Дошкольное детство — важный период психического развития. Возраст начального фактического образования личности, по словам А. Н. Леонтьева. У ребенка интенсивно формируются психические функции, сложные виды деятельности (игра, общение со взрослыми и ровесниками), возникают иерархия мотивов и потребностей, самооценка, волевая регуляция и нравственные формы поведения. Важнейшим фактором психического развития дошкольника является его общение — сначала со взрослыми, а впоследствии и с ровесниками и другими детьми. Вне общения невозможно развитие у ребенка специфически человеческих психических функций, ее личностное становление. Как отмечал Л. С. Выготский, «Любая высшая психическая функция появляется на сцене дважды: первый раз как деятельность коллективная, социальная деятельность, то есть функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсихическая» (Выготский Л. С. Избр. психологические исследования. — М., 1956. — С. 450).
Трудности психического развития дошкольника связаны, как правило, с неадекватно построенным общением между ребенком и близкими взрослыми.
Происхождения психологических проблем в дошкольном возрасте делится на две группы:
1) неблагоприятные тенденции в поведении ребенка, которые еще не нарушили нормы, но в итоге приведут к этому;
2) незнание родителями или другими взрослыми из окружения ребенка норм развития. У них возникает необоснованная обеспокоенность ребенка. Например, тревога по поводу чрезмерной увлеченности ребенка игрой или фантазированием в старшем дошкольном возрасте, или по поводу непоседливости, импульсивности младшего дошкольника. Все эти проявления являются нормативными возрастными особенностями развития дошкольника.
Трудности психического развития в дошкольном возрасте отмечаются следующими особенностями:
1) неблагоприятные тенденции носят скрытый характер;
2) некоторые из нежелательных проявлений исчезают с развитием ребенка, а некоторые переходят в устойчивые образования, закладывающих фундамент личности;
3) дальнейшая коррекция недоразвитых в дошкольном возрасте психических качеств является сложной, а иногда и невозможной.
Установление воспитателем (или психологом) наличия и причин трудностей в развитии ребенка и их коррекция происходит как сравнение результатов диагностики с нормами развития. Следует подчеркнуть, что и воспитатель, и психолог ведет работу с детьми, психическое развитие которых находится в пределах нормы.
Выводы о роли общения в психическом развитии дошкольника:
—Дошкольный возраст является периодом первоначального фактического образования личности;
— Общение выступает важнейшим фактором психического и личностного развития дошкольника;
— Трудности психического развития дошкольника связаны, как правило, с неадекватно построенным общением между ребенком и близкими взрослыми;
— Характер психологических проблем в дошкольном возрасте проявляется как неблагоприятные тенденции в поведении ребенка, или необоснованная обеспокоенность родителей (или других взрослых из окружения малыша) в отношении ребенка по незнанию ими норм ее развития.