12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дурнаева Шубанат Курбановна139
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону
2

Урок по русскому языку на тему «Понятие о деепричастии»

 Урок русского языка в 7 классе:

Тема «Понятие о деепричастии»

Автор: Дурнаева Шубанат Курбановна, учитель русского языка и литературы, г. Ростов-на-Дону, школа №109

Цели:

формирование понятия о деепричастии;

развитие умения распознавать причастия и деепричастия;

формирование орфографической и пунктуационной грамотности;

формирование мыслительных операций: исследование, анализ, обобщение.

Тип урока: закрепление и формирование новых знаний

Межпредметные связи: литература

Необходимое оборудование: учебники В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой «Русский язык. Теория» и «Русский язык. Практика»

Демонстративный материал: презентация на тему: «Причастия и деепричастия. Знаки препинания при них»

Ход урока:

1.Организационный момент

(приветствие, запись даты, классная работа)

2.Мотивация к учебной деятельности

Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний

Орфографическая и орфоэпическая минутка

Запись на доске слов и расстановка ударений.

Чтение по рядам и запись слов в тетрадь

НачАвший, отключЕнный, повторЕнный, понЯвший, понЯв, поднЯв, начАв, начАвшись, закУпорив.

Опрос по теме «Причастие».

Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? что делающий? что сделавший? обозначает признак предмета по действию, имеет признаки двух частей речи, глагола и прилагательного. Как называется такая часть речи? (Причастие)

При помощи каких суффиксов образуются причастия?

(-ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ-,-вш-,-ш-,-вши-, -енн-, -нн-,-т-, -ем-, -им-, -ом-)

Запись предложения на доске

Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.

- Чем выражено подлежащее?

- Найдем причастие в этом предложении.

С помощью какого суффикса образовано причастие?

- На какие вопросы оно отвечает?

- Какое слово определяется с помощью этого причастия? Как называется это слово? (Определяемое)

- Как называется причастие с зависимыми от него словами? (причастный оборот)

- Всегда ли выделяются причастные обороты запятыми?

Найдем границы причастного оборота.

- Каким членом предложения является причастный оборот?

Как его подчеркнем?

- Перед союзом и стоит запятая. Какое это предложение?

Запись второго предложения.

- Помилуйте…что вы-с…- захихикал тонкий, еще более съеживаясь.

- Вспомним знаки препинания при диалоге.

Какими знаками препинания выделяется каждая реплика диалога?

(Перед каждой репликой ставится тире, если есть слова автора пишутся со строчной буквы)

- Найдем в этом предложении грамматическую основу и второстепенные члены. Определим, какими частями речи являются слова в предложении, содержащем авторскую речь.

(подлежащее тонкий, выраженное прилагательным; сказуемое, выраженное глаголом, частица более, наречие еще и слово съеживаясь)

- Вы можете поставить вопрос к этому слову?

- Захихикал как? Каким образом?.

- Какая часть речи отвечает на вопросы как? каким образом? (наречие)

- Еще какой вопрос можно задать к этому слову? Что делая?

- Этот вопрос похож на вопрос глагола что делать, но оканчивается на АЯ.

- А что обозначает эта неизвестная часть речи? Сможем заменить его глаголом?

(оно обозначает действие, заменить сможем глаголом – съежился)

Запишем тему

Понятие о деепричастии.

Деепричастие – это часть речи, которая обозначает добавочное действие к основному действию, отвечает на вопросы как? каким образом? как долго? и что делая? что сделав?

Слово «деепричастие» означает причастный к действию

- вы обратили внимание, что вопросы наречия и глагола задаются к деепричастию

- Именно поэтому деепричастие объединяет признаки наречия и глагола.

- А что обозначает наречие? Дайте определение этой части речи.

- Наречие – неизменяемая часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков отвечает на вопросы Как? Куда? Где? Когда? Каким образом?

Признаки наречия у деепричастия – это неизменяемость, значит нет окончаний у этих частей речи. К деепричастию задаются вопросы наречия.

- Как и глагол деепричастия обозначают действие, подобно наречию называют признак действия и указывают, как совершается действие.

- Вернемся к нашему предложению. Найдем слово, которое обозначает добавочное действие. Каким членом предложения является слово съеживаясь? (обстоятельством).

Синтаксические функции деепричастия

в предложении деепричастие является обстоятельством.

- Отличительным признаком деепричастия от других слов служат и суффиксы –а, я, в, вши, ши

Если вопрос глагола содержит суффикс Я, В - что делая? Что сделав? то это слово является деепричастием

Закрепление материала

- Рассмотрим опорный материал упражнения 229

-Какими членами предложения являются слова, обозначающие основные действия, а какими – обозначающие добавочное действие?

-Какие это части речи?

Пятак падает к ногам, звеня и подпрыгивая

Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы

Упражнение 230. Спишите предложения. Какие действия совершают действующие лица ( предметы?) Запишите в скобках по образцу 1-го предложения. Проверка по цепочке.

Упражнение 232. Прочитайте текст, обращая особое внимание на интонирование предложений с деепричастием. К какому типу речи относится текст? Каков стиль речи текста? Найдите причастие и деепричастие.

Списать отрывок, показывая стрелкой зависимость причастий от глагола – сказуемого. К каким деепричастиям можно поставить вопрос что делая? А к каким что сделав?

От каких глаголов образованы эти деепричастия.

Проверка

- Назовите причастие из текста (осыпающиеся). Какое слово определяет это причастие? Что обозначает? Какой суффикс у причастия? (-ющ-)

- Назовите деепричастие (хватаясь, взобрался)

- Какой вопрос можно поставить от глагола?

Взобрался (как?) рискуя

Стоял (как? что делая?) приподнявшись, не шелохнувшись, вглядываясь и вслушиваясь.

- К каким деепричастиям поставили вопрос что делая?

(хватаясь, рискуя, вглядываясь и вслушиваясь)

- От глаголов какого вида образованы эти деепричастия?

( от глаголов несовершенного вида, поэтому вопрос что делая?)

- А к каким деепричастиям можно поставить вопрос что сделав?

(приподнявшись, не шелохнувшись)

- Глаголы какого вида отвечают на вопрос что сделать?

(совершенного вида)

- От каких глаголов образованы эти деепричастия? ( Приподняться, шелохнуться)

- Какого вида эти глаголы? (совершенного вида)

- Вывод. От глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида .

- Возвратные глаголы – это какие глаголы? (с суффиксами -ся)

-Образованные от возвратных глаголов деепричастия сохраняют суффикс -ся

- Мы с вами рассмотрели два признака деепричастий – это вид и возвратность

Итог урока.

Деепричастие – неизменяемая самостоятельная часть речи, имеющая признаки глагола и наречия, обозначающая добавочное действие и отвечающая на вопросы Что делая? Что сделав?

Признаки глагола, присущие деепричастию - вид и возвратность. Признаки наречия – неизменяемость и синтаксическая функция. Деепричастие можно определить по суффиксу а,я, в, вши, ши –

Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 141, упражнение 238.

Выписать из рассказов Чехова 3 предложения с деепричастием.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.