12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Старосельцева Юлия Алексеевна22
3

Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы

Старосельцева Ю.А.,

учитель английского языка

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

города Губкина Белгородской области

Повышение уровня родительской компетентности

через различные формы взаимодействия семьи и школы

Тезис: взаимодействие классного руководителя, психолого-педагогической службы для просвещения родителей, формы работы с родителями.

Педагогика должна стать наукой для всех:

и для учителей, и для родителей

В.А. Сухомлинский

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому, именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Возникает необходимость в повышении уровня родительской компетентности. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Повышение уровня родительской компетентности – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого классного руководителя.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства классного руководителя, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Совместно с родителями, классный руководитель пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление классного руководителя к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь класса.

Сегодня одна из главных задач школы – повышение уровня родительской компетентности, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Перечислим основные направления взаимодействия семьи и классного руководителя, которые мы используем в работе с родителями: изучение условий семейного воспитания, составление характеристик семей обучающихся; информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогическое просвещение родителей; взаимодействие с родительским комитетом; совместная деятельность родителей и учащихся; информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей; взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

Совместная деятельность классных руководителей, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями. Их можно разделить на 3 группы: индивидуальные формы, коллективные формы, групповые формы.

Индивидуальные формы.

1. Посещение семьи на дому.

Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка.

2. Индивидуальные консультации классного руководителя.

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

Групповые формы.

1. Родительские лектории.

Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, сообщить знания из различных разделов воспитания, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.

2. Тематические консультации.

Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д. Часто когда дети взрослеют, нет взаимопонимания между детьми и родителями, необходимо оказать консультативную помощь для налаживания отношений в семье.

3. Родительский комитет.

Одной из форм повышения уровня родительской компетентности является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Коллективные формы.

1. Классные родительские собрания.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть. Главное в отношении педагога с родителями – это доброжелательность. Нельзя обвинять родителей в чем-либо, т.к. после подобного отношения к себе родители не придут на собрание.

При работе с родителями необходимо соблюдать принцип опоры на все положительное. Педагоги знают, что у любого ребенка есть что-то хорошее, поэтому нужно обращать внимание родителей на этом, и пусть оно растет, вытесняя плохое.

Предлагаемые родительские собрания призваны стать для них “школой просвещения”, расширить их кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями.

2. Концерты.

Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику, проводятся праздники, концерты общешкольного уровня.

Родители привлекаются к проведению школьных праздников, воспитательных мероприятий. Они помогают классным руководителям готовить номера художественной самодеятельности. В ходе подготовки к подобным мероприятиям родители обращают внимание на уровень воспитанности отдельных учащихся и помогают вести просветительскую работу в данном направлении.

Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь классу в организации воспитательной работы.

3. Творческие отчеты.

Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности. Чаще всего используются не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.

Подобная работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с классным руководителем постепенно становятся готовыми к взаимодействию в вопросах воспитания и обучения детей. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно сотрудничают школа и семья. Ведущую роль в организации взаимодействия школы и семьи играют классные руководители. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности.

В итоге повышение уровня родительской компетентности обеспечивается благодаря:

педагогическому такту и этике взаимоотношений;

педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;

педагогическому просвещению родителей;

умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

единству требований школы и семьи.

Опубликовано


Комментарии (1)

Сорокина Светлана Валерьевна, 29.11.21 в 03:25 1Ответить Пожаловаться
Сейчас, к сожалению, все больше практикуется онлайн-взаимодействие. Тесного сотрудничества семьи и школы, как этого хотелось бы, не получается.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.