Построение и исследование графиков степенных, показательных, логарифмических и тригонометрических функций
Тема урока: «Построение и исследование графиков степенных, показательных, логарифмических и тригонометрических функций» группа ТСН1
Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: формировать у студентов способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта; закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Формирование УУД:
познавательных: совершенствовать умение применять знания при выполнении заданий.
коммуникативных и личностных: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
регулятивных: умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Формы работы обучающихся: групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
по источникам знаний: практические;
в зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление материала;
по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: частично-поисковый;
по принципу расчленения или соединения знания: обобщающий.
Оборудование урока: доска, проектор, экран, раздаточный материал.
Структура урока:
Организационный момент (2 мин.)
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (3 мин.)
Этап актуализации и пробного учебного действия (10 мин.)
Этап включения в систему знаний и повторения (20 мин.)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (5 мин.)
Ход урока:
Организационный момент.
(1 слайд) Преподаватель приветствует студентов и начинает урок с афоризма.
Он задает вопрос студентам: "Как вы считаете, почему эпиграфом урока выбраны эти слова?" Студенты отвечают: "Речь на уроке пойдет о функциях".
(2 слайд) Студенты записывают число и тему урока в тетрадь.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
(3 слайд) Методический прием "Домысливание". На слайде даны ключевые слова: ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ, ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ, ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ, ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. Преподаватель спрашивает у студентов: "Что сегодня на уроке мы повторим и изучим, исходя из этих слов? Это и будет цель нашего урока".
Этап актуализации и пробного учебного действия.
( 4 слайд) Методический прием "Лови ошибку!". На слайде изображены примеры функций, студентам необходимо найти ошибку в их определении.
показательная функция
тригонометрическая функция
логарифмическая функция
степенная функция
(5 слайд) Решите уравнения:
Этап включения в систему знаний и повторения.
Преподаватель совместно со студентами строит графики функций у доски. Затем студенты самостоятельно заполняют таблицу.
Задание: Построить в одной системе координат графики функций (разным цветом), исследовать по плану и занести результаты в таблицу (карточки с заданиями, таблицей раздаются). Самопроверка на слайдах.
y= sin x и y= cos x
| Показательная функция | Логарифмическая функция | Тригонометрическая функция | |||||||
N п/п | Основание | 0<а<1 | а>1 | 0<а<1 | а>1 | y= sin x | y= cos x | |||
Свойства | а= | а=2 | а= | а=2 | | | ||||
1 | Область определения | | | | | | | |||
2 | Множество значений | | | | | | | |||
3 | Промежутки возрастания | | | | | | | |||
4 | Промежутки убывания | | | | | | | |||
5 | Точки пересечения с ОY | | | | | | | |||
6 | Точки пересечения с ОX | | | | | | |
Ответ:
x | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y | 8 | 4 | 2 | 1 | 1/2 | 1/4 | 1/8 |
x | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y | 1/8 | 1/4 | 1/2 | 1 | 2 | 4 | 8 |
x | 1/2 | 1 | 2 | 4 | 8 |
y | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 |
x | 1/2 | 1 | 2 | 4 | 8 |
y | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
| Показательная функция | Логарифмическая функция | Тригонометрическая функция | |||||||
N п/п | Основание | 0<а<1 | а>1 | 0<а<1 | а>1 | y= sin x | y= cos x | |||
Свойства | а= | а=2 | а= | а=2 | | | ||||
1 | Область определения | (-∞;+∞) | (-∞;+∞) | (0;+∞) | (0;+∞) | (-∞;+∞) | (-∞;+∞) | |||
2 | Множество значений | (0;+∞) | (0;+∞) | (-∞;+∞) | (-∞;+∞) | [-1;1] | [-1;1] | |||
3 | Промежутки возрастания | - | (-∞;+∞) | - | (-∞;+∞) | [−π/2;π/2] и на отрезках, получаемых сдвигами этого отрезка на 2πn,n∈Z; | [π;2π] и на отрезках, получаемых сдвигами этого отрезка на 2πn,n∈Z; | |||
4 | Промежутки убывания | (-∞;+∞) | - | (-∞;+∞) | - | [π/2;3π/2] и на отрезках, получаемых сдвигами этого отрезка на 2πn,n∈Z. | [0;π] и на отрезках, получаемых сдвигами этого отрезка на 2πn,n∈Z | |||
5 | Точки пересечения с ОY | y=1 | y=1 | - | - | (0;0) | y=1 | |||
6 | Точки пересечения с ОX | - | - | x=1 | x=1 | 0,π,2π | π/2+πn,n∈Z |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Составить синквейн на слово «Функция».
определение темы в двух прилагательных или причастиях
три глагола, показывающие действие в рамках темы.
фраза из четырех слов, оказывающая отношение автора к теме.
завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Задание: Построить в одной системе координат графики функций (разным цветом), исследовать по плану и занести результаты в таблицу.
| Показательная функция | Логарифмическая функция | |||
N п/п | Основание | 0<а<1 | а>1 | 0<а<1 | а>1 |
Свойства | а= | а=2 | а= | а=2 | |
1 | Область определения | | | | |
2 | Множество значений | | | | |
3 | Промежутки возрастания | | | | |
4 | Промежутки убывания | | | | |
5 | Точки пересечения с ОY | | | | |
6 | Точки пересечения с ОX | | | | |
Задание: Построить в одной системе координат графики функций (разным цветом), исследовать по плану и занести результаты в таблицу.
| Показательная функция | Логарифмическая функция | |||
N п/п | Основание | 0<а<1 | а>1 | 0<а<1 | а>1 |
Свойства | а= | а=2 | а= | а=2 | |
1 | Область определения | | | | |
2 | Множество значений | | | | |
3 | Промежутки возрастания | | | | |
4 | Промежутки убывания | | | | |
5 | Точки пересечения с ОY | | | | |
6 | Точки пересечения с ОX | | | | |