Статья «Повышение компетентности преподавателей компьютерных дисциплин через освоения проектной деятельности»
ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пакшина Елена Александровна
преподаватель компьютерных дисциплин,
Шальнова Ирина Владимировна
преподаватель компьютерной графики
Попов Алексей
студент 2-го курса группы 1КСК-15
ГОУ СПО ЛНР «Краснодонский промышленно-экономический колледж»
Рассматриваются основные формы и направления повышения уровня профессионального мастерства, актуальность проектной деятельности, а также проблема развития навыков сборки персонального компьютера в условиях реального учебного процесса и ограниченного набора комплектующих. Для её решения разрабатывается виртуальный сборочный чертеж по комплектации персонального компьютера на основе программы Компас.
Ключевые слова: профессиональная компетентность преподавателя, междисциплинарные связи, педагогическое проектирование, проектная деятельность.
Современной системе образования нужен преподаватель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста.
Проблема модернизации образования не может быть решена без качественной подготовки педагогических кадров, совершенствования их мастерства. В современной системе профессиональной подготовки преподавателя должна быть реализована одна из задач – принципиальная новизна вопросов инструментально-методического достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
В современной образовательной системе созданы условия для повышения профессиональной компетентности преподавателя. Существуют различные формы и направления повышения квалификации педагога в предметных областях и в направлении воспитательной работы.
Основные формы и направления повышения уровня профессионального мастерства:
курсы повышения квалификации различных образовательных учреждений;
курсы ИКТ-технологий как форма проверки и обучения ИКТ-компетентности учителя;
выступления, участие в научно-практических конференциях;
участие в профессиональных конкурсах, в том числе предметных Олимпиадах для учителей;
подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам с использованием инновационных практик;
проектная деятельность и презентация результатов урочной и внеурочной деятельности;
мастер-классы и предъявление методических достижений учительскому сообществу в рамках методических объединений преподавателей-предметников и классных руководителей;
участие в сетевых сообществах педагогов;
самообразование, в том числе дистанционные курсы повышения квалификации и другие [1, c. 20-34].
На мой взгляд, одним из эффективных видов самостоятельной работы является проектная деятельность проект (лат. projectus, брошенный вперёд) план, замысел. Проектная деятельность представляет собой развитие проблемного обучения, от которого она отличается тем, что имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичное предъявление.
Цель проектной деятельности в системе повышения квалификации создать условия, при которых педагоги:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач;
- овладевают исследовательскими умениями;
- развивают системное мышление.
Педагогическое проектирование - это творческая деятельность по совершенствованию образовательного процесса, имеющего своей целью создание благоприятных результативных условий для развития обучаемого.
Для преподавателя проектная деятельность - это способ создания новых продуктов, достижения желаемых результатов, для обучаемых - это возможность проявить творческую активность, получить опыт применения знаний в реальной жизни. Данная деятельность является продуктивной в плане профессионального становления и выработки личностных качеств, приобретения новых качеств [2, c. 124-128]..
В конечном счете, напрашивается мысль о том, что проектная деятельность во всех отношениях является не только актуальной в данное время, но чуть ли - не главной в педагогической деятельности. Это можно объяснить тем, что проектная деятельность включает в себя все виды деятельности педагога, и для того, чтобы продуктивно заниматься данной деятельностью, необходимо обладать знаниями и умениями, то есть обладать профессиональной компетентностью [3, c. 54-59].
В качестве примера практики внедрения проектной деятельности рассмотрим разработку и внедрение в процесс обучения компьютерных дисциплин сборочный чертеж персонального компьютера, который выполнен в программе САПР Компас 3D. В соответствии со стандартом СПО необходимо внедрение в учебный процесс новых методических и содержательных подходов к изучению дисциплин компьютерного цикла на основе систем междисциплинарных задач. Для этого необходим переход на научно обоснованные концепции междисциплинарной связи.
Рассмотрим междисциплинарные связи на примере предметов «Инженерная графика» и «Архитектура ПК». В ходе изучения этих предметов возникла возможность разработать совместный проект создания 3D модели системного блока ПК и его основных комплектующих.
Разработкой данного проекта занимаются преподаватель компьютерных дисциплин Пакшина Елена Александровна, преподаватель инженерной графики Шальнова Ирина Владимировна и студент второго курса специальности «Компьютерные системы и комплексы» Попов Алексей.
На сегодняшний день, в процессе обучения компьютерных дисциплин проблемой является нехватка наглядного пособия, поэтому рассматривается такая проблема, как сборка и архитектура персонального компьютера (ПК). Теоретических знаний недостаточно для полного усвоения материала, необходима практика, так как она способствует более качественному усвоению материала. Основной проблемой является отсутствие аппаратного обеспечения, ведь существует множество вариантов сборки и приобрести все возможные варианты просто невозможно, из-за их значительной стоимости, а так же просто из-за отсутствия устаревших наборов компонентов. Решить данную проблему можно путем создания в программе Компас 3D виртуального системного блока и его дальнейшего развития, для использования как наглядного пособия не только в информатике, но и в процессе обучения дисциплин компьютерного цикла. Модель ПК позволяет наиболее наглядно и подробно предоставить информацию об аппаратном обеспечении.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности процесса обучения архитектуре ПК.
2. Изучить особенности сборки ПК из комплектующих.
3. Разработать виртуальный сборочный чертеж системного блока на основе программы Компас 3D.
4. Разработать методические рекомендации по использованию сборочного чертежа в рамках практических занятий.
5. Апробация виртуального сборочного чертежа.
Использование виртуального сборочного чертежа ПК наиболее простой и эффективный выход в проблеме развития навыков сборки ПК в условиях реального учебного процесса и ограниченного набора комплектующих. Сейчас практически в каждом учебном заведении среднего профессионального образования проведена сеть Интернет. Создание виртуального сборочного чертежа на основе программы Компас позволит использовать его на любом ПК. Таким образом, преподавателю, необходимо просто загрузить сборочный чертеж и наглядно показать весь процесс сборки ПК.
Внедрение виртуального сборочного чертежа по сборке ПК решает проблемы практики и развития навыков сборки. Каждый студент может самостоятельно собрать и разместить на материнской плате все комплектующие персонального компьютера.
Сборочный чертеж ПК является весомой мотивацией в изучении учебного материала. Студент сможет наглядно представить архитектуру ПК, изучая материал с помощью виртуального чертежа по сборке ПК. Данный сборочный чертеж ПК будет способствовать развитию мышления. Использование сборочного чертежа ПК позволит сократить время подготовки преподавателя к занятиям, так как избавит от необходимости подготавливать проверочные задания. С помощью сборочного чертежа ПК, возможно не только развитие навыков, а так же проверка результатов усвоения материалов. Для этого необходимо создать ряд проверочных заданий, с заданными параметрами конфигурации и предоставлением выбора аппаратного обеспечения. А так же, может иметь вид тестовых заданий, и использованием задач в которых необходимо будет найти проблему:
- поломку;
- несовместимость оборудования;
- поиск наиболее удачного улучшения конфигурации аппаратного обеспечения.
Это так же сократит время подготовки преподавателя к итоговым проверкам и даст возможность на месте поставить оценку за выполненную работу. Для создания, виртуального сборочного чертежа по сборке ПК, необходимо в первую очередь проанализировать особенности процесса обучения архитектуре ПК. Это нужно для определения уровня знания материала. Можно усложнить сборку конфигурации аппаратного обеспечения, добавив дополнительные трудности.
Данная разработка позволит не только приблизиться к реальным условиям работы с ПК, а так же повысить уровень информационно-коммуникационной и учебно-познавательной компетентностей учащихся колледжа.
Таким образом, работа над проектом, как никакая другая работа студента, позволяет реализовать многие личностные потребности студентов колледжа.
Она дает студенту возможность применить не только знания, но и использовать свой собственный житейский опыт, заявить о себе как о неповторимой личности, продемонстрировать свои сильные стороны. Все это в полной мере соответствует потребностям и интересам студента.
Как любая индивидуальная работа, проектная деятельность дает возможность учитывать особенности каждого учащегося. Работа над проектом помогает развить недостающие навыки и умения. Удачная презентация проекта позволит показать себя с самой выгодной стороны. Это повысит самооценку, даст опыт успеха.
Использование метода проектов готовит студентов к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьминов, Я. И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / Я. И. Кузьминов, В. Л. Матросов, В. Д. Шадриков //Вестник образования. - 2007. - № 7. - С. 20-34.
2. Кутовая, E.А. Повышение профессионализма педагогов - фактор повышения качества образования / Е.А. Кутовая // Учитель в школе. - 2009. - № 2. - С. 124-128.
3. Шалашова, М. М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов/ М. М. Шалашова // Педагогика. - 2008. - №7. - С. 54-59.