Урок информатики в 9 классе: Поиск, сортировка и визуализация информации в среде табличного редактора

2
0
Материал опубликован 28 October 2021

Клевцова Е.В., МБОУ – Питлярская СОШ «Образовательный центр»


Событийно-блочное погружение

Предмет: Информатика

Класс: 9


В нашей школе в 2021 году отмечается юбилей – 90 лет со дня основания. С 1 сентября проводятся различные мероприятия – конкурсы, классные часы, акции добрых дел, открытые уроки. В связи с этим значимым событием в календарно-тематическом планировании курса информатики 9 класса внесены изменения.


Сохранить историю – воспитать будущее.


Раздел

Тема урока

Элементы событийно-блочного погружения

«Юбилей школы»

Количество часов

Информационное моделирование.

Информационные технологии

Табличное моделирование. Базы данных. Электронные таблицы. Диаграммы. Визуализация информации.

Выпускники школы. Инфографика.

1-2

Компьютерная графика. Создание и редактирование графических файлов. Графический редактор.

Фотоальбом выпускников школы. Сканирование и обработка фотографий. Фотомонтаж. Художественная обработка, реставрация фото для музея.

2

Текстовый редактор. Publisher. Визуализация информации.

Выпускники школы. Подготовка буклета к юбилею. Школьная газета

2

Мультимедийная презентация Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Дизайн. Анимация. Гиперссылки

Видеоролик «История школы. Выпускники школы». Мини-сайт.

2


Технологическая карта урока информатики в 9 классе

«Поиск информации в базе данных. Наглядное представление информации средствами деловой графики»


Модуль

Информационное моделирование. Информационные технологии

Урок

Табличное моделирование. Базы данных. Электронные таблицы. Диаграммы. Визуализация информации.


Поиск информации в базе данных. Наглядное представление информации средствами деловой графики

Элементы событийно-блочного погружения

Работа с Базой Данных «Выпускники школы», подготовка инфографики – буклета к 90-летнему юбилею школы.

Цели урока

Создание условий формирования представления о возможностях автоматизации поиска и сортировки информации, о типах диаграмм, условий формирования практических навыков создания диаграмм в электронных таблицах.

Достижение личностных результатов:

показать необходимость знаний курса для жизни человека;

познакомить с применением информационных технологий в повседневной жизни;

развитие общекультурной патриотической и гражданской компетенций через активизацию познания и опыта деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;


Достижение метапредметных результатов:

развить навыки работы с разными видами информации;

развить навык планирования работы и организации рабочего места;

развитие познавательных УУД через совершенствование умений анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать материал;

развитие коммуникативных УУД при организации учебного сотрудничества;

формирование умений работать с информацией в различных видах, умений преобразовывать информацию;

развитие регулятивной компетенции через систему заданий на планирование деятельности, на оценку результативности деятельности на уроке.


Достижение предметных результатов

освоение приемов работы поиска, сортировки, визуального представления информации средствами Электронной таблицы;

развитие умений обработки информации в среде табличного процессора;

освоение приемов работы с функцией «мастер диаграмм» при выполнении заданий.

Тип урока

Урок "открытия нового знания" (ОНЗ)

Формы работы

Фронтальная, работа в группах или в парах, индивидуальная работа, компьютерный практикум.

Проблемный вопрос

Как организовать быстрый поиск информации в большом массиве данных? Где и зачем могут понадобиться графики и диаграммы? Зачем нужны диаграммы и графики?

Опорные понятия, термины

Фильтр, сортировка, график, круговая, столбчатая, лепестковая диаграммы, диаграммы с группировкой, с накоплением.

Планируемый результат

Предметные умения:

- уметь различать типы диаграмм, строить и использовать диаграммы;

- знать возможности программы "Электронные таблицы".



Метапредметные:

- умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы;

- умение создавать, применять продукты деятельности в разных предметных областях;

- развитие ИКТ-компетенции.

УУД

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению;

- самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих возможностях);

- смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом);

- привлечение личного жизненного опыта.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного;

- организация своей учебной деятельности (умение учиться);

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты, адекватно воспринимать оценку своей деятельности.

Познавательные (общеучебные):

- умение структурировать знание;

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для анализа, синтеза, сравнения;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

- согласование усилий по достижению общей цели;

- умение договариваться, находить общее решение;

- навыки сотрудничества, планирование деятельности с учетом позиции собеседника или партнера по деятельности.

Формы контроля

Фронтальный опрос, выполнение практической работы

Межпредметные связи

Математика, история, обществознание

Оборудование и ресурсы

Компьютеры, мобильный класс, проектор, интерактивная, презентация, карточки, программа "Электронные таблицы", учебник.

Здоровьесберегающие технологии

Динамическая пауза (игра "Тик-так")



t1635444797aa.png

Ход урока

Этапы

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный этап

2. Этап мотивации

1. Игра «Собери пазл и расскажи»

2. Блиц-опрос:

2.1. лента времени




Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу);

- актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (надо);

- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу).

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.


Предлагает выполнить задание по карточке 1:



Проверяет результат на доске и организует обсуждение темы урока - проблемного вопроса "Зачем нужны графики и диаграммы?"

В группах или в парах осуществляют поиск информации, анализируют, выполняют задание и демонстрируют результат на доске.


Предлагают и согласовывают тему урока.

Познавательные:

Осуществляют актуализацию жизненного опыта,

Коммуникативные:

Организуют сотрудничество, слушают, вступают в диалог.

Регулятивные:

Оценивают предложенные варианты темы, выбирают.



3. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.2. Мини-викторина. Инфографика «Школа сегодня».

Информация о школе в разной форме (Карточка 1 -текст, Карточка 2 - таблица, Карточка 3 - диаграмма)



Подготавливает мышление уч-ся и организует осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий;

- акцентирует внимание на значимости темы.

Игра - викторина.


Группы получают карточки в которых данные о школе представлены в разной форме (текст, таблица, диаграмма). Учащиеся должны быстро ответить на вопросы викторины:

- Сколько учеников в школе сегодня?

- Сколько классов?

- Сколько мальчиков?

- Сколько девочек?

- В каком классе самое большое количество учеников?

- В каком классе учится меньше всего учеников?

- Ученики каких классов будут учиться в школе во время празднования 100-летнего юбилея?


Проблемная ситуация: Как вы думаете, почему всё время выигрывала команда №3 (команда с карточкой – диаграммой)? Почему? Давайте посмотрим ваши карточки. В чем различие? Так ли важно, в какой форме представлена информация?

Давайте вернёмся к нашему вопросу: какой способ представления информации самый удобный?
Раз мы решили, что удобство формы представления информации зависит от ситуации, каким умением должен обладать каждый человек?

Бытрый поиск информации зависит от формы представления. Диаграммы и графики помогают визуализировать информацию.

Работают по карточке.

В группах или в парах осуществляют поиск информации и отвечают на вопросы учителя.









Обсуждают результат викторины.



Записывают дату и тему урока

Познавательные:

- Воспроизводят и фиксируют знания, умения, навыки достаточные для построения нового способа действий;

- актуализируют мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение) и познавательные процессы (память, внимание).

Коммуникативные:

Участвуют в поиске информации. обсуждают

Регулятивные:

Фиксируют затруднения в выполнении действий.

4. Этап освоения новых знаний.


Продуктивная деятельность

Презентация "Поиск и визуализация информации в среде электронных таблиц. Фильтр, сортировка, диаграммы"




Карточка с заданиями для практикума «Поиск информации для ответа на предложенные в карте вопросы. Составление диаграмм по материалам школьной базы данных «Выпускники школы»

Организует учебные действия по освоению новых знаний и новых практических умений, навыков.

Организует самостоятельное выполнение учащимися заданий по инструктивной карточке.

Беседа по презентации.

- фильтр, сортировка, алгоритм использования;

- текст, таблицы, диаграммы;

- элементы диаграммы (ось значений - у, ось категорий- х);

- типы диаграмм (график, столбчатая, круговая, лепестковая);

- алгоритм работы (найти информацию, скопировать, создать таблицу, выделить, создать диаграмму).


Практическая работа:

Ребята получают инструкцию, работают в среде ЭТ, используя фильтр и сортировку находят информацию, создают новые таблицы, создают диаграммы разного типа.


Участвуют в обсуждении, применяют новый способ действий.







Практическая работа

Работа по карточке.

Познавательные:

Структурирование новых знаний.

Коммуникативные:

Работа с числовой и текстовой информацией, применение ИКТ-компетенций при работе с компьютером.

Регулятивные:

Оценивают личные достижения, планируют деятельность.


5. Физкультминутка

игра

Организует смену деятельности, разгрузку учеников.

Игра "Тик-так" – Встаем в круг и по очереди называем устройства компьютера передавая таймер имитирующий будильник, который в любой момент может зазвенеть.

Активизируют внимание, память, быстроту реакции, взаимодействие в группе.

5. Этап первичного закрепления новых знаний.


Продуктивная деятельность

Представление результатов работы.

Создает ситуацию успеха для каждого, предоставляет возможность фиксирования ошибок и возможность их коррекции.

Контроль усвоения, обсуждение и коррекция ошибок.


Представляют подготовленные таблицы, диаграммы, ответы на вопросы. Объясняют приемы работы, перечисляют используемые средства табличного процессора.


Применяют новые знания в разных ситуациях.

Познавательные:

Осознание методов построения и границ применения нового знания.

Коммуникативные:

Формулирование четких, конкретных ответов, определение соответствия.

Регулятивные:

Выявляют границы применения нового знания

6. Рефлексия.

Подведение итогов.


Построение диаграммы успешности урока

Предлагает осуществить самооценку. Намечает цели дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки с комментариями (Д/з с элементами творчества). Выявляет качество усвоения знаний. Подводит итоги работы.

Чему мы научились на уроке? Ответили ли мы на вопрос заданный в начале урока? Какие трудности вы испытывали при построении диаграмм?


Диаграмма успеха

- у нас есть 9 кирпичиков, построим вместе диаграмму нашего урока.

Подумайте и ответьте на вопрос - достигли ли вы результата? Научились ли делать диаграммы? Насколько легко вам работалось? Разместите "свой кирпичик" на один из предложенных вариантов графика.



Учащиеся анализируют свою работу, свои затруднения и проводят самооценку.

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные: Индивидуальная и коллективная рефлексия достижения цели учебного действия.

Регулятивные:

Самооценка результатов учебной деятельности.

Соотношение цели и результатов.

Домашнее задание


Знаете ли вы кто в вашей семье, кроме вас учился в нашей школе?

Проведите мини-исследование и к следующему уроку заполните предложенную таблицу. Интересно, у кого «школьная родословная» окажется больше? Для чьей семьи наша школа наиболее значима?

Домашнее задание: заполнить таблицу выпускников нашей школы в семье

Степень родства

ФИО

Года учебы

ФИО классного руководителя, первого учителя

Мама




Папа




Братья




Сестры




Дяди




Тети




Бабушки




Дедушки













Приложение

1. Игра «Собери пазл и расскажи»

На интерактивной доске в беспорядке числа: 1; 1931; 09; 104; 90; 2021

Задание – расположить числа по порядку и составить рассказ о школе.

(Пример: Наша школа основана 1.09.1931 года. В 2021 году школе исполнится 90 лет. Сейчас в ней учится 104 ученика.

2. Блиц-опрос: лента времени

Школе 90 лет. Много это или мало? На интерактивной доске и на ваших карточках разные значимые события прошлых лет. Зачеркните все, что произошло после основания нашей школы. Все чего не было в первый год ее жизни.

t1635444797ab.pngрезультат: t1635444797ac.png t1635444797ad.png



3. Мини-викторина. Инфографика «Школа сегодня».

Информация о школе в разной форме (Карточка 1 -текст, Карточка 2 - таблица, Карточка 3 - диаграмма)

4. Презентация "Поиск и визуализация информации в среде электронных таблиц. Фильтр, сортировка, диаграммы"

t1635444797ae.pngt1635444797af.png



5. Карточка с заданиями для практикума «Поиск информации для ответа на предложенные в карте вопросы. Составление диаграмм по материалам школьной базы данных «Выпускники школы»

Юбилей школы. В 2021 году нашей школе 90 лет!

База Данных «Выпускники школы»

Определите, сколько лет представлено в Базе Данных.

Используйте операцию «Сортировка» для поля «ГОД ВЫПУСКА», найдите самый ранний год выпуска и самый поздний.

Выпускники какого года впервые занесены в Базу данных? Сколько было учеников в этом классе?

Используйте операцию «Фильтр» для поля «ГОД ВЫПУСКА», выделите только самый ранний год.

Сколько всего выпускников в Базе данных?

Кого было больше среди выпускников – мальчиков или девочек?

Используйте «Фильтр» для поля «ПОЛ», выберите только «М», запишите сколько мальчиков, выберите только «Ж», запишите, сколько девочек.

Определите самый большой и самый маленький выпуск.

Для этого заполните таблицу, используя операцию «Фильтр» для поля «ГОД ВЫПУСКА». Выделите сначала один год, затем второй и так далее.

Год выпуска

Выпускной класс

Количество учеников в классе







В каком году окончил школу Роман Ругин? Используйте «Сортировку» для полей «Фамилия, Имя» ил «Фильтр» по этим полям.

Найдите в Базе данных количество выпускников с таким же именем как у вас.

Постройте круговую диаграмму для данных, полученных в задании 4. Оформите легенду (подписи, заголовок)

Постройте столбчатую диаграмму по данным, полученным в задании 5. Оформите легенду (подписи, заголовок)

Сохраните результаты работы в своей папке.

Домашнее задание:

Как вы думаете, сколько ваших родственников училось в нашей школе?

Проведите дома мини-исследование, заполните таблицу:

Степень родства

ФИО

Года учебы

ФИО первой учительницы, классного руководителя в старших классах

Братья




Сестры




Мама




Папа




Дяди




Тети




Бабушки




Дедушки




Прабабушки




Прадедушки




Племянники






6. Построение диаграммы успешности урока

Пример: t1635444797ag.png



Примеры инфографики о выпускниках школы

t1635444797ah.pngt1635444797ai.png

t1635444797aj.pngt1635444797ak.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.