I. Общие положения
1.1.Логопедический кабинет создается для оказания практической помощи дошкольникам старшего и подготовительного возраста.
1.2.Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования коррекционно-педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и профессионального уровня учителя-логопеда, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения.
1.3.Логопедический кабинет является важнейшей составляющей коррекционно-развивающей среды, задачами которого являются:
-осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у дошкольников;
-предупреждение и коррекция нарушений устной речи;
-развитие высших психических функций обучающихся.
1.4.Непосредственное руководство работой логопедического кабинета осуществляется администрацией МКДОУ.
II. Организация логопедической работы
2.1. Прием детей с нарушениями речи производится логопедом в начале учебного года.
2.2. Выявление детей с речевыми нарушениями для прохождения ПМПК проводится с 15 по 30 апреля.
2.3. Дети, нуждающиеся в логопедических занятиях, направляются на психолого – медико – педагогическую комиссию для последующего зачисления в группу для детей с нарушениями речи, затем на психолого-медико-педагогический консилиум МКДОУ для выработки индивидуального образовательного маршрута.
2.4. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются индивидуальные подгрупповые и фронтальные занятия.
2.5. Сроки коррекционного обучения определяются специалистами ПМПК и зависят от сложности речевого нарушения.
2.6. Продолжительность логопедических занятий зависит от формы занятий (индивидуальные, фронтальные), возраста и индивидуальных особенностей детей.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки: |
|
Старшая группа |
25 минут – Фронтальная НОД 15 минут – Подгрупповая, индивидуальная НОД |
Подготовительная группа |
30 минут – Фронтальная НОД 20 минут – Подгрупповая, индивидуальная НОД |
2.7. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Фронтальные занятия проводятся согласно сетке.
2.8. Учебная нагрузка учителю-логопеду устанавливается из расчета 20 часов в неделю.
2.9. Учебный материал (картинки, буквы и пр.), используемый для исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту и уровню речевого развития обучающихся.
2.10. Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте учащегося и доводятся до сведения воспитателей, родителей и администрации МКДОУ.
2.11. Обучающиеся с нарушениями речи по мере надобности направляются логопедом в поликлинику для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психоневрологом, отоларингологом и др.).
2.12. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий, а также за соблюдение правил для обучающихся в логопедическом кабинете возлагается на учителя-логопеда и администрацию МКДОУ.
2.13. Выпуск дошкольников из группы для детей с нарушением речи производится в конце каждого учебного года (по истечении срока, на который был зачислен ребёнок) специалистами ПМПК.
III. Учитель-логопед
3.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование (филологическое) с обязательным прохождением курсов переподготовки.
3.2. Учителя-логопеды назначаются и увольняются в порядке, установленном для учителей локальными актами организации.
3.3. Оплата труда учителей-логопедов производится в установленном порядке в соответствии с существующим законодательством.
3.4. Учитель-логопед:
ведет занятия по исправлению нарушений устной речи.
осуществляет систематическую связь с администрацией и педагогами подконтрольных ДОУ, проводит диагностику общего и речевого развития во всех возрастных группах.
составляет ежегодный отчет о работе;
ведет пропаганду логопедических знаний среди педагогов: периодически выступает на педагогических советах с докладами о задачах и специфике логопедической работы.
участвует в заседаниях методических объединений учителей – логопедов района, города.
3.5. Учитель-логопед имеет право:
на определение приоритетных направлений в работе с детьми;
на инициативу, свободу выбора методик работы по утверждённым в МКДОУ программам;
на участие в разработке новых коррекционных и диагностических методов;
на получение педагогического отпуска сроком до одного года не реже чем через десять лет непрерывной педагогической работы;
на получение педагогической пенсии по выслуге лет при наличии педагогического стажа двадцать пять лет;
на защиту своей профессиональной чести и достоинства;
на моральное и материальное стимулирование труда.
3.6. Учитель-логопед несёт ответственность:
За выполнение возложенных на него должностных обязанностей;
За исполнение Устава МКДОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, приказов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией МКДОУ;
За сохранность имущества МКДОУ, технических средств, логопедического инструментария, методического и информационного материала;
За соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и норм охраны труда на рабочем месте;
За охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;
За грамотное применение научно-обоснованных методик;
За соблюдение санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса.
3.7. Учитель-логопед обязан систематически повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Для учителей-логопедов действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения.
IV. Руководство и контроль за логопедической работой
4.1. Непосредственное руководство и контроль за работой учителя-логопеда осуществляется администрацией МКДОУ и специалистами ПМПК.
V. Помещение, оборудование логопедического кабинета
5.1. Оформление и оборудование логопедического кабинета обеспечивает комфортность и многофункциональность.
5.2. Размещение наглядных пособий, стендов обосновано и востребовано. Экспозиционная площадь отвечает принципу минимальной нагрузки.
Основные требования к размещению стендов, оформлению наглядности
5.2.1. Перед глазами воспитанников должен находиться только необходимый для данного занятия материал.
5.2.2. Стенды, витрины с материалами для долговременной демонстрации располагаются на задней стене кабинета.
5.2.3. Сменные тематические экспозиции с программным или дополнительным учебным материалом целесообразно размещать на боковой стене. Частота смены материалов определяется планом работы учителя-логопеда, при этом учитывается, что 3-х недельный срок демонстрации является для детей критическим (т.е. отсутствие интереса).
5.2.4. Наглядный, раздаточный, дидактический материал размещается в шкафах.
5.2.5. Учебный фонд кабинета пополняется учебным оборудованием, пособиями.
5.2.6. Методическая литература, материалы с обобщенным педагогическим опытом, методические разработки находятся в кабинете.
5.2.7. В логопедическом кабинете или в непосредственной близости должен быть установлен умывальник для соблюдения санитарно-гигиенического режима.
VI. Документация логопедического кабинета
6.1. Перспективный план фронтальных занятий.
6.2. Перспективный план работы с родителями.
6.3. Перспективный план взаимодействия с участниками коррекционно-педагогического процесса.
6.4. План по самообразованию.
6.5. Общий план мероприятий.
6.6. Календарный план.
6.7. Циклограмма рабочего времени.
6.8. Паспорт логопедического кабинета.
6.9. Список детей группы с нарушением речи.
6.10. Речевая карта на каждого ребёнка.
6.11. Экран звукопроизношения.
6.12. Тетрадь взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы.
6.13. Индивидуальные тетради взаимосвязи с родителями.
6.14. Тетрадь консультаций для родителей.
6.15. Табель посещаемости.
6.16. Положение о логопедическом кабинете.
6.17. Рабочая программа учителя-логопеда.
6.18. График работы учителя – логопеда.
6.19. Список детей ДОУ, нуждающихся в логопедической помощи.
6.20. Журнал обследования детей ДОУ.
VII. Ответственность за кабинет
7.1. Учитель-логопед должен постоянно:
- контролировать и соблюдать сохранность государственного имущества, которым оборудован кабинет;
- выполнять санитарно-гигиенические нормы во время учебного процесса;
- пополнять учебно-методическую, материально-техническую базу кабинета.
7.2. Критерий оценки работы логопедического кабинета относится к компетенции администрации МКДОУ.
7.3. Учитель-логопед составляет паспорт логопедического кабинета, вносит изменения и дополнения ежегодно.