Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.
Тема урока: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».
Цель деятельности учителя: | Сформировать представление о неполных предложениях, их функции в речи. |
Тип урока: | Урок «открытия» нового знания. |
Планируемые образовательные результаты: | предметные: научиться определять неполные предложения, образовывать краткие формы прилагательных от полных, использовать краткие прилагательные в речи; метапредметные: коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. регулятивные: определять путь преодоления трудностей в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, которые выявляются в ходе исследования структуры неполного предложения личностные: формирование познавательного интереса к творческой деятельности. |
Технологии, методы и формы обучения: | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная технология; метод наблюдения над языком; эвристический метод; самоконтроля индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Оборудование: | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, конверты с заданиями на карточках, аудиозапись Эмиль Вальдтейфель. Вальс "Фигуристы", учебник «Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская., Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2014» |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Формы организации взаимодействия |
Организационный момент 1-2 мин | Создание у учеников позитивной эмоциональной направленности. | Приветствует детей, создает положительный эмоциональный фон. Вступительное слово: -Доброе утро! У нас урок русского языка. Заканчивается последний месяц осени, впереди зима. Я записала для вас несколько красивых зимних слов. Визуально проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание. | Настраиваются на урок, включаются в деятельность. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов | Фронтальная |
Актуализация и пробное учебное действие 4-5 мин | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа | 1. Лингвистическая разминка - Игра "Четвертый лишний" Назовите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой ответ: Морозит, зимуют, заметая, похолодает. Серебрящийся, искрясь, кружащиеся, зимующие. Застывшие, запорошивший, закутавшись, заледеневшие. Побелев, остыли, завьюжило, мёрзнут. - Почему вы решили, что эти слова лишние? - Давайте вспомним, что мы знаем о деепричастии. Прием “Верные и неверные утверждения” (по теме «Деепричастие») -В деепричастии есть признаки глагола и прилагательного. -Деепричастия образуются от глаголов. -Деепричастия обозначают добавочное действие. -Деепричастие – служебная часть речи. -Деепричастия могут изменяться так же, как глаголы. -Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. -В предложении деепричастия являются дополнениями. Учитель предлагает ряд утверждений по данной теме для обсуждения в парах и выбора верных, задает вопросы о том, почему сделали тот или иной выбор. | Отвечают на вопросы, строят грамотные высказывания. Находят «лишние» слова, объясняют свой выбор. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, работая в парах. | Познавательные: строят осознанные речевые высказывания, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Фронтальная, групповая |
3. Выявление места и причины затруднения 3-4 мин | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа | Беседа по предложению. - Прочитайте предложение, найдите деепричастие: - От какого слова мы поставим к нему вопрос? А можно ли к какому-нибудь слову поставить вопрос от деепричастия? Прощаясь с осенью мы радуемся приходу зимы. - Прочитайте предложение, найдите деепричастие: - От какого слова мы поставим к нему вопрос? - Можно ли к какому-нибудь слову поставить вопрос от деепричастия? Как можно назвать такое слово? - Подумайте, чем будет являться деепричастие вместе с зависимым словом? - Как вы думает, нужны ли в этом предложении знаки препинания? Прощаясь с осенью, мы радуемся приходу зимы.
| Размышляют над вопросами и осознают, что имеющихся знаний недостаточно для точной формулировки ответа | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: извлекают необходимую информацию из текстов устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, фиксируют индивидуальные затруднения в пробном действии Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Фронтальная |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения 4-5 мин | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения | - Определим тему нашего урока. Записывает тему на доске: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. - Откройте учебник на с. 78 (теоретические сведения) и 79 (правила для заучивания). - Как можно сформулировать одно правило из этих двух? - Чему вы должны научиться при изучении темы? - Представим ваши предположения в виде плана. Записывает план на доске: - находить слова, зависимые от деепричастия - выделять деепричастные обороты - ставить знаки препинания - Каким образом вы можете достичь этих целей? Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. | Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия: -согласовывают тему урока, -ставят цель, -строят план достижения цели, -выбирают способ | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста учебника, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения; определяют основную и второстепенную информацию Регулятивные: планирование, прогнозирование деятельности Коммуникативные: аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации, выражают свои мысли точно и достаточно полно | Фронтальная |
3 мин | Динамическая пауза | 1. Простые повороты и наклоны головы: вперед-назад, вправо-влево. 2. Движения плечами вперед и назад, при этом сзади максимально сводятся лопатки. 3. Движения плечами вверх и вниз, при этом вверх – одним движением, а вниз в два коротких отрывистых движения. 4. Сложите руки в замок и делайте вращение запястьями, затем сделайте небольшую растяжку, вывернув сцепленные руки ладонями от себя и потянув их вперед | Учащиеся меняют вид деятельности (отдыхают), готовы продолжать работать | | |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. 5-6 мин | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий, способствующих развитию логического мышления, самостоятельности и самоконтроля | - На экране вы отрывки из стихотворений. Назовите автора. - Какие деепричастия пропущены? - Запишите в тетрадь, ставя знаки препинания и выделяя деепричастные обороты. Перед выполнением задания обсудите в парах. Великолепными коврами _______ на солнце снег лежит… Его лошадка снег _______ Плетется рысью как-нибудь… Буря мглою небо кроет Вихри снежные _________... Вот север тучи _________ Дохнул, завыл… Слова для справок: блестеть, почуять, крутить, нагонять. - Какие деепричастные обороты нашли? Где поставили знаки? - Чем являются деепричастные обороты в предложениях? Устанавливает осознанность ситуации | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы о том, какие деепричастные обороты в предложенных строках, где поставить запятые. | Познавательные: могут осознавать познавательную задачу, находить и выделяют необходимую информацию, применяют методы информационного поиска; Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: умеют выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют координировать в сотрудничестве разные позиции | Работа в парах |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 4-5 мин | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. | - Выполним упражнение 184 на с. 78 (№1, 2, 3, 7). - Выпишите глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами, подчеркните их. - Итак, можем ли сделать вывод, что неполными могут быть и двусоставные и односоставные предложения? Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы | Выполняют упражнение с комментированием вслух. | Личностные: имеют желание совершенствовать полученные знания. Познавательные: осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Фронтальная работа. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4-5 мин | Выполнение обучающих упражнений на основе раздаточного материала | - Возьмите в конверты с заданием. - Перед вами отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова "Русский лес". Необходимо выделить деепричастные обороты и расставить знаки препинания: I вариант (базовый уровень). В спящем зимнем лесу чуткое ухо улавливает живые звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул перелетая с дерева на дерево пёстрый дятел. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку роняя на снег тёмные лёгкие шелушинки. С весёлым свистом качаются на шишках перелетая с ели на ель стайки красногрудых клестов. II вариант (углубленный уровень). Тихо в спящем зимнем лесу но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул перелетая с дерева на дерево пёстрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку роняя на снег тёмные лёгкие шелушинки смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса закричали голубоватые сойки. С весёлым свистом качаются на шишках перелетая с ели на ель стайки красногрудых клестов. Организует деятельность по применению новых знаний. | Выполняют задание. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Личностные: имеют желание участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, лассификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. | Индивидуальная |
2-3 мин | Релаксация | - Закройте глаза. Дышим ровно и спокойно. Дадим нашим рукам и ногам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам музыки (Эмиль Вальдтейфель. Вальс "Фигуристы") | | | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение 4-5 мин | Обобщение полученных на уроке сведений. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление текста с новыми знаниями | - Кто из вас может назвать произведение и автора? (сообщает информацию) - Зима прекрасна не только в музыкальных и литературных произведениях, но на полотнах художников. Рассмотрите картину И.П. Рубинского «Фигуристы». - Назовите деепричастия, которые можно употребить для ее описания. - Составьте небольшой текст по картине, используя предложения с деепричастными оборотами. - Какие рассказы у вас получились? | Выполняют задание, слушают ответы одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: учатся использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Фронтальная |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) 2-3 мин | Заключительная беседа по вопросам | Организует рефлексию Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Где можно применить новые знания? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. Домашнее задание: с.78-79, теоретические сведения, разноуровневое: углубленный уровень: с. 79, упр. 190; базовый уровень: с. 79, упр. 189. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Познавательные: умеют структурировать знания; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Индивидуальная |
Приложение: И.П. Рубинский. «Фигуристы».