12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Викторовна Шаринская264
Россия, Томская обл.

Сценарий урока с использованием компьютера.

Учитель –Шаринская Елена Викторовна.

Образовательное учреждение – Томская область, Первомайский район, деревня Туендат, МАОУ Туендатская основная общеобразовательная школа.

Предмет – Русский язык.

Класс – седьмой.

Тема: Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Не с деепричастиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

1.      Формировать умение распознавать деепричастия по вопросу от глагола-сказуемого;

2.      Отрабатывать практические навыки постановки знаков препинания при обособленном обстоятельстве, выраженном одиночным деепричастием или деепричастным оборотом.

3.      Учить приёмам осмысленного чтения информационного текста;

4.      Содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, в группах.

Учебно- методическое обеспечение – М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, учебник русского  языка, 7 класс.

Время реализации занятия – 45 минут.

Авторский медиапродукт – презентация – 9 слайдов (среда Power Point, Word)

Медиапродукт:

1) Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word.

Карта урока.

Комментарий хода урока

Время (мин.)

№ слайдов

Развитие личностных качеств и процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

1. Оргмомент.

2. Словарный диктант.

3. Объяснение и закрепление нового материала.

а) Грамматический разбор.

б) Работа с таблицей.

в) Чтение отрывка из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (Выясняется функция деепричастия).

 

г) Выполняется задание. Заменить деепричастием сначала один глагол, затем второй. Записать, расставить знаки препинания.

д) Выполняют задание, объясняют графически написание не с деепричастиями и глаголами.

е) Выборочный диктант.

4. Итог урока. Рефлексия.

5. Задание на дом.

1

5

 

 4

 

 

4

 5

 

  5

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

3

 

 

 

3

1

2

 

3

 

4

 

 5

 

 7

  

 

 

 

8

 

9

 

10

Внимание

Память

 

Память точность речи, память, мышление

 

 

 

 

Память, внимание, самостоятельность

 

Память, самостоятельность

 

 

 

 

 

Память, самостоятельность

Память, внимание

Внимание

 

Рефлексивность, аргументированность, активность

 

 

Коммуникативная культура, ясность речи, глубина рассуждений

 

Рефлексивность, ответственность

 

 

 

 

 

 

Рефлексивность, ответственность

 

 

 

 

 

Рефлексивность, ответственность

Рефлексивность

Рефлексивность, ответственность

 

3. Схема взаимосвязи презентации.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

10

9

 

4. Содержание кадров:

·         Титульный лист

·         Словарный диктант

·         Грамматический разбор предложения

·         Работа с таблицей

·         Работа с текстом Н.В. Гоголя

·         Задание на замену глаголов деепричастиями

·         Не с деепричастиями и глаголами

·         Выборочный диктант

·         Задание на дом

 

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

1. недостаточное количество информационного материала  в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определённых иллюстраций, схем, текстов).                                                                                                                                                                                                                                                    2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

3. развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности (виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости).                                                                            

 

Оборудование: компьютер, проектор, таблица (схема обособления запятыми одиночного деепричастия и деепричастного оборота.

Ход урока:

1. На уроке вас ожидает много интересных заданий. Будьте внимательны, активны. Работаем быстро. ВЫ готовы?

2. После орфографического разбора в записанных сочетаниях определяется часть речи; учащиеся вспоминают, что называется наречием и на какие вопросы отвечает наречие. (Диктант с самопроверкой). Слайд №2.

3. Вы приступаете к изучению новой глагольной формы – деепричастия, которое имеет свойства глагола и наречия.

а) Грамматический разбор. Проводится анализ предложений, учащиеся сопоставляя глагол и деепричастие, с помощью учителя делают вывод о значении и грамматических признаках деепричастия. Опираясь на знания о причастном обороте, учащиеся находят деепричастный оборот, определяют его синтаксическую роль в предложении; графически объясняют расстановку знаков препинания. Слайд № 3.

б) Работа с таблицей. С помощью таблицы уточняется, какие свойства глагола и наречия имеет деепричастие.

Учащиеся разбирают примеры, данные в таблице, приводят свои. Слайд № 4.

в) Учитель читает знакомый семиклассникам текст Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» вначале целиком, затем – по предложениям.

- О каких основных действиях говорится в отрывке? Какими средствами языка Н.В.Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий? (Делается вывод о функции деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие. Слайд №5).

г) Задание в группах. Заменить деепричастием сначала первый глагол, потом второй. Записать предложения, расставив знаки препинания. Одиночные деепричастия тоже выделяются запятыми. Желательно, чтобы деепричастные обороты были поставлены в разные части предложения.

- Различаются ли по смыслу 1 и 2 варианты предложения? Слайд № 6.

г) Учитель говорит, что правило правописания не с деепричастиями совпадает с правилом правописания не с глаголами. Учитель диктует слова и словосочетания, а затем дети проверяют написанное. Слайд № 7.

 Обобщение материала. Беседа по вопросам:

- Какова роль деепричастия в речи?

-Какое лицо или предмет совершает действие, обозначенное деепричастием? Каковы признаки глагола у деепричастия?

- Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?

- Какой признак наречия имеет деепричастие?

- Как пишется не с деепричастием?

е) Выборочный диктант. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие. Слайд №8.

4. Задание на дом. Слайд № 9.

5. Итог урока.

-Над чем мы сегодня работали?

- Какое задание вам показалось сложным?

- С каким заданием справились легко?

Спасибо за урок!

Литература: Русский язык 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская М. «Просвещение» 2010.

Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 7 классе» М. «Просвещение» 2010.

Скриншоты слайдов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сами слайды доступны по ссылке: 

https://drive.google.com/file/d/0B535GbVbqC2EZ0lCcXpRSWZsaDBPSUZQVlRKU1JkUUlWT24w/view ?usp=sharing

Сценарий урока в формате *.docs

https://drive.google.com/file/d/0B535GbVbqC2EZW1HNkRlM0dwR056TUVuN2NpRWx5MUxyTUdV/view ?usp=sharing

Опубликовано


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 05.01.18 в 22:30 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень грамотный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.