Исследовательская деятельность как средство формирования патриотических качества обучающихся

0
0
Материал опубликован 28 October 2020

ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Борзенкова Любовь Григорьевна


Старший вожатый Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Белгородской области

borzenkovalg@yandex.ru


В статье рассматриваются вопросы организации поисково-исследовательской и краеведческой деятельности, их влияние на формирование патриотических качеств обучающихся. Воспитание патриота и гражданина - основная задача современного российского государства. В статье представлен собственный опыт работы в рамках данного направления. Статья по теме: «Поисково-исследовательская деятельность как средство формирования патриотических качеств обучающихся». Ключевые слова: патриотизм; поисковая, исследовательская, краеведческая деятельность; патриотическое воспитание; малая родина.

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

В настоящее время в стране идет активный процесс формирования российской государственности, а так как любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, то именно на школу возложена миссия формирования устойчивой гражданской позиции, развития чувства любви к малой Родине. Огромную роль здесь играет организация поисково-исследовательской краеведческой работы. Если человек не любит старые улицы, старые дома – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране [5, с.158].

Благодаря краеведению, школьники имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного города и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долг, милосердие.

Исследовательская деятельность краеведческой направленности – одно из основных направлений всей исследовательской работы с детьми, целью которой является: воспитание чувства патриотизма, формирование духовно-нравственных качеств личности на основе изучения исторического и культурного наследия родного края, национальных традиций. Данная цель предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

-активизировать познавательную и творчески продуктивную деятельность обучающихся;

-формировать навыки проектной и исследовательской деятельности у школьников;

-развивать устойчивые мотивы детей, связанных с работой над краеведческим материалом, расширение знаний, стремление выйти за рамки программы;

-активизировать участие обучающихся в конкурсах проектно-исследовательских работ, а также в научно-практических конференциях;

-воспитывать ценностное отношение к историческому и культурному наследию прошлых поколений.

В основе краеведения, как науки, лежит исследовательский метод, который позволяет детям войти в мир самостоятельной исследовательской работы, помогает им научиться формулировать цели, задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться пошагово от намеченных задач и делать собственные выводы [6, с.58].

В исследовательской работе большое значение имеет использование различных информационных источников краеведческой направленности. К документальным относятся: архивные материалы, книги, энциклопедические словари, музейные материалы. Работая с ними, ребята приобретают умения извлекать нужную информацию об интересующем объекте исследования, обнаруживают исторические и хронологические сведения.

Считаем, что один из возможных путей формирования активной жизненной позиции у подрастающего поколения - приобщение его к духовным ценностям, среди которых - патриотизм, гражданственность.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Так, например, К.Д.Ушинский отводил патриотизму, гражданственности огромную роль в процессе воспитания подрастающего поколения: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [7, с. 350].

В исследовательской работе «От солдата - до генерала. Наш земляк - генерал-лейтенант Андрей Никитич Астанин» обучающиеся раскрывают боевой путь видного советского военачальника, человека, внесшего огромный вклад в достижение Победы над германским фашизмом, нашего земляка, генерал-лейтенанта Астанина Андрея Никитовича. Сорок лет своей жизни отдал Андрей Никитович военной службе. За эти годы он прошел большой путь - от красноармейца до генерала. В 1965 году, в год двадцатилетия Великой Победы, одной из улиц поселка Большая Ижора Ломоносовского района Ленинградской области было присвоено имя нашего земляка, командующего Приморской оперативной группой Ленинградского фронта генерал-лейтенанта Андрея Никитовича Астанина. В честь земляка названа улица в нашем селе Новоуколово. Андрей Никитович Астанин награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова, орденом Отечественной войны, многими медалями. В школьном музее создана экспозиция, посвященная генерал-лейтенанту А.Н.Астанину. Хранятся вещи, переданные в дар музею родственниками Андрея Никитовича. Школьники гордятся таким земляком и свято хранят память.

Исследовательская работа «Летопись села Новоуколово Красненского района Белгородской области» помогает ребятам на примерах знакомых им людей (жителей села) проследить их судьбы, в том числе, солдат на фронтах Великой Отечественной войны и оценить вклад односельчан в дело Победы. Неоценимым источником информации являются люди: жители села, участники событий. При работе с этим источником информации ребята учатся брать интервью, правильно и корректно составлять вопросы, из всего сказанного извлекать нужную информацию, делать записи. Им важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что история страны непосредственно связана с историей села, историей своей семьи.

Обучающиеся школы участвуют в реализации Всероссийского Проекта «Бессмертный полк». Главная цель «Бессмертного полка» - сохранение в каждой российской семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Ребята провели поисковую работу по сбору информации о ветеранах Великой Отечественной войны: встречались с родственниками погибших, вели записи их рассказов, нашили фотографии ветеранов Великой Отечественной войны, материал оформили в виде альбома. 9 мая ежегодно «Бессмертный полк» проходит по улицам села Новоуколово.

Следует отметить, что тесное сотрудничество со школьным краеведческим музеем является действенным способом включения детей в процесс повышения уровня знаний и эрудиции, позволяет им соприкоснуться с изучаемым материалом, что, в свою очередь, способствует формированию патриотических качеств.

Походы, экскурсии, встречи с интересными людьми представляют огромную социальную значимость для школьников, оставляя в их памяти неизгладимые впечатления от прикосновения к прошлому своей малой родины, повышая их интерес к истории родных мест, воспитывая чувство патриотизма.

Свои работы (исследовательские статьи, проекты) обучающиеся представляют на различных научно-практических конференциях и конкурсах.

В процессе поисковой работы школьники приобретают навыки настоящих исследователей, что является существенной особенностью данной деятельности. Сбор информации, ее обработка способствуют развитию познавательных способностей, расширяют кругозор, повышают уровень самостоятельной работы, а царящая среди поисковиков атмосфера взаимного уважения дает возможность обучающимся реализовать себя как личностям.

Реализация поисково-исследовательской работы позволяет почувствовать то, что историки называют «ароматом эпохи», при этом понятие «связь поколений», «малая Отчизна» наполняются более осмысленным содержанием. А поиск, сохранение и изучение своего прошлого формирует ответственность за судьбу Родины, воспитывает истинного гражданина, патриота своей страны, пробуждает чувство Родины.

Академик С.О.Шмидт назвал краеведение «краелюбием» [8, c.16]. Развивая любовь школьников к родному краю, повышая интерес детей к истории родных мест, мы тем самым помогаем им осознать, что история малой родины является составной и значительной частью большой страны – России, за которую они станут ответственны в недалеком будущем. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в «нравственной оседлости» (по Д.С. Лихачеву) [2, с.156] не возникают сами по себе, а воспитываются. И здесь краеведение играет значительную роль.







Литература


1.Бабошина Е.Б. Краеведение и школа: к постановке проблемы обучения. – Курган: Меридиан, 1992. 260 с.

2.Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательских работ. –//М.: «Завуч», № 1, 2001. 82с.

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – // М.: «Завуч», № 1, 2001. 82с.

4.Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. – //М.: «Завуч», № 1, 2001. 82с.

5.Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность//Русская культура. – М.: Искусство, 2000. 270с.

6. Нестерова Н.Г. Развитие познавательной активности учащихся в процессе краеведческой деятельности. – Томск: Курсив, 1994. 370с.

7.Харламов  И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 520 с.

8. Шмидт С.О. «Золотое десятилетие» советского краеведения// Отечество. Краеведческий альманах. Выпуск 1– М. 1990. 98с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации