Проект, направленный на повышение уровня читательской компетентности «Литературия» (1–4 классы)
Проект «Литературия», который направлен на повышение уровня читательской компетентности.
Название проекта: детский литературный журнал «Литературия».
Возраст участников (проекта): 8 – 9 лет.
Проблема: существует множество периодических, печатных изданий, но не все интересны для учащихся младших классов. Но учащиеся могут создать свой журнал, который будет интересным для них.
Цель: создать детский литературный журнал «Литературия».
Задачи:
Развивать интерес учащихся к чтению печатных изданий.
Познакомить с историей происхождения первого детского журнала.
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать компетентность разрешения проблем (понимать проблему, цель и задачи деятельности).
Развивать информационную компетентность (понимать полученную информацию, понимать выводы по определенным вопросам).
Развивать коммуникативную компетентность (соблюдать нормы речи в простых высказываниях, работать с вопросами на уточнение).
Длительность проекта: 3 недели.
Ресурсы:
информационные: статья «Детские журналы», детские журналы, использование ресурсов сети Интернет.
человеческие: учитель – консультант Хайрова Рузиня Халитовна, родители.
материальные: бумага формата А4, фломастеры, карандаши, многофункциональное устройство.
Участники проекта: учащиеся 2 «А» класса в количестве 30 человек.
Учитель-консультант – Хайрова Рузиня Халитовна.
Стратегия проекта
этап – Поисковый.
В начале апреля во втором классе проведен урок внеклассного чтения по теме: «Детские журналы». На уроке внеклассного чтения учащиеся знакомятся с такими понятиями, как журнал, периодическое издание. Узнают историю возникновения первого детского журнала. Для учащихся организована выставка детских журналов, в ходе которой рассказывается история происхождения этих журналов.
В процессе урока учитель моделирует ситуацию для возникновения проблемы (существует множество периодических, печатных изданий, но не все интересны для учащихся младших классов. Но учащиеся могут создать свой журнал, который будет интересным для них). Проблема анализируется, а также анализируется информация по ее решению. В ходе обсуждения учитель задает вопросы по созданию журнала, при ответе на которые возникают затруднения. Делается вывод о том, что ответить на данные вопросы учащиеся смогут при помощи ресурсов сети Интернет и родителей. Учащимся дается задание по поиску информации для путей создания журнала.
этап – Аналитический 13.04
На втором этапе создания журнала ученики совместно с учителем определяют цель и задачи проекта, выясняют способ разрешения проблемы. После этого составляется план выполнения работы над проектом.
План:
Выяснить, какие журналы бывают.
Найти информацию о том, как создать журнал.
Определить, из чего должен состоять журнал.
В соответствии с первым пунктом создания журнала, выясняется, что журналы бывают разными по назначению (для специалистов определенной области, по определенной тематике), по периодичности издания (раз в неделю, раз в месяц, раз в год).
Следующий этап создания журнала – поиск путей создания журнала. Дается задание, учащиеся ищут информацию о создании журнала. Затем на уроке литературного чтения, в процессе дискуссии, делается вывод, что для создания журнала следует определиться с тем, для кого он буден рассчитан, с количеством страниц, тематикой, периодичностью издания и названием.
Третий этап создания журнала – содержание журнала.
Учащимся дается задание подготовить информацию о том, из чего состоит журнал. В процессе беседы выясняется, что журнал состоит из обложки, в которой дано название, возраст аудитории, дата выпуска и номер журнала, так же краткое содержание рубрик. После этого идёт содержание, в котором указаны рубрики журнала с темами. За содержанием следуют сами рубрики.
После беседы учащиеся определяют, что журнал будет рассчитан для детей 8 – 9 лет, количество страниц - 18, тематика – литературная, так как большинство учащихся любят читать печатные издания и часто посещают библиотеку, периодичность издания – раз в месяц. Учитель делит учащихся на три подгруппы. Первая подгруппа получает задание, в котором необходимо составить список названий для журнала. Вторая подгруппа получает задание - подобрать иллюстрации для оформления обложки журнала. Третья подгруппа получает задание, в котором необходимо составить и записать рубрики для журнала.
На следующем уроке литературного чтения после выступления каждой подгруппы и обсуждения полученной информации, путем голосования выбирается название журнала («Литературия»), подбирается изображение для обложки (девочка, читающая книгу) и определяются рубрики:
«Рекомендую прочитать»;
«Какие рассказы я недавно прочитал»;
«Иллюстрации к любимому произведению»;
«Интересные факты из жизни детских писателей»;
«Загадки по произведениям писателей».
После этого учитель делит учащихся на подгруппы по количеству рубрик.
Первая подгруппа заполняет рубрику «Рекомендую прочитать». В этой рубрике необходимо написать 3 предложения о том, какой рассказ, стихотворение, сказку или журнал (один на выбор), каждый учащийся этой подгруппы предложили бы прочитать своим одноклассникам. Обосновать, почему именно этот рассказ, стихотворение, сказку или журнал учащиеся выбрали?
Работа над этой рубрикой способствует формированию таких компонентов читательской компетентности, как речевое развитие, уровень осознанного восприятия художественного произведения и умение ориентироваться в мире книг
Вторая подгруппа заполняет рубрику «Иллюстрация к любимому произведению». В данной рубрике учащимся необходимо нарисовать рисунок к любимому рассказу, стихотворению, сказке (на выбор). Написать автора и название произведения.
Работа над этой рубрикой способствует формированию таких компонентов читательской компетентности, как творческая деятельность и умение ориентироваться в мире книг.
Третья подгруппа заполняет рубрику «Интересные факты из жизни детских писателей». В этой рубрике учащимся необходимо найти и написать 2 — 3 предложения об интересном факте из жизни одного из детских писателей.
Работа над этой рубрикой способствует формированию таких компонентов читательской компетентности, как речевое развитие.
Четвертая подгруппа заполняет рубрику «Какие рассказы я недавно прочитал». В этой рубрике учащимся необходимо написать 3 — 5 предложения о недавно прочитанном рассказе. Обосновать, чем понравился данный рассказ.
Работа над данной рубрикой способствует формированию таких компонентов читательской компетентности, как речевое развитие, уровень осознанного восприятия художественного произведения и умение ориентироваться в мире книг
Учащиеся пятой подгруппы заполняют рубрику «Загадки по литературным сказкам русских писателей». В данной рубрике учащимся необходимо написать одну загадку по одной сказке русского писателя.
Работа над этой рубрикой способствует формированию таких компонентов читательской компетентности, как речевое развитие и умение ориентироваться в мире книг.
этап – практический 16.04.
Учитель осуществляет контроль и коррекцию деятельности учащихся на каждом этапе создания продукта.
Создают и оформляют обложку и содержание журнала совместно с учителем.
Заполняют рубрики журнала:
этап – презентационный.
После окончания создания журнала, организуется беседа по проделанной работы, в ходе которой выясняется, что, по мнению ребят, большинству понравилось оформлять рубрики, особенно рубрики «Иллюстрация к любимому произведению» и «Интересные факты из жизни детских писателей».
Из этого можно сделать вывод, что учащиеся довольны своей работой и им понравилось создавать журнал.
После оценивания своей деятельности по созданию журнала, учащиеся презентуют во 2 «Б» классе журнал. Учащиеся показывают журнал, и каждая подгруппа рассказывает про свои рубрики.
5 этап - контрольный этап
Учитель предлагает классу оценить качество и внешний вид журнала.
По мнению учащихся, большинству нравится красочная обложка журнала и оформление рубрик.
Описание продукта, получившегося в результате проекта: в результате выполнения проекта учащиеся создали детский литературный журнал «Литературия».
Форма проведения презентации: демонстрация в параллельном классе, рассказ о рубриках.