с заданиями для практикума «Поиск информации для ответа на предложенные в карте вопросы. Составление диаграмм по материалам школьной базы данных «Выпускники школы» | Организует учебные действия по освоению новых знаний и новых практических умений, навыков. Организует самостоятельное выполнение учащимися заданий по инструктивной карточке. | Беседа по презентации. - фильтр, сортировка, алгоритм использования; - текст, таблицы, диаграммы; - элементы диаграммы (ось значений - у, ось категорий- х); - типы диаграмм (график, столбчатая, круговая, лепестковая); - алгоритм работы (найти информацию, скопировать, создать таблицу, выделить, создать диаграмму). Практическая работа: Ребята получают инструкцию, работают в среде ЭТ, используя фильтр и сортировку находят информацию, создают новые таблицы, создают диаграммы разного типа. | Участвуют в обсуждении, применяют новый способ действий. Практическая работа Работа по карточке. | Познавательные: Структурирование новых знаний. Коммуникативные: Работа с числовой и текстовой информацией, применение ИКТ-компетенций при работе с компьютером. Регулятивные: Оценивают личные достижения, планируют деятельность. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка | игра | Организует смену деятельности, разгрузку учеников. Игра "Тик-так" – Встаем в круг и по очереди называем устройства компьютера передавая таймер имитирующий будильник, который в любой момент может зазвенеть. | Активизируют внимание, память, быстроту реакции, взаимодействие в группе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Этап первичного закрепления новых знаний. Продуктивная деятельность | Представление результатов работы. | Создает ситуацию успеха для каждого, предоставляет возможность фиксирования ошибок и возможность их коррекции. | Контроль усвоения, обсуждение и коррекция ошибок. | Представляют подготовленные таблицы, диаграммы, ответы на вопросы. Объясняют приемы работы, перечисляют используемые средства табличного процессора. Применяют новые знания в разных ситуациях. | Познавательные: Осознание методов построения и границ применения нового знания. Коммуникативные: Формулирование четких, конкретных ответов, определение соответствия. Регулятивные: Выявляют границы применения нового знания | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Рефлексия. Подведение итогов. | Построение диаграммы успешности урока | Предлагает осуществить самооценку. Намечает цели дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки с комментариями (Д/з с элементами творчества). Выявляет качество усвоения знаний. Подводит итоги работы. | Чему мы научились на уроке? Ответили ли мы на вопрос заданный в начале урока? Какие трудности вы испытывали при построении диаграмм? Диаграмма успеха - у нас есть 9 кирпичиков, построим вместе диаграмму нашего урока. Подумайте и ответьте на вопрос - достигли ли вы результата? Научились ли делать диаграммы? Насколько легко вам работалось? Разместите "свой кирпичик" на один из предложенных вариантов графика. | Учащиеся анализируют свою работу, свои затруднения и проводят самооценку. Записывают домашнее задание. | Коммуникативные: Индивидуальная и коллективная рефлексия достижения цели учебного действия. Регулятивные: Самооценка результатов учебной деятельности. Соотношение цели и результатов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | | Знаете ли вы кто в вашей семье, кроме вас учился в нашей школе? Проведите мини-исследование и к следующему уроку заполните предложенную таблицу. Интересно, у кого «школьная родословная» окажется больше? Для чьей семьи наша школа наиболее значима? Домашнее задание: заполнить таблицу выпускников нашей школы в семье
|
Приложение
1. Игра «Собери пазл и расскажи»
На интерактивной доске в беспорядке числа: 1; 1931; 09; 104; 90; 2021
Задание – расположить числа по порядку и составить рассказ о школе.
(Пример: Наша школа основана 1.09.1931 года. В 2021 году школе исполнится 90 лет. Сейчас в ней учится 104 ученика.
2. Блиц-опрос: лента времени
Школе 90 лет. Много это или мало? На интерактивной доске и на ваших карточках разные значимые события прошлых лет. Зачеркните все, что произошло после основания нашей школы. Все чего не было в первый год ее жизни.
результат:
3. Мини-викторина. Инфографика «Школа сегодня».
Информация о школе в разной форме (Карточка 1 -текст, Карточка 2 - таблица, Карточка 3 - диаграмма)
4. Презентация "Поиск и визуализация информации в среде электронных таблиц. Фильтр, сортировка, диаграммы"
5. Карточка с заданиями для практикума «Поиск информации для ответа на предложенные в карте вопросы. Составление диаграмм по материалам школьной базы данных «Выпускники школы»
Юбилей школы. В 2021 году нашей школе 90 лет!
База Данных «Выпускники школы»
Определите, сколько лет представлено в Базе Данных.
Используйте операцию «Сортировка» для поля «ГОД ВЫПУСКА», найдите самый ранний год выпуска и самый поздний.
Выпускники какого года впервые занесены в Базу данных? Сколько было учеников в этом классе?
Используйте операцию «Фильтр» для поля «ГОД ВЫПУСКА», выделите только самый ранний год.
Сколько всего выпускников в Базе данных?
Кого было больше среди выпускников – мальчиков или девочек?
Используйте «Фильтр» для поля «ПОЛ», выберите только «М», запишите сколько мальчиков, выберите только «Ж», запишите, сколько девочек.
Определите самый большой и самый маленький выпуск.
Для этого заполните таблицу, используя операцию «Фильтр» для поля «ГОД ВЫПУСКА». Выделите сначала один год, затем второй и так далее.
Год выпуска | Выпускной класс | Количество учеников в классе |
| | |
| | |
В каком году окончил школу Роман Ругин? Используйте «Сортировку» для полей «Фамилия, Имя» ил «Фильтр» по этим полям.
Найдите в Базе данных количество выпускников с таким же именем как у вас.
Постройте круговую диаграмму для данных, полученных в задании 4. Оформите легенду (подписи, заголовок)
Постройте столбчатую диаграмму по данным, полученным в задании 5. Оформите легенду (подписи, заголовок)
Сохраните результаты работы в своей папке.
Домашнее задание:
Как вы думаете, сколько ваших родственников училось в нашей школе?
Проведите дома мини-исследование, заполните таблицу:
Степень родства | ФИО | Года учебы | ФИО первой учительницы, классного руководителя в старших классах |
Братья | | | |
Сестры | | | |
Мама | | | |
Папа | | | |
Дяди | | | |
Тети | | | |
Бабушки | | | |
Дедушки | | | |
Прабабушки | | | |
Прадедушки | | | |
Племянники | | | |
6. Построение диаграммы успешности урока
Пример:
Примеры инфографики о выпускниках школы