Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»

5
0
Материал опубликован 17 October 2020

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.


Тема урока: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».


Цель деятельности учителя:

Сформировать представление о неполных предложениях, их функции в речи.

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: научиться определять неполные предложения, образовывать краткие формы прилагательных от полных, использовать краткие прилагательные в речи;


метапредметные:

коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.


регулятивные: определять путь преодоления трудностей в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, которые выявляются в ходе исследования структуры неполного предложения


личностные: формирование познавательного интереса к творческой деятельности.

Технологии, методы и формы обучения: 

Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная технология;

метод наблюдения над языком; эвристический метод; самоконтроля

индивидуальная, групповая, фронтальная.


Оборудование:

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, конверты с заданиями на карточках, аудиозапись Эмиль Вальдтейфель. Вальс "Фигуристы", учебник «Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская., Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2014»









Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Формы организации взаимодействия

Организационный момент

1-2 мин

Создание у учеников позитивной эмоциональной направленности.

Приветствует детей, создает положительный эмоциональный фон.

Вступительное слово:

-Доброе утро! У нас урок русского языка. Заканчивается последний месяц осени, впереди зима. Я записала для вас несколько красивых зимних слов.


Визуально проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание.

Настраиваются на урок, включаются в деятельность.

Познавательные:

понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные:

формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов

Фронтальная

Актуализация и пробное учебное действие

4-5 мин

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Эвристическая беседа

1. Лингвистическая разминка

- Игра "Четвертый лишний"

Назовите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой ответ:

Морозит, зимуют, заметая, похолодает.

Серебрящийся, искрясь, кружащиеся, зимующие.

Застывшие, запорошивший, закутавшись, заледеневшие.

Побелев, остыли, завьюжило, мёрзнут.

- Почему вы решили, что эти слова лишние?


- Давайте вспомним, что мы знаем о деепричастии.

Прием “Верные и неверные утверждения” (по теме «Деепричастие»)

-В деепричастии есть признаки глагола и прилагательного.

-Деепричастия образуются от глаголов.

-Деепричастия обозначают добавочное действие.

-Деепричастие – служебная часть речи.

-Деепричастия могут изменяться так же, как глаголы.

-Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

-В предложении деепричастия являются дополнениями.

Учитель предлагает ряд утверждений по данной теме для обсуждения в парах и выбора верных, задает вопросы о том, почему сделали тот или иной выбор.

Отвечают на вопросы, строят грамотные высказывания.

Находят «лишние» слова, объясняют свой выбор.


Учащиеся выбирают “верные” утверждения, работая в парах.


Познавательные:

строят осознанные речевые высказывания,

осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная, групповая

3. Выяв­ление ме­ста и при­чины за­труднения


3-4 мин

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эвристическая беседа

Беседа по предложению.

- Прочитайте предложение, найдите деепричастие:

- От какого слова мы поставим к нему вопрос? А можно ли к какому-нибудь слову поставить вопрос от деепричастия?

Прощаясь с осенью мы радуемся приходу зимы.

- Прочитайте предложение, найдите деепричастие:

- От какого слова мы поставим к нему вопрос?

- Можно ли к какому-нибудь слову поставить вопрос от деепричастия? Как можно назвать такое слово?

- Подумайте, чем будет являться деепричастие вместе с зависимым словом?

- Как вы думает, нужны ли в этом предложении знаки препинания?

Прощаясь с осенью, мы радуемся приходу зимы.


Организует и сопровождает совместную учебную деятель­ность. Дополняет ответы.

Размышляют над вопросами и осознают, что имеющихся знаний недостаточно для точной формулировки ответа


Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: извлекают необходимую

информацию из текстов

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, фиксируют индивидуальные

затруднения в пробном действии

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Фронтальная

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения


4-5 мин

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения

- Определим тему нашего урока.

Записывает тему на доске:

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.


- Откройте учебник на с. 78 (теоретические сведения) и 79 (правила для заучивания).

- Как можно сформулировать одно правило из этих двух?

- Чему вы должны научиться при изучении темы?

- Представим ваши предположения в виде плана.

Записывает план на доске:

- находить слова, зависимые от деепричастия

- выделять деепричастные обороты

- ставить знаки препинания

- Каким образом вы можете достичь этих целей?

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность.

Дополняет ответы.

Учащиеся в коммуникативной

форме обдумывают учебные

действия:

-согласовывают тему урока,

-ставят цель,

-строят план достижения цели,

-выбирают способ


Личностные:

осознают свои возможности в учении.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из текста учебника, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения; определяют основную и второстепенную информацию

Регулятивные: планирование, прогнозирование деятельности

Коммуникативные:

аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации, выражают свои мысли точно и достаточно полно

Фронтальная

3 мин

Динамическая пауза

1. Простые повороты и наклоны головы: вперед-назад, вправо-влево.

2. Движения плечами вперед и назад, при этом сзади максимально сводятся лопатки.

3. Движения плечами вверх и вниз, при этом вверх – одним движением, а вниз в два коротких отрывистых движения.

4. Сложите руки в замок и делайте вращение запястьями, затем сделайте небольшую растяжку, вывернув сцепленные руки ладонями от себя и потянув их вперед

Учащиеся меняют вид деятельности (отдыхают), готовы продолжать работать



5. Творче­ская прак­тическая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта.


5-6 мин


Раскрытие сущности новых понятий, усво­ение новых спо­собов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих за­даний, способствующих развитию логического мышления, са­мостоятельности и самоконтроля

- На экране вы отрывки из стихотворений. Назовите автора.

- Какие деепричастия пропущены?

- Запишите в тетрадь, ставя знаки препинания и выделяя деепричастные обороты.

Перед выполнением задания обсудите в парах.


Великолепными коврами

_______ на солнце снег лежит…


Его лошадка снег _______

Плетется рысью как-нибудь…


Буря мглою небо кроет

Вихри снежные _________...


Вот север тучи _________

Дохнул, завыл…


Слова для справок: блестеть, почуять, крутить, нагонять.

- Какие деепричастные обороты нашли? Где поставили знаки?

- Чем являются деепричастные обороты в предложениях?

Устанавливает осознанность ситуации

Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы о том, какие деепричастные обороты в предложенных строках, где поставить запятые.

Познавательные:

могут осознавать познавательную задачу, находить и выделяют необходимую информацию, применяют методы информационного поиска;

Регулятивные:

контроли­руют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

умеют выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют координировать в сотрудничестве

разные позиции


Работа в парах

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.


4-5 мин

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

- Выполним упражнение 184 на с. 78 (№1, 2, 3, 7).

- Выпишите глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами, подчеркните их.

- Итак, можем ли сделать вывод, что неполными могут быть и двусоставные и односоставные предложения?


Организует и сопровождает совместную учебную деятельность.

Дополняет ответы


Выполняют упражнение с комментированием вслух.

Личностные: имеют желание совершенствовать полученные знания. Познавательные: осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Фронтальная работа.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

4-5 мин

Выполнение обучающих упражнений на основе раздаточного материала

- Возьмите в конверты с заданием.

- Перед вами отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова "Русский лес".

Необходимо    выделить деепричастные обороты и расставить знаки препинания:

I вариант (базовый уровень).

В спящем зимнем лесу чуткое ухо улавливает живые звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул перелетая с дерева на дерево пёстрый дятел. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку роняя на снег тёмные лёгкие шелушинки. С весёлым свистом качаются на шишках перелетая с ели на ель стайки красногрудых клестов.


II вариант (углубленный уровень).

Тихо в спящем зимнем лесу но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул перелетая с дерева на дерево пёстрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку роняя на снег тёмные лёгкие шелушинки смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса закричали голубоватые сойки. С весёлым свистом качаются на шишках перелетая с ели на ель стайки красногрудых клестов.


Организует деятельность по применению новых знаний.

Выполняют задание. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Личностные:

имеют желание участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, лассификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа

действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Индивидуальная

2-3 мин

Релаксация

- Закройте глаза. Дышим ровно и спокойно. Дадим нашим рукам и ногам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам музыки

(Эмиль Вальдтейфель. Вальс "Фигуристы")




8. Вклю­чение нового знания в систему знаний и повторе­ние

4-5 мин

Обобщение полученных на уроке сведе­ний.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление текста с новыми знаниями

- Кто из вас может назвать произведение и автора? (сообщает информацию)

- Зима прекрасна не только в музыкальных и литературных произведениях, но на полотнах художников. Рассмотрите картину И.П. Рубинского «Фигуристы».

- Назовите деепричастия, которые можно употребить для ее описания.

- Составьте небольшой текст по картине, используя предложения с деепричастными оборотами.

- Какие рассказы у вас получились?

Выполняют задание, слушают ответы одно­классников, оце­нивают их.

Отве­чают на вопросы

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: учатся использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

2-3 мин

Заключительная беседа по вопросам

Организует рефлексию

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

Где можно применить новые знания?

Понравилось ли вам на уроке?

Какое настроение у вас сейчас?

Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества.

Домашнее задание: с.78-79, теоретические сведения, разноуровневое: углубленный уровень: с. 79, упр. 190; базовый уровень: с. 79, упр. 189.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: умеют структурировать знания; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Индивидуальная


Приложение: И.П. Рубинский. «Фигуристы».​​​​​​​t1602958642aa.jpg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации