Исследовательская деятельность как средство формирования патриотических качества обучающихся
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Борзенкова Любовь Григорьевна
Старший вожатый Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Белгородской области
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
В настоящее время в стране идет активный процесс формирования российской государственности, а так как любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, то именно на школу возложена миссия формирования устойчивой гражданской позиции, развития чувства любви к малой Родине. Огромную роль здесь играет организация поисково-исследовательской краеведческой работы. Если человек не любит старые улицы, старые дома – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране [5, с.158].
Благодаря краеведению, школьники имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного города и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долг, милосердие.
Исследовательская деятельность краеведческой направленности – одно из основных направлений всей исследовательской работы с детьми, целью которой является: воспитание чувства патриотизма, формирование духовно-нравственных качеств личности на основе изучения исторического и культурного наследия родного края, национальных традиций. Данная цель предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
-активизировать познавательную и творчески продуктивную деятельность обучающихся;
-формировать навыки проектной и исследовательской деятельности у школьников;
-развивать устойчивые мотивы детей, связанных с работой над краеведческим материалом, расширение знаний, стремление выйти за рамки программы;
-активизировать участие обучающихся в конкурсах проектно-исследовательских работ, а также в научно-практических конференциях;
-воспитывать ценностное отношение к историческому и культурному наследию прошлых поколений.
В основе краеведения, как науки, лежит исследовательский метод, который позволяет детям войти в мир самостоятельной исследовательской работы, помогает им научиться формулировать цели, задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться пошагово от намеченных задач и делать собственные выводы [6, с.58].
В исследовательской работе большое значение имеет использование различных информационных источников краеведческой направленности. К документальным относятся: архивные материалы, книги, энциклопедические словари, музейные материалы. Работая с ними, ребята приобретают умения извлекать нужную информацию об интересующем объекте исследования, обнаруживают исторические и хронологические сведения.
Считаем, что один из возможных путей формирования активной жизненной позиции у подрастающего поколения - приобщение его к духовным ценностям, среди которых - патриотизм, гражданственность.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Так, например, К.Д.Ушинский отводил патриотизму, гражданственности огромную роль в процессе воспитания подрастающего поколения: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [7, с. 350].
В исследовательской работе «От солдата - до генерала. Наш земляк - генерал-лейтенант Андрей Никитич Астанин» обучающиеся раскрывают боевой путь видного советского военачальника, человека, внесшего огромный вклад в достижение Победы над германским фашизмом, нашего земляка, генерал-лейтенанта Астанина Андрея Никитовича. Сорок лет своей жизни отдал Андрей Никитович военной службе. За эти годы он прошел большой путь - от красноармейца до генерала. В 1965 году, в год двадцатилетия Великой Победы, одной из улиц поселка Большая Ижора Ломоносовского района Ленинградской области было присвоено имя нашего земляка, командующего Приморской оперативной группой Ленинградского фронта генерал-лейтенанта Андрея Никитовича Астанина. В честь земляка названа улица в нашем селе Новоуколово. Андрей Никитович Астанин награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова, орденом Отечественной войны, многими медалями. В школьном музее создана экспозиция, посвященная генерал-лейтенанту А.Н.Астанину. Хранятся вещи, переданные в дар музею родственниками Андрея Никитовича. Школьники гордятся таким земляком и свято хранят память.
Исследовательская работа «Летопись села Новоуколово Красненского района Белгородской области» помогает ребятам на примерах знакомых им людей (жителей села) проследить их судьбы, в том числе, солдат на фронтах Великой Отечественной войны и оценить вклад односельчан в дело Победы. Неоценимым источником информации являются люди: жители села, участники событий. При работе с этим источником информации ребята учатся брать интервью, правильно и корректно составлять вопросы, из всего сказанного извлекать нужную информацию, делать записи. Им важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что история страны непосредственно связана с историей села, историей своей семьи.
Обучающиеся школы участвуют в реализации Всероссийского Проекта «Бессмертный полк». Главная цель «Бессмертного полка» - сохранение в каждой российской семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Ребята провели поисковую работу по сбору информации о ветеранах Великой Отечественной войны: встречались с родственниками погибших, вели записи их рассказов, нашили фотографии ветеранов Великой Отечественной войны, материал оформили в виде альбома. 9 мая ежегодно «Бессмертный полк» проходит по улицам села Новоуколово.
Следует отметить, что тесное сотрудничество со школьным краеведческим музеем является действенным способом включения детей в процесс повышения уровня знаний и эрудиции, позволяет им соприкоснуться с изучаемым материалом, что, в свою очередь, способствует формированию патриотических качеств.
Походы, экскурсии, встречи с интересными людьми представляют огромную социальную значимость для школьников, оставляя в их памяти неизгладимые впечатления от прикосновения к прошлому своей малой родины, повышая их интерес к истории родных мест, воспитывая чувство патриотизма.
Свои работы (исследовательские статьи, проекты) обучающиеся представляют на различных научно-практических конференциях и конкурсах.
В процессе поисковой работы школьники приобретают навыки настоящих исследователей, что является существенной особенностью данной деятельности. Сбор информации, ее обработка способствуют развитию познавательных способностей, расширяют кругозор, повышают уровень самостоятельной работы, а царящая среди поисковиков атмосфера взаимного уважения дает возможность обучающимся реализовать себя как личностям.
Реализация поисково-исследовательской работы позволяет почувствовать то, что историки называют «ароматом эпохи», при этом понятие «связь поколений», «малая Отчизна» наполняются более осмысленным содержанием. А поиск, сохранение и изучение своего прошлого формирует ответственность за судьбу Родины, воспитывает истинного гражданина, патриота своей страны, пробуждает чувство Родины.
Академик С.О.Шмидт назвал краеведение «краелюбием» [8, c.16]. Развивая любовь школьников к родному краю, повышая интерес детей к истории родных мест, мы тем самым помогаем им осознать, что история малой родины является составной и значительной частью большой страны – России, за которую они станут ответственны в недалеком будущем. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в «нравственной оседлости» (по Д.С. Лихачеву) [2, с.156] не возникают сами по себе, а воспитываются. И здесь краеведение играет значительную роль.
Литература
1.Бабошина Е.Б. Краеведение и школа: к постановке проблемы обучения. – Курган: Меридиан, 1992. 260 с.
2.Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательских работ. –//М.: «Завуч», № 1, 2001. 82с.
3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – // М.: «Завуч», № 1, 2001. 82с.
4.Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. – //М.: «Завуч», № 1, 2001. 82с.
5.Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность//Русская культура. – М.: Искусство, 2000. 270с.
6. Нестерова Н.Г. Развитие познавательной активности учащихся в процессе краеведческой деятельности. – Томск: Курсив, 1994. 370с.
7.Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 520 с.
8. Шмидт С.О. «Золотое десятилетие» советского краеведения// Отечество. Краеведческий альманах. Выпуск 1– М. 1990. 98с.