Проект урока по теме «Понятие о деепричастии» (7 класс)
Проект урока по теме «Понятие о деепричастии», 7 класс.
(урок «открытия» нового знания)
№ | Этап урока | время | Деятельность учителя | Примечание | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент. Мотивация. Постановка темы. Целеполагание. | 3 | (Приветствие, запись числа, классная работа.) Мир профессий велик и разнообразен. Сегодня на уроке я предлагаю вам попробовать себя в профессии, достаточно востребованной в наш информационный век, профессии журналиста. Представьте такую ситуацию: вы выпускники факультета журналистики идёте к редактору популярного издания устраиваться на работу. Редактор готов вас принять, но, как положено, даёт вам испытательный срок, чтобы проверить на что вы способны. И вот ваше первое задание. Отредактировать статью. Статья: В нашем городе сегодня ночью произошло колоссальное событие, о котором я узнал и спешу всем о нём рассказать. Ровно в полночь над главной площадью показался неопознанный летающий объект. Он сверкал всеми цветами радуги, долго кружился над землёй, затем снизил скорость и опустился в самом центре площади. Из неопознанного объекта выбежали зелёные человечки. Они болтали на непонятном языке, приставали к прохожим с множеством вопросов, бегали хаотично по улицам города, заглядывали в дома и магазины, вызывали у жителей панику и страх. Перед рассветом чужеземцы вернулись в свой корабль, благополучно покинули Землю и оставили после себя множество возникших споров, суждений и догадок. По мнению редактора статье не хватает яркости и выразительности. Статья переполнена перечисленными действиями, но не понятно, какие из них главные, а какие второстепенные. Поэтому он просит вас заменить некоторые глаголы, деепричастиями. Уважаемые будущие журналисты, врачи, учителя и успешные представители других интересных профессий. Знаете ли вы что такое деепричастие? А чтобы справиться с заданием редактора и получить работу, необходимо познакомиться именно с такой частью речи, которая обозначает добавочное действие и делает письменную речь более яркой и выразительной. В связи с этим, как вы считаете какова тема нашего сегодняшнего урока? Открываем тетради, записываем число и тему урока «Понятие о деепричастии». Какова цель нашего урока? | Слайд 1 (статья) | |
2 | Актуализация знаний | 5 | Чтобы определить задачи урока, необходимо выполнить следующее задание редактора. Вам предстоит рассортировать статьи по рубрикам. Статьи- слова на доске, их необходимо сгруппировать по «рубрикам» - частям речи. Первая группа, какие слова вы отнесли к рубрике «Прилагательные»? Вторая группа - «Глагол»? Третья группа - «Причастия»? Четвёртая группа - «Наречие»? На какие вопросы нужно ответить, чтобы отнести слово к той или иной части речи? (вопросы вывешиваются на доску) На какие вопросы отвечает? Какое имеет грамматическое значение? Какую синтаксическую роль играет в предложении? Какими обладает морфемными признаками? Какими обладает морфологическими признаками? Вы молодцы и практически справились с заданием, но обратите внимание, остались слова, которые вы не отнесли ни к одной из групп. Исходя из темы урока, определите к какой части речи они относятся? Вы правы это деепричастия. Запишите их. На какие вопросы мы должны ответить, чтобы доказать, что оставшиеся слова — представители деепричастий? Каковы задачи урока? | | К деепричастию Узнать, на какие вопросы отвечают деепричастия? Какое имеют грамматическое значение? Чем могут являться в предложении? Каковы морфемные особенности деепричастия? Каковы его морфологические признаки? |
3 | Открытие новых знаний. | 12 | Поможет решить задачи урока и ответить на поставленные вопросы следующее задание редактора. Оно находится у вас на партах в конвертах. Откройте конверты и прочитайте задание. У каждой группы своё задание. Необходимую информацию,для его выполнения, вы можете найти в параграфе 141 в учебниках по теории и в видео «Деепричастие как часть речи». Помимо выполнения задания, каждая группа должна оценить свою работу. Обратите внимание на листы оценивания группы. Можете приступить к выполнению Желаю удачи. Напоминаю, что на кону работа журналиста, редактор пристально следит за вами, поэтому покажите всё, на что вы способны. | Знакомятся с заданиями, распределяют роли, выполняют задание на ватманах, заполняют листы оценивания. | Подготовка 10 мин. |
4 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 8 | Время закончилось. Прошу предоставить нашему вниманию результаты своих работ. Подведём итог, ответим на вопросы и узнаем, что представляет собой деепричастие как часть речи. Докажите, что оставшиеся в первом задании слова мы можем отнести к деепричастию. | | Выступление команд. |
5 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону | 5 | Благодаря вашим работам, мы познакомились с деепричастием, как с частью речи. Как наши знания помогут на практике покажет следующее задание редактора. Вам предстоит поработать реставраторами и восстановить текст. Из перечисленных слов необходимо выбрать подходящее по смыслу и выраженное деепричастием и вставить его на место пропуска. Поздравляю. Вам удалось справиться со всеми заданиями редактора и познакомится с новой часть речи — деепричастием. Окончательный вердикт, редактор вынесет вам после выполнения домашнего задания. Вам необходимо завершить редактирование текста «колоссальное событие». Откройте дневники, запишите домашнее задание. | Слайд 5 | |
6 | Рефлексия учебной деятельности | 5 | Подведём итоги. Проверить себя вы можете при помощи листов самооцеки. Заполните их. Заполните листы оценки своей группы. Оцените себя, заполнив лист самооценки. (Резерв)«Слепой микрофон». Продолжи фразу: Урок мне показался... Я понял(а), что Теперь я могу... Я попробую... Меня удивило... На уроке мне больше всего запомнилось... Ещё мне хотелось бы узнать... Знания, полученные на уроке, я могу использовать… Мне полученные знания необходимы для... Работа в группе мне помогла… Сегодня на уроке я... Урок дал мне для жизни... | | |
ПРИМЕЧАНИЕ 1
Колоссальное событие
В нашем городе сегодня ночью произошло колоссальное событие, о котором я узнал и спешу всем о нём рассказать.
Ровно в полночь над главной площадью показался неопознанный летающий объект. Он сверкал всеми цветами радуги, долго кружился над землёй, затем снизил скорость и опустился в самом центре площади.
Из неопознанного объекта выбежали зелёные человечки. Они болтали на непонятном языке, приставали к прохожим с множеством вопросов, бегали хаотично по улицам города, заглядывали в дома и магазины, вызывали у жителей панику и страх.
Перед рассветом чужеземцы вернулись в свой корабль, благополучно покинули Землю и оставили после себя множество возникших споров, суждений и догадок.
ПРИМЕЧАНИЕ 2
Задания:
Напишите объявление о пропаже деепричастия.
Внимание! Пропало Деепричастие.
Напишите заметку в криминальную газету «Внимание, розыск», представив в ней деепричастие как разыскиваемого преступника.
Прорекламируйте деепричастие, как одну из самых необходимых частей речи.
Для журнала «Юный натуралист» напишите статью о появившемся новом виде животного — деепричастии.
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ ГРУППЫ
Название | Члены группы с указанием обязанности при работе группы | Планируемый результат | План работы | Достигнутый результат | Члены группы, принимающие активное участие в работе | Члены группы, проявившие пассивное отношение к работе |
| | | | | | |
Лист самооценивания
Ф.И.___________________________________________________________________________________________________
Рефлексия полученных знаний | Оценка достигнутого результата | Оценка своей работы в группе | Оценка урока | |
Я понял, что деепричастие — это.. | Я понял, что такое деепричастие и какими особенностями оно обладает. Могу выделить слово, относящееся к деепричастию среди слов, выраженных другими частями речи. | Мне было комфортно работать в группе. Я принимал активное участие в работе. Доволен результатом работы группы. | Урок был для меня интересен и познавателен. | |
Отвечает на вопросы... | Я понял, что такое деепричастие. Могу назвать только некоторые особенности деепричастия. Затрудняюсь отделить деепричастие от других частей речи. | Я испытывал затруднения при работе в группе. Не принимал активного участия в работе. В целом результатом работы удовлетворён. | Урок был интересен, но я не усвоил новый материал. | |
Имеет морфологические признаки.... | Я не понял, что представляет собой деепричастие как часть речи, и какими особыми признаками оно обладает. | Мне было не комфортно работать в группе, поэтому не принимал участия в выполнении задания. | Урок был неинтересен. Я ничего не понял. | |
Морфемные признаки деепричастия являются суффиксы... | Свой ответ: | Свой ответ: | Свой ответ: |
Из перечисленных слов необходимо выбрать подходящее по смыслу и выраженное деепричастием и вставить его на место пропуска.
________________о колоссальном событии, которое произошло в нашем городе сегодня ночью, я спешу всем о нём рассказать.
Ровно в полночь над главной площадью показался неопознанный летающий объект. _________________ всеми цветами радуги, он долго кружился над землёй, затем ___________скорость, опустился в самом центре площади.
Слова для справки:
узнав, узнающий, узнаваемый.
Сверкающий, сверкая, мигающий.
низкий, снизивший, снизив.
Колоссальное событие
В нашем городе сегодня ночью произошло колоссальное событие, о котором я узнал и спешу всем о нём рассказать.
Ровно в полночь над главной площадью показался неопознанный летающий объект. Он сверкал всеми цветами радуги, долго кружился над землёй, затем снизил скорость и опустился в самом центре площади.
Из неопознанного объекта выбежали зелёные человечки. Они болтали на непонятном языке, приставали к прохожим с множеством вопросов, бегали хаотично по улицам города, заглядывали в дома и магазины, вызывали у жителей панику и страх.
Перед рассветом чужеземцы вернулись в свой корабль, благополучно покинули Землю и оставили после себя множество возникших споров, суждений и догадок.
Колоссальное событие
В нашем городе сегодня ночью произошло колоссальное событие, о котором я узнал и спешу всем о нём рассказать.
Ровно в полночь над главной площадью показался неопознанный летающий объект. Он сверкал всеми цветами радуги, долго кружился над землёй, затем снизил скорость и опустился в самом центре площади.
Из неопознанного объекта выбежали зелёные человечки. Они болтали на непонятном языке, приставали к прохожим с множеством вопросов, бегали хаотично по улицам города, заглядывали в дома и магазины, вызывали у жителей панику и страх.
Перед рассветом чужеземцы вернулись в свой корабль, благополучно покинули Землю и оставили после себя множество возникших споров, суждений и догадок.
Напишите объявление о пропаже деепричастия.
Внимание! Пропало Деепричастие.
Напишите заметку в криминальную газету «Внимание, розыск», представив в ней деепричастие как разыскиваемого преступника.
Прорекламируйте деепричастие, как одну из самых необходимых частей речи.
Для журнала «Юный натуралист» напишите статью о появившемся новом виде животного — деепричастии.