12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
золотарёва марина витальевна32
1

Методическая разработка «Познавательно – исследовательская деятельность, как средство формирования первоначальных представлений о ЗОЖ детей 2- 3 лет»

 

 


 


 

Познавательно – исследовательский проект во второй группе раннего возраста

Познавательно – исследовательская деятельность, как средство формирования первоначальных представлений о ЗОЖ детей 2- 3 лет

Творческое название: “Быть здоровыми хотим!”

Воспитатель: Золотарева М.В.

Вид проекта: творческо - исследовательский

Время реализации: октябрь – май

Участники проекта: Педагоги ДОУ, дети второй группы раннего возраста, родители.

Актуальность проекта

Самое лучшее открытие то,

которое ребенок делает сам

В.Сухомлинский

ФГОС ДО одной из главных задач ставит задачу укрепления здоровья детей, формирование ценностей ЗОЖ, вовлечение родителей в дошкольное образовательное учреждение по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Именно ранний дошкольный возраст- самое благоприятное время для начала выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приведут к положительным результатам. Статистика свидетельствует 90% выпускников покидают школу хронически больными. К тому же больных детей из дошкольных учреждений приходит в школу все больше и больше.

Ранний возраст – основа здоровья. В раннем возрасте происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются привычки, вырабатываются черты характера без которых невозможен ЗОЖ.

Формирование отношения ребенка к ЗОЖ немыслимо без активного участия родителей. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно – оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско – взрослое сообщество (дети- родители – педагоги).

Передо мной стоит проблема. Как дать детям первоначальные знания о ЗОЖ в раннем возрасте? Какие приемы и методы использовать?

Одним из средств эффективно способствующих формирования начальных представлений ЗОЖ является познавательно – исследовательская деятельность. Все дети по своей природе любознательны, а особенно дети раннего возраста.

Моя главная цель - дать возможность малышам проявить свою любознательность. А что может быть лучше, чем познание через исследование. В ходе экспериментов они получают знания. Именно такие знания позволяют им познать мир.

Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов у детей является одной из самых актуальных задач. Познавательно – исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на освоение окружающего мира.

Маленькие дети по своей природе исследователи, им хочется все испытать, у них формируется любознательность. Именно поэтому я считаю очень важно сделать любознательность управляемым процессом. Главное полезным для формирования первичных представлений о ЗОЖ. Я стараюсь создавать проблемные ситуации (например: В каких фруктах больше сока?) , где мы с детьми решаем их практическим путем проводя опыты. В процессе исследования включаются все органы чувств. Малыш слушает, смотрит, пробует на вкус, открывает признаки предмета (мыло пенится при помощи воды), свойств продукта (соль растворяется в воде), чувствует запахи в сравнении (чеснок и апельсин).

Таким образом, на основе познавательно - исследовательской деятельности у детей формируются простейшие представления о здоровом образе жизни: “Что хорошо для здоровья и что плохо?”, “Какие продукты полезные?”, “Почему надо мыть руки?”. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает и дают первичные знания о ЗОЖ.

Цель проекта

Формирование первоначальных представлений о ЗОЖ у детей раннего возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности. Развивать познавательный интерес и творческие способности детей.

Задачи проекта

1.Развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации в процессе экспериментирования.

2. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах овощей и фруктов, продуктах питания, частей тела, предметах личной гигиены.

3. Побуждать интерес детей к экспериментированию посредством проведения простейших опытов.

4. Оказание всесторонней помощи семье в вопросах сохранения и укрепления здоровья, привитие навыков здорового образа жизни.


 

Принципы реализации проекта

1. Принцип партнерства.

Сотрудничество педагога, детей и родителей.

2. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода

Учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития.

3. Принцип систематичности и последовательности

Постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных знаний, правил и норм.

4. Принцип наглядности и занимательности

Предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

Этапы реализации проекта

1 этап - организационный.

подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта; пособий для практического обогащения проекта.

2 этап - планирование реализации проекта.

определение задач воспитательно-образовательной работы;

планирование деятельности педагога, родителей, детей;

составление перспективного плана работы

3 этап – реализация проекта.


 

Перспективный план по проекту “Быть здоровыми хотим”

Месяц

Тема исследования

Цель

Работа с родителями


 


 


 

Октябрь

1.Посадка лука “Лук от семи недуг” (Практическая часть).


 


 

2. Умой куклу (Практическая часть).

Дать представление о том, что лук помогает при простуде, для роста растений необходимы почва, тепло, свет.


 

Формирование навыков умывания, расширять представления о назначении предметов туалета.

Художественное творчество “Полотенце для куклы Оли”

Оформление папки – передвижки “Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста”

Анкетирование “ЗОЖ в моей семье”


 


 


 


 

Ноябрь

1.Опыты с водой “Чудо водичка”


 


 

 

2.Опыты с мылом “Мыло фокус покажи”

Познакомить со свойствами воды (окрашивание, запах, цвет, вкус). Дать понятие о том, что вода нужна для чистоты человека и жилища.

Познакомить со свойствами мыла (жидкое, твердое, цвет, запах). Учить соблюдать правила безопасного поведения с мылом. Дидактическая игра “Найди мылу мыльницу” (по форме).

 

Индивидуальные беседы с родителями о привитии культурно – гигиенических навыков в семье.


 


 


 


 


 

Декабрь

1.Определение – рассматривание ”Овощи и фрукты – полезные продукты” (по цвету, запаху, форме).


 


 


 


 


 

2.Опыты с лимоном “Господин Лимон” (тонет – не тонет. В кожуре – не тонет, без кожуры – тонет).

Формирование представлений о пользе овощей и фруктов для здоровья человека, каждый фрукт и овощ имеет свой неповторимый запах и вкус. Художественное творчество. Аппликация “Заготовки на зиму ” Дидактическая игра “Разложи фрукты по тарелкам” (по цвету, форме).


 

Познакомить со свойствами лимона (цвет, запах, вкус). Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с лимоном. Художественное творчество. Аппликация “Лимончики” (эмоции).

Порекомендовать родителям приготовить овощной салат.


 


 


 


 


 


 


 


 

Январь

1.Сравнение “Чеснок и апельсин” (определение по запаху, тонет – не тонет, вкус, цвет, форма)


 


 


 

2. Опыты “Нюхаем, пробуем, слушаем, трогаем”

Формировать представление детей о полезных свойствах чеснока, апельсина. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье. Художественное творчество. Лепка “Апельсин” Дидактическая игра “Овощной магазин”

Дать представление о назначении органов чувств (уши – слышать, нос – определять запах, пальцы – определять форму, язык – вкус). Дидактическая игра “Угадай что звучит”, “Определи по форме”, “Угадай на вкус” Художественное творчество. Рисование “Человечки из Страны Здоровья”

Изготовление дидактических игр по теме ЗОЖ.


 


 

Февраль

1.Исследования круп ”Кашка варись”. Опыты “Какая из видов крупы проходит через сито”, “Рассматривание под лупой видов крупы”


 


 


 


 

2.Опыты с мукой “Напечем мы пироги”

Познакомить с видами круп, приготовлением из них каш для здоровья человека. Развитие художественно – творческих способностей, посредством игр с крупой. Дидактическая игра “Нарисуй на подносе круг, треугольник из гречки” Художественное творчество. Аппликация “Яблоко из крупы”

Познакомить со свойствами муки (мягкая, белая, легкая, оставляет отпечатки).

Оформление папки – передвижки “Познавательно – исследовательская деятельность - основа развития активности детей”

Порекомендовать родителям испечь пироги дома.

Март

1.Опыты с сахаром “В гостях у Карлсона” (растворение в воде- горячей и холодной)


 

2. Опыты с яйцом (сырое - вареное, в обычной воде тонет, в соленой воде - не тонет, цвет)

Познакомить со свойствами сахара, формой, цветом, растворимостью в воде. Художественное творчество. Рисование “Банка варенья”

Познакомить со свойствами яйца, его содержимым (яйцо можно пожарить, сварить).

Оформление папки - передвижки “Принципы здорового питания”


 


 


 


 

Апрель

1. Опыты и исследования соли “Матушка соль”. Окрашивание мелками, рассматривание под лупой, растворение в воде.

2.Сравнение молока и кефира “Пейте дети молоко”

Познакомить со свойствами соли, с применением ее в приготовлении пищи. Развивать познавательный интерес при проведении опытов.


 

Определение свойств молока и кефира, их сравнении – цвет, запах, вкус. Дать понятие о том, что молоко и кефир полезны для здоровья и их необходимо употреблять в пищу.

Изготовление дидактической игры “Полезно - вредно”

Май

1.”Витамины на окне”. Посадка укропа и салата (практическая часть)

2.Обобщение “Я хочу здоровым быть”

Познакомить с полезными свойствами витаминных растений для здоровья человека.

Закрепить первичные представления о ЗОЖ. Воспитывать желание заботиться о своем здоровья. Формировать желание заботиться о чистоте своего тела.

Индивидуальные беседы о правилах ЗОЖ в семье.


 

Ожидаемый результат от проектной деятельности

1.     для педагога:

·   повысить уровень педагогической компетентности, профессиональный рост;

·  повысить качество работы с детьми в проектной деятельности.

2.     для детей:

· сформировать простейшие представления о ЗОЖ, посредством познавательно – исследовательской деятельности;

· развивать творческие способности;

· развивать речь, расширять кругозор и любознательность.

3.     для родителей:

· создать партнерские отношения родителей, детей и педагогов в совместной проектной деятельности;

· включать детей в совместные с родителями практические познавательные действия экспериментального характера;

· возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации ЗОЖ.


 

Продукт проектной деятельности

Оформление фоторепортажа для родителей;

Выставка художественного творчества детей;

Оформление буклетов для родителей “Формирование основ ЗОЖ у детей раннего возраста”

Подведение итогов проекта

Анализ проделанной работы по теме проекта на родительском собрании.

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.