Портфолио педагога-психолога

9
0
Материал опубликован 3 June 2021

Муниципальное образовательное учреждение

Ново-Харитоновская средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением отдельных предметов






t1622705900aa.gif












2021 г.


Общие сведения


1.Борис Елена Викторовна

2. Дата рождения 03.02.1962

3. Образование:

Донецкий политехнический институт г. Донецк УССР, 1979-1984, присвоена квалификация Инженер.

Донецкий институт последипломного образования инженерно-педагогических работников г. Донецк, 2005-2007,специальность «Психология», присвоена квалификация Психолог.

4.Общий трудовой стаж: 37 лет

5.Стаж педагогической работы:16 лет

6.Стаж работы в МОУ Ново-Харитоновская СОШ №10 с УИОП: 5 лет

7.Квалификационная категория: высшая, распоряжение МО № Р-713-9/1120,

Приказ по МОУ Ново-Харитоновская СОШ №10 №292/К от 20.11.2020.

8. Информация о наградах:


Название награды

Год присвоения

1

Грамота «За многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм в деле воспитания подрастающего поколения и в связи с празднованием Дня Учителя». Комитет по образованию Администрации Раменского муниципального района

2019












Оглавление


1. Пояснительная записка …………………………………………………………..5

2. Инвариантная часть ……..………………………………………………………..6

2.1. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.....................................................................................................................6

2.1.1. Работа с обучающимися…………………………………………………….7

2.1.2.Работа с педагогическим коллективом, родителями………………………8

2.2. Использование современных психолого-педагогических технологий и их результативность ......................................................................................................9

2.3. Диагностический инструментарий, используемый в профессиональной деятельности для оценки результатов …………………..………………..………13

3. Вариативная часть ..…………………………………………………...………...15

3.1.Результативность психокоррекционной и развивающей работы…………..15

3.2.Результативность психопрофилактической работы с обучающимися………………………...................................................................18

3.3.Результативностьпсихокоррекционной работы с педагогами, родителями 21

3.4. Организация консультативно-диагностической работы ……..……………………………………………………………………………….22

3.5. Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном, федеральном уровнях ……………………..……………………...23

3.6. Участие в профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном и всероссийских уровнях ………………………............................24

3.7. Сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовки…………………………………………………………………..…26

3.8. Работа в творческих, проектных, проблемных группах по актуальным вопросам совершенствования образования на муниципальном и региональном уровнях…………………………………………………………………………….26

3.9.Участие в экспериментальной (инновационной) деятельности Результативность ……………...……..….………………………………………27

4. Заключение ……………………………………………………………………....28

Приложение № 1. Программы, реализуемые в профессиональной деятельности ………………………………………………………………………………………31

Приложение № 2. Документы о прохождение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.................................................................



























1. Пояснительная записка.


Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста педагога-психолога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые психологом в развитии обучающихся, а также позволяет проследить творческую и самообразовательную деятельность психолога за последние три года.

Задачи портфолио:

показать умения педагога-психолога решать профессиональные задачи;

проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения;

оценить профессионализм педагога-психолога.

Краткая характеристика разделов портфолио.

В разделе «Личные данные об аттестуемом педагогическом работнике» даны общие сведения о педагоге.

В разделе «Инвариантная часть»:

«Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса» - особенности работы педагога-психолога с учетом внедрения ФГОС.

«Использование современных психолого-педагогических технологий и их результативность» - описание технологии, которые психолог активно использует в развитии школьников и их результативность в практической деятельности.

«Диагностический инструментарий, используемый в профессиональной деятельности для оценки результатов» - описание используемых диагностических методик.

В разделе «Вариативная часть»:

«Уровень достижений обучающихся» - показана положительная динамика развития учащихся (высокий уровень интеллектуального развития, высокая мотивация к обучению, низкая тревожность, успешность в обучении за последние пять лет, результаты участия в конференциях и конкурсах, активное участие в жизни образовательного учреждения).

«Обобщение и распространение опыта» - отражены выступления на семинарах, конференциях, научно-методических объединениях, педагогических советах, прохождение курсов повышения квалификации, показана работа в творческих, проблемных группах по актуальным вопросам совершенствования образования.

В «Заключении» обозначены проблемы и направления развития.



2.Инвариантная часть

2.1.Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.

Введение ФГОС основного общего образования предъявляет но­вые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного про­цесса.

Целью психологического сопровождения является создание условий гармоничного психического развития ребенка на протяжении всего школьного детства в условиях освоения и реализации ФГОС, а также содействие школе при решении практических задач формирования развивающегося образа жизни учащихся, раскрытия их индивидуального потенциала: развития творческих, умственных способностей, создания позитивной учебной мотивации к обучению, определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития.

Рассмотрев основные направления деятельности педагога-психолога образовательного учреждения и сопоставив их с ключевыми положениями Стандарта, можно выделить следующие важные задачи психологического сопровождения:

реализовать экспертизу эффективности внедрения и мониторинговое психолого-педагогическое сопровождение программ с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития детей;

создать условия для реализации возрастных и индивидуально-личностных возможностей и способностей учащихся школы;

исследовать теоретические и практические аспекты психолого-педагогического мониторинга;

Общая направленность работы педагога-психолога определяется следующими практическими задачами:

Содействие в создании психологически комфортной, безопасной образовательной среды, оптимизация условия взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности;

Повышение уровня учебной мотивации учащихся;

Расширение компетенций учащихся в учебной сфере;

Оптимизация стиля взаимодействия педагогов с учащимися;

Выявление и устранение факторов, негативно влияющих на развитие ребенка;

Развитие рефлексивных способностей детей.

Структура психологического сопровождения реализуются на осно­ве планирования психолого-педагогической работы последова­тельно для каждой категории участников образовательного про­цесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, а также целями и задачами, стоящими перед образовательным учреждением.


2.1.1. Работа с обучающимися.

Работая в большой школе, когда в зоне моей ответственности находятся 750 детей (5-11 класс) и дошкольники, я столкнулась с проблемой обезличенности работы психолога, если реализовать с каждой параллелью детей от 5 до 11 ВСЕ направления работы психолога. Кроме того дети хотят видеть конкретно свой, индивидуальный результат любой диагностики, а не обобщенные цифры по классу. Все это мотивировало меня на создание собственной концепции работы. Она предполагает работу с одной параллелью в одном направлении психологического сопровождения. Согласно возрасту, меняется и тематика этого сопровождения. Таким образом, дети с 5 по 11 класс получают возможность эффективного сапопознания и четкого понимания развития всех сфер личностного развития. Организовав свою деятельность таким образом, я получила возможность индивидуального подхода к КАЖДОМУ ребенку. Направления моей работы видны в приведенной таблице и хорошо согласуются с возрастными особенностями детей.


Целевая аудитория

Направления работы

5 класс

Адаптация к новым условиям обучения в среднем звене.

Акцент: коммуникативные навыки, школьная мотивация

6 класс

Развитие интеллектуальной сферы и ответственного отношения к учебе.

Акцент: ценность интеллекта в жизни Человека, развитие сознательности.

7 класс

Ранняя профориентация.

Акцент: самопознание, самоанализ.

8 класс

Развитие эмоционального интеллекта.

Акцент: Понимание себя. Яконцепция

(Я-реальный и Я-идеальный).

9-11 класс

Саморазвитие. Самоопределение. Профориентация.


Работа реализуется в несколько этапов:

Этап целеполагания: Определение направления работы исходя из возрастных особенностей и запроса классных руководителей

Диагностический этап: Подбор блока диагностик, составление опросников, анкет

Аналитический: Комплексная обработка полученных результатов и подготовка рекомендаций КАЖДОМУ ребенку индивидуально. Проведение консультаций с классными руководителями. Ознакомление родителей с результатами диагностик. ОПРЕДЕЛЕНИЕ «БОЛЕВЫХ ТОЧЕК» в личностном развитии обучающихся

Развивающий: Система индивидуальных и групповых занятий.

Рефлексия: итоговая диагностика (собеседование, опрос)


2.1.2.Работа с педагогическим коллективом, родителями.

Работа направлена на формирование у учителей, родителей, широкой общественности положительных установок к психологической помощи и расширение кругозора в области психологического знания.

Реализуя это направление работы, ежемесячно выступаю на педагогических советах, семинарах, проводимых в школе, консилиумах, методических объединениях педагогов; в течение года посещаю и выступаю на классных родительских собраниях во всех параллелях; разрабатываю рекомендации, советы и т.д. учащимся с проблемами поведения и обучения, педагогам и родителям. При работе использую следующие формы работы – мини-лекция, беседа, выступление, анкетирование, упражнения и др.

Постоянно ведется и пополняется раздел «Работа с психологом» в папках классных руководителей, который наполняется материалами диагностик, рекомендациями, памятками.

Обязательной частью профпросвещения является постоянное размещение информации для всех участников педагогического процесса на сайте школы в разделе «Документы родителям», а также в помощь всем участникам учебно-образовательного процесса в течение года ведется «Страничка психолога» в школьной газете «Школьный вестник» (https://ramnhsch.edumsko.ru/about/smi).

Тематика материалов в школьной газете:

«Секреты воспитания: кнут и пряник» 2018 г.

«Откуда берутся психосоматические заболевания» 2019 г.

«Одаренный ребенок. Кто он?» 2020 г.


Результаты деятельности педагога-психолога по основным видам работы

(количество психологических услуг указано в количестве мероприятий)

учебный год

психологическая диагностика

(групповая и индивид.)

профилактика

просвещение

консультирование

коррекция и развитие

2018/2019

100

66

20

60

55

2019/2020

107

70

24

75

60

2020/2021

109

75

27

80

65


Результаты деятельности психолога даны с учетом работы, как с каждым классом отдельно, так и работы на всю параллель. Это же относится и к просветительской деятельности с родителями, учителями, общественностью. Конечно, количество мероприятий зависит и от количества детей и классов, с которыми я работаю, но видна закономерность: доверие к работе педагога-психолога растет из года в год. Появляются новые запросы у классных руководителей и администрации. Дети и родители охотно идут на консультации даже по самым личным вопросам, не касающимся напрямую учебной деятельности, получают советы и помощь. Такое доверие дорогого стоит и работа в этом направлении будет безусловно продолжена.


2.2. Использование современных психолого-педагогических технологий и их результативность.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающейся модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание учиться.

Развитие познавательных интересов, творческих способностей, навыков самообразования, способностей самоанализа и самореализации личности школьника является одной из основных целей моей работы с применением образовательных технологий. Психолого-педагогические технологии - это определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач.  Выбор технологии должен быть обоснован, актуален и рационален. В своей работе я применяю следующие образовательные технологии:

п/п

Название технологии


Актуальность

технологии

Результат использования

технологии

Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов)

Охрана и укрепление здоровья обучающихся в процессе учебно-воспитательной деятельности

Развитие природных способностей ребенка: ума, нравственных и эстетических чувств ,овладение опытом общения с людьми и окружающим миром.

Личностно - ориентированная технология (И.С.Якиманская , Г.К.Селевко)

Создание системы психолого-педагогического воздействия таким образом, чтобы ребенок был высшей ценностью и в полной мере учитывались его индивидуальные личностные качества, степень развития психических функций, познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов

Игровые технологии

(А.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.Л.Данилова, А.В.Запорожец и др.)

Активизация и интенсификация деятельности учащихся, улучшение качества развития высших психических функций (памяти, внимания, концентрации, переключаемости), развитие способностей группового взаимодействия и навыков социального общения, конструктивного взаимодействия.

Стимулирование познавательной активности обучающихся. Актуализация жизненного опыта

Психодиагностические технологии

(А.Г.Шмелев, А.А.Бодалев, В.В.Столин и др.)

Получение знаний о психологическом развитии личности обучающихся,степени развития высших психических функций, динамики такого развития.

Получение информации о психологическом развитии личности обучающихся с целью разработки индивидуального коррекционно-развивающего маршрута.

Коррекционно-развивающие технологии Л.С.Выготский

Учет индивидуальных особенностей ребенка, интеграция в социуме, выработка навыков конструктивного общения и взаимодействия. Развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы ребенка. Обучение навыкам самоконтроля и саморегуляции.

Личностное развитие обучающихся, развитие способностей и самоуважения школьников


Работая в любом из направлений деятельности психолога, не возможно использование только одной конкретной технологии: будь то диагностическое исследование или развивающее занятие. Поэтому все технологии считаю главными и использую комплексно. Даже просветительскую работу стараюсь сделать «живой» благодаря использованию интерактивных упражнений, экспресс-диагностик и т.д.

Рациональное и эффективное применение любой технологии требует творческого подхода. Поэтому в практической  работе мною применяется целый ряд методов (совокупность способов и приемов). Наиболее используемыми являются наблюдение, опрос, интервью, психодиагностические тесты,  методы коррекции и развития. Очень эффективными и интересными для детей и родителей считаю применение различных психологических техник:

- «Лестница преодолений» (целеполагание, достижение цели);

- «Мое будущее» (работа с ленью и мотивацией), автор Минакова М.;

- «Нейрографика» (самоанализ, контроль эмоций, рефлексия);

- техника планирования (метод Эйзенхауэра);

- зарядка для мозга «Нейробика»;

- проективные, метафорические, рисуночные тесты групповые и индивидуальные, притчи.

Постоянно задаваясь вопросом: результативны ли применяемые мною технологии – я использую мнение коллег, детей и родителей путем опросов об удовлетворенности качеством психологического сопровождения. И если ребенок после занятия уходит с горящими глазами, а родитель или педагог получает ответы на свои вопросы, значит все выстроено верно и технологии действительно работают.

t1622705900ab.gifРеализуя программу «Ведение в школьную жизнь» в группах «Будущий первоклассник» с детьми 6-7 лет использовала все перечисленные технологии, которые в полной мере способствовали формированию у детей активного словаря, развитию коммуникативных навыков, саморегуляции познавательных процессов. Данные технологии позволили качественно подготовить детей к обучению, сгладить трудности адаптационного периода в первом классе. Весомым результатов в работе с дошкольниками считаю доверие, возникающее у родителей к психологическому сопровождению, растущее число индивидуальных консультаций и конечно, успехи самих детей, которые становятся более уверенными, умелыми и готовыми к новому социальному статусу – ученик.

С 2016 года работаю над методической темой «Психологическое сопровождение развития социальной мобильности личности подростков», результатом своей работы считаю:

- разработка «Дневника психолого-педагогических наблюдений» для классных руководителей 9-11 классов.

Адаптация десятиклассников хоть и не так болезненна, как в пятых классах, но также требует внимания психолога и классного руководителя. Именно этим продиктована разработка такого дневника, который, по сути, позволяет классному руководителю выстроить индивидуальный воспитательный маршрут развития для каждого обучающегося с учетом его особенностей. В Дневник вносятся результаты таких диагностик, как:

-«Потребность в достижении цели» Ю.М.Орлова;

-КОТ;

-Анкета для выявления уровня профессионального самоопределения;

-Анкета «Саморегуляция».

Кроме того такая методическая тема хорошо согласуется как раз с концепцией моей работы, помогает искать новые подходы к реализации намеченных задач, изучать новые техники, постоянно совершенствовать свою работу.


2.3. Диагностический инструментарий, используемый в профессиональной деятельности для оценки результатов

Диагностическая деятельность способствует проведению эффективной развивающей работы и внесению изменений в учебно-воспитательный процесс (индивидуальная траектория развития обучающихся, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса).

Диагностические обследования осуществляются по различным направлениям (индивидуальные и групповые), в зависимости от задач учебного процесса и возрастного этапа обучающихся и охватывают все категории детей, включая детей-инвалидов, детей под опекой, детей с ОВЗ, одаренных детей. Это диагностика интеллекта, определение профессиональной направленности, адаптация учащихся, мотивация, личностное развитие, диагностика уровня подверженности стрессу и т.д. Для индивидуальной работы методики подбираются согласно запросу.

Возвращаясь к комплексному применению технологий в своей работе, хочу отметить, что и диагностическая технология никак не может применяться без личностно-ориентированной, а часто и игровой, здоровьесберегающей. В процессе диагностики используются методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, проективные методики) так и мало формализованные формы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности). Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, предметные, бланковые, проективные и др.

Постоянно работая над усовершенствованием своей работы, разработала свой подход и к диагностическому направлению. Для этого весь диагностический материал разделила на направления, а в каждом из них собрала не одну, а блок самых разных методик, направленных на многостороннее изучение диагностируемого направления. По каждой диагностике разработана Карта наблюдений, в которую вносятся все результаты. Таким образом, каждый ребенок вместе с родителями может увидеть свои особенности развития с разных сторон, провести анализ и наметить свой индивидуальный путь развития. При такой организации диагностической работы, она стала интересной каждому ребенку, их отношение к любому опросу или тесту стало заинтересованным и вдумчивым, а не формальным. Это как раз и является подтверждением результативности моей работы в данном направлении.

В таблице ниже приведен пример создания блока методик по направлению «Профориентация».

Направление диагностики

Возраст

Цель проведения

Практическое применение

Профориентация

6.

Опросник профессиональных предпочтений Л.Н.Кабардовой




Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»


Экспресс-диагностика В.В. Бойко










Опросник, составленный психологом



7,9 класс

(все)

10-11 класс

(по-запросу)

 Выявление профессиональной направленности человека на выделяемые им сферы профессиональной деятельности


Выявление индивидуально-типологических различий.

Выявление ряда психоэмоциональных особенностей испытуемого, таких как склонность к дистимии, импульсивности, аффективному поведению, трудностей в установлении эмоциональных контактов.


Включает в себя вопросы:

- профессия, о которой мечтаю;

- предпочитаемые школьные предметы.

Мониторинг сформированности профессиональных предпочтений.

Пед.консилиум по формированию предпрофильных классов.

Рекомендации:

Кл.руководителю

Индивидуально каждому ребенку, родителям.

Индивидуальная работа по –запросу.

Подобным образом, чтобы посмотреть на вопрос с разных сторон, собраны блоки методик в направлениях:

-интеллект;

-адаптация и мотивация;

-личностное развитие;

-работа с классами педагогической поддержки;

- работа с дошкольниками;

-подготовка к экзаменам;

-девиантное поведение;

-СПТ.

Таким образом, результат любого диагностического направления получает в обобщенном виде классный руководитель и каждый ребенок. Все материалы собираются в детских портфолио и являются наглядной иллюстрацией личностного роста ребенка.


3.Вариативная часть

3.1.Результативность психокоррекционной и развивающей работы с детьми и родителями (законными представителями).

В результате применения различных технологий, удалось добиться стабильных показателей личностного развития, сформированности УУД и качества успешности усвоения знаний обучающихся. О результативности работы говорят следующие показатели:

Мониторинг уровня психологической готовности дошкольников к обучению в школе


t1622705900ac.gif

Отчетливо прослеживается положительная динамика по увеличению количества учащихся с высоким уровнем психологической готовности к школе в период занятий в «Школе будущего первоклассника» с октября по апрель. В тоже время значительно снижен уровень низкий и ниже среднего. В этот период проводятся регулярные развивающие занятия с психологом. Данные получены по результатам двух диагностик (начало и конец занятий).

Мониторинг адаптации пятиклассников в период с 2017-2020 учебный год


t1622705900ad.gif

Показателями результативности своей работы в пятых классах в период адаптации считаю снижение уровня тревожности у пятиклассников, создание эмоционально благополучной атмосферы в коллективе, осознание новой социальной роли «ученика средней школы». Данные получены по результатам двух диагностик ( начало и конец года).

Мониторинг результатов социально-психологического тестирования на определение обучающихся групп риска по употреблению ПАВ

в 2018-2019 - 2020-2021 учебном году


t1622705900ae.gif


Показателем результативности не только своей, но и системной работы всего педагогического коллектива в этом направлении, считаю хоть и незначительное (с 35% до 33%) уменьшение числа детей группы риска. Работа ведется многосторонняя и постоянная, задействованы все ресурсы школы, все службы, что позволяет верить в положительный результат.




Мониторинг диагностического исследования уровня интеллектуального развития учащихся

Сравнительная диаграмма по 7 и 9 классам

2018-2019 учебный год и 2020-2021 учебный год


t1622705900af.gif

Отчетливо прослеживается положительная динамика по увеличению процентного состава учащихся с уровнем высокого развития умственных способностей. В тоже время значительно снижен уровень низкий и ниже среднего. Количество детей со средним уровнем осталось практически неизменным, что говорит о хороших показателях личностного роста детей, сформированной учебной мотивации. Использованы результаты диагностик одних и тех же детей: сначала в 7ом, а затем в 9ом классе.


Мониторинг уровня сформированности профессиональных навыков и интересов у обучающихся 9 классов

Учебный год

Уровень сформированности профессиональных навыков и интересов

начало уч. года

конец уч. года

Сформирован профвыбор

Частично сформирован

Не сформирован

Сформирован профвыбор

Частично сформирован

Не сформирован

2018/2019

61%

21%

18%

91%

9%

0%

2019/2020

59%

19%

22%

94%

6%

0%


2020/2021

63%

16%

21%

96%

4%

0%


В 9 классах результатами работы в профориентационном направлении считаю полностью сформированный жизненный план, высокий уровень осознания профессиональных навыков и интересов, изменение отношения к окружающей действительности, развитие уверенности в себе и стремление к саморазвитию.

Такой результат достигается еще и благодаря тому, что уже в 7ом классе дети всерьез задумываются о своей будущей профессии, проходя комплексное диагностическое исследование и осмысленно выбирают обучение в профильных классах, что, безусловно,позволяет им двигаться в правильном направлении.

В ходе профориентационной работы провожу консультационную поддержку для участия детей в таких масштабных инновационных проектах, как:

- Общеразвивающая программа технической направленности «Школьный кванториум. Шаг в будущее». МОУ Ново-Харитоновская СОШ №10

https://ramnhsch.edumsko.ru/uploads/2700/2613/section/372315/ASOU/Programma_akademicheskoi_ploshchadki.pdf?1594727260648

- Областной фестиваль профориентации «Касаясь будущего»;

- Проект «Карьерный акселератор. Грань» совместно с ГК «Просвещение».


3.2.Результативность развивающей и психопрофилактической работы с обучающимися.

Постоянно задумываясь об эффективности работы психолога, пошла на смелый эксперимент проведения профилактических и развивающих занятий не на базе одного класса, а на целую параллель, а иногда и две, в зависимости от тематики занятий. Конечно, традиционные работы с классным коллективом или с группой учащихся сохранены. Но форма работы одновременно с несколькими классами имеет бесспорные преимущества:

Позволяет учащимся разных классов контактировать в неформальной обстановке, решая совместно различные по тематике задачи, что позволяет лучше узнать друг друга, а для кого-то это шанс проявить себя, снять маску стеснения и комплексов.

Позволяет в игровой форме научить детей основам коммуникации, понимания себя, правилам личностного развития

Позволяет классным руководителям и психологу конструктивно контактировать с целью решения общей воспитательной задачи.

Учит принимать индивидуальные ценности каждого человека;

Помогает развивать чувство эмпатии, толерантности по отношению к окружающим.

Способствует безусловному сплочению классного коллектива при выполнении групповых заданий.

В таблице ниже указаны традиционные развивающие занятия, которые проводятся обязательно. Но наполнение занятий содержательной частью, упражнениями и интерактивными приемами меняется постоянно. Это зависит от детей, их активности, открытости и т.д. Тематика занятий может быть расширена, если существует конкретный запрос от классных руководителей. Проведение занятий именно такой тематики полностью согласуется с выработанной мною концепцией работы и позволяет достигать высокой результативности в проработке определенного направления развития личности ребенка. Необходимо к результативности также отнести высокий интерес детей к такой форме занятий.




Тематика занятий


Возраст

Периодичность проведения

Цель занятия



Ссылка на электронный ресурс

1

Мозг на 100%

5-6 класс


2 раза в год


Познание собственных возможностей, способов их развития. Развитие высших психических функций



2.

Секреты памяти и внимания.

3.

Ребята, давайте жить дружно!

6 класс

октябрь

Развитие толерантности

https://ramnhsch.edumsko.ru/about/news/1029618


https://ramnhsch.edumsko.ru/about/news/1925700

2021 год

4.

Школьный булинг

5-7 класс

ноябрь

Профилактика школьного булинга.

Ответственность за противоправные действия


5.

Секреты поведения уверенного человека

7 класс

декабрь

Основы уверенного поведения

https://ramnhsch.edumsko.ru/about/news/1138136

6.

Ответственное поведение Контроль эмоций

6-7 класс

февраль

Понимание себя,

формирование ответственности, обучение навыкам контроля эмоций


7

Мой класс – моя команда


5 класс

октябрь

Командообразование, сплоченность коллектива.

Развитие эмпатии, толерантности

https://ramnhsch.edumsko.ru/about/news/999893


8

Я- пятиклассник


4 класс

апрель

Занятие в рамках преемственности начальной школы и среднего звена

https://ramnhsch.edumsko.ru/about/news/1159591

9

Проблема выбора

7-8 класс

январь

Профилактика деструктивного поведения

https://ramnhsch.edumsko.ru/about/news/1888131

10

Характер.

8 класс

февраль

Формирование Я-концепции



11

Две психологии: мужская и женская. Выбор пары

8-9 класс

ноябрь

Основы нравственности



12

Психологическая готовность к ОГЭ,ЕГЭ

9,11 класс

март

Обучение навыкам самоконтроля и саморегуляции


https://ramnhsch.edumsko.ru/about/news/1138157

13

На пороге важных решений

9,11

октябрь

Обучение основам планирования, постановки и достижения цели

https://ramnhsch.edumsko.ru/about/news/1692105

14

Хочешь иметь друга – будь им!

Мы разные, но мы вместе!

Учись учиться!

1-6 класс

июнь

Развивающие занятия в школьном лагере «Радуга»

https://ramnhsch.edumsko.ru/about/news/1622926

17

Занятия с использованиемвидеоматериалов ОО «Общее дело».

5-11 класс




В течение года

Профилактика здорового образа жизни.


18


Урок профориентации «Под парусами своей мечты»


9 класс


Профориентация

https://ramnhsch.edumsko.ru/about/news/1925694


19














3.3. Результативность психопрофилактической работы с педагогами, родителями

Тема выступления

Уровень конференции (семинара и т.п.), название, место проведения, дата

Адаптация обучающихся пятых классов к новым условиям обучения в среднем звене школы.

Уровень МОУ

Педагогический консилиум

МОУ Ново-Харитоновская СОШ №10 с УИОП

Ноябрь 2018 г.


Результаты работы с классами педагогической поддержки

Уровень МОУ

Педагогический совет

МОУ Ново-Харитоновская СОШ №10 с УИОП

Декабрь 2018 г.

Система интенсивного развития способностей

СИРС

Уровень МОУ

Педагогический совет

Март 2019 г.

Использование результатов профориентационного диагностического исследования семиклассников при формировании предпрофильных восьмых классов

Уровень МОУ

Педагогический консилиум

Март 2019 г.

Результаты работы педагога-психолога в 2018-2019 учебном году

Уровень МОУ

Педагогический совет

сентябрь 2019 г.

Результаты федерального социально-психологического тестирования на определение групп риска по употреблению ПАВ

Уровень МОУ

Педагогический совет

декабрь 2019 г.

Организация эффективной профилактической работы с учащимися в новом учебном году по результатам СПТ.

Уровень МОУ

МО классных руководителей

Сентябрь 2020 г.

Результаты работы педагога-психолога в 2019-2020 учебном году

Уровень МОУ

Педагогический совет

сентябрь 2020 г.

Результаты федерального социально-психологического тестирования на определение групп риска по употреблению ПАВ

Уровень МОУ

Педагогический совет

март 2020 г.


3.4. Результативность работы с родителями

Родительские собрания и участие в них – неотъемлемая часть профессиональной жизни школьного психолога. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Именно поэтому свое взаимодействие с родителями выстроила по-принципу: проблемы детей-проблемы родителей. Никогда не прихожу на собрания с какой-либо общей темой разговора. Строго следую принципу индивидуализации отношений. А каждый класс – это живой организм и он, конечно, индивидуален. Темы, обсуждаемые на родительских собраниях, полностью согласуются с направлением работы с детьми того или иного возраста. Очень часто при посещении родительских собраний использую тренинговые упражнения, что позволяет вызвать интерес родителей и более активное посещение собраний в будущем.

Индивидуальной работе с родителями уделяю очень много внимания, дорожу доверием и откровенностью, не ограничиваюсь рамками одной консультации, а провожу сопровождение семьи до момента, когда ситуация либо исправлена, либо не требует внимания психолога. Результатом такого отношения считаю многолетнее сопровождение отдельных семей, организацию действенной консультативной помощи в решении и психоэмоциональных проблем, и в организационной деятельности по посещению необходимых специалистов.


3.5.Организация консультативно-диагностического направления педагога-психолога

Консультирование в работе психолога рассматривается, как совокупность процедур, направленных на оказание помощи учащемуся, педагогу, родителю в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения, круга взаимоотношений, личным вопросам. Консультирование проводится в тесном взаимодействии как психоразвивающих, так и психокоррекционных задач. Психологическое консультирование преследует следующие цели:

Способствовать изменению поведения клиента (участника УВП), таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее. Испытывать удовлетворение от процесса обучения и общения, не смотря на объективные трудности;

Развивать навыки преодоления трудностей;

Развивать коммуникативную сферу клиента;

Развивать потенциал личности клиента.

В течение учебного года проводятся индивидуальные консультации различной тематики со всеми участниками УВП. Примерная тематика обращений видна на диаграмме


t1622705900ag.gif






3.6. Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном, федеральном уровнях

Тема выступления

Уровень конференции (семинара и т.п.), название, место проведения, дата

Мастер-класс «Развивающее занятие с элементами тренинга «Проблема выбора»»


Муниципальный уровень

МО педагогов-психологов Раменского района

Ноябрь 2017 г

Система работы школьного психолога в оценке уровня сформированности метапредметных результатов

Муниципальный уровень

Семинар для заместителей директоров школ Раменского района

МОУ Ново-Харитоновская СОШ №10 с УИОП

Ноябрь 2019 г.

Система работы педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта

Муниципальный уровень

МО педагогов-психологов Раменского района

Март 2020 г.

«Секреты воспитания: кнут и пряник» 2018 г.

«Откуда берутся психосоматические заболевания» 2019 г.

«Одаренные дети: кто они?»

2020г.

Муниципальный уровень

Сайт школы. Раздел «Школьные СМИ»

МОУ Ново-Харитоновская СОШ №10 с УИОП

2018-2020 г.

https://ramnhsch.edumsko.ru/about/smi







Буклет «Все, что нужно знать о пятиклассниках»

Памятка для родителей «ВНИМАНИЕ. ПАМЯТЬ. ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»

Муниципальный уровень

Сайт школы. Раздел «Документы для родителей»

МОУ Ново-Харитоновская СОШ №10 с УИОП

2018-2019 г.

https://ramnhsch.edumsko.ru/documents/other_documents/doc/536779


https://ramnhsch.edumsko.ru/documents/other_documents/doc/296224




Буклет для родителей

«Логика. Память. Внимание»


Федеральный уровень

Профессиональный сайт «Инфоурок»

2020 г.

https://infourok.ru/buklet-dlya-roditelej-logika-pamyat-vnimanie-4434111.html?is_new




Буклет для родителей и выпускников 9,11 классов

«Стресс и экзаменационная пора»



Федеральный уровень

Профессиональный сайт «Инфоурок»

2020 г.

https://infourok.ru/buklet-dlya-roditelej-i-vypusknikov-9-11-klassov-stress-i-ekzamenacionnaya-pora-4434119.html?is_new




Буклет для родителей и выпускников «Подготовка к ЕГЭ»

Федеральный уровень

Профессиональный сайт «Инфоурок»

2020 г.

https://infourok.ru/buklet-podgotovka-k-ege-4434124.html?is_new

Представление опыта работы (буклет)

«Циклограмма работы школьного психолога в оценке уровня формирования метапредметных навыков (на примере формирования эмоционального интеллекта»



Федеральный уровень

Профессиональный сайт «Инфоурок»

2020 г.

https://infourok.ru/buklet-ciklogramma-raboty-shkolnogo-psihologa-v-ocenke-urovnya-metapredmetnyh-rezultatov-na-primere-formirovaniya-emocionalnogo--4434129.html?is_new





Презентация

«Советы по организации дистанционного обучения»

Федеральный уровень

Профессиональный сайт «Инфоурок»

2020 г.

https://infourok.ru/prezentaciya-klassnomu-rukovoditelyu-i-roditelyam-sovety-po-organizacii-distancionnogo-obucheniya-4434144.html?is_new




Презентация

«Самоизоляция»


Федеральный уровень

Профессиональный сайт «Инфоурок»

2020 г.

https://infourok.ru/prezentaciya-shkolnomu-psihologu-samoizolyaciya-4434135.html?is_new


3.7. Участие в профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном и всероссийских уровнях

Учебный год

Тема

Ссылка на электронный ресурс



2018

Уровень МОУ

Эколого-психологический проект «Влияние природы на психическое здоровье человека»

Психологическая составляющая «Индивидуализация подхода к раскрытию творческих способностей»


https://ramnhsch.edumsko.ru/about/news/1048190


2021

Муниципальный уровень

Муниципальный конкурс социальной рекламы «Детский телефон доверия для меня и моих друзей»



3.8. Сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовке

Тема программы повышения квалификации.

Тема стажировки, вид

(очная, виртуальная)

Место
прохождения

Название

организации,

осуществляющей
повышение

квалификации

Сроки
прохождения

Название и

документа

(заполняется при

завершении

обучения)

Количество часов

Оценка качества образования в общеобразовательных организациях

виртуальная

Г.Москва

ФИОКО

4.02-15.05 2019

Удостоверение о повышении квалификации

772409535455

108

Медиация. Медиативные навыки

Очная

П.Электроизолятор

Гжельский государственный университет

11.11-10.12 2019

Удостоверение о повышении квалификации

502406758225

72

Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидами в соответствии с ФГОС Очная

П.Электроизолятор

Гжельский государственный университет

23.01-06.02

2020

Удостоверение о повышении квалификации

502410319587

72

Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога в условиях реализации ФГОС

заочная



Г.Орехово-Зуево

ГОУ высшего образования МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»

29.06-10.07.2020

Удостоверение о повышении квалификации

5003 00014289

72

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством

Г.Саратов

ООО «Центр инновационного образования и воспитания»

03.2021

Удостоверение о повышении квалификации

473-911419

73


3.9. Работа в творческих, проектных, проблемных группах по актуальным вопросам совершенствования образования на муниципальном и региональном уровнях


С 2016 года участвую в работе творческой группа «Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности» на базе нашего учреждения. Работа в группе ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся через активное вовлечение во внеклассную деятельность через разнообразные формы интеллектуальных мероприятий.

Исследование интеллекта является базовым для построения всей дальнейшей работы с учеником. На основе полученных результатов формируется прогноз успешности обучения, что позволяет оптимальным образом выстроить образовательную стратегию для конкретного учащегося, группы учащихся или класса в целом, подобрать оптимальные  методы и технологии.

Говоря о моем личном вкладе в работе этой группы нужно отметить:

- создание игротеки в кабинете психолога с набором различных логических игр. Игротекой дети пользуются во внеурочное время, когда либо ожидают родителей, либо есть время до начала работы кружков и секций. В игротеку приходят все дети: от 5 до 10 классов. Такая форма досуга стала очень любимой у детей, не говоря уже о неоценимом вкладе в интеллектуальное развитие учеников.

- в рамках развивающих занятий «Учись учиться» для учеников 3-4 классов очень активно использую сенсорное оборудование, расположенное в кабинете психолога : это и тренажеры , и интерактивные панели. В игровой форме происходит развитие у детей важнейших функций высшей нервной деятельности, таких как внимание, концентрация внимания, переключаемость, память. Такие занятия тоже являются любимыми у детей.


3.10.Участие в экспериментальной (инновационной) деятельности


Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.

Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.

Инновационные проекты, в которых участвует школа, не всегда напрямую связаны с моей деятельностью, но являясь членом педагогического коллектива я всегда готова быть рядом при решении любых вопросов: это и уверенность в своих силах, это и умение справляться с трудными ситуациями, стрессовыми ситуациями. Система моей работы содействует развитию у обучающихся веры в себя и свои силы, самопознания и самоанализа, умения планировать и достигать поставленную цель. Все это, как нельзя лучше, помогает ребятам в освоении новых, инновационных видов деятельности, в достижении новых вершин и результатов.

Для своих коллег учителей всегда готова прийти на помощь в решении любых возникающих проблем, а сама старюсь быть примером в освоении новых видов деятельности, разработке новых занятий, применении различных упражнений. Думается, это является хорошей мотивацией для моих коллег в желании расти и совершенствоваться и профессионально, и личностно. А ведь именно такой коллектив способен заниматься различной инновационной деятельностью. Подтверждением тому перечень инновационных проектов, в которых участвовала и продолжает участвовать наша школа, школа, в которой я работаю.


2017

Модель системы оценки достижения планируемых результатов на основе формирующего оценивания в рамках введения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования

Разработка и внедрение модели системы оценки достижений планируемых результатов на основе формирующего оценивания.

https://ramnhsch.edumsko.ru/activity/innovation/post/1152836


2019

Академическая апробационная площадка АСОУ.

Повышение качества образования и обеспечение реализации обновленного содержания предметной области «Технология»

https://ramnhsch.edumsko.ru/activity/innovation/post/1152852


2020

Опытно-экспериментальная площадка института стратегии развития образования российской академии образования.

Апробация программы воспитания.

https://ramnhsch.edumsko.ru/activity/innovation/post/1152856


2021

Инновационная плащадка ФГ БНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Внедрение современной программы воспитания.


4.Заключение

Значимость работы педагога-психолога в школе прекрасно подтверждают слова К.Д.Ушинского «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». Именно в этом я вижу смысл и главную цель своей работы.

Реализуя различные психолого-педагогические технологии, ориентированные на развитие личности осуществляю свою профессиональную деятельность по следующим направлениям:

работаю в системе школьной психолого-педагогической службы сопровождения детей: осуществляю мониторинг, скрининг, диагностирование учащихся; выявляю индивидуальные свойства личности ребенка, разрабатываю и реализую программы психокоррекционной или развивающей работы, отслеживаю результаты; разрабатываю рекомендации для родителей и педагогов;

предоставляю информацию родителям (законным представителям) о уровне сформированности УУД учащихся, особенностях развития его эмоционально-волевой сферы и поведения;

участвую в ППК, советах профилактики, целью которых является выявление детей и подростков «группы риска», с девиантным поведением, разрабатываю рекомендации, советы и т.д. учащимся с проблемами поведения и обучения, педагогам и родителям;

участвую в работе группы «Медиация», целью которой является решение возникающих спорных вопросов всех участников учебно-воспитаельного процесса;

провожу подготовку к представлению ребенка к ПМПК, участвую в судебных заседаниях по вопросам защиты прав ребенка, составляю психолого-педагогические характеристики для КДН, органов опеки, учебных заведений;

веду активную просветительскую деятельность для всех участников учебно-воспитательского процесса и для широкой общественности;

ежегодно провожу и представляю данные социально-психологического тестирования на федеральный уровень.

Введение ФГОС основного общего образования предъявляет но­вые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса. Отвечая запросу времени:

видоизменила методическую тему работы «Психологическое сопровождение развития социальной мобильности личности подростков с учетом реализации ФГОС»;

разработала «Дневник психолого-педагогического сопровождения для учащихся 9-11 классов»;

видоизменила систему работы педагога-психолога, разработав собственную концепцию;

видоизменила и усовершенствовала подход к диагностической работе, создав целевые блоки методик,

разработала карты наблюдений для детей по всем направлениям диагностической деятельности;

ввела в практику развивающие занятия с элементами тренинга на целую параллель;

веду постоянную просветительскую деятельность на сайте школы и в школьных СМИ;

разработала ряд буклетов-памяток по разным направлениям работы в помощь детям и родителям;

разработала авторский тренинг «Право выбора» (профилактика деструктивного поведения) и развивающее занятие «Послание инопланетянам» (командообразование).

Результатом своей работы считаю удовлетворенность моей деятельностью со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса. Дальнейшее свое развитие вижу только по пути совершенствования, самообразования и профессионального роста. Возможно, не все получилось, но я полна оптимизма и уверенности в том, что моя помощь нужна людям, а значит, будут силы идти вперед. И вновь обращусь к великим педагогам: Ш.А. Амонашвили «Человек может жить своей профессией, только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путём он может принести наибольшую пользу обществу».




Приложение № 1.

Программы, реализуемые в профессиональной деятельности

п/п

Программа

Автор

Цель

Возраст

1

Модифицированная программа «Я учусь учиться»

Т.Н.Князева

Цель:активизация мотивационный и интеллектуальный потенциала учащихся, в при­влекательной для них форме показать интересные стороны позна­вательной деятельности и собственные возможности учеников в этой сфере, психологическая подготовка учащихся к обучению в среднем звене

3-4 класс

2

Авторская рабочая программа «Адаптация пятиклассников»

Составлена на основе авторской программы «Пятиклассник» Т.В.Захаровой , 2014 г. Санкт-Петербург


Цель: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы, создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно успешнее принять новую школьную ситуацию

5 класс

3

Авторская рабочая программа «Мой интеллект»

Составлена на основе книг Л.В.Мищенковой «Юным умникам и умницам»


Цель: сформировать вербально-личностные когнитивные структуры, осуществляющие сложные фор­мы интеллектуальной деятельности и, прежде всего, отвлеченного, абстрак­тного мышления;

6-7 класс

4

Авторская рабочая программа «Время выбирать»

Составлена на основе книг Резапкиной Г.В. «Психология и выбор профессии» и «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника», Махаева О.А., Григорьева Е.Е. «Я выбираю профессию», учебно-методических пособий «Личное портфолио старшеклассника» и «Дневник профессионального самоопределения старшеклассника»

Цель: содействовать профессиональному самоопределению подростка, активизация его самопознания, построение жизненного плана

7,9,11 класс

5

Модификация программы «Введение в школьную жизнь»

К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман

Цель: создание, социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучении.

Будущие первоклассники

6

«Давайте жить дружно!»

С.В. Крюкова

Цель: через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помочь ему адаптироваться к условиям школы.

Будущие первоклассники

7

Авторская программа

«Все цвета, кроме черного»

Составлена на основе учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой, разработанного при содействии Министерства образования РФ в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» в соответствии с требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Цель: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.


5-6 класс


8.

Авторская программа

«Я выбираю жизнь »


Составлена на основе программы Байдакова Е. Г. Я выбираю жизнь в гармонии с собой», 2019г, г. Ростов-на-Дону

 Цель: Обучение таким навыкам, как умение заводить знакомства, выбирать себе друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать компромиссные и одновременно положительные решения; конструктивному и уверенному поведению в конфликтных и стрессовых ситуациях; правильному построению взаимоотношений с родителями способствует формированию личности с неприязнью или равнодушием к любым психоактивным веществам и развитию навыков противостояния началу употребления психоактивных веществ.                                           


Старшие школьники


9.

Авторская программа «Программа сопровождения ребенка-инвалида»


Составлена в рамках участия школы в государственной программе «Доступная среда»

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ОВЗ и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.


Дети инвалиды и с ОВЗ





32


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.