Урок по русскому языку на тему «Предлог как часть речи. Разряды предлогов» (7 класс)

6
3
Материал опубликован 10 July 2020

Методическая разработка урока русского языка

«Предлог как часть речи. Разряды предлогов»

7 класс

 

Автор: Чухно Наталья Евгеньевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Квалификационная категория: высшая

Место работы: Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Липецкой области «Кадетская школа

имени майора милиции Коврижных А.П.»

Регион: Липецкая область, город Липецк

 

Краткое описание материала: данная методическая разработка представляет собой урок русского языка для 7 класса с указанием целей, задач, используемых форм и методов обучения и современных образовательных педагогических технологий. В урок включен языковой, литературный материал, упоминаются сведения из истории, направленные на пробуждение чувства гордости за своё Отечество и сопричастности к судьбе своей страны.

Методическая разработка урока русского языка

 

Тема урока: Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

Класс: 7.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с предлогом как частью речи, с разрядами предлогов, научить определять роль предлога как служебной части речи в словосочетании и предложении. 

Задачи урока:

Обучающие:

сформировать представление о предлоге как служебной части речи;

познакомить учащихся с понятиями «производные и непроизводные предлоги», «простые и составные предлоги»;

научить отличать производные предлоги от омонимичных частей речи;

закрепить умение находить предлоги в тексте и характеризовать их, определять их роль в словосочетании и предложении;

совершенствовать умение учащихся работать с текстом на уровне информационно-смысловой обработки.

Развивающие:

развивать логическое, творческое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость и умение применять теоретические знания на практике;

развивать и совершенствовать навыки индивидуальной работы, работы в группах;

развивать связную диалогическую и монологическую речь, интерес к русскому языку;

формировать у учащихся способность к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин;

развивать познавательный интерес и частично-поисковую познавательную деятельность средствами учебного предмета.

Воспитательные:

воспитывать бережное и сознательное отношение к языку и способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;

способствовать повышению интереса учащихся к произведениям художественной литературы;

воспитывать любовь к большой и малой Родине, чувство гордости за своё Отечество и сопричастности к судьбе своей страны и ее истории;

способствовать сохранению памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне, формировать средствами воспитательного потенциала учебного предмета гражданскую идентичность учащихся.

Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Форма проведения урока: комбинированный с использованием современных педагогических технологий.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация (программа Microsoft PowerPoint), наглядно – демонстрационный материал (карта урока, включающая оценочный блок, таблицы, распечатанные тексты, лестница успеха, фото телеграммы).

Педагогическая технология: развивающая технология (теория развития изобретательских задач (ТРИЗ) и теория развития критического мышления (ТРКМ), метод учебных проектов.

УМК: Русский язык. Ладыженская Т. А. - Бархударов С. Г. (5-9 классы).

Ход урока

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Заместитель командира взвода сдает рапорт учителю.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

- Ребята, возьмите карты урока, подпишите их и выберите то изображение, которое соответствует вашему эмоциональному настрою на урок.

t1594394780aa.jpg

Мотивация (включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне)

Работа с эпиграфом урока (учащийся читает выразительно):

Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей,

И в них набаты жестоких битв,

И созиданий даты,

И праздники, чья даль и ширь светла.

И, позабытый, вновь встает рассвет,

И кто-то в травы падает сраженный,

И город, весь врагом сожженный,

От дыма черен и от пепла сед.

(Звучит звон колоколов)

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намек, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья.

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

(Н. Грибачев)

- Расскажите о своих впечатлениях от этого стихотворения?

- Какова его тема? Идея? О какой памяти идет речь в стихотворении? (ответы)

- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с рассказа Василия Сухомлинского «Отцовское завещание». Послушайте его.

Отцовское завещание

Сергейке не было еще пяти лет, когда отец ушел на фронт. Прощаясь с матерью и сыном, отец сказал:

Вот в этом конверте – письмо. Возвращусь ли я с поля боя, или нет – прочтешь его, сын, когда исполнится тебе шестнадцать лет. Это мое завещание.

Прошло три месяца. Отец изредка писал коротенькие письма, сообщая о тяжелых боях с фашистами. А потом писем не стало. Маму вызвали в военкомат и сказали, что отец погиб смертью героя и похоронен на берегу Днепра.

Плакала мама. Плакал Сергейка. От Сибири до Днепра очень далеко, говорила мама. Но, как только закончится война, они поедут на отцовскую могилу.

Шли годы. Сергейка рос. Вот ему уже десять лет. Поехали мать с сыном на Украину поклониться могиле отца.

А голубой конверт с отцовским письмом лежал в шкафу. Иногда Сергей открывал шкаф, брал конверт и думал: «Что здесь написано? Какое завещание оставил мне отец?»

- Как вы думаете, что же было в этом завещании?

- Какие наставления мог дать отец сыну? (звучат предположения детей)

- Правы мы или нет, узнаем лишь в конце урока, если с вами оперативно и качественно потрудимся.

II. Актуализация опорных знаний, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Запись числа в тетрадь.

- Сегодня второе февраля. Сегодня праздник – День воинской славы, по-другому день славы русского оружия. Дни воинской славы - это дни битв и сражений, которые сыграли решающую роль в истории России. Например, 27 января, 23 февраля.

- А кто из вас знает, какое важное историческое событие произошло 2 февраля 1943 года? Что это за событие? (ответы детей, предположения)

- А второго февраля в 1943 году (77 лет назад) немцы капитулировали под Сталинградом. Сталинградская битва — одна из крупнейших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Сталинградская битва внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в Великой Отечественной войне. Советские вооруженные силы захватили стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны. Поражение фашистского блока под Сталинградом подорвало доверие к Германии со стороны ее союзников. Победа под Сталинградом явилась результатом несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма советских войск.

- Ребята, как вы думаете, зачем нам, живущим в 21 веке, знать события более чем полувековой давности? (ответы учащихся)

- Посмотрите на эту телеграмму (на интерактивной доске фото телеграммы)

t1594394780ab.jpg

Двадцать седьмого отправлен Сталинград эшелон шестьдесят два вагона стройматериалами оборудованием также 125 строительных рабочих тчк Готовится отправка второго эшелона

Супкарев

Представление мини-проекта «Телеграмма вчера и сегодня», который готовил к уроку учащийся.

- Что необычного вы заметили в тексте телеграммы? (предлоги пропущены)

- Почему? (чтобы меньше платить)

- А интересно читать такой текст? Почему? (Правда, читать такой текст совсем не интересно, даже неудобно, а причина - отсутствие предлогов)

- Перечислите, какие предлоги можно восстановить в тексте телеграммы? (Кадеты читают телеграмму, вставляя недостающие предлоги)

- Предположите, о чём будем говорить сегодня на уроке? (о предлогах)

- Что вы знаете о них? (Учащиеся вспоминают все, что знают о предлоге и его роли в словосочетании и предложении)

- Как вы думаете, есть ещё что-то новое для вас в изучении данной темы?

Пробное учебное действие (у доски)

Запишите предложения. Найдите предлоги.

Второе февраля – день разгрома немецких войск советской армией в Сталинградской битве. Благодаря героизму русских солдат город не был сдан врагу.

III. Выявление места и причины затруднения

- Что мы сделали?

- Можно сказать, что мы знаем не всё о предлоге? (Записали, нашли предлог «в», мы его знаем; столкнулись со словом «благодаря» и выявили затруднение: не знаем, что это за часть речи, или сомневаемся, предлог ли это, так как нам не хватает знаний)

Наводящие вопросы для формулирования целей урока:

- Есть предлоги в, на, за, а есть такие, как против, благодаря. Как называется такое разграничение? (разные виды, то есть разряды)

- Может быть «выступали против», а может «выступали против грубости». Чему нужно научиться?

- Давайте попробуем сформулировать цель урока (Учащиеся формулируют: познакомиться с предлогом как частью речи и изучить разряды предлогов).

Последовательность действий для достижения цели урока:

Выяснить, является ли предлогом слово «благодаря».

Познакомиться с разрядами предлогов.

Отличать предлоги от других частей речи.

- Исходя из сформулированных целей, уточним тему урока. Записываем тему урока: Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

IV. Построение и реализация проекта выхода из затруднения, из проблемной ситуации

- Что нам нужно для достижения цели урока? (знать теорию)

- Я дам вам материал, а вы, работая в группах (класс разделен на 4 группы), заполните таблицу и представите её.

Составить определение предлога (предлоги, которые, между словами в словосочетании и предложении, зависимости, служебные слова, выражают, грамматические отношения). Предлоги – это служебные слова, которые выражают грамматические отношения зависимости между словами в словосочетании и предложении.

Образование предлогов.

Проанализировав словосочетания, сделайте вывод, от какой части речи образованы предлоги.

Словосочетания: 1) посмотреть вокруг, посмотреть вокруг себя 2) уходил, благодаря за помощь, благодаря помощи друга 3) выступает в новой роли, выступать в роли союза.

Разряды по происхождению.

Даны предлоги. Распределите их в две группы.

Производные Непроизводные

В, вдоль, от, несмотря на, для, путём, вследствие, без, спустя, напротив, из-за, по поводу, вблизи, через.

Разряды по строению.

Простые Составные

За, несмотря на, в течение, в роли, после, с, из-за, под, во время, в зависимости от, в связи с, около.

Группы представляют таблицу (каждая по одному заданию). Другие дополняют, проверяют свою таблицу.

- Сравните свои записи с правилами в учебнике (самостоятельное рассмотрение §52, 54, 55). После учитель предлагает свои дополнения к теоретическому материалу.

- Какие ключевые слова мы выделим в правиле? (зависимость одних слов от других; простые и составные; производные и непроизводные предлоги)

V. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Закрой глаза, теперь открой…

Посмотри перед собой.

Руки вверх, на них смотри –

Головою не крути.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Молодцы! Садитесь на свои места.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

- Попробуем употребить предлоги в речи (текст выведен с пропусками предлогов). Устно выберите из предложенных предлогов подходящие по смыслу и вставьте их в текст, укажите разряд по строению и происхождению (задание проверяется после обсуждения в группах).

Слова для справки: в, накануне, в продолжение, вследствие, из, насчёт, от, в ходе, за, в течение, несмотря на, по, со.

Дом Павлова

Неприметный дом довоенного Сталинграда, которому суждено было стать одним из символов стойкости, героизма, воинского подвига - дом Павлова. Накануне войны это был 4-этажный жилой дом. Он считался одним из престижных домов Сталинграда вследствие того, что его окружали элитные Дом связистов, Дом работников НКВД. В середине сентября 1942, в ходе боёв, дом Павлова стал одним из двух четырехэтажных домов, которые решено было превратить в опорные пункты, так как отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города. Именно за этот дом разворачивались самые ожесточённые бои. Дом получил свое название по имени младшего командира, который первый со своим отделением закрепился в нем. Гвардейцы в течение 58 дней удерживали «Дом Павлова» и не отдали его врагу.

- Ребята, какое значение имеет оборона «Дома Павлова» для русских людей? (Является ярким историческим примером мужественности сталинградских бойцов. Сейчас дом является памятником истории федерального значения с международным признанием).

VII. Этап основного закрепления

Комментированное письмо у доски:

В течение многих веков на Руси уважали Защитников Отечества. Несмотря на тяготы воинской службы, защита Родины всегда была делом почетным.

- Подчеркните предлоги. Как мы можем их охарактеризовать. (составные, производные, «на» - простой, непроизводный)

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Выпишите из текста предлоги, распределите их по группам (У учащихся на столах распечатанные тексты и таблица в картах урока).

Простые

Составные

Производные

Непроизводные

 

 

 

 

Царицын - Сталинград - Волгоград… На протяжении веков этот город помимо экономической и политической выгод привлекал людей своим фантастическим очарованием.

В годы Великой Отечественной войны на город обрушилось несчастье - он был избран мишенью Гитлеровских войск при наступлении на Дон и Волгу. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. Но благодаря сильным духом непобедимым жителям Сталинграда, город не только выстоял в этой битве, но и сумел победить фашистов, обозначив тем самым переломный момент в ходе всей войны.

После героической победы сталинградцев над южной группировкой гитлеровских войск и пленения фельдмаршала Паулюса, жители Сталинграда вновь проявили непоколебимую самоотверженность и отстроили новый город из руин. Волгоград по окончании войны получил звание города-героя.

Представление мини-проекта «Города-герои», который готовил к уроку учащийся.

- Хорошо. Итак, по состоянию на 2020 год в Александровском саду, у стен Кремля, находятся стелы 12 городов-героев и 1 крепости-героя. У нас 45 городов воинской славы.

- Кадеты, а вы знаете, за что присваивают звания «Город-герой», «Город воинской славы»? (Почётное звание города-героя присваивалось в СССР городам, жители которых проявили «массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Звания «Город воинской славы» в СССР не существовало до 2006 года. Звание города воинской славы присваивается городам, «на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточённых сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм»).

- Ребята, а какой город нашей Липецкой области носит почетное звание «Город воинской славы»? (Елец)

Представление мини-проекта «Сын России - древний городок, о тебе восторженно пою я!» (о Ельце)

- Вернемся к тексту. Сколько предлогов нашли?

Проверка по эталону (на экран выведен правильный вариант заполненной таблицы).

- Оцените свою работу (работа с оценочными листами, находящимися в картах урока).

IX. Включение в систему знаний и закрепление изученной темы.

- Спишите, указывая, какой частью речи являются выделенные слова. Выполнив задание, сделайте выводы.

Идти на встречу с ветеранами – навстречу победе; в следствие включилась целая бригада – вследствие непогоды операцию отложили; вдали появился Мамаев курган – в дали голубой хорошо можно было разглядеть «Родину-мать» - жить вдали от Сталинграда.

Вывод о правописании слов (формулируют учащиеся на основе наблюдений)

- Предположите, о чём будем говорить на следующем уроке? (Учащиеся делают вывод, что на следующем уроке будут говорить о правописании предлогов).

Мини-проекты (мини-исследования) в группах (Учитель каждой группе дает свой текст с заданиями поискового, исследовательского характера, дает время на выполнение заданий в группе, затем представитель группы презентует результаты работы).

Задания:

- Найдите в тексте все предлоги (в том числе и повторяющиеся), подчеркните их и посчитайте их количество.

- Определите, какие из них наиболее употребительны в тексте.

- Определите, сколько простых и составных, производных и непроизводных предлогов употреблено в тексте (без учета повторяющихся предлогов). Каких больше?

- Вычислите, какой процент составляют предлоги.

Текст для 1 группы

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре. Истинный патриотизм — это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живём, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдалённых друг от друга миллионами световых лет!

Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни… Улицы, площади, каналы, дома, парки – напоминают, напоминают ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране. (244 слова)

Д.С. Лихачёв

(36 предлогов (15%), предлог «к» употребляется чаще всех (15 раз), все предлоги простые, непроизводные)

Текст для 2 группы

Как богата наша история примерами героизма! Примерами поистине бесценными для патриотического воспитания молодёжи.

Ведь сколько в истории Отчизны было критических моментов, и ничего – выдержали! И не просто выдержали, а победили.

Алексей Толстой очень точно заметил, что даже если один уезд от нас останется, и оттуда пойдёт русская земля. А «железный канцлер» Бисмарк прозорливо предупредил: «Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведёт к разложению основной силы русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как частицы разрезаемого кусочка ртути. Это неразрушимое государство русской нации, сильное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей…»

Русская сила, русский героизм много раз восхищали и поражали мир.

Екатерина II, будучи немкой, но женщиной умной и дальновидной, называла Россию Вселенной и прямо заявляла, что она сама, если и Великая, то только благодаря великому русскому народу.

А много ли сегодня знаем о доблестных делах наших далёких и близких предков?

Я часто думаю над этим фактом нашей истории. Что это были за люди? Откуда такой огненный порыв самопожертвования? Вышли все из дворянских усадеб, болтали по-французски, пили шампанское, ухаживали за дамами. Специально же военно-патриотическим воспитанием никто не занимался.

Но дело в том, что вся атмосфера жизни была пронизана духом патриотизма. С детских лет эти юноши слушали разговоры взрослых о родине, о подвигах, о славе. Смотрели на портреты своих предков, увешанных орденами, погибших в битвах за Отечество, заходили в людскую, а там пели русские народные песни, рассказывали подлинные истории тех или иных походов. Так складывались характеры патриотов. (246 слов)

В. Пикуль

(19 предлогов (8%), предлоги «в» и «о» употребляются чаще других, по 4 раза, все предлоги простые, производных 1 предлог - «благодаря»)

Текст для 3 группы

Есть одно слово, которым обозначают, может быть, самое великое и драгоценное достояние человека. Это высокое слово, его не произносят в повседневной жизни, в быту, в суете будней. Это святое слово рождается в сердце и слетает с уст в великие и торжественные минуты. Это слово – патриотизм, любовь к Отечеству…

Нельзя быть патриотом и не чувствовать своей кровной связи с родной землёй, не знать или забыть, как любили её твои предки, как берегли её, как умели рассказать своим потомкам об этой любви, завещая её вместе с Отечеством.

И мы помним щемящий душу вскрик автора «Слова о полку Игореве»: «О Русская земля! ты уже за холмом…»

Мы гордо повторяем вслед за Александром Невским и его храбрыми дружинами, бившими псов-рыцарей на льду Чудского озера: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

Столетия пролетают над Россией, и вот уже молодой Пушкин обращается к своим современникам с пламенным призывом, который не угасает в веках:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы.

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Патриотизм – чувство, а не результат холодной работы рассудка. Это горячее чувство рождается в сердце, питает его. Немало вдохновенных строк о любви к Родине находим мы у Лермонтова, Островского, Тургенева, Чернышевского, Некрасова, Достоевского, Чехова… (199 слов)

В. Васильев

(26 предлогов (13%), предлог «в» употребляется 7 раз, предлоги «к» и «с» по 4 раза, 2 предлога являются составными, производными- «вместе с», «вслед за»)

Текст для 4 группы

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.

Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро.

Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели. Национализм же – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Национализм порождает неуверенность в самом себе, слабость и сам, в свою очередь, порожден этим же… Народы, в которых патриотизм не подменяется национальным «приобретательством», жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и в мире со всеми народами. (263 слова)

Д.С. Лихачёв

(28 предлогов (11%), предлог «в» употребляется 9 раз, 1 предлог является составными, производными- «несмотря на»)

- Какая общая тема объединяет все эти тексты?

Работа по технологии ТРИЗ. «Лови ошибку!» (Учитель читает утверждения о предлогах, а задача учащихся определить, какие из них являются истинными, а какие – ложными. Условные обозначения: «+» - правда, «-» - ложь).

Предлог – это служебная часть речи (+)

Предлоги бывают простыми и составными (+)

Предлоги могут быть однозначными (+)

В предложении предлог является дополнением (-)

Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении (+)

Предлог из-за является непроизводным (+)

Предлог благодаря является производным (+)

По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные (+)

Предлог в течение пишется слитно (-)

Ключ: +++-++++-

X. Рефлексия

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

- В карте урока изобразите свое настроение в данный момент.

t1594394780ac.png

Рефлексия содержания учебного материала.

- Вернёмся к цели, к задачам. Как они решены? Что мы делали, чтобы достичь цели?

- Какие новые знания мы сегодня для себя открыли?

- Почему важно помнить и знать дни воинской славы России, города-герои, города воинской славы, памятники и мемориалы? (Нужно, чтобы быть патриотом, не забывать историю, не повторять её ошибок. А в этом нам помогают памятные даты, исторические памятники и памятные места, например, скульптура «Родина-мать зовёт!»)

- Используем приём «Фишбоун» («Рыбья кость»), оцениваем приращение знаний с использованием ТРКМ.

t1594394780ad.jpg

Лестница успеха:

1. Возьмите звездочку красного цвета и разместите ее:

Нижняя ступень: Вы недостаточно хорошо разобрались в изучаемом материале.

Средняя ступень: Вы хорошо поняли материал и не будете ошибаться.

Верхняя ступень: Вы отлично поняли материал о разрядах предлогов и готовы поделиться своими знаниями с окружающими.

2. Теперь возьмите в руки звездочку желтого цвета и разместите ее:

Нижняя ступень: Некомфортно было работать на уроке, в том числе в группе: вас оскорбляли или игнорировали.

Средняя ступень: Было комфортно: к вам вежливо обращались, но всегда находились те, кто отвечал быстрее, и поэтому личная точка зрения так и осталась невысказанной.

Верхняя ступень: Вы активно участвовали в обсуждении и принятии решений, при этом не обидели никого грубым словом или невниманием.

- Мы отлично потрудились. Хотите узнать окончание рассказа, с которого начался сегодняшний урок? Узнать, какое завещание оставил герою отец? (Да, очень)

- Тогда внимательно послушайте и подумайте, какое отношение имеет этот рассказ к нашему сегодняшнему уроку?

Продолжение рассказа В. Сухомлинского

Когда до шестнадцатилетия Сергея осталась неделя, письмо положили на стол.

Наконец настал долгожданный день. Сергей проснулся на рассвете. Мама уже не спала.

Дрожащими от волнения руками мама взяла конверт, разорвала его, расправила пожелтевший листок и дала сыну.

Он прочитал:

«Дорогой сын. Сегодня тебе шестнадцать лет. Ты становишься мужчиной. Завещаю тебе:

Самое дорогое наше богатство – наша Отчизна. Родина без тебя может обойтись, а ты без Родины – ничто. Без своей Отчизны каждый из нас – как пылинка, которую ветер поднял и понес неизвестно куда.

Будь готов взять в руки оружие и идти на защиту Родины.

А если в тяжелый для Отчизны час ты повернешься к врагу спиной – пусть упадет на тебя мое проклятие, ты не сын мне, и я тебе не отец».

Сергей поцеловал письмо и тихо сказал:

Отец, я всегда буду твоим верным сыном.

- Чему вас научил этот рассказ? (Он научил тому, что человек должен быть патриотом. Человек без Родины жить не может, как не может соловей без песни. Даже если человек будет жить на чужбине, он все равно будет скучать по Родине. Патриотизм складывается из любви к Отечеству, его народу, к родному краю, культуре, языку, природе и историческим корням, готовность служить стране, укреплять, развивать и защищать ее).

3.У каждого из вас осталась последняя звездочка зеленого цвета.

Возьмите ее в руки и разместите:

Нижняя ступень: Вам непонятно, почему сегодняшний урок начался и закончился рассказом В. Сухомлинского.

Средняя ступень: Вам понятен смысл рассказа, но вряд ли вы будете следовать той мудрости, которой он учит.

Верхняя ступень: Вы готовы стать настоящим патриотом и любить свою Родину, в будущем стать её защитником.

XI. Подведение итогов урока, выставление отметок, комментирование домашнего задания

- «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца», - писал Р. Рождественский. Вот почему мы сегодня обращаем свою память, слова благодарности к тем, кто отстоял нашу Родину. В суровые годы ВОВ советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство стали священными для защитников Родины.

- Сегодня мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, любознательны, настойчивы в добывании знаний и поэтому заслуживаете хороших оценок. Молодцы!

Выставление отметок. Учитель комментирует домашнее задание:

- Предлагаю вам написать сочинение-рассуждение «А для меня патриотизм - это…» или написать поздравление с праздником 23 Февраля или 9 Мая и обозначить графически в своей работе предлоги, указать их разряды. Выучить теоретический материал урока.

- Командир взвода командует: «Урок окончен».

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо!

10 July 2020

Благодарю за отличную работу!

11 July 2020

Очень богатый материал! Спасибо!

11 July 2020