Статья «Метод проектов в системе самостоятельной работы обучающихся»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр №5 г. Челябинска»
Тема: Метод проектов в системе самостоятельной работы обучающихся.
Л.Л. Смирнова
Челябинск
2022
Метод проектов и его применение в обучении
В современном мире основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. В традиционной системе обучения акцент делался на усвоение готовых знаний, а само обучение происходило в основном за счет эксплуатации памяти.
В настоящее время принят другой подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления обучающихся. Немаловажную роль в достижении этих целей играет метод проектов.
На сегодняшний день существует несколько определений метода проекта:
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов – это технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Цели метода проектов:
развитие познавательных, творческих навыков обучающихся;
умений самостоятельно конструировать свои знания;
умений ориентироваться в информационном пространстве;
развитие критического мышления;
оформления результатов исследования в виде результатов проекта для практического применения на занятиях математике
Блок схема алгоритма выполнения проекта:
Причины широкого распространения метода проектов.
необходимость не столько передавать обучающимся сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Таким образом, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую - что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д. Но, главное, он рассчитан на умение работать с различными источниками информации.
Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (разноуровневое обучение).
Источники:
https://multiurok.ru/files/proektnaia-deiatelnost-kak-sovremennaia-forma-obuc.html