12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горячева Наталья Валерьевна6019
Ценю свою семью и друзей. Люблю прогулки, путешествия, природу, животных, читать, смотреть хорошее кино. Образование высшее профильное.Пед. стаж 23 года.Автор развивающих программ.Занимаюсь проектами.Финалист конкурса "Психолог -2005", "Педагог года-2017"
Россия, Москва, Москва

Повышение мотивации к учению у обучающихся с помощью социально - психологического проекта в рамках внеурочной деятельности. 

Автор: Горячева Наталья Валерьевна, педагог-психолог.

Проблема учебной мотивации обучающихся знакома многим педагогам. Попробовав разные пути решения данной проблемы, я остановилась на методе проектной деятельности. Когда ребята выполняют групповой творческий проект на тему, которую выбрали сами, все вместе, а наставник-педагог только немного направляет в нужное русло поток детских фантазий, получается замечательно!

Аннотация:

Проблема учебной мотивации у обучающихся знакома многим педагогам.

Перепробовав разные методы и пути решения данной проблемы, я остановилась на проектной деятельности.

Когда ребята выполняют творческий проект на тему, которую выбрали все вместе, а наставник-педагог только немного направил в нужное русло поток детских фантазий, получается замечательно!

Ведь для поиска материалов, нужных для проекта, подбора картинок – мотиваторов и слоганов, повышающих желание учиться, ребятам нужно не только заняться зачастую новой для них поисковой деятельностью, но и подключить творческое и критическое мышление, чтобы из всего многообразия книг и Интернет-ресурсов выбрать действительно нужные, интересные, подходящие. Наставник и тут рядом: помогает, подсказывает, подбадривает. Но мягко, незаметно, стараясь не спугнуть детскую инициативу. Основная задача педагога: помочь ребятам выбрать материалы, которые будут важны для них самих, им помогут собрать волю в кулак и совершить усилие, когда наступает неизбежное снижение интереса к теме и нежелание слаженно и продуктивно работать. Когда материалы проекта (текст и презентация) становятся ощутимы, у ребят наступает новый всплеск активности. Тут мы все вместе работаем цензорами, что-то убираем, добавляем, меняем… Главное, не затянуть этот процесс, а то интерес детей опять снизится!

Во время этого действа дети ссорятся, мирятся, делают замечательные открытия! Находят для себя что-то новое и интересное. Например, во время такой продуктивной работы с группой семиклассников вдруг появилась идея собрать весь материал, который мы изначально выбрали, но не смогли использовать из-за ограничения во времени (как известно, на защиту проекта редко дают более 7-8 минут), в книжку. В итоге у нас получился целый сборник рекомендаций и статей по мотивации, в который мы собрали не только советы и рекомендации для повышения мотивации, но и картинки-мотиваторы. Ребята были очень довольны своей совместной работой!

Затем наступает момент истины – защита проекта! Мы долго раздаем и делим слова, договариваемся о внешнем виде и общем стиле одежды. Много репетируем! Зато потом все получается отлично! Ребята довольны своими успехами! А авторский сборник подарен на Итоговой школьной конференции проектных и исследовательских работ членам жюри и любимым педагогам! На следующий день выясняется, что сборников не хватило всем желающим его иметь педагогам, пришлось срочно допечатывать, брошюровать и дарить снова!

Для ребят это настоящее движение к успеху! Сразу появляются мысли и предложения о продолжении работы, новых интересных темах и замечательных возможностях проектной деятельности!

Призываю всех неравнодушных педагогов делать с учениками проекты – это новый путь к сближению и реальная помощь ребятам в решении вопросов и проблем, которые пока не всегда получается решить! Причем темы могут быть как предметные, так и социальные, психологические, воспитательные. Слышать важные слова и советы ребятам гораздо приятнее и понятнее именно от сверстников. Такие советы, как правило, принимаются, о них задумываются! А это очень важно в современном мире – чтобы ребенок осознал, понял какую-то проблему и подумал о ней, о способах ее решения!

Предлагаем примерный план создания культурно-просветительского проекта «Движение к успеху!» (проект о мотивации). Данная тема актуальна для обучающихся 4-9 классов.

Культурно-просветительский проект «Движение к успеху!»

Сегодня все говорят об успехе! Успеха добиваются наши спортсмены, президент награждает самых достойных людей страны грамотами и медалями, волонтеры помогают людям добиться желаемого, мы собираем портфолио достижений. Быть успешным хорошо и почетно! Но все ли могут добиться успеха?

Мы, ученики класса, задумались о том, что помогает таким же ребятам, как мы, быть успешными. Мы узнали о мотивации – движущей силе успеха.

Нам захотелось разобраться, что же это такое и понять, действительно ли мы можем стать более успешными! Сегодня мы подготовили проект о движущей силе успеха – мотивации.

Цель:

• Исследовать значение мотивации человека к учёбе для достижения успеха.

Задачи:

• Изучить и выявить способы повышения мотивации к успеху;

• Разработать серию мини-плакатов в помощь школьникам для повышения

мотивации к учёбе как показателя достижения успеха;

• Разработать буклет с рекомендациями для повышения мотивации к учебе как показателя достижения успеха.

Методы исследования:

• Социологический опрос.

• Метод наблюдения.

Мы думаем, что ни один человек не может быть успешным без силы, которая помогает ему двигаться вперед, даже если очень трудно и кажется, что ничего не получается. Ведь часто удача и успех от нас в одном шаге. Чтобы не прервать свои усилия за один миг до получения желанного результата, нужно очень сильно хотеть добиться его!

Сила, которая заставляет бежать, идти, ползти и всеми своими возможностями добиваться желаемого, называется мотивацией.

Мотивация бывает разной – можно хотеть достичь хороших результатов

в каком-то деле и всеми силами добиваться этого. А можно очень сильно бояться неудачи, и всеми силами стараться ничего не делать. Ведь, как говорят великие мудрецы, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Мы решили разобраться, что за сила – мотивация и так ли она необходима для успешной жизни в современном обществе.

Мы выяснили, что успех недостижим без мотивации, ведь мотивация – это побуждение к действию и достижению успеха;

- Мотивация - это процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;

- Мотивация - это способность человека самостоятельно удовлетворять свои потребности, используя свои силы.

Для получения наилучших результатов очень важна мотивация достижения успеха, т.к. в основном успех достигается не способностями человека, а его желаниями, стремлением добиться цели, настойчивостью и трудом ради результата.


Человек, сильно желающий добиться успеха:

- совершенствует свое умение,

- старается сделать все как можно лучше,

- достигает высоких результатов,

- выбирает самый результативный путь.

Для школьника очень важна учебная мотивация. На её примере мы покажем, как же можно добиться успеха.

Мотивация школьника

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной и любой другой деятельности, нужной и важной для школьника. Ведь только так можно добиться успеха. Если ученик не хочет учиться, проблема не в недостатке способностей, а в низкой мотивации.

Иметь высокую мотивацию к учебе и быть отличником – совсем не одно и то же. Можно быть хорошистом и даже иногда троечником, но при этом учиться с удовольствием, прикладывать усилия в каком-то трудном предмете и стараться выполнять все задания и требования учителя в меру своих сил и способностей. Мотивация к учёбе напрямую связана с целями, ведущими к успеху.

Ставьте себе небольшие, но ежедневные цели, выполняйте их обязательно. Так вы сможете добиться определенных успехов в учебе.

Современная наука выделяет 2 вида мотивации:

Внешняя:

Деньги за хорошие оценки,

Материальные ценности,

Поездки,

Запреты того, что любит ученик,

Разрешение запретов,

Похвала,

Уважение.

Внутренняя:

Создание ситуации успеха,

Похвала себя за выполненное дело,

Самоуважение,

Самоподбадривание,

Просьба о помощи для усиления мотивации.

Для того, чтобы выяснить отношение к учёбе как показателю успешности у современных людей, мы провели социологический опрос и задали ученикам школ, педагогам и взрослым людям, которые нас окружают, 4 вопроса. Также мы (авторы проекта) ответили на эти вопросы сами.

Вопросы анкеты:

1. Как ты учишься?

2. Нравится ли тебе учиться?

3. Что тебе помогает учиться более успешно?

4. Зачем ты учишься?

Всего в опросе приняли участие более 70 человек.

Результаты опроса таковы:

55 % учащихся школ ответили, что они учатся хорошо,

• Им нравится учиться

• Помогают учиться учителя

• Учатся, чтобы быть умными.

92 % учителей ответили, что в школе были хорошистами и

отличниками,

• Им нравилось учиться

• Помогали учиться поставленные цели и книги

• Учились, чтобы узнавать новое и иметь возможность выбрать профессию.

75 % взрослых людей считают, что:

• Они учились хорошо

• Учиться им нравилось

• Помогали в учебе родители

• Учились, чтобы стать профессионалами.

Результат авторов проекта. 80 % ответили, что они

• Хорошисты

• Учиться нравится, если интересно

• Помогают учиться родители, книги, стремление добиться успеха

• Учимся, чтобы быть успешными в жизни.

Анализируя результаты соцопроса, мы выявили проблему:

45% школьников слабо мотивированы на успех, независимо от места

проживания и обучения. Также мы проанализировали исследования современных психологов и социологов, проведенные в России, и выяснили, что в школах с каждым годом у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе снижается. И этот процесс начинается все раньше: все знают, что желание учиться пропадает иногда у подростков, но сегодня педагоги говорят о том, что ученики начальной школы тоже довольно часто не имеют мотивации к учению. Известно высказывание: «Нет недостижимых целей, есть высокий коэффициент лени, недостаток смекалки и запас отговорок». Каждый человек заслуживает успеха. Любой ученик может достичь своей цели. Нужно только приложить усилия и постараться. Не говорите себе, что это не для вас. Потому, что Вы родились для успеха!

Как же еще можно повышать мотивацию? В помощь нашим дорогим ученикам мы разработали сборник «МОТИВАЦИЯ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА УСПЕХА. Советы и рекомендации для повышения мотивации к успеху». В нем мы постарались собрать самые интересные и действенные советы, мудрые высказывания и крылатые выражения, посвященные повышению мотивации к учению как показателю достижения успеха. Мы хотим разместить наш сборник на всеобщем обозрении и так помочь ученикам развивать мотивацию и повышать свою успешность! Поскольку мы недавно начали разработку проекта, мы планируем в конце учебного года провести повторный опрос среди обучающихся, чтобы выяснить, помогли ли наши советы и мотиваторы ребятам стать более успешными. В следующем году мы продолжим работу над темой успешности и рассмотрим важные качества личности человека, которые могут помочь ему быть более успешным!

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

1. Бакун Д. Афоризмы. Собрание мудрости всех времен и народов. 8800

афоризмов великих людей. М., Изд-во: АСТ, 2011.

2. Большая книга. Все афоризмы. 57000 афоризмов и крылатых

выражений. М., Изд-во: Харвест, 2011.

3. Богачев Ф. О. Успех: Позитивный образ мышления. М., 2011.

4. Зотова Н.В. Ваш успешный ребенок. Гомель, Изд-во: Ранок, 2012.

5. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. М.,

Изд-во: Прогресс, 1989.

6. Клепова Е.И. Афоризмы мира. М, Изд-во: Астрель, 2012 г.

7. Круглова Н. Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. С.-П.,

Изд-во: Питер, 2004.

8. Лаврухин А.Т. Каноны. Афоризмы разных лет. М., Изд-во: Зебра-Е,

2010.

9. Ладыженская Н. В. Обучение успешному общению. Речевые жанры.

М., Изд-во: Ювента, 2012.

10. Яшнова О. А. Успешность младшего школьника. М., Изд-во:

Академический проект, 2003

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Белянина Светлана Николаевна, 14.09.20 в 04:22 4Ответить Пожаловаться
С удовольствием прочитала статью! Получилось отлично! Спасибо, Наталья Валерьевна! Статья написана с душой.
Горячева Наталья Валерьевна, 14.09.20 в 08:48 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за высокую оценку моей работы!
Горбачёва Марина Юрьевна, 14.09.20 в 10:06 3Ответить Пожаловаться
Интересная и полезная работа! Благодарю вас,Наталья Валерьевна!
Горячева Наталья Валерьевна, 14.09.20 в 12:22 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Марина Юрьевна! Очень рада, что материал Вам понравился! Надеюсь, что пригодится в работе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.