Повышение мотивации к учению у обучающихся с помощью социально - психологического проекта в рамках внеурочной деятельности
Повышение мотивации к учению у обучающихся с помощью социально - психологического проекта в рамках внеурочной деятельности.
Автор: Горячева Наталья Валерьевна, педагог-психолог.
Проблема учебной мотивации обучающихся знакома многим педагогам. Попробовав разные пути решения данной проблемы, я остановилась на методе проектной деятельности. Когда ребята выполняют групповой творческий проект на тему, которую выбрали сами, все вместе, а наставник-педагог только немного направляет в нужное русло поток детских фантазий, получается замечательно!
Аннотация:
Проблема учебной мотивации у обучающихся знакома многим педагогам.
Перепробовав разные методы и пути решения данной проблемы, я остановилась на проектной деятельности.
Когда ребята выполняют творческий проект на тему, которую выбрали все вместе, а наставник-педагог только немного направил в нужное русло поток детских фантазий, получается замечательно!
Ведь для поиска материалов, нужных для проекта, подбора картинок – мотиваторов и слоганов, повышающих желание учиться, ребятам нужно не только заняться зачастую новой для них поисковой деятельностью, но и подключить творческое и критическое мышление, чтобы из всего многообразия книг и Интернет-ресурсов выбрать действительно нужные, интересные, подходящие. Наставник и тут рядом: помогает, подсказывает, подбадривает. Но мягко, незаметно, стараясь не спугнуть детскую инициативу. Основная задача педагога: помочь ребятам выбрать материалы, которые будут важны для них самих, им помогут собрать волю в кулак и совершить усилие, когда наступает неизбежное снижение интереса к теме и нежелание слаженно и продуктивно работать. Когда материалы проекта (текст и презентация) становятся ощутимы, у ребят наступает новый всплеск активности. Тут мы все вместе работаем цензорами, что-то убираем, добавляем, меняем… Главное, не затянуть этот процесс, а то интерес детей опять снизится!
Во время этого действа дети ссорятся, мирятся, делают замечательные открытия! Находят для себя что-то новое и интересное. Например, во время такой продуктивной работы с группой семиклассников вдруг появилась идея собрать весь материал, который мы изначально выбрали, но не смогли использовать из-за ограничения во времени (как известно, на защиту проекта редко дают более 7-8 минут), в книжку. В итоге у нас получился целый сборник рекомендаций и статей по мотивации, в который мы собрали не только советы и рекомендации для повышения мотивации, но и картинки-мотиваторы. Ребята были очень довольны своей совместной работой!
Затем наступает момент истины – защита проекта! Мы долго раздаем и делим слова, договариваемся о внешнем виде и общем стиле одежды. Много репетируем! Зато потом все получается отлично! Ребята довольны своими успехами! А авторский сборник подарен на Итоговой школьной конференции проектных и исследовательских работ членам жюри и любимым педагогам! На следующий день выясняется, что сборников не хватило всем желающим его иметь педагогам, пришлось срочно допечатывать, брошюровать и дарить снова!
Для ребят это настоящее движение к успеху! Сразу появляются мысли и предложения о продолжении работы, новых интересных темах и замечательных возможностях проектной деятельности!
Призываю всех неравнодушных педагогов делать с учениками проекты – это новый путь к сближению и реальная помощь ребятам в решении вопросов и проблем, которые пока не всегда получается решить! Причем темы могут быть как предметные, так и социальные, психологические, воспитательные. Слышать важные слова и советы ребятам гораздо приятнее и понятнее именно от сверстников. Такие советы, как правило, принимаются, о них задумываются! А это очень важно в современном мире – чтобы ребенок осознал, понял какую-то проблему и подумал о ней, о способах ее решения!
Предлагаем примерный план создания культурно-просветительского проекта «Движение к успеху!» (проект о мотивации). Данная тема актуальна для обучающихся 4-9 классов.
Культурно-просветительский проект «Движение к успеху!»
Сегодня все говорят об успехе! Успеха добиваются наши спортсмены, президент награждает самых достойных людей страны грамотами и медалями, волонтеры помогают людям добиться желаемого, мы собираем портфолио достижений. Быть успешным хорошо и почетно! Но все ли могут добиться успеха?
Мы, ученики класса, задумались о том, что помогает таким же ребятам, как мы, быть успешными. Мы узнали о мотивации – движущей силе успеха.
Нам захотелось разобраться, что же это такое и понять, действительно ли мы можем стать более успешными! Сегодня мы подготовили проект о движущей силе успеха – мотивации.
Цель:
• Исследовать значение мотивации человека к учёбе для достижения успеха.
Задачи:
• Изучить и выявить способы повышения мотивации к успеху;
• Разработать серию мини-плакатов в помощь школьникам для повышения
мотивации к учёбе как показателя достижения успеха;
• Разработать буклет с рекомендациями для повышения мотивации к учебе как показателя достижения успеха.
Методы исследования:
• Социологический опрос.
• Метод наблюдения.
Мы думаем, что ни один человек не может быть успешным без силы, которая помогает ему двигаться вперед, даже если очень трудно и кажется, что ничего не получается. Ведь часто удача и успех от нас в одном шаге. Чтобы не прервать свои усилия за один миг до получения желанного результата, нужно очень сильно хотеть добиться его!
Сила, которая заставляет бежать, идти, ползти и всеми своими возможностями добиваться желаемого, называется мотивацией.
Мотивация бывает разной – можно хотеть достичь хороших результатов
в каком-то деле и всеми силами добиваться этого. А можно очень сильно бояться неудачи, и всеми силами стараться ничего не делать. Ведь, как говорят великие мудрецы, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Мы решили разобраться, что за сила – мотивация и так ли она необходима для успешной жизни в современном обществе.
Мы выяснили, что успех недостижим без мотивации, ведь мотивация – это побуждение к действию и достижению успеха;
- Мотивация - это процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;
- Мотивация - это способность человека самостоятельно удовлетворять свои потребности, используя свои силы.
Для получения наилучших результатов очень важна мотивация достижения успеха, т.к. в основном успех достигается не способностями человека, а его желаниями, стремлением добиться цели, настойчивостью и трудом ради результата.
Человек, сильно желающий добиться успеха:
- совершенствует свое умение,
- старается сделать все как можно лучше,
- достигает высоких результатов,
- выбирает самый результативный путь.
Для школьника очень важна учебная мотивация. На её примере мы покажем, как же можно добиться успеха.
Мотивация школьника
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной и любой другой деятельности, нужной и важной для школьника. Ведь только так можно добиться успеха. Если ученик не хочет учиться, проблема не в недостатке способностей, а в низкой мотивации.
Иметь высокую мотивацию к учебе и быть отличником – совсем не одно и то же. Можно быть хорошистом и даже иногда троечником, но при этом учиться с удовольствием, прикладывать усилия в каком-то трудном предмете и стараться выполнять все задания и требования учителя в меру своих сил и способностей. Мотивация к учёбе напрямую связана с целями, ведущими к успеху.
Ставьте себе небольшие, но ежедневные цели, выполняйте их обязательно. Так вы сможете добиться определенных успехов в учебе.
Современная наука выделяет 2 вида мотивации:
Внешняя:
Деньги за хорошие оценки,
Материальные ценности,
Поездки,
Запреты того, что любит ученик,
Разрешение запретов,
Похвала,
Уважение.
Внутренняя:
Создание ситуации успеха,
Похвала себя за выполненное дело,
Самоуважение,
Самоподбадривание,
Просьба о помощи для усиления мотивации.
Для того, чтобы выяснить отношение к учёбе как показателю успешности у современных людей, мы провели социологический опрос и задали ученикам школ, педагогам и взрослым людям, которые нас окружают, 4 вопроса. Также мы (авторы проекта) ответили на эти вопросы сами.
Вопросы анкеты:
1. Как ты учишься?
2. Нравится ли тебе учиться?
3. Что тебе помогает учиться более успешно?
4. Зачем ты учишься?
Всего в опросе приняли участие более 70 человек.
Результаты опроса таковы:
55 % учащихся школ ответили, что они учатся хорошо,
• Им нравится учиться
• Помогают учиться учителя
• Учатся, чтобы быть умными.
92 % учителей ответили, что в школе были хорошистами и
отличниками,
• Им нравилось учиться
• Помогали учиться поставленные цели и книги
• Учились, чтобы узнавать новое и иметь возможность выбрать профессию.
75 % взрослых людей считают, что:
• Они учились хорошо
• Учиться им нравилось
• Помогали в учебе родители
• Учились, чтобы стать профессионалами.
Результат авторов проекта. 80 % ответили, что они
• Хорошисты
• Учиться нравится, если интересно
• Помогают учиться родители, книги, стремление добиться успеха
• Учимся, чтобы быть успешными в жизни.
Анализируя результаты соцопроса, мы выявили проблему:
45% школьников слабо мотивированы на успех, независимо от места
проживания и обучения. Также мы проанализировали исследования современных психологов и социологов, проведенные в России, и выяснили, что в школах с каждым годом у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе снижается. И этот процесс начинается все раньше: все знают, что желание учиться пропадает иногда у подростков, но сегодня педагоги говорят о том, что ученики начальной школы тоже довольно часто не имеют мотивации к учению. Известно высказывание: «Нет недостижимых целей, есть высокий коэффициент лени, недостаток смекалки и запас отговорок». Каждый человек заслуживает успеха. Любой ученик может достичь своей цели. Нужно только приложить усилия и постараться. Не говорите себе, что это не для вас. Потому, что Вы родились для успеха!
Как же еще можно повышать мотивацию? В помощь нашим дорогим ученикам мы разработали сборник «МОТИВАЦИЯ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА УСПЕХА. Советы и рекомендации для повышения мотивации к успеху». В нем мы постарались собрать самые интересные и действенные советы, мудрые высказывания и крылатые выражения, посвященные повышению мотивации к учению как показателю достижения успеха. Мы хотим разместить наш сборник на всеобщем обозрении и так помочь ученикам развивать мотивацию и повышать свою успешность! Поскольку мы недавно начали разработку проекта, мы планируем в конце учебного года провести повторный опрос среди обучающихся, чтобы выяснить, помогли ли наши советы и мотиваторы ребятам стать более успешными. В следующем году мы продолжим работу над темой успешности и рассмотрим важные качества личности человека, которые могут помочь ему быть более успешным!
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
1. Бакун Д. Афоризмы. Собрание мудрости всех времен и народов. 8800
афоризмов великих людей. М., Изд-во: АСТ, 2011.
2. Большая книга. Все афоризмы. 57000 афоризмов и крылатых
выражений. М., Изд-во: Харвест, 2011.
3. Богачев Ф. О. Успех: Позитивный образ мышления. М., 2011.
4. Зотова Н.В. Ваш успешный ребенок. Гомель, Изд-во: Ранок, 2012.
5. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. М.,
Изд-во: Прогресс, 1989.
6. Клепова Е.И. Афоризмы мира. М, Изд-во: Астрель, 2012 г.
7. Круглова Н. Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. С.-П.,
Изд-во: Питер, 2004.
8. Лаврухин А.Т. Каноны. Афоризмы разных лет. М., Изд-во: Зебра-Е,
2010.
9. Ладыженская Н. В. Обучение успешному общению. Речевые жанры.
М., Изд-во: Ювента, 2012.
10. Яшнова О. А. Успешность младшего школьника. М., Изд-во:
Академический проект, 2003
Белянина Светлана Николаевна
Горячева Наталья Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горячева Наталья Валерьевна