12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Светлана591 Есть только два способа прожить жизнь.
Первый – будто чудес не существует.
Второй – будто кругом одни чудеса.
Альберт Эйнштей
Я отношусь к числу людей, для которых, «кругом одни чудеса». А иначе и быть не может, рядом дети! Россия, Краснодарский край, станица Динская |
Статья «Опыт работы с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации и дети из семей мигрантов»
Блаженко С.А. БОУ СОШ №1 станица Динская.
Опыт работы с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации и детьми из семей мигрантов.
Актуальность: актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: распад семей, рост безнадзорных семей, детей - сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности.
Активный миграционный процесс из Украины, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Армении, Таджикистана и т.д. ставит новые задачи перед учителем. Работа по интеграции в школьный коллектив детей из семей мигрантов сходна с работой с детьми с особенностями развития.
Жизненные условия и проблемы, провоцирующие семьи попадать в трудные ситуации: в трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и т.п. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.
Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома, это неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной: алкоголизм и бедность.
Трудная жизненная ситуация: понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация, или неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).
Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.
План работы «Шаг навстречу» разработан на принципах: человекоцентризма, системности, развития, целостности. Системная работа учителя с данной категорией обучающихся включает в себя: выявление, сопровождение, поддержке и обучении, взаимодействие с родителями, применение психолого – педагогических технологий, эффективность работы, повышение качественных показателей успеваемости.
Основные направления работы
1. Взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами - психологами, медицинскими работниками по вопросам сбора информации о различных аспектах здоровья обучающихся, их интересах, социальном положении.
2. Посещение различных мероприятий, направленных на повышение квалификации в части приобретения новых специальных педагогических знаний по работе с этой категорией обучающихся.
3. Использование в работе социального паспорта класса, паспорта здоровья, психологической карты и т.д.
4. Индивидуальное консультирование родителей по педагогическим проблемам их детей.
5. Использование в работе индивидуальных рабочих программ по скорректированной учебной траектории.
6. Использование в работе авторских методических разработок, обеспечивающих дифференциацию подхода к формированию знаниевой базы, проведению контроля данной категории обучающихся класса.
7. Проведение в рамках преподаваемого предмета мероприятий, обеспечивающих достижение успеха каждым обучающимся.
8. Распространение собственного педагогического опыта работы с различными категориями обучающихся посредством публикаций, выступлений, мастер - классов.
9. Участие в работе с обучающимися на дому, обучении с применением дистанционных образовательных технологий.
Описание системы работы с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации и детьми из семей мигрантов.
1. Выявление: Во время знакомства с детьми класса и их семьями составляется социальный паспорт класса. Для пополнения информации о ребенке и его семье проводятся рисуночные тесты «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», использую методику «Дом, дерево, человек». Выявлению таких детей способствует наблюдение: ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д. У ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах; ребенок систематически опаздывает на учебные занятия; ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д. В большинстве случаев дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, воспитываются в семьях, где пьющие родители, дети - сироты, опекаемые дети, малообеспеченные семьи. К числу детей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации, относятся дети, воспитывающиеся в семьях, где распространено насилие по отношению к членам семьи, в частности к детям. Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными. Жестокость родителей порождает жестокость детей. Главное для педагога быть внимательным, неравнодушным и своевременно выявлять в классе таких детей и такие семьи.
2. Сопровождение. Организация совместной работы родителей, классного руководителя, социального педагога, психолога, преодолению семьей и ребенком трудной жизненной ситуации, в которую они попали. 1. Проводятся родительские собрания по ознакомлению родителей с нормативно-правовыми документами по оказанию помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 2. Налаживается сотрудничество с социальными организациями Динского района по оказанию поддержки таким семьям, через социального педагога школы (отдел по опеке и попечительству, собес). Предоставляются бесплатные проездные билеты детям, находящимся под опекой, льготные проездные билеты многодетным, малообеспеченным семьям, выделяются льготные оздоровительные путевки в лагеря, организуется льготное санаторно - профилактическое лечение, бесплатные обеды для нуждающихся детей. 3. Проводятся консультации психолога, социального педагога школы, как для родителей, так и детей, а также диагностическая работа с детьми, попавшими, в трудные жизненные ситуации. 4. Стимулирование участия во внеклассной, внеурочной работе, занятиях в кружках, секциях, в походах, экскурсиях, культпоходах в театры, музеи, кинотеатры. 5. Оказывается педагогическая поддержка и помощь в подготовке домашних заданий, преодолении трудностей в обучении. 6. Создаётся теплый, доверительный микроклимат в детском коллективе, чтобы каждому ребенку было комфортно. Работа строится на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации. На родительских собраниях и внеклассных мероприятиях обязательно рассматриваются вопросы толерантности. В общении с детьми учитываются особенности менталитета.
3. Поддержка и обучение. Педагогическая поддержка - процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Система комплексной помощи ребенку в трудной жизненной ситуации выстраивается как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах социальной защиты населения Динского района.
Виды помощи данной категории детей и их семьям: 1. Социально - бытовые услуги, материальная и натуральная помощь, социально - правовые, психологические, социально - медицинские услуги. 2. Педагогические услуги: педагогическая помощь детям в защите их интересов; консультативная помощь родителям и детям; групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей; коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами; содействие культурно-досуговой деятельности детей; практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов; обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.
4. Применение психолого – педагогических технологий. Наиболее эффективными способами педагогической поддержки являются консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. Эффективные приемы педагогической поддержки: доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, проекция на результат, обсуждение на равных. Условием эффективности индивидуального подхода к таким детям является соблюдение определенных принципов: педагогический оптимизм, уважение к школьнику, понимание его душевного состояния, раскрытие внутренних переживаний, заинтересованность в дальнейшей судьбе ученика.
5. Эффективность работы. 1. Улучшилось: экономическое/финансовое благополучие семьи; состояние взаимоотношений ребенка с семьей и сверстниками; состояние здоровья ребенка; поведение ребенка, в т.ч. ведущее к снижению уровня безопасности его жизни (курение, употребление алкоголя и т.п.); эмоциональное благополучие ребенка. 2) Повысились образовательные достижения ребенка. 3) Включенность ребенка в жизнь группы, сообщества (участие в образовательных, экономических и политических делах).
6. Повышение качественных показателей успеваемости учащихся
1.Реализация системы работы с данной категорией детей позволила достичь положительной динамики качества знаний и уровня сформированности учебных действий. 2.Значительно повысился уровень познавательной мотивации, увеличилось количество учащихся с высоким уровнем мотивации обучения (на 2 %) и средним (на 6 %) уровнем мотивации обучения. 3. Повысился уровень удовлетворенности жизнью детей данной категории (с 26% до 67%). 4. Понизился уровень тревожности. 5. Увеличение доли числа детей данной категории, вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования. 6. Повысился уровень самостоятельности и самоорганизации.
План работы с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации и детьми из семей мигрантов.
№ п/п | Мероприятие | Ответственные | Сроки исполнения |
1 | Проводить родительские собрания по ознакомлению родителей с нормативно-правовыми документами по оказанию помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. | Классный руководитель | В течение года |
2 | Налаживать сотрудничество с социальными организациями Динского района по оказанию поддержки таким семьям, через социального педагога школы (отдел по опеке и попечительству, собес). | Классный руководитель, Социальный педагог | В течение года |
3 | Консультации психолога, как родителей, так и детей. | Психолог | В течение года |
4 | Консультации социального педагога школы, как родителей, так и детей. | Социальный педагог | В течение года |
5 | Диагностическая работа с детьми, попавшими, в трудные жизненные ситуации. | Классный руководитель, Психолог школы | В течение года |
6 | Привлечение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию к участию во внеклассной, внеурочной работе, занятиях в кружках, секциях, в походах, экскурсиях, культпоходах в театры, музеи, кинотеатры. | Классный руководитель | В течение года |
7 | Оказывать педагогическую поддержку и помощь в подготовке домашних заданий, преодолении трудностей в обучении. | Классный руководитель, Психолог школы | В течение года |
8 | Создавать теплый, доверительный микроклимат в детском коллективе, чтобы каждому ребенку было комфортно. | Классный руководитель, Психолог школы, Социальный педагог | В течение года |
9 | Тренинг «Жить в мире с собой и другими» 1. Первый проблемный блок «Понятие толерантности» | Классный руководитель, Психолог школы | Сентябрь |
10 | Тренинг «Жить в мире с собой и другими» 1. Второй проблемный блок «Толерантность по отношению к себе и к участникам группы» | Классный руководитель, Психолог школы | Декабрь |
11 | Тренинг «Толерантность по отношению к другим» 1. Третий проблемный блок «Толерантность по отношению к себе и к участникам группы» | Классный руководитель, Психолог школы | Март |
12 | Цикл занятий по толерантности: 1 занятие: «Толерантность: что это?» (часть 1) | Классный руководитель | Сентябрь |
13 | 2 занятие: «Толерантность: что это?» (часть 2) | Классный руководитель | Ноябрь |
14 | 3 занятие: «Толерантная личность» | Классный руководитель | Январь |
15 | 4 занятие: «Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства» | Классный руководитель | Апрель |
16 | 5 занятие: Я и группа: толерантность к себе и к другим. Самопознание» | Классный руководитель | Октябрь |
17 | 6 занятие: Я и группа: толерантность к себе и к другим. Толерантное общение» | Классный руководитель | Декабрь |
18 | 7 занятие: «Толерантность к другим: разные миры» (Часть 1) | Классный руководитель | Март |
19 | 8 занятие: «Толерантность к другим: разные миры» (Часть 2) | Классный руководитель | Сентябрь |
20 | 9 занятие: «Толерантность к другим: учимся сочувствию» | Классный руководитель | Январь |
21 | 10 занятие: «Границы толерантности» | Классный руководитель | Март |
22 | 11 занятие: «Завершение» | Классный руководитель | Май |
23 | Цикл бесед по толерантности: 1 раздел: «Жизнь в многоликом мире». Беседы: «Сегрегация и дискриминация»; «Основные направления и акценты в изучении меньшинств»; «Признание различий – основа самооценки»; «Предпочтения рождают многообразие и общность»; «Признание различий между людьми»; «Уважение истории меньшинств и их социального вклада»; «Культурный плюрализм»; «Как рассказать о «других», «Когда меньшинство не является меньшинством? Вопрос о власти» | Классный руководитель | В течение 2017– 2020 гг. |
24 | Цикл бесед по толерантности: 2 раздел «Работа с конфликтом». Беседы: «Шесть шагов к победе без проигравших»; «Деловые игры по международной конкуренции и кооперации»; «Игры для обучения видеть перспективы»; «Природа конфликта»; «Ценностные ориентации и навыки в разрешении конфликта», «Ненасилие – подход к конфликту»; «Проявления нетерпимости – причина конфликта» | Классный руководитель | В течение 2017 – 2020 гг. |
25 | Цикл бесед по толерантности: 3 раздел «Проявление ответственности». Беседы: «Видение толерантности и мира»; «Бережное отношение к окружающей среде: социальная ответственность»; «Размышления о мужской и женской нетерпимости»; «Воспитывать ответственное гражданство на практике» | Классный руководитель | В течение 2017 – 2020 гг. |