12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кадырова Илюза Юлаевна713
Обожаю свою работу))) Работаю учителем биологии 8 лет, и ни минуты не пожалела о выборе профессии))) Будьте позитивнее и добрее к детям)))
Россия, Башкирская респ., Кумертау

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД – СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Изменения в практике отечественного образования происходящие в последние годы не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Для реализации принципов лично-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения. Эти методы обучения должны:

Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

Развивать в первую очередь обще учебные умения и навыки: само оценочные, исследовательские, рефлексивные;

Формировать компетенции, т.е. умения сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

Развивать познавательный интерес учащихся;

Реализовывать принцип связи обучения с жизнью.

Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди таких методов. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы.

В своей работе я чаще использую межпредметные информационные проекты (биология-информатика). По договоренности с учителем информатики учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета. Развитие интереса к предмету невозможно без активной познавательной деятельности учащихся. Знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы. Для того чтобы заинтересовать школьников, предлагается использовать проектную деятельность.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Интегрированные уроки как раз являются частью этой системы и частным применением интегральной технологии обучения. Специфика таких уроков состоит в том, что они  охватывают смежные знания по нескольким учебным дисциплинам.

Особенно важно продумать методику проведения такого урока. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Для решения этой проблемы предлагается система поэтапной подготовки учащихся к проектной деятельности. Как правило, таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий в виде результатов проектной деятельности. Принцип интеграции позволяет учащимся представить целостную картину мира, что обеспечивает грамотное решение проблем. Без умения объединять знания разных наук не могут быть решены многие проблемные ситуации. В качестве примера, предлагаю ознакомиться с разработкой уроков по биологии по теме: «Расы человека».

Первый урок предусматривает вхождение в проектную деятельность, второй – непосредственно защиту проектов по данной теме и соответствующие выводы (представлена технологическая карата урока).

Тема урока: Расы человека (урок №1).

Раздел учебного курса: Биология. Человек.

Цели урока:
а) образовательная – способствовать осознанию ведущих понятий по теме, основных характеристик существующих рас, историю их развития и причин их появления. Показать сложность и несостоятельность расистских теорий.
б)
развивающая – способствовать формированию общеучебных умений как одного из направлений интегративного подхода для реализации проектной деятельности.
в)
воспитательная – создать условия для формирования мировоззренческих взглядов учащихся через осознание ими видового единства современного человека, понимание ложности расизма
Главная учебная проблема урока: доказать несостоятельность взглядов и убеждений, основанных на расовой неприязни и дискриминации на основе видового единства человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: проблемная лекция с элементами беседы. Технология обучения: интегративная.

Методы обучения: эвристический, объяснительно - иллюстративный. Средства обучения: мультимедиапроектор, таблицы, иллюстрации, литература по теме.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Организационный момент. Подготовка к уроку. Приветствие.
Целеполагание и мотивация:
На доске – эпиграф: «Человек разумный – это вид, способный к самоуничтожению» (В.И. Вернадский).
Насколько разнообразен и различен мир людей. Каждый человек уникален и не похож на других. Часто эта непохожесть является причиной ненависти и агрессии.
В США вплоть до середины 20 века расисты пропагандировали превосходство белых над черными и недопустимость межрасовых браков.
Интересно, что если в 19 и в первой половине 20 века подтверждали превосходство белой расы, то во второй половине 20 века появились идеологи, пропагандирующие превосходство черной или желтой расы. Таким образом, расизм никак не связан с наукой и призван оправдать чисто политические и идеологические догмы.
Главная проблема:
Обращаясь к ученикам, хотелось бы узнать, есть ли основания и какие-либо поводы у представителей человечества утверждать о превосходстве одних рас над другими и при этом опираться на существенные различия в уровне развития?
Для того чтобы дать обоснованный ответ на такой важный вопрос, нам необходимо просмотреть и проанализировать различные источники информации, касающиеся расоведения - науки, изучающей расовые особенности, их происхождение, формирование и историю. Кроме того, ваши изыскания и выводы по основным проблемным вопросам темы, вы оформите как результат вашей проектной деятельности и презентуете на следующем уроке, «открыв нам тайны» на которые мы пока не сможем дать ответа.
Актуализация знаний. (Вспоминаем биологические факторы становления человека)
Человек, как существо, принадлежащее к царству Животных, имело те же биологические факторы в своем эволюционном развитии, что и животные.
Фронтальная работа с терминами: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, миграция, изоляция, вид.
Какая связь существует между этими понятиями? (это биологические факторы - главные движущие силы эволюции.
Именно благодаря им организм древней человекообразной обезьяны претерпел ряд крупных изменений. Они имели решающее значение на ранних этапах антропогенеза (исторического развития человека).
Вспомним понятие вид?
Вид - совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих в природе определенный ареал и живущих в определенных условия среды.
(
Постановка ведущего проблемного вопроса):
По мнению ученых, все человечество принадлежит к одному виду- Homosapiens. Как объяснить, что к одному виду принадлежат и двухметровый чернокожий баскетболист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка?
Изучение нового материала по блокам:
1. История изучения рас человека.

Уже первобытный человек пристально вглядывался в лица соплеменников и пытался запечатлеть их черты. По мере расширения географического кругозора человечества, появлялось все больше изображений и описаний представителей разных народов.
Сохранились древнекитайские свидетельства об облике их соседей по Центральной Азии; древнегреческие и древнеримские тексты об особенностях наружности Евразии и Африки. Постепенно накапливались представления о внешних различиях между людьми, обитающими на нашей планете.
Новая эпоха в познании Земли и народов, ее населяющих, началась с открытия Америки и Индии. Тогда европейцы увидели людей с такими особенностями, о которых раньше и не подозревали.
В 1684 г. французским путешественником Франсуа Бернье была предпринята первая попытка классификации всех живущих на планете народов. В основу его классификации лег географический принцип. Ученый разделил человечество на 4 группы по местам расселения: европеоиды, монголоиды, негроиды и лапоноиды. Каждой группе он дал характеристику.
Следующую попытку классифицировать народы предпринял в 1740 г. К. Линней. Ориентируясь на различия внешних признаков, он выделил азиатскую, европейскую, африканскую и американскую «человеческие формы». Каждая была охарактеризована по внешним признакам: цвет кожи, черты лица, тип волос и т.д. По сути, ученый описал основные человеческие
расы. Но сам термин «раса» применительно к человеку был предложен не Линнеем, а его современником, знаменитым французским натуралистом Жоржем Бюффоном. Бюффон впервые высказал мысль, что на возникновение рас повлияла разница в климате на разных частях планеты, отразившаяся на внешности проживающих там людей. Так ли это?
Первые классификации давали лишь общую картину расового многообразия человечества и основывались на внешних различиях. В 1841 году антрополог и анатом Андреас Ретциус предложил классифицировать людей, основываясь не только на разнице в зрительном восприятии, но и на замерах черепа. В начале 20 века Иосиф Деникер добавил еще один определяющий признак – строение волос. Исходя из разницы в строении волос в сочетании с рядом других признаков, Деникер описал целых 29 рас.


2. Современная классификация рас.


Современные классификации значительно отличаются друг от друга. Главное, что волнует каждого исследователя – сколько все же основных рас (стволов) и центров расообразования?
Российские антропологи выделяют три крупнейшие группировки. Это большие расы (расовые стволы), или расы первого порядка: экваториальная (австрало-негроидная), евразийская (европеодная) и азиатско-американская (монголоидная). Большие расы вбирают в себя огромные массы населения, сотни народов.
По каким же существенным признакам различаются представители больших рас? Примерный план схемы:

Таким образом, раса- исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения.

Однородны ли по своим морфологическим признакам группы людей, составляющих одну большую расу?
Приведем примеры: Известно, что южане-жители Южной Европы, чаще брюнеты, среднего роста. А на севере Европы обитают высокие, светловолосые и голубоглазые люди. Разнородны и монголоиды. Внешность вьетнамца, например, отличается от внешности бурята, а китайца от киргиза. Негроиды также отличаются друг от друга. Среди них известны самые маленькие люди нашей Земли – пигмеи бассейна реки Конго (141 см в среднем рост у взрослых мужчин) и самые высокие люди, живущие у озера Чад (182 см).

4.Дикие уголки планеты.


Почти на каждом континенте есть места, куда не дошла цивилизация. Это либо непроходимые джунгли, либо труднодоступные территории засушливых равнин, либо высокогорья. В таких диких уголках живут племена, оставшиеся верными традиционному укладу жизни. Эти племена находятся на разных ступенях развития. На образ жизни некоторых из них оказывает влияние близость цивилизации, необходимость или неизбежность контакта с ней.
В тропических лесах.
Наименее изучены народы, живущие в тропических лесах. Места их обитания труднодоступны, а сами племена скрытны и агрессивны. Влияние цивилизации на такие племена ничтожно.
На о. Новая Гвинея, расположенном севернее Австралии, на территории страны Папуа-Новая Гвинея, среди густых горных лесов, живут племена папуасов. Когда в 1933 г. к одному из этих племен впервые добралась группа исследователей, папуасы приняли их за своих воскресших предков. Позже некоторые племена стали чаще контактировать с внешним миром. Сейчас они выращивают у себя кофейные деревья и выменивают кофе на топоры, посуду, украшения и прочее.
Таких примеров можно привести немало, когда народы сохраняют первобытный уклад жизни и не желают вступать в тесный контакт с цивилизацией, стараясь сохранить свои традиции и верования.

Почему? Как можно объяснить различный уровень развития жизни, развития науки и техники у народов разных рас?

Рефлексия. Определение уровня готовности к поисковой работе:
Учитель обращает еще раз внимание детей на слова эпиграфа на доске: В том, что мир людей многолик, а отношения между людьми сложны и противоречивы мы убедились.
В ходе урока  возникли неразрешенные вопросы, на которые убедительно ответить мы постараемся на следующем уроке.

Обозначение основных проектных работ и выбор групп для подготовки и защиты на следующем уроке (домашняя работа):
Есть ли основания и какие-либо поводы у представителей человечества утверждать о превосходстве
одних рас над другими и при этом опираться на существенные различия в уровне развития? (доказательство ложности теории расизма)
Как объяснить, что к одному виду принадлежат и двухметровый чернокожий баскетболист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка? (доказательство видового единства)

Неоднородность больших рас

(переходные расы)

Необходимость адаптации к условиям обитания

Есть ли у людей повод для расизма?

Большинство и разнообразие человечества представлено именно переходными, а не «чистыми» вариантами. Почему? Объясните.

Каким образом морфо - физиологические признаки доказывают приспособленность представителей рас к условиям обитания?

Как можно объяснить различный уровень развития жизни, развития науки и техники у народов разных рас?

Расскажи мнеи я забуду.

Покажи мнеи я запомню.

Дай мне действовать самомуи я научусь.

Китайская мудрость

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.