Проектно-исследовательская работа «Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки ученика»
Введение
На сегодняшний день английский язык является в нашей республике третьим рабочим языком. И мы должны понимать, что без иностранного языка в нынешнее время невозможно существовать и развиваться. В нашей повседневной жизни очень часто встречаются иностранные языки.
Успех в овладении иностранным языком начинается с начального класса, и мы это должны понимать. На этом этапе мы должны научиться правильному произношению, должны узнать много иностранных слов и понимать иностранную речь на слух и участвовать в беседе. Изучение языков само по себе очень трудно. Мы в этом году начали изучать иностранный язык по учебнику Кауфман М.Ю. Для повышения интереса мы решили включить в этом году Языковой портфель.
Само овладение иностранным языком на свободном уровне представляет собой особую актуальность.
Цель: повышение интереса к предмету английский язык через использование языкового портфеля.
Для достижения данной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
Ознакомиться со структурой языкового портфеля и изучить возможность его использования на уроке;
Рассмотреть первые результаты использования языкового портфеля на уроках английского языка;
Структура языкового портфеля и возможности его использования
Для того, чтобы помочь младшему школьнику осознать приобретаемый опыт общения и вместе с тем обеспечить его осознанную, заинтересованную деятельность по изучению предмета и тем самым формировать самостоятельность обучающегося, его личностной характеристики, ему поможет языковой портфель.
Языковой портфель- это документ, пакет документов, позволяющих учащемуся самостоятельно отмечать и оценивать свои достижения и опыт в овладении неродным языками вне зависимости от используемых методов обучения.
В основе Российского языкового портфеля для начальной школы лежит:
- концепция Европейского языкового портфеля (ЕЯП), разработанная в рамках проекта совета Европы «Языки на современном этапе» с целью формирования общего образовательного пространства в сфере современных (неродных) языков Европы.
- это итоги многолетней работы экспертов стран – участник совета европы, в том числе представителей России, над различными аспектами проблемы совершенствования преподавания и изучения иностранного языка.
Данный документ содержит основные положения современного подхода к обучению неродным языкам на различных образовательных уровнях и в разных условиях. В документе дано описание системы уровней владения языками, которая, основана на коммуникативном подходе к оценке по различным видам речевой деятельности, и также дается инструментарии, позволяющий обучающему самому определить эти уровни.
При этом под уровнем владения языками понимается степень владения языком с точки зрения эффективности процесса речевого общения, способности осуществить коммуникацию в различных ситуациях с учетом содержания и объема воспринимаемого речевого сообщения, беглости речи, ее гибкости, уместности использования языковых средств и речевого материала и проявляемой при этом степени самостоятельности.
Главной целью ЕЯП является обеспечение разностороннего обучения иностранного языка на протяжении всей жизни обучаемого.
Цели ЯП, по мнению экспертов Совета Европы, состоят в том чтобы:
- внедрять в практику преподавания и изучения современных языков перспективную образовательную идеологию;
- вооружить обучающегося надежным и доступным инструментом для определения своих достижений в овладении языками, а также путей дальнейшего совершенствования своих знаний и умений;
- развивать и поддерживать заинтересованность каждого в изучении языков на протяжении всей жизни.
Языковой Портфель как инструмент самоконтроля и одновременно контроля за процессом усвоения знаний и результатов обучения предназначен для непрерывного использования в процессе обучения неродным языкам на всех этапах образования.
ЯП для детей был разработан с учетом их возрастных особенностей:
- самостоятельно оценить уровень владения не родным языком;
- осознанно овладеть неродным языком и ощущать ответственность за процесс и результаты учения;
- осознать языковое разнообразие в классе (школе, регионе, стране) и равноценность всех языков;
- работать с ЯП с интересом, развиваясь при этом интеллектуально и эмоционально.
ЯП для детей представляет собой иллюстрированный дневник, который:
- содержит ясные и занимательные задания, понятные и интересные детям, при этом удовлетворяются потребностей младших школьников и изобразительной деятельности;
- содержит элементы игры;
- использует язык, понятный детям.
Дети самостоятельно с минимальной помощью учителя (родителей) оценивают свой уровень умений в неродных языках.
ЯП- документ, являющийся собственностью ученика, в котором он записывает свои достижения и опыт в овладении неродными языками.
Языковой портфель очень важен для детей, поскольку:
- маленькому ребенку важно осознание успеха – причем такого успеха, который может быть «осязаем», который можно подержать в руках;
- школьники стремятся получить оценку себя и своей деятельности со стороны взрослых – только так развивается их самооценка: ЯП предоставляет возможности взаимодействия ребенка со взрослыми (учителем, родителями) в оценке своих результатов;
- помогает школьнику увидеть смысл в том, что он делает, и развивать свою ответственность;
- работа с ним развивает все психические процессы детей – восприятие, мышление, внимание, память и воображение.
Все вышеперечисленное будет работать на развитие ребенка как личности, повышение его интереса и поддержание мотивации изучения языка.
Работа с ЯП позволит ученику:
- повысить мотивацию в изучении неродного языка и осознать ценность межкультурного общения в своем регионе, своей стране и за ее пределами;
- правильно организовать самостоятельную работу по овладению неродными языками;
- помочь каждому ученику осознать свой индивидуальный путь овладения языком.
Важно отметить, что ЯП не заменяет деятельность по обучению неродным языкам но сопровождает его.
Наши первые результаты с помощью языкового портфеля
Работа детей младшего школьного возраста с ЯП может быть успешной только в том случае если им помогает учитель, основная роль которого состоит в том, чтобы каждый ученик мог правильно провести самооценку. В этой совместной работе учителя и учащихся заключается большая образовательная ценность.
Мы рекомендуем начать работу с ЯП во втором классе. Опыт показывает, что достаточно двух занятий для ознакомления детей с этим документом: одно занятие – для того, чтобы объяснить цели, содержаний и структуру ЯП;
- для заполнения раздела «языки, которые я знаю». Учитель приносит портфели в класс, раздает их каждому ученику и рассказывает о том, зачем нужен ЯП и из чего он состоит.
Можно по желанию детей, сделать записи в первом разделе «языки, которые я знаю». Большую же часть времени должна занимать работа с третьим разделом – «моя копилка».
Конкретные рекомендации по работе со всеми разделами ЯП.
Первый раздел «Языки, которые я знаю».
В нем, как уже было отмечено, ученик описывает свой опыт изучения языков и межкультурного общения. Прежде чем дети начнут выполнять задания, желательно провести с ними беседу о том, какие языки они знают, куда ездили летом и на каком языки говорят в той местности.
Есть задания, нацеленные на то, чтобы помочь детям осознать свой каждодневный опыт использования неродных языков и опыт приобщения к культуре стран изучаемых языков.
Таблицы самооценки и таблица коммуникативных умений.
Представленные в первом разделе, они являются центральной частью Языкового Паспорта.
Внутри каждого из трех уровней представлены умения аудирования (когда я слушаю…), говорения (когда я разговариваю…), чтения (когда я читаю…), письма (я умею писать…).
В таблице «коммуникативные умения» ученики отмечают в том или ином виде речевой деятельности. При работе с таблицами учитель помогает детям отличить одно умение от другого.
Второй раздел «Мои успехи».
В нем ученики самостоятельно могут оценивать свой уровень владения неродными языками. Они отмечают здесь свои достижения в аудировании, говорении, чтении и письме внутри каждого уровня (выживание, допороговый), закрашивая нужные картинки. Ученики также могут отметить свои достижения внутри Порогового уровня, если они выразят желания испытать свои силы.
При закрашивании картинок ученик руководствуется правилами (предваряющими этот раздел), с которыми его знакомит учитель:
- если ученик умеет делать что то самостоятельно, легко, быстро и хорошо. То он закрашивает всю картинку целиком;
- если ученик делает что то медленно, недостаточно хорошо и с помощью, то он закрашивает только половину картинку, согласно данному в ЯП образцу;
- если ученик еще не умеет это делать, то картинка остается не закрашенной.
Возможно, что ученик достигает, например, первого уровня в письме и аудировании, и второго уровня, в чтении и говорении к концу начальной школы. Эти показатели наверняка будут варьироваться у разных учеников, и это естественно.
Третий раздел «Моя копилка»
Это единственный раздел языкового портфеля, с которым дети работают постоянно, начиная с первого года обучения новым языкам.
«Моя копилка», - это специальная папка, в которую дети складывают продукты своего труда – результаты деятельности по овладению неродными языками, которые они хотели бы сохранить и показать другим. Каждый год папка пополняется новыми материалами по выбору ученика, которые могут время от времени пересматриваться. Если ученик переходит в другой класс или школу, из «Копилки» выбираются образцы работ ученика и передаются в новую школу вместе с ЯП.
ЯП, как мы постарались показать, требует определенной совместной работы ученика и учителя.
Из вышеизложенного ясно, что ЯП для нас выполняет информативную, педагогическую и социальную функцию.
Информативная функция заключается в том что ЯП:
- предоставляет возможность показать свои способности в области владения неродными языками в четкой и доступной форме;
- предоставляет возможность родителям контролировать и поощрять изучения языков их детьми;
- предоставляет возможность в начальной школе более понятно и полно сообщать о языковом и культурном аспектах программы начального обучения и последующей аттестации.
Педагогическая функция связана с участниками учебного процесса и состоит:
- в совершенствовании процесса обучения и обеспечения положительных результатов в этом процессе;
- во внедрении нового содержания начального языкового образования и повышении личной ответственности учащихся за результаты обучения;
- в управлении качеством языкового образования;
- в облегчении планирования учебного процесса, контроля за ним и оценки уровня владения языками, как стороны ученика, так и со стороны педагога – в их тесном взаимодействии;
- в совершенствовании профессиональной компетенции учителя за счет обеспечения его реальной возможности оценивать уровень достижений каждого учащегося в овладении языком и вносить коррективы в свою деятельность.
Социальная функция заключается:
- в поддержании в обществе языкового и культурного многообразия и развитии многоязычия его граждан.
- в создании мотивации младших школьников к совершенствованию своих речевых умений;
- в создание условий для организации межкультурного общения и взаимодействия с носителями неродных языков в своей стране и за рубежом.
Языковой портфель для начальной школы отвечает всем требованиям подходов к обучению языкам и реально повышает статус ученика как личности учебного процесса.
Заключение
Подводя итоги к вышесказанному можно сказать, что наша цель выполнена. Языковой портфель является инструментом оценки и самооценки учащихся. ЯП очень помог нам выявит наши знания, и что самое важное в ЯП учащиеся сами вносят свои приобретенные знания. Это является очень важным аспектом, так как все ученикам хочется оценивать свои знания.
Еще одним положительным моментом является то что, в Языковой портфель вносят свои замечания родители и учитель. Этим самым осуществляется контакт между родителями, детьми и учителем.
Я бы хотел еще впредь заниматься языковым портфелем, до конца школы. Языковой портфель можно использовать как документ, переходящий из начального класса на средний, а со среднего на старший. Если ученик переходит в другую школу, то он может взять языковой портфель и передать учителю. Тогда учитель будет знать, что он проходил, что он знает, на каком уровне владеет иностранным языком этот ученик.
Итак, языковой портфель – это документ, пакет документов, позволяющих учащемуся самостоятельно отмечать и оценивать свои достижения и опыт в овладении неродными языками.
Список использованной литературы
Борисова А.И. Ранний английский. – Якутск., 1997
Верещагина И.Н. Методика преподавания английского языка. Москва., 1998
Кауфман М.Ю. Учебник английского языка.- Омск., Титул, 2007
Кауфман М.Ю. Книга для учителя. – Омск., Титул, 2007
Степанов В.О. Английский для малышей., - Москва, 1999.
Приложение 1
Приложение 2