Повышение мотивации учебной деятельности посредством проведения интегрированных занятий в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пестрая карусель»
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Методическая разработка
Повышение мотивации учебной деятельности посредством проведения интегрированных занятий в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пестрая карусель» |
Автор: Малышева Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования
|
Калуга 2020
|
Современный мир, модернизация системы образования нашей страны ставит перед профессиональным сообществом педагогических работников задачу создания условий для получения учащимися такого образования, которое обеспечивало бы их позитивную самореализацию в изменяющемся мире. Для этого ученик должен не только получать «готовые знания», но и отрабатывать их на практике, задействовав при этом огромный пласт накопленных человечеством способов отражений действительности: науки, искусства, народного творчества, выраженного в календарном цикле и др. Очевидно, данную задачу возможно только на основе интеграции программ основной общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования детей в едином образовательном пространстве. Являясь уникальными по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности, оба вида образования дополняют друг друга, вносят свой вклад в развитие личности ребенка.
При этом дополнительному образованию в модернизации общего образования отводится особая роль:
дополнительное образование также реализуют цели обучения, воспитания, развития и социализации детей, целеполагание учреждений общего и дополнительного образования во многом перекликается; но наряду с обязательными для всех целями, определенными стандартами, цели дополнительного образования выводят на значимый для развивающейся личности уровень индивидуальные образовательные цели;
содержание общего образования может быть дополнено, продолжено и расширено посредством личностно ориентированных общеразвивающих программ, за счет комплексного потенциала дополнительного образования, возможности обеспечить вариативность деятельности;
также дополнительное образование обеспечивает преемственность содержания образования, решая задачу обеспечения специализации образования в тех областях знаний, к которым дети проявляют устойчивый интерес;
система дополнительного образования имеет больший опыт и возможности для развития творческого потенциала детей;
дополнительное образование призвано способствовать наиболее полной реализации социально-педагогических функций: поддержке детей, обеспечении шанса на успех, компенсации и адаптации, успешной социализации;
обеспечение практической ориентации общего образования, усиление в его содержании деятельностной компоненты.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пестрая карусель», реализуемая в рамках воспитательной компоненты ФГОС, ориентирована на интеграцию общего и дополнительного образования.
Интеграция – от лат. integrum – целое, integratio – восстановление, восполнение – обозначает объединение, взаимопроникновение, объединение каких–либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. В целом, в педагогике под интеграцией понимается высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результатом функционирования которых является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений. Всестороннее изучение проблемы интеграции в образовании подтвердило ее значимость и положительное влияние на педагогический процесс, выразившиеся в стремлении развития современной личности, обладающей системным мышлением, способностью к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в разных сферах жизнедеятельности, а также приобретению новых знаний и умений.
Основное предназначение процессов интеграции - это повышение качества общего образования, увеличение доли деятельностной и воспитательной компоненты, усиление мотивации к учебной деятельности. Чтобы учение не превратилось в рутинное занятие, необходимо обеспечить наличие в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных незабываемых дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для отдельной личности. Данная работа представляет пример занятий, позволяющих детям пережить яркие впечатления в процессе освоения новых знаний. Именно этим обосновывается актуальность данной методической разработки.
В рамках вариативных (по выбору ребенка и его родителей), более свободных по содержанию (не связанных программой конкретного школьного предмета), дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ можно успешно заложить основы универсальных межпредметных действий, развить интерес конкретного ребенка, более глубоко погрузить детей в мир искусства, природы, творчества, народной культуры и традиций, при этом как бы раздвигая рамки школьных предметов: литературное чтение, музыка, окружающий мир, технология.
Тем более, что программа адресована, прежде всего, первоклассникам и второклассникам, которые адаптируются в новой для них среде, к условиям получения большого объема информации по разным предметам. Поэтому для них особенно актуальны программы, которые погружают их в привычную среду – игровую деятельность, а темы, изучаемые на уроках, раскрываются через сказки, народные игры, песни, музыкальный фольклор, картины русских художников, музыкальные произведение русских композиторов, наблюдения за природой и многое другое. Именно в интерактивном характере методов и форм организации занятий заключается новизна предлагаемой методической разработки.
Программа «Пестрая карусель» предусматривает формирование компетенций личности, необходимых для успешной учебной деятельности и реализации в современном обществе:
компетенции будущего профессионала (информационные компетенции, компетенции познавательной деятельности, ключевые компетенции успешной коммуникации);
компетенции будущего ответственного семьянина (социокультурные компетенции, компетенции здоровьясбережения);
компетенции гражданина России (компетенции социального взаимодействия, самоидентификации гражданина России).
В контексте системно-деятельностного подхода к образованию и воспитанию личности предполагается организация целенаправленной деятельности, при которой учащиеся получают опыт самостоятельного общественного действия (художественной акции в открытом социуме, реализации творческого проекта), что значительно повышает эффект процесса воспитания и социализации детей.
Цель методической разработки: Сформулировать и описать действенные методы и формы работы, способствующие повышению мотивации к учебной деятельности детей 7-9 лет, в рамках интеграционных занятий по общеобразовательной общеразвивающей программе «Пестрая карусель».
Задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме методической разработки в режиме самообразования;
обосновать принципы повышения мотивации учебной деятельности посредством интеграции общего и дополнительного образования на занятиях по программе «Пестрая карусель»;
обеспечить качественное образование и воспитание учащихся на основе интеграции основного и дополнительного образования с учетом равных и разных стартовых возможностей детей;
создать условия для формирования компетенций всех участников образовательного процесса, умения учиться, способности к самореализации, адаптации к переменам, ответственного отношения к своему здоровью, продуктивному общению, позитивной социальной активности;
отобрать эффективные методы и формы работы, способствующие достижению универсальных личностных и метапредметных результатов, ведущие к усилению мотивации к учебной деятельности;
создать методические рекомендации по развитию учебной мотивации учебной деятельности на занятиях в условиях дополнительного образования.
Предполагаемый конечный результат:
отобранные и апробированные эффективные методы и формы работы, способствующие достижению универсальных личностных и метапредметных результатов, ведущие к усилению мотивации к учебной деятельности, применяемые в повседневной деятельности педагога;
повышение мотивации к учебной деятельности детей 7-9 лет, проходящих обучение по программе «Пестрая карусель»;
сформулированные методические рекомендации по итогам проведения интегрированных занятий в рамках общеобразовательной общеразвивающей дополнительной программы «Пестрая карусель».
Условия применения:
Для интеграции основного и дополнительного образования активно используются ресурсы учреждений:
Кадровые ресурсы: педагоги дополнительного образования МБОУ ДО «ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги – по договору о взаимодействии;
Финансирование: оплата работы педагогов дополнительного образования – в рамках договора о взаимодействии;
Помещения: по договору безвозмездного пользования недвижимым муниципальным имуществом от 10.12.2010 г. ;
Материально-технические ресурсы: по договору о взаимодействии;
Информационно-методические ресурсы: медиатека, фонд методической литературы и периодической печати учреждения.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 40 минут. Оптимальное количество детей 10-15 человек, но в реальности занимается целый класс (25 человек). Занятия по индивидуальным маршрутам проходят малыми группами в рамках общего занятия, но с разными заданиями.
Помещение: классная комната, актовый зал; пришкольная площадка.
Формы занятий: беседы, просмотр видео и презентаций с последующим обсуждением, экскурсии (очные и заочные), музыкальные часы, викторины, ситуативно-ролевые игры, мастерские, начальное проектирование.
Методы обучения: отдается предпочтение практическим и интерактивным методам обучения (метод наблюдения – наблюдение окружающих предметов, рисунков, картин, видеоряда; проведение занятий с использованием средств искусств – театрализации; закрепление изученного через специально подобранные упражнения; метод игры – дидактические игры, народные и обрядовые игры, ситуативно-ролевые игры, деловые продуктивные игры; творческие методы – театрализация, КТД, «мозговой штурм»; проектный метод – основы проектирования творческих проектов и и общественно-значимых и др.).
Трудоемкость. Ограничения. Риски.
Реализация действий, предполагающихся данной методической разработкой, трудоемка, прежде всего, если программа реализуется впервые. Ведь занятия требуют большого объема наглядных материалов (видео, аудио сопровождения, репродукций картин, фотографий, презентаций и т.д.). Со временем у педагога формируется учебно-методический комплекс, который лишь обновляется и пополняется впоследствии.
При подготовке литературного, музыкального, художественного материала необходимо обращать внимание на то, чтобы он не повторял произведения школьной программы, а раскрывал учебный материал, пройденный на уроках с новых сторон.
Для создания наиболее полного впечатления у детей о представленном материале необходимо соответствующее оборудование: мультимедийный проектор, аудио проигрыватель; дидактический материал: иллюстрации или слайды художественных произведений, портретов художников, композиторов, поэтов, писателей; фонотеку музыкальных произведений, предлагаемых для слушания; тексты литературных произведений.
Лучше проводить занятия в специально оборудованном помещении, а не в классе, т.к. оно проводится во внеурочное время и дети уже успели устать, новая обстановка способствует отвлечению от уроков и, следовательно, меньше утомляет. Но такая возможность есть не в каждой школе.
Занятия можно проводить как с учащимися одного класса, так и со сборной группой из разных классов.
Основные риски связаны с переполненностью группы, недостаточным оборудованием предоставляемого помещения. Выходить из возможной негативной ситуации можно за счет подбора индивидуальных заданий, работы малыми группами, в паре. В настоящее время все вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением решаются именно за счет объединения ресурсов общего и дополнительного образования.
Основная часть
Выстраивая интегрированные занятия, педагог, прежде всего, ориентировался на модель интеграции общего и дополнительного образования, которая была разработана в рамках реализации проекта «Учение с увлечением», реализованного методистами и педагогами дополнительного образования МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги.
Как мы видим, результатом обучения по программе внеурочной деятельности в рамках ФГОС обязательно является получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия.
При разработке занятий, реализуемых в рамках проекта, педагог руководствуется следующими принципами: опора на содержание основного образования, учет преемственности общего и дополнительного образования; обращение к проблемам, темам, которые недостаточно представлены в основном образовании; развитие познавательной, социальной, творческой активности детей, их нравственных качеств; формирование целостного, эмоционально-образного восприятия мира; разноуровневость и вариативность программы, гибкость в ее использовании.
Итог изучения некоторых блоков приурочен к крупным народным праздникам или общественно-значимым акциям. Так, занятие «Синичкин день» интегрировано с темой «Зимующие птицы» предмета «Окружающий мир», а также знакомит детей с традицией народного праздника «Зиновий-синичник», приурочен к областной общественно-значимой акции «Берегите птиц!». В рамках данной акции ребята готовят листовки о необходимости подкармливать птиц зимой, актуализируют знания о правилах кормления, изготавливают кормушки.
Интегрированное занятие «Встреча весны по народному календарю» приурочено к народному празднику «Герасим-Грачевник» и готовит детей к участию во всемирной акции День Птиц.
Для поддержания интереса к народному творчеству хорошо организовать экскурсию в дом мастеров, пригласить на занятие творческих родителей, детей, которые занимаются в фольклорном объединении. Можно познакомить детей с формой творческого проекта для изготовления кукол-закруток. Большой интерес вызвала в школе выставка изготовленных кукол, что позволило создать ситуацию успеха для первоклассников, повысить их авторитет в школе.
Чтобы закрепить знания и эмоциональные впечатления детей о литературном произведении, можно предложить учащимся на заключительном занятии нарисовать то, что запомнилось больше всего, и организовать выставку рисунков с обсуждением.
Поможет детям усвоить сложный музыкальный материал, создать зримый образ одновременное знакомство с живописью русских художников, иллюстрирующей представления о временах года. При знакомстве с произведениями художников-сказочников необходимо предложить детям вспомнить проиллюстрированную сказку, узнать изображаемую ситуацию, предложить создать к изучаемому художественному произведению свои оригинальные иллюстрации.
Изучение тем об окружающей природе можно сопровождать богатой коллекцией картин и музыкальных произведений российских художников и композиторов, а также обязательно закреплять знания в действенно-практических занятиях и общественно-значимых акциях (День защиты диких животных, День Земли, День птиц, акции «Очистим планету от мусора!», флешмоб «Убери свою планету» и др.)
Итогом реализации программы «Пестрая карусель» становится художественная акция «Фестиваль сказок» (демонстрация театрализованных сказок народов России), реализованная в открытом социуме (показанная на родительском собрании, для ветеранов войны и труда, для малышей в детском саду и т.п.).
Особое внимание необходимо уделять формированию УУД, работа эта должна быть постоянной, даже рутинной, т.е. должна прослеживаться на каждом занятии:
обязательная совместная с детьми постановка цели занятия (при помощи приемов эмоционального настроя, наводящих картинок, вопросов и т.п.), определение основных задач, подведение итогов;
использование в качестве наглядных пособий и художественных текстов для занятий произведений культуры нашей страны (картины, стихи, художественные тексты, отрывки из мультипликационных и кинофильмов и т.п.);
обсуждение, как полученные знания пригодятся (пригодились) учащимся на занятиях в школе, в повседневной жизни;
демонстрация приемов поиска и обработки информации, применения на практике логических действий;
поддержка инициативы детей, создание условий для проявления самостоятельности;
рефлексия поведения детей во время совместных игр, тренингов, подготовки и реализации проектов.
Предполагается, что в результате реализации интегрированных занятий в рамках программы «Пестрая карусель» будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к чужому мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
основы ценностных суждений и оценок, в том числе формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;
основы понимания различных точек зрения, взглядов, характерных для различных социокультурных сред и эпох;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
освоение некоторых приёмов художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Говоря о повышении мотивации к учебной деятельности, мы должны рассмотреть, как трактуется данный термин в современной педагогике. Проблемой мотивов и мотивационной сферы деятельности занимались ведущие зарубежные ученые: А.Маслоу, Д. Мак Клелланд, Ф. Герцберг, В. Варум, Л. Портер, Э. Лоулер, Х.Хекхаузен. Проблема развития мотивации учебной деятельности является одной из самых актуальных для психологии и педагогики, особенно сейчас. Это предмет исследований не только педагогики, но и философии, социологии, психологии. Сущность мотивации учебной деятельности рассматривается в трудах В.Г.Асеева, Ю.К. Бабанского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Г.И.Щукиной, Л.И.Божович, В.Ф.Паламарчука, В.С. Мерлина, П.М. Лкобсона, В.С.Ильина, А.К.Марковой, Н.В.Кузьминой, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной и др. В современной психолого-педагогической литературе проблема мотивации учебной деятельности анализируется с разных позиций: структура, формирование и развитие мотивации, обусловленной целями обучения. По мнению большинства исследователей, мотивы учебной деятельности формируются и детерминируются также другими сторонами мотивационной сферы, т.е. потребностями, целями и т.д.
Мотивация – (от лат. Movere) - побуждение к действию; динамический процесс психо-физиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной деятельности. Мотивация учения проявляется в целях, которые учащийся преследует, проходя обучение в школе или в процессе самообразования. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты действий ребенка, которые ведут к реализации мотивов. Цели учебной деятельности наиболее отчетливо проявляются в доведении работы до конца (или откладывание ее), в возращении к исполнению прерванных учебных действий, в преодолении трудностей, в наличии или отсутствии отвлечения от учебной деятельности, в завершенности или незавершенности учебных действий.
Вышеперечисленные исследователи выделяют следующие мотивы по отношению к содержанию деятельности:
внешние (мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей);
внутренние (интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами деятельности и, как следствие, к саморазвитию).
Внешние мотивы могут негативно влиять на характер и результаты учебного процесса. Одной из основных задач педагога является повышение в структуре мотивации учащихся доли внутренней мотивации.
Учебные мотивы можно также разделить на познавательные и социальные. Познавательные мотивы заложены в самой учебной деятельности, они связаны с обязательно содержанием учебной деятельности или с самим процессом учения, обоснованы познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания:
широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;
учебно-познавательные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;
мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.
Социальные – это мотивы, связанные с факторами, находящимися вне самой учебной деятельности, мотивы, при которых само знание не выступает целью, учащийся как бы отстранен от процесса познания, а мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебной программы служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки, одобрения и признания окружающих, подчинение требованию учителя и др.
Можно выделить следующие уровни социальных мотивов:
мотивы долга и ответственности, понимания общественной значимости учения;
возможность занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение);
мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.
Так как в представленной работе мы говорим о мотивации учебной деятельности детей 7-9 лет, то можно предположить, что для учащихся начальной школы очень важны именно социальные мотивы: получить одобрение взрослых (родителей, учителей) и сверстников, понять, что полученные знания можно применять не только на уроках, а источником могут служить и дополнительные занятия, а также выход в открытый социум (музеи, библиотеки, экскурсии по городу, праздничные мероприятия и т.п.).
Какие же педагогические технологии целесообразно применять для того, чтобы учение не превратилось в обязательное занятие (только чувство долга), но приносило радость открытий и удовольствие от самовыражения и саморазвития.
Согласно «Энциклопедии образовательных технологий» Г.К. Селевко «любая педагогическая технология исходит из определенных представлений об источниках, первопричинах, основных факторах определяющих физическое и психическое развитие человека. В зависимости от основного, ведущего фактора развития, на который опирается технология, можно выделить:
биогенные технологии (развитие человека определяется генетическим кодом, внешняя среда лишь реализует наследственные данные);
социогенные, представляющие личность … как систему, приспосабливающуюся к внешней среде в широких пределах;
психогенные, результат развития в которых определяется, главным образом, самим человеком, его предшествующим опытом, внутренними психологическими процессами и механизмами саморазвития и самосовершенствования;
идеалистические, исходящие из гипотезы о нематериальном происхождении личности и ее качеств».1
Среди проанализированных научных концепций развития и освоения личностью социального опыта мне наиболее близка культурно-историческая теория Л.С. Выготского, которая гласит, «что внутренние психические функции – внимание, память, мышление, эмоции и др. – не являются внутренними изначально… Они образуются пожизненно в результате овладения внешними средствами культурного поведения и мышления. При этом ни состав, ни специфические особенности высших психических качеств личности не определяется прирожденными данными, они возникают только в определенной среде, в которой человек вступает как субъект общественно-практической деятельности»2.
«Деятельностная теория (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.) объясняет процесс активно-исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата»3.
Также, мне как педагогу, активно использующему в обучающей деятельности средства искусства, близки взгляды Д.Б. Лихачев, который отмечает, что к познавательному стимулу в младшем школьном возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, а для того, чтобы иметь о нем общее представление»4.
На основе изученного теоретического материала и, используя многолетний опыт реализации программы «Пестрая карусель», можно сделать вывод, что именно внешние социальные мотивы играют большую роль в повышении учебной мотивации учащихся младших классов. Поэтому необходимо широко использовать возможности интеграции основного и дополнительного образования, выводя обязательно детей на достижение третьего уровня результата во внеурочной деятельности.
На основе вышеперечисленных педагогических взглядов и теорий, мне хочется выделить педагогические принципы, которые используются мною, чтобы усилить у детей мотивацию учебной деятельности, как на занятиях объединения, так и обучения в рамках основной школьной программы:
создание ситуации успеха для каждого ребенка (авансирование успеха, подбор индивидуальных заданий, похвала, демонстрация результатов работы в открытом социуме);
единство учебного и воспитательного процесса;
широкое использование средств искусства;
единство индивидуализации и социализации образовательного процесса.
Методические рекомендации педагогам, стремящимся повысить мотивацию учебной деятельности:
стараться как можно чаще включать детей в процесс самого урока, не преподносить знания как готовый материал, а предоставлять возможность самим делать вывод на основе увиденного и услышанного. Так, можно не озвучивать учащимся цель и тему занятия, а погрузить их в определенное состояние с помощью звуков, художественного оформления, видеоряда, а затем спросить их мнение о том, чем именно они будут заниматься, какую тему изучать. Именно такие наводящие элементы занятия способствуют формированию и развитию метапредметных учебных действий;
использовать игровые элементы в занятиях, но применять их не для развлечения, а для иллюстрации или закрепления в действии изученного;
применять широкие возможности обучения и воспитания посредством искусства в разных его проявлениях (художественное и изобразительное творчество, декоративно-прикладное творчество, фольклор, народные праздники и традиции);
заострять внимание детей на том, что они граждане великой страны, поэтому не могут не знать ее богатую историю и культуру, чтобы они с малых лет осознавали свою гражданскую идентичность, стремились занимать активную гражданскую позицию (мы своими делами помогаем Родине);
демонстрировать детям в повседневной деятельности значимость духовно-нравственных и здоровьесберегающих ценностей, чтобы они осознавали взаимосвязь своих поступков и общественных идеалов:
Патриотизм – любовь к России, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие и этическое развитие;
Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
обязательно выводить учащихся на третий уровень результатов – демонстрацию своих знаний и умений в открытом социуме (творческие и общественно-значимые проекты), именно социальный мотив успеха позволяет им осознавать себя уверенными, повышает их учебную мотивацию.
Заключение
Эффективность предложенной модели обучения в рамках модели «Учение с увлечением» в формировании метапредметных и личностных УУД для повышения мотивации к образовательному процессу были отслежены с помощью следующих методик:
- повышение заинтересованности детей в учебном процессе (анкета «Отношение к учебе»);
- повышение творческой активности, проявляющейся в разработке и реализации проектов и участии в общественно-значимых мероприятиях (Карта наблюдений);
- формирование УУД (диагностическая карта мониторинга сформированности качеств личности учащихся);
- формирование ценностных ориентиров (авторская адаптированная методика ранжирования).
Мониторинг уровня обученности и заявленных в программе показателей отслеживается с помощью тестов, наблюдения, анализа творческих продуктов 2 раза в год (промежуточный и итоговый результат), для 1 года обучения – 3 раза (входящий, промежуточный и итоговый результат) педагогом и психолого-педагогической службой МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги.
Надо отметить, что уровень обученности в группах (5 групп по 12 чел. – 1 год обучения; 2 группы по 12 чел. – 2 год обучения) составляет 96,2%.
Год обучения |
1 год обучения |
2 год обучения |
|||||
Уровень |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
37,6% |
54,8% |
7,6% |
3,8% |
80,2% |
16% |
Так, положительное отношение к учебе в школе, занятиях в объединении внеурочной деятельности, стремление к получению новых знаний и умений и реализации их на практике выразили 80,2% учащихся по итогам обучения (50% при входящей диагностике, 76,4 % - по итогам промежуточной аттестации).
Познавательные универсальные учебные действия (умение структурировать знания; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; освоение способов и условий действий, контроля и оценки процесса и результатов деятельности) продемонстрировали по итогам освоения программы 78,3% учащихся (входящая диагностика – 58,5%; промежуточный результат – 76,4%).
Творческую активность в реализации проектов (творческих и общественно-значимых) показали (отметили в самообследовании) 91,7 % детей (в начале обучения – 33, 3 %, при прохождении промежуточной аттестации – 76,4 %).
Коммуникативные навыки на момент вхождения в программу были развиты на достаточном уровне только у 41% учащихся. В ходе освоения материала программы, получая практические навыки по конструктивному общению со сверстниками и взрослыми, коммуникативные УУД были освоены 53,9 % детей по итогам промежуточной аттестации, итоговая диагностика показала 80,2 % уровень овладения коммуникативными УУД.
Показатели диагностики |
Этапы аттестации учащихся |
||
Входящая |
Промежуточная |
Итоговая |
|
Мотивация к учебной деятельности |
50 % |
76,4 % |
80,2 % |
Познавательные УУД |
78,3 % |
58,5 % |
76,4 % |
Творческая активность |
33,3 % |
76,4 % |
91,7 % |
Коммуникативные УУД |
41 % |
53,9 % |
80,2 % |
В апреле 2030 г. в группах (7 групп по 12 человек), проходящих обучение по программе «Пестрая карусель», было проведено исследование методом ранжирования на предмет изучения отношения детей к базовым национальным ценностям. При этом, выбранные ценности были адаптированы для понимания их детьми младшего школьного возраста. Предварительно была проведена беседа, в которой подводились итоги изученного материала.
Были предложены следующие базовые ценности: здоровье, активная деятельная жизнь, уважение окружающих, общение с природой, уверенность в себе, поддержка родителей, красота природы, наличие хороших и верных друзей, творчество, развлечения, интересные книги, красивая музыка. Предложенные понятия были распечатаны на разноцветных листах, которые разрезаны таким образом, чтобы у каждого участника был набор из карточек-полосок с написанными на них ценностями. Дополнительно для каждого ребенка был приготовлен лист бумаги и клей карандаш. Таким образом, каждый респондент составлял свою «лестницу» базовых ценностей. Данный способ, продуманный нами, позволил каждому ребенку расставить ценности по местам, при этом, не путаясь в цифрах, т.к. традиционная форма ранжирования достаточно сложна для восприятия обучающимися в первом классе.
Выбор ценностей (интересов детей) распределился следующим образом – наибольшую популярность у детей заслужили следующие ценности (выбраны на первые 3 места):
Наличие хороших и верных друзей – 35 %
Интересные книги – 28%
Поддержка родителей – 28%
Здоровье – 28 %
Творчество – 28 %
Общение с природой – 28 %
Красивая музыка – 21%
В контрольной группе (12 чел.) наиболее востребованными оказались следующие ценности:
Развлечения – 49 %
Красивая музыка – 28%
Здоровье – 21%
Поддержка родителей – 21%
Наличие хороших и верных друзей – 15 %
Вывод
Проанализировав результаты диагностических материалов, можно сделать вывод, что интегрированные занятия в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пестрая карусель» способствует формированию метапредметных и личностных универсальных учебных действий, повышению уровня общепознавательных и логических действий, конструктивному и продуктивному сотрудничеству детей с взрослыми и сверстниками, ориентации их на значимые общественные и личные ценности. Успешная социальная адаптация, получение положительного опыта самореализации во время интеграционных занятий способствуют повышению у детей младшего школьного возраста учебной мотивации.
Использованная литература
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.,2008. – 158 с.
Басина Н.Э. Цвет, звук, материал: программа развивающих занятий для дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Чистые пруды, 2006. – 31с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,2005. – 398 с.
Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, Норинт, 2000. – 1456 с.
Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб, 2013. – 356 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. – Т 2. – М.: Педагогика,1982. – 488 с.
Жильцова О. А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. - М.: Акрополь, 2011. – 236 с.
Лихачев Д.Б. Педагогика: курс лекций. – М.: Прометей, 1993. – 527 с.
Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. – СПб.: Блиц, 1999. – 190 с.
Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 2008. – 96 с.
Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть 1,2,3 – Минск, 2005.
Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – Москва: Педагогика, 2005. – 214 с.
Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях // Библиотечка для педагогов, родителей и детей. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - № 9.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1993. – 112 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Материалы мониторинга
Анкета
Отношение к учебной деятельности
Тебе нравится в школе?
не очень
нравится
не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
чаще иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывают по-разному
нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
Учиться нужно, чтобы не получить плохую оценку, не огорчать родителей?
не знаю
в основном, да
нет, не только
Учиться интересно, потому что можно узнать новое, научиться применять свои знания на практике?
не очень
да
нет
Надо хорошо учиться, потому что будут уважать ровесники и взрослые?
не уверен
да
нет
У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
Знаний, получаемых в школе достаточно для современной жизни?
Дополнительные занятия помогают лучше учиться в школе?
не уверен
да
нет
Дополнительные занятия помогают накопить знания и умения, которые пригодятся во взрослой жизни?
не уверен
да
нет
Обработка ответов: подсчитывается количество положительных ответов, которые группируются в зависимости от смысла ответа (положительное или отрицательное отношение к школе, учебной деятельности, положению в классе и т.п.)
Значение положительного ответа на вопрос |
Номер вопроса |
|||||||||||||
Негативное отношение |
|
|
3 |
4 |
5 |
6 |
|
8 |
|
|
|
12 |
|
|
Позитивное отношение |
1 |
2 |
|
|
|
|
7 |
|
9 |
10 |
11 |
|
13 |
14 |
Если преобладающее преимущество ответов носят неуверенный характер (не уверен, не очень, не знаю), рассматривать их в контексте вопроса.
Высокий уровень: У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, их не пугают требования, предъявляемые школьной программой. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе; заинтересованы в расширении знаний за счет занятий дополнительного образования; занимают благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень - хорошая школьная мотивация. При средних показателях учебной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе, готовится к урокам; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, проявляет интерес к дополнительным занятиям, дружит со многими детьми в классе.
Низкая учебная мотивация: эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал. Мотивация к учебной деятельности часто негативная (боязнь наказания; понимание, что не посещать школу не возможно). Такие учащиеся могут быть как изгоями в коллективе сверстников, так и негативными лидерами.
Универсальные учебные действия. 7-11 л.
|
Название |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Познавательные |
Интеллектуальные действия |
Не способен без помощи педагога продолжить логические цепочки (дорисовать линии по примеру, продолжить ряд) |
Может частично с помощью педагога продолжить логические цепочки, классифицировать предметы |
Может самостоятельно продолжать логические цепочки, классифицировать предметы. Контроль педагога фактически отсутствует. |
Активное использование речевых средств |
Не может построить предложения, общается фразами. Путает значение слов. Затрудняется назвать 3 животных/растения |
Говорит правильно, избегает сложных высказываний. Может назвать 3-5 животных/растений |
Говорит правильно. Предложения построены верно, без внутренних противоречий. Может назвать 5-10 животных/растений |
|
Регулятивные |
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности |
Учащийся не может повторить задание(я) за учителем (не помнит, путает). Не помнит, чем занимались на прошлом занятии |
Может воспроизвести только часть задания за учителем. Помнит не все с прошлого занятия. Повторение вызывает затруднение |
Может пересказать задание за учителем. Помнит, чем занимались на прошлом занятии. Повторение не вызывает затруднения. |
Умение принимать причины не успеха |
Полностью винит в собственном неуспехе, других людей. Внешние обстоятельства |
Виной неуспеха становится в основном неличностные характеристики |
С помощью педагога может сам сказать, что именно сделал не так. Какое его действие было неверным |
|
Умение контролировать и оценивать учебные действия |
Не может сам проконтролировать собственную работу, оценить ее. Для контроля и оценки необходим полный контроль педагога |
Частично может контролировать свою работу, оценивать ее, необходима частичная помощь педагога |
Учащийся может сам контролировать ход выполнения задания. Может с помощью побуждения педагога, найти ошибки. |
|
Коммуникативные |
Умение сотрудничать в процессе учебной деятельности |
Не способен договариваться с партнерами по общению, даже под контролем педагога |
Стремиться сотрудничать только с педагогом, вступает в контакт с другими детьми с помощью педагога |
Пытается сам сотрудничать с педагогами и сверстниками. Дружелюбен |
Начальные навыки адаптации |
Некомфортно чувствует себя в группе, старается держаться обособленно, не вступать в контакт. Возможны истерики и нежелание идти на занятия |
Общается только с несколькими сверстниками, имеет затруднения при общении. |
Свободно вступает в контакт |
Таблица мониторинга уровня сформированности УУД (универсальных учебных действий)
в объединениях МОУ ДОД «ЦДОД «Радуга» г. Калуги
Название объединения: __________№ (название) группы:_______________Год обучения_________
Ф.И.О. педагога: _____________________Дата проведения контрольного занятия :_______________
Универсальные учебные действия (УУД) |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п |
Имя Ф. |
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Итог, Н.,С.,В. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
Интеллект.действ. |
Активн.ипольз.речевыхсредств |
Способность принимать и сохр. цели и задачи уч.деят |
Умение принимать причины не успеха |
Умение контролир. и оценивать уч.действ. |
Умение сотрудничать в процессе уч.деят. |
Нач.навыки и адаптации |
|
|
|
||||||||||||||||||||||
1 п/г. |
2 п/г. |
1 п/г. |
2 п/г. |
1 п/г. |
2 п/г. |
1 п/г. |
2 п/г. |
1 п/г. |
2 п/г. |
1 п/г. |
2 п/г. |
1 п/г. |
2 п/г. |
1 п/г. |
2 п/г. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
ИТОГО по группе, % |
Н |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
С |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
В |
|
|
*УУД оцениваются по уровням: низкий (Н.), средний (С.), высокий (В.)
Ценностное ориентирование
(авторская адаптация ранжирования)
Предлагаются следующие жизненные ценности:
здоровье,
активная деятельная жизнь,
уважение окружающих,
общение с природой,
уверенность в себе,
поддержка родителей,
красота природы,
наличие хороших и верных друзей,
творчество,
развлечения,
интересные книги,
красивая музыка.
Предложенные понятия распечатываются на разноцветных листах, которые разрезаны таким образом, чтобы у каждого участника был набор из карточек-полосок с написанными на них ценностями. Дополнительно для каждого ребенка выдается лист бумаги и клей карандаш. Таким образом, каждый респондент составлял свою «лестницу» базовых ценностей. Данный способ, продуманный нами, позволяет каждому ребенку расставить ценности по местам, при этом, не путаясь в цифрах, т.к. традиционная форма ранжирования достаточно сложна для восприятия обучающимися в первом классе.
Фотоотчет
1 Факторы психического и физического развития [Текст] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.2 – С. 72.
2 Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. – Т 2. – М.: Педагогика,1982.- С 5.
3 Факторы психического и физического развития [Текст] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.2 – С. 75.
4 Лихачев Д.Б. Педагогика: курс лекций. – М.: Прометей, 1993. – С 63.