Статья «Система формирования ценностей через методы обучения»

3
0
Материал опубликован 16 May 2021

В 2007 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира. Рейтинг показал подготовленность стран к экономике будущего и общее качество системы образования. России в списке передовиков не было. Основной причиной отставания системы образования в России является, по мнению ораторов форума, – неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как «Неумение формировать компетенции» у обучающихся.

Какова причина таких не утешительных выводов?

Дело в том, что социально – экономические изменения в России, в 90-е годы и начале нулевых, привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Система образования напрямую связана с экономическими процессами, т.к. занимается обеспечением государства по подготовке производительных сил, т.е. поставкой квалифицированных сотрудников. При анализе проблемы рассматривалась система развития рыночных отношений в России и показало, что рынок влечет за собой безработицу; тотальную переподготовку и перемещение значительных масс рабочих кадров, потому что новая экономика изменила требования к специалистам, а система образования, которая подготавливает кадры, еще не реабилитирована. Глубинный кризис системы образования, показал отчуждение личности ребенка от учебной деятельности, отчуждение учебной деятельности от потребностей ребенка и в итоге отчуждение образования от саморазвития.

Формируется принципиально иная система ценностей. В центре ее – свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Основа новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенция. И теперь основной целью обучения становится овладение обучающимися различного рода компетенциями: общими (ОК) и профессиональными (ПК) - выражающими, что именно обучающийся будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины, профессионального модуля или всей основной профессиональной образовательной программы по профессии или специальности. Данный подход поможет определить в целом профессионализм и конкурентоспособность личности. Он ориентирован на результат, в качестве которого рассматривается не только сумма усвоенной информации, а способность выпускника действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях. Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.

Внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику требует изменения содержания и методов обучения. Прежних форм для обучения выше заявленной компетентностной личности, уже мало. Учебники, наглядные пособия, дидактический материал никуда не денутся – это основа основ, но арсенал преподавателя должен быть дополнен и современными инструментами, смещением акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих обучающихся.

Переходим к методам обучения, используемым преподавателями при формировании компетенций. И в данном случае было бы не плохо разобрать методы для каждой компетенции в отдельности.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Откуда берется понимание профессии?

Обучающиеся приходят в образовательное учреждение, чтоб научиться. На этапе выбора специальности абитуриенты действуют на ощупь. Они выбирают ту или иную профессию, заранее придумав идеалы, которые, реальность учебного процесса рассеивает и не действует по чьим-то фантазиям. Квалифицированные специалисты – преподаватели спец. дисциплин являются путеводителем, который ведет их и дает направление. Есть неизменное правило – «на сколько ты сам любишь свою профессию, на столько ты сможешь привить к ней любовь и уважение окружающих».

Для решения проблемы по данной компетенции необходимо:

  • Регулярное обучение преподавателей при помощи посещения ими соответствующих мероприятий, учеб, семинаров и т.д.
  • Организовать экскурсии обучающихся к специалистам специальности вне образовательного учреждения в рамках дисциплины.
  • Организовать посещение обучающимися массовых мероприятий специальности вне учебного заведения: семинаров, выставок, вебинаров, презентаций и т.д.
  • Дать возможность обучающимся подготовить спец. мероприятие по профессии. Например, презентация проектов (с приглашением гостей); соревновательные мероприятия между учебными заведениями по смежным специальностям; организация и оценка заочного конкурса и т.д.
  • Дать возможность составить критерии для оценки своей работы.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Говоря о формировании у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая – это развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Организация собственной деятельности – это вопрос о дисциплине и проблема, которую не могут решить 8 человек из 10.

Для решения проблемы по данной компетенции необходимо:

  • Организовать выполнение упражнений на время.
  • Организовать деятельность по инструкции (игровая).
  • Провести деловые игры на организацию деятельности.
  • Постепенный переход преподавателя от контроля над обучающимся к самоконтролю обучающегося (например, при выполнении творческих или самостоятельных работ).

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Для решения проблемы по данной компетенции необходимо:

  • Организовать участие в очных олимпиадах между специальностями и образовательными учреждениями.
  • Задавать вопросы по дисциплине, которые не проверяют знания, а заставляют высказывать точку зрения и обосновывать ее.
  • Читать лекции, приводя при этом максимальное количество жизненных ситуаций.
  • Дать работу по техническому заданию, содержащую множество противоречивых факторов для его выполнения.
  • Регулярно менять форму занятия и вариации подачи материала, без преобладания какой – либо основной формы занятия.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Для решения проблемы по данной компетенции необходимо:

  • Организовать работу с ПЕЧАТНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, каталогами, любыми печатными источниками для: написания рефератов, докладов, составления таблиц, тезисных заданий.
  • Организовать работу с интернет – источниками для: анализа произведений, фото, заданных тем, картин, проектов, чертежей и т.д.
  • Участие в конкурсах по специальности на разных уровнях (муниципальный, областной, региональный, всероссийский и т.д.).

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Обучение и развитие обучающихся осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам преподавателя и обучающегося, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно – коммуникационных технологий.

Для решения проблемы по данной компетенции необходимо:

  • Давать задания с применением максимального количества специализированных программ.
  • Исключить однотипность заданий, связанных с ИТ.
  • Включить в программу медиаресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к методике для преподавания модуля.
  • Разработка собственных электронных средств обучающимися для учебного назначения.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Самоорганизация и культура общения – это проблемы монополисты. Статистики подсчитали, что до 70% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. Ни для кого не секрет, что наиболее развитым на сегодня стало интернет –общение. И оно идет и идет, на много опережая межличностные живые диалоги. Интернет-общение захватило все больше времени, особенно у обучающихся от 16 до 22 лет. И надо сказать, что культуру это мало как развивает. Согласно исследованию Microsoft, культура общения в российской части интернета находится на очень низком уровне — пользователи чуть ли не чаще всех в мире практикуют онлайн-издевательства, троллинг и прочее, что относится к «плохому обращению». На «шкале цифровой цивилизованности» Россия нашла себя на 12 месте из 14, менее цивилизованы только Мексика и ЮАР (исследования на 7 августа 2017 года).

Для решения проблемы по данной компетенции необходимо:

  • Организация бесед и дискуссий, в рамках профессиональных модулей на заданную тему.
  • Проведение тренингов на развитие коммуникабельности.
  • Давать самостоятельные задания, которые необходимо выполнять командами из двух, трех и более человек.
  • Давать большее количество заданий пассивным обучающимся.
  • Формировать группы для творческих работ преподавателю, не опираясь на желания обучающихся.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Умение работать в команде – одно из ключевых качеств личности, востребованное сегодня на рынке труда как никогда. Масштабные задачи требуют привлечения масштабных человеческих ресурсов и не просто привлечения, а их слаженной совместной работы. Отсюда и вытекает естественная потребность организаций в людях, способных работать в команде.

Для решения проблемы по данной компетенции необходимо:

  • Организовать соревновательные мероприятия.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Для решения проблемы по данной компетенции необходимо:

  • Давать самостоятельную работу, требующую для ответа применения обновлённых источников информации.
  • Регулярно обновлять и озвучивать график актуальных для специальности мероприятий, курсов, конкурсов, вебинаров и т.д.
  • Поощрять обучающихся за достижения результатов или проявление активности грамотами, благодарственными письмами.
  • Организовать формирование портфолио за все время обучения.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Для решения проблемы по данной компетенции необходимо:

  • Организовать экскурсии на предприятия
  • Посещения выставок с актуальной новой информацией
  • Повышать уровень владения новой специализированной информацией преподавательский состав.

Все перечисленные методы, на мой взгляд, эффективны при формировании компетенций обучающихся. Но очень важно правильно оценить и уровень их сформированности. Четкой системы оценивания уровня сформированности той или иной компетенции еще не существует.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у обучающегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы.

Совокупность правильно выбранных форм и методов обучения общих компетенций позволяют преподавателю сформировать профессиональные компетенции и однозначно диагностировать их сформированность.

Для каждой специальности СПО есть свои профессиональные компетенции. Но предлагаю посмотреть их формирование на примере специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)».

Некоторые профессиональные компетенции и методы их формирования приведены в Таблице №1.

Таблица №1.

№ ПК

Формулировка ПК

Методы формирования

ПК 1.1.

Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов.

* Рассмотрение и обсуждение аналогов с точки зрения: текстиля, мебели, текстур, цвета, стилистики и освещения на соответствие заданной теме.

* Самостоятельная работа на отсортировку принципиально новых решений оформления пространств, мебели, света и т.д. среди предложений рынка.

* Использование в работе над проектом только принципиально новые материалы, технологии и сочетания.

ПК 1.2.

Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна.

* Курсовая работа

* Задания на самостоятельную работу по Тех. Заданию.

* Демонстрация видеоматериалов от поставщиков оборудования (мебель, свет, фурнитура, материалы, обои и т.д.)

ПК 1.3.

Производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемого проекта.

* Работа с сквозной задачей

* Работа с каталогами поставщиков оборудования

ПК 1.4.

Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта.

* Составление цветовых карт для дизайна – проекта (CorolD, PS);

* Составления мудборда с текстурами для дизайн – проекта (CorolD, PS).

ПК 1.5.

Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов.

* Комбинированная работа: ручная графика + компьютерная графика

* Практические задания на исполнение текстур разными способами.

* Регулярное использование компьютерных технологий

* Регулярное использование ручной графики

ПК 4.1.

Составлять конкретные задания для реализации дизайн-проекта на основе технологических карт.

* Разработка ТЗ на проектирование самостоятельно

* Разработка проектов по ТЗ

* Работа с индивидуальными заказами

ПК 4.2.

Планировать собственную деятельность.

* Выполнение самостоятельных заданий

* Выполнение аудиторных заданий

ПК 4.3.

Контролировать сроки и качество выполненных заданий.

* Выполнение курсовых работ

* Защита проектов перед аудиторией


В результате компетентностного подхода специалист «на выходе» не только соответствует определенным рыночным ожиданиям, но и может быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в работе.

Преобразовав образовательный процесс и постепенно выводя его на новый уровень в конечном итоге общество получит необходимость и даже обязанность учить в соответствии с компетенциями.

Комментарии
Комментариев пока нет.