Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Правописание не с деепричастием»
Класс:7б
Тема: Правописание НЕ с деепричастием.
Тип урока: введение нового знания
Цель деятельности учителя: Обучающийся научится безошибочно писать НЕ с деепричастием, получит возможность научиться различать деепричастия с приставкой НЕДО, исследовать речевое высказывание с точки зрения его соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата.
Задачи:
Выработать у обучающихся на личностно значимом уровне внутреннюю готовность выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по теме «НЕ с глаголами, причастиями», продолжить работу по развитию у обучающихся способности к практическому применению знаний в реальных ситуациях.
Организовать анализ обучающимися ситуации, вызвавшей затруднения при выполнении действия по правильному написанию деепричастий с НЕ, с целью осознания того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Помочь обучающимся выбрать способ и средства реализации цели учебной деятельности.
Способствовать формированию у обучающихся умений применять новый способ действия при решении типовых заданий.
Обеспечить самооценивание обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание ими метода построения и границ применения нового способа действия.
Планируемые результаты:
Личностные: Обучающийся понимает ценность человеческой личности, обладающей наблюдательностью, навыками исследовательской деятельности, определяющую роль родного языка (слова) в развитии моральных качеств личности, его интеллектуальных способностей.
Метапредметные:
Регулятивные: Обучающийся умеет ставить учебные и познавательные цели и задачи, действовать по плану, осуществлять контроль по результату и способу действия, критически оценивать результаты своей деятельности, себя и одноклассников.
Познавательные: Обучающийся осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекая нужную информацию, строит логическое рассуждение на основе дедукции и индукции, делает выводы.
Коммуникативные: Обучающийся умеет сотрудничать с педагогом, одноклассниками, вступает в диалог, работает в паре, использует различные речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные:
Обучающийся расширил представление о написании НЕ с разными частями речи, освоил правило «Правописание НЕ с дееприч
астием».
Методы работы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные, наглядные;
По логике передачи и восприятия информации: индуктивные, дедуктивные;
По степени самостоятельности мышления: проблемно-поисковые;
По степени управления учебной работой: работа под управлением учителя, самостоятельная работа учащихся.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
Познавательные, игровые, социальные.
Формы организации учебной деятельности учащихся:
Коллективная, парная, индивидуальная (самостоятельная) работа.
Оборудование:
1) Техническое оснащение:
компьютер, мультимедийный проектор
2) Наглядно-демонстрационный материал:
Презентация по теме урока, выполненная учителем;
Материал к уроку (Приложения 1-4, лупа Шерлока Холмса для рефлексии).
Ход урока.
Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности. Орг. момент
В кабинет вбегает мальчик — продавец газет:
— Спешите купить! Последние новости! Шерлок Холмс и доктор Ватсон на пороге раскрытия очередного происшествия! Дедуктивный метод! Метод Шерлока в действии! Читайте! Последние новости! (Одну «газету» оставляет в руках учителя)
Учитель смотрит в «газету»:
— Ребята, вы знаете, кто такие Шерлок Холмс и доктор Ватсон?
— О каком методе Шерлока Холмса кричал мальчик — продавец газет? (Главное достоинство Шерлока Холмса — это замечательная сила мысли. Путём точных рассуждений Шерлок Холмс находит ответы на сложные, запутанные вопросы. Это умение называется методом Шерлока Холмса.)
Дедукция – логический переход от общего к частному.
Индукция — логический переход от частного к общему.
Краткий словарь философских терминов.
— Какими орфографическими правилами вы объясните выбор подчеркнутых гласных в словах?
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Смысл своего метода великий сыщик определил так: «Если не забыл о деталях и отмел все лишнее, то получил лишь один ответ. Правильный».
— Как вы думаете, можно ли использовать метод Шерлока Холмса на уроках русского языка?
— Проверим: установите общее в данных словах (однокоренные слова, частица не придает отрицательное значение)
Не забыл, незабываемо, незабывший, не забыв
Исключите из группы слово, лишнее по одному признаку. (1) Незабываемо – наречие, остальные слова – глагол и его формы; 2) незабывший — причастие, О.Ф.Г., которая имеет признаки глагола и прилагательного, не имеет связи с наречием, а деепричастие – не забыв – имеет признаки глагола и наречия)
Не забыл, незабывший, не забыв
Не забыл, незабываемо, не забыв (данную группу слов учитель убирает со слайда)
— Запишите слова. Объясните, почему я оставила на слайде только эту группу, учитывая все детали, в частности, часть речи, правописание слов, тему раздела учебника и проч. (Не забыл, незабывший, не забыв – это особые формы глагола, в 6 классе повторили глагол, недавно закончили рассматривать тему «Причастие», в настоящее время изучаем деепричастие, наречие как часть речи пока вне нашего внимания)
3.Постановка учебной задачи
— Графически объясните правописание НЕ со словами. (Один учащийся у доски)
— В последнем слове можем объяснить раздельное написание НЕ с деепричастием? Почему? Определите тему нашего урока. (Правописание НЕ с деепричастием)
— Какова цель урока? (Научимся правильно писать НЕ с деепричастием)
— Каким методом мы воспользовались при работе с этими однокоренными словами: индуктивным или дедуктивным? (От частного (от написания) к общему (правилу «НЕ с глаголом», «НЕ с причастием») – индуктивный)
Построение проекта выхода из затруднения.
Как-то раз доктор Ватсон увидел на обеденном столе листок бумаги, на котором рукой Шерлока Холмса был написан какой-то план. Вот этот листок:
— Почему листок оказался на обеденном столе, а не в кабинете? (Вероятно, знаменитый сыщик в очередной раз упражнялся в грамматике и логике; листок оказался уже не нужным, сыщик закончил работать с информацией, которая в нем содержится)
— Давайте исследуем содержание листка. Дедуктивным методом будем пользоваться или индуктивным? (От общего (содержания) к частному (деталям, которые помогут нам сделать определенные выводы об авторе этой записки) — дедуктивный)
Какую информацию содержит записка Шерлока Холмса? (Тема, порядок действий говорят о том, что Шерлок Холмс интересовался этой темой, считал ее важной)
— Предложите свой вопрос, который поможет до конца исследовать записку. (О чем говорят вопросительные и восклицательные знаки, подчеркивания, зачеркивание, стрелки? (Искал ответы, размышлял, отмечал, что может помочь найти ответы; зачеркнул, так как появилась новая информация, новые детали, которые упустить нельзя; стрелка к началу – узнал правило, которым пользуются все и проч.)
— Мы можем воспользоваться планом действий Шерлока Холмса, чтобы достичь поставленную цель урока — научиться писать НЕ с деепричастием?
5. Реализация построенного проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в парах по плану, создание рабочих материалов по теме урока в тетрадях.
— Итак, проговорим, какие действия нам нужно выполнить, чтобы вслед за Шерлоком Холмсом выяснить, как пишется НЕ с деепричастием. В этом нам поможет индукция или дедукция? (индукция)
В материалах Приложения 1 находим все деепричастия с НЕ.
Выписываем их, распределяя по группам «слитно», «раздельно».
Письменно указываем условия слитного и раздельного написания НЕ с деепричастием. (всегда – без НЕ не употребляются)
Устно формулируем правило, сверяясь с учебником (п. 45, стр. 210)
Одна пара представляет результаты своей работы. Взаимооценивание.
Объяснительный диктант. Коллективная работа у доски. Учащиеся вытягивают карточки со словами, записывают их на доске, объясняют написание.
— Используя метод Шерлока Холмса, проведем расследование «Слитно или раздельно?»: (Не)взлюбив, (не)будучи (писателем), (не)боясь, (не)сдобровав, (не)доделать (уроки), (не)достигнув (цели).
Физминутка.
Вы, наверное, знаете, что Шерлок Холмс и доктор Ватсон любили побоксировать, физические нагрузки полезны для пытливого ума. Предлагаю и вам немного отдохнуть. (Подготовленный учащийся проводит разминку).
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Вот теперь можно и почитать посвященную Шерлоку Холмсу статью в газете, которую нам в класс принес мальчик. (Приложение 3)
— Внимательно прочитайте текст, вставьте НЕ, учитывая условия ее слитного или раздельного написания.
Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.
Самопроверка со слайдом.
Самооценивание по критериям.
— Сверьте свой ответ со слайдом. Оцените себя по критериям.
7.Рефлексия деятельности
Домашнее задание. Слайд 12 (разноуровневое)
Подведение итогов.
— Как бы вы сейчас ответили на вопрос «Можно ли использовать метод Шерлока Холмса на уроках русского языка?». Свой ответ аргументируйте.
— Какое имя вы бы дали сегодняшнему уроку? (Метод Шерлока Холмса)
Как бы вы назвали метод, который сегодня мы использовали?
Ели вы сегодня на уроке научились (зеленый фон) / не совсем научился (синий фон) / не научился (красный фон):
Подмечать и запоминать детали;
Концентрировать внимание;
Добывать новые знания;
Применять знания, т.е. пользоваться дедуктивным и индуктивным методами,
при выходе из кабинета, прикрепите на доску соответствующий фон с профилем знаменитого сыщика. Спасибо!
Интересные факты о Шерлоке Холмсе.
Не существуя во времена Конан Дойля, дом на Бейкер-стрит, в котором жил легендарный сыщик, построился позже, как Музей Шерлока Холмса.
Шерлок Холмс ни разу не фотографировал место преступления, невзлюбив почему-то эту обычную полицейскую практику.
«Не доехав до станции, не поймешь смысла поездки», — любил говорить Шерлок Холмс.
Не упоминая ни в одной книге охотничье кепи своего героя, Конан Дойл согласился с предложением первого иллюстратора книги нарисовать его в этом головном уборе, что сделало сыщика узнаваемым во всем мире.
Недооценив дедуктивный метод сначала, криминальная полиция стала использовать его по всему миру после выхода произведений Конан Дойля.
В 2006 году Василий Ливанов, сам того не ожидая, получил орден Британской империи за создание экранного образа Шерлока Холмса.
Неистовствуя, почитатели таланта Шерлока Холмса в 2007 году на рождественских распродажах раскупили все 14 компьютерных игр про знаменитого литературного героя.
Приложение 2.
Слитно | Раздельно |
НЕДО | Не ДО |
Значение: не доведенное до конца действие, противоположное ПЕРЕ Недоделав Недовыполнив Недооценив | Значение: отрицание действия (=не смог выполнить действие) Не достигнув Не доедая (завтрак) Не доглядев (фильм) |
Приложение 2.
Слитно | Раздельно |
НЕДО | Не ДО |
Значение: не доведенное до конца действие, противоположное ПЕРЕ Недоделав Недовыполнив Недооценив | Значение: отрицание действия (=не смог выполнить действие) Не достигнув Не доедая (завтрак) Не доглядев (фильм) |